Призы Каннского фестиваля удовлетворили всех

0
27 мая 2013


При отсутствии общепризнанных лидеров, при дефиците оригинальности, которая сочеталась бы с содержательностью, при том, что ни одна из картин конкурса не заслуживает долголетия, жюри распорядилось призами чрезвычайно разумно и сорвало за весь этот фестиваль самые продолжительные аплодисменты - все оказались более или менее удовлетворены.
Наименее убедительны - случайны - актерские призы. И француженка Беренис Бежо в "Прошлом", и ветеран актерского цеха американец Брюс Дерн сыграли хорошо, это высокие профи и работают без фальши, но настоящее, виртуозное мастерство актерам позволил продемонстрировать фильм "Венера в мехах" Романа Полански. Однако известно, что Стивен Спилберг неприязненно относится к Полански и убежденно не подписал ходатайство деятелей культуры в его защиту, когда тот отбывал срок в тюрьме за давнее педофильское преступление. Так что "Венере" призы не светили, и это было очевидно всем.
Выбор фильма Абделлатифа Кешиша "Жизнь Адель", как лучшего на фестивале, продиктован, для меня несомненно, в первую очередь гуманистическими соображениями. Картина расколола фестивальную публику не столько художественным качеством, сколько однозначным, ярко выраженным отношением к горячей теме. И в стране, где именно в эти дни бушуют демонстрации против однополых браков, жюри решило демонстративно встать на сторону людей, отстаивающих свое право на нормальную, без унижений, жизнь. Так было и в прошлом году, когда в Канне один из призов взяла румынская антирелигиозная картина "За холмами", где героини тоже лесбиянки, и несколько лет назад в Венеции, когда победила "Горбатая гора" Энга Ли. Правда, эти решения жюри были, на мой взгляд, менее компромиссными: "Жизнь Адель", по большому счету, чрезмерно длинна и чересчур увлечена подробностями, выходящими за пределы художественного интереса. Тем не менее, зал нескрываемо за нее "болел", французские киножурналы ее оценивали высшими баллами, и объявление о Золотой пальмовой ветви было принято с восторгом: в историю фестиваля войдет если не сам этот фильм, то, несомненно, этот поступок жюри.
И еще одна особенность фестиваля: впервые за многие годы решение жюри оказалось в полном согласии с критическими рейтингами, которые вели ежедневные журналы. Награжденными оказались практически все фавориты критиков. Напомню, что "Жизнь Адель" получила, кроме официального "золота", еще и журналистский приз ФИПРЕССИ. Под ликование зала увенчали Гран при - вторым по рангу призом фестиваля - кантри-мюзикл братьев Коэн "Внутри Льюина Дэвиса". По достоинству оценен социальный смысл китайского фильма Цзя Чжанкэ "Прикосновение греха" - он взял приз за сценарий. Критика симпатизировала "Прошлому" Асгара Фархади - награду получила его главная актриса Беренис Бежо. Два года назад в фильме "Артист" она осталась без приза - теперь обидное упущение наверстано, и, принимая приз, актриса от волнения расплакалась.
И наконец, с самого начала никто не сомневался, что один из ранних фильмов конкурса "Как отец, как сын" Хирокадзу Корэ-эда тронет сердца жюри мастерски разработанной душераздирающей семейной коллизией, - японская картина была обречена на приз и его получила.
Наиболее спорным решением жюри оказался режиссерский приз мексиканцу Амату Эскаланте за поразивший жестокостью фильм "Эли", и зал сдержанно принял это известие. Впрочем, и это решение эхом повторило вердикт двухлетней давности, когда именно приза за режиссуру был удостоен ныне провалившийся Николас Рефн - тогда, помнится, его фильм "Драйв" тоже расколол публику на любителей самоценной жестокости и ее противников.
Финальные церемонии Канна всегда подкупают деловой лаконичностью: праздничное оформление сцены, обаятельная, но немногословная ведущая, отсутствие долгих приветственных речей и неуместной помпезности - все свершилось за сорок минут. И если бы не Азиа Ардженто, вышедшая вручать приз за сценарий, судя по всему, в сильном подпитии, церемонию можно было бы считать идеальной.

Призы канского международного кинофестиваля:

Золотая пальмовая ветвь - Абделлатиф Кешиш за фильм "Жизнь Адель".

Гран-при - Братья Коэны за фильм "Внутри Льюина Дэвиса".

Приз жюри - Хирокадзу Корэ-Эда (Япония) за фильм "Как отец, как сын".

Лучшая режиссура - Амати Эскаланте (Мексика) за фильм "Эли".

Лучший сценарий - Цзя Чжанкэ (Китай), фильм "Прикосновение греха".

Лучшая мужская роль - Брюс Дерн в фильме Александра Пэйна "Небраска".

Лучшая женская роль - Беренис Бежо, в фильме Асгара Фархади "Прошлое".

Приз "Золотая камера" за лучший дебют - фильм "Ило Ило", Сингапур.

Автор: Валерий Кичин

Источник публикации Российская газета
Оставить комментарий