"Театр для человека, и он рассказывает о человеке"

0
31 марта 2016


Марина Суранова, Ревизор.ru

Каким будет театр дня завтрашнего и что он представляет собой сегодня? Об этом Ревизор.ру спросил актёра и педагога, ректора Театрального института имени Щукина Евгения Князева.
Евгений Владимирович, на Ваш взгляд – будущее театра за экспериментами или классикой?

Да кто же знает. Жизнь непредсказуема. Любую работу хочется сделать и современной, и созвучной сегодняшнему  времени. Есть наше время, есть следующий этап, есть люди, которые идут за тобой.

А Вам не кажется, что "экспериментов" сейчас многовато? Есть мнение, что этим пытаются замаскировать невежество.

С этим совершенно согласен. Часто так прикрывают отсутствие знаний, умений или, якобы, открывают новые формы в искусстве, а  выглядит всё просто смешно. Если в самом деле это новая форма, то уверяю, её непременно оценят, примут и скажут: "Как здорово". И сегодня у нас есть режиссёры очень яркие и талантливые: Римас  Туминас, Миндаугас Карбаускис, Валерий Фокин – новатор и классик. Есть и молодые, и я на них очень рассчитываю. И ещё важно помнить, что в театре непременно должна быть определённая доля патриотичности, нужно любить свой, русский театр. 

Говорят, что молодежь сегодня не столь вдумчива,  не так хорошо образована… А в "Щуке" это тоже чувствуется?

Еще говорят, что эти люди заведут нас туда, откуда потом нам не выбраться. Ерунда всё это. Молодое поколение очень неплохое. А что не научили вдумчиво читать – это не их вина. Да, это поколение гаджетов. Телефоны в руках с первого класса, с младенчества ползают по всемирной паутине. Вот детям и кажется, что в любую секунду они могут обратиться к интернету и получить любые знания. Но ведь это не знания, а всего лишь информация. Чтобы получить знания, нужно потрудиться. Те, кто это понимают, те и учатся.

Как всегда, таких немного…

Да, тех, кто потом будут составлять славу российской культуры и науки, немного. Но не надо по этому поводу рефлексировать. Я преподаю в театральной школе. Из ста пятидесяти человек, с которыми приходится встречаться практически каждый день, я вижу десяток необыкновенно одарённых людей. Мы потом ещё будем ими гордиться. При условии, конечно, что они останутся  такими же пытливыми. Если продолжат обогащать свою душу через литературу, музыку, живопись. 

Вот если вспомнить, как русские дворяне воспитывали своих детей - возили их в Рим, знакомили с мировыми шедеврами… Сейчас, к сожалению, даже если и есть возможность ездить и узнавать, то все по поверхности. Потому и  люди поверхностные.

Сегодня важно прививать любовь к чтению классиков, чтобы преподаватели общеобразовательных дисциплин просто заставили ребят читать. Необходимо писать по прочитанному сочинения. Прочитав одну книгу, браться за следующую. Плохо, когда в режиссуру приходят серые, необразованные люди, пролиставшие за жизнь две с половиной книги. Так как знаний нет, они, предлагая что-то, порой думают, что открывают Америку.

А вообще, сегодня молодому актёру стало проще пробиться чем раньше?

Стало сложнее. Знаете, люди с лёгкостью судят о трёх вещах: футболе, медицине и культуре. Думают, что  разбираются, а значит, этому и легко. Вот многие вузы взялись преподавать актёрское мастерство, открыв у себя театральные специальности, даже не представляя как это все непросто. Я, например, для своей школы до сих пор ищу и по крупицам отбираю лучших педагогов, чтобы она держалась, и имя своё не утратила. Сложно воспитать человека, который по-настоящему бы полюбил театр, слышал бы стук его сердца. Но всё же, есть очень хорошие примеры. Римас Туминас, например. Как он пестует своих режиссёров, которых у него всего пять! С каждым подробно обсуждает постановки. Он всегда говорит: важно, чтобы они делали спектакли о людях и для людей.

Я слышала от театральных педагогов, что сегодня сложно учить режиссёров. Особенно если человек по-настоящему талантлив – ему кажется, что он всё уже знает.

С молодежью всегда так, с ними непросто найти общий язык. Но, конечно,  это возможно, и мы находим. Надо суметь увлечь. Я часто вспоминаю на лекциях высокие слова великих. Например, когда-то мне попались несколько точных выражений Михаила Ульянова. Он говорил: "В искусстве и в жизни никто тебя не проведёт, никто не спасёт. Направить, поддержать могут, но спасти, вывести в люди, сделать настоящим артистом не могут. Везде и всюду во всех положениях и ракурсах слушай всех, а делай по своему, ищи выход сам, плакать не нужно никогда. Лучше сто раз подерись, чем поплачь. Сам за себя постой,  а то сшибут, и ведь и не встанешь".

Когда-то я записал его рекомендацию в своем дневнике, и принципом этим руководствовался.  Сегодня делюсь с ребятами. И еще я считаю, что талантливый человек должен уметь отстоять свою точку зрения, и это тоже является признаком профессии. 

А кого еще цитируете студентам?

Люблю Федерико Гарсиа Лорку. Он говорил, театр – это школа смеха и слез, это свободная трибуна, с которой ты должен обличать ветхую мораль и представлять живые судьбы. Я вслед за Лоркой считаю, что художник – это призвание и над ним должно реять слово "ИСКУССТВО", а иначе придется нацепить на него вывеску: "Купля-продажа". К чему мы сейчас, к сожалению, приходим.
 
И всё же в чем она – главная задача театра?
 
Театр противоречив, загадочен, одновременно любящий и ненавидящий. Актёрская  профессия – это и счастье, и отчаяние. В юности мне казалось, что в эту профессию только по блату могут взять, теперь я могу сказать, что никакой блат здесь не может помочь никогда. Здесь ты можешь помочь только сам себе.

Островский считал, что любой театр – это признак совершенствования нации, так же как и академии, университеты, музеи – совершенствование человека. Вот девочки, они мечтают найти своего принца, приходят в театр. И здесь им должны рассказать о высокой любви. Они должны знать, что есть высочайшие примеры любви, что были и Петрарка, и Лаура, и Казанова, и дон Гуан. Театр для человека, и он рассказывает о человеке.
Оставить комментарий