Кино на бумаге

0
16 мая 2016
Кино на бумаге
© Пресс-служба Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО"

Текст Маргарита Глухова источник Ревизор.ru

Афиши первых советских фильмов в стиле конструктивизма, редкие работы времен Великой Отечественной войны, плакаты к знаменитым лентам эпохи "оттепели" и переломного позднесоветского периода. В столичном Манеже открылась крупнейшая в истории экспозиция советского киноплаката. Она не только рассказывает об основных этапах развития нашего кинематографа, но и знакомит с множеством интересных фактов из истории плакатного искусства.  
 
Выставка в Манеже – ещё одна жемчужина в короне мероприятий, связанных с масштабным празднованием в России Года кино. Под сводами крупнейшего в столице выставочного зала организаторы разместили около 300 киноплакатов, каждый из которых является ценнейшим образцом художественной культуры.
 
История русского киноплаката начинается в 1908 году, когда на экраны выходит первый отечественный игровой фильм производства ателье Александра Дранкова "Стенька Разин". В это время афиши театральных премьер и цирковых представлений были неотъемлемой частью уличного оформления. И, чтобы выделить из этого пестрого многообразия киноплакаты, художники приступают к поискам нового изобразительного языка.

Первой по-настоящему серьёзной вехой в формировании искусства киноплаката стали 20-е годы, когда частные кинокомпании уступают место государственным киностудиями, и по всему Советскому Союзу в обязательном порядке вместе с копиями кинолент разлетаются и официально утверждённые афиши.
 
На выставке в Манеже посетителей ждут плакаты к известным советским фильмам. Именно они первыми обращались к зрителю и приглашали в кинотеатры – рассказывали о сюжете картины и ее героях, помогали "делать кассу". 
 
Экспозиция разделена на шесть частей. Одна из них посвящена творческому процессу рождения плаката из набросков и эскизов. Так, например, посетители могут увидеть, что вышедший из типографии плакат к мультфильму "Малыш и Карлсон" не сильно отличается от первоначальной задумки художника Василия Островского. А вот его же афиша к фильму "Сколько слов нужно для любви" к моменту утверждения окончательного варианта претерпела серьезные изменения. Любопытен также вариант плаката к "Сказке о потерянном времени" Александра Птушко. На ней можно разглядеть сделанные чьей-то рукой многочисленные правки и печать. 
 
Другая часть выставки связана с творчеством советских киностудий, среди которых самыми знаменитыми являются "Мосфильм", "Ленфильм", киностудия им. Горького, Киевская, Одесская и Свердловская. Но главными в экспозиции все же стали четыре части, рассказывающие о периодах становления отечественного киноплаката. 
 
1920-е годы 

© Пресс-служба Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО"

В этот период главным в создании плаката становится приём монтажа – соединение в одной композиции разномасштабных и разнофактурных элементов. На выставке представлена одна из знаковых работ этого времени – афиша братьев Стенбергов к немому фильму "Девушка с коробкой" (режиссер Борис Барнет, 1927). А рядом разместились киноплакаты к первому советскому фантастическому фильму "Аэлита" художника Израиля Бограда (режиссер Яков Протазанов, 1924) и знаменитому "Броненосцу "Потемкин" художника Владимира Силкина (режиссер Сергей Эйзенштейн, 1925). Интересно, что среди уже готовых афиш в стенах "Манежа" представлены и исходные версии, наглядно демонстрирующие, как художники склеивали отдельные детали в единое полотно перед отправкой в печать.
 
1930-е - середина 1950-х годов

© Пресс-служба Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО"

Рассматривая киноплакаты 30-х годов, зритель наверняка обратит внимание на царящее на них буйство красок. Особенно это касается плакатов к фильмам Григория Александрова – "Волга, Волга", "Цирк", "Весёлые ребята". Всем известно, что эти картины были чёрно-белые, и поэтому довольно любопытно наблюдать как от плаката к плакату у главной музы режиссёра - Любови Орловой цвет глаз то и дело меняется с голубого на зелёный. 

В 30-е годы советские режиссеры впервые обращаются к созданию детского кино. На экраны выходят фильмы "Гулливер" Александра Птушко и "Дети капитана Гранта" Владимира Вайнштока. Яркие афиши к этим чёрно-белым лентам представлены в экспозиции рядом с плакатом к знаменитой "Золушке" 1947 года с Яниной Жеймо в главной роли. 

Изучая плакаты к фильмам о революции, можно заметить явное господство красных оттенков, а вот киноафиши периода Великой Отечественной войны ("Небесный тихоход", "В 6 часов вечера после войны", "Жди меня"), наоборот, практически лишены цвета. Их печатали на самой простой бумаге, часто с использованием всего одной-двух красок. Впрочем, суровые военные условия не отразились на эстетике плакатов, выполненных, несмотря ни на что, с большим вкусом. 
 
1956−1969. Эпоха "оттепели"


Эпоха "оттепели" ознаменована творческим раскрепощением художников. Если до этого на плакатах в основном присутствовали кадры из фильмов или портреты главных героев, то теперь чаще всего мы видим воплощение эмоций художников в отношение той или иной ленты. В начале 1960-х годов в главное издательство киноплаката "Рекламфильм" приходит группа молодых авторов – Мирон Лукьянов, Лилия Левшунова, Вилен Каракашев. Они формируют новый плакатный язык, в котором главным становится метафора. 
 
Посетители Манежа могут сравнить два плаката к фильму "Я шагаю по Москве". Один из них создан Мироном Лукьяновым и ещё содержит отрисованные фрагменты из знаменитой киноленты. А вот на втором плакате Вилена Каракашева изображён лишь велосипедист, держащий зонтик над босоногой девушкой. И, если бы не подпись, зритель, не знакомый с сюжетом, вряд ли догадался бы, о какой картине идёт речь. В такой же манере выполнен плакат к фильму "Берегись автомобиля", на котором изображен лишь черный силуэт с портфелем, поднимающий гараж кран и человек со шпагой.
 
Конец 1960-х – начало 1990-х

 
В этот период художники продолжают еще активнее использовать сюрреалистические комбинации, аллегории и символичность. Ярким примером этого являются плакаты к фильму "Солярис" Андрея Тарковского, "Зеркало для героя" Владимира Хотиненко, "Чучело" Ролана Быкова.
 
И все-таки искусство?
 
В Советском Союзе плакат безусловно считался искусством, но все же, как говорится, искусством не с большой буквы. Вышедшие из печати афиши массово не коллекционировались. Они разлетались по всей стране и со временем бесследно исчезали, ведь бумага – материал недолговечный. Осматривая экспозицию в Манеже, сложно представить, что большая часть плакатов дошла до нас лишь благодаря практике в обязательном порядке направлять несколько экземпляров любой печатной продукции в библиотеки и архивы. А также благодаря самим художникам, которые, конечно, старались сохранять на память свои работы. 
 
Выставку дополняют экраны, на которых демонстрируются отрывки из кинофильмов разных периодов. Подробно изучить информацию о съемках и интересных фактах, связанных с кинолентами, помогут специальные большие планшеты. Ведь одна из целей организаторов – возродить интерес зрителей к отечественному кино и ознакомить молодёжь с нашим уникальным кинонаследием. 

Организаторы подготовили и образовательную программу. Например, посетители получат возможность самостоятельно создать киноплакат. А ещё на выставке есть зал, где можно отдохнуть на мягких пуфах, ведь осмотр такой масштабной экспозиции, в которой отразилось 70 лет истории отечественного кинематографа, действительно потребует много сил. 
 
Что: Выставка "История советского кино в киноплакате. 1919-1991"
Где: Центральный выставочный зал "Манеж" 
Когда: 13 мая – 13 июня 2016 года
Оставить комментарий