Как повлияет выход Великобритании из ЕС на киноиндустрию

0
01 июля 2016


источник публикации Проект Кинократия Российская газета


Результаты референдума в Великобритании, выявившие полярность мнений его жителей о целесообразности дальнейшего членства страны в Европейском союзе, но определившие большинством голосов вектор развития страны на ближайшие годы, породили дискуссию о будущем различных отраслей британской экономики, в том числе культуры, где кинематограф является наиболее финансово затратной, а значит, и самой уязвимой областью.
Газета The Guardian приводит слова Майкла Райана, председателя Альянса независимого кино и телевидения, который сказал, что исход голосования "подорвал все основы", так как на данный момент совершенно непонятно, на каких условиях британцы будут продолжать сотрудничество со своими коллегами из других стран - продюсерами, дистрибьюторами и организациями, осуществляющими финансирование проектов.
Издание отмечает, что говорить о негативных последствиях как о свершившемся факте пока преждевременно, так как прекращением финансовой поддержки национальной киноиндустрии, предусмотренной программами ЕС в области кинематографа, используемые ресурсы не ограничиваются: часть проектов финансируется Голливудом, еще некоторое количество - Национальной лотереей. Но несомненно то, что многие вопросы государственной политики в области культуры, а также каналы ее финансирования будут пересмотрены.
В соответствии со статистическими данными, с 2007 по 2015 год европейская программа поддержки (MEDIA/Creative Europe Programme) осуществила финансовые вливания в размере 130 миллионов евро. Эти средства шли на увеличение бюджета снимаемых картин, поддержку дистрибьюторов, организацию фестивалей, а также проникновение европейских фильмов на территории, куда им сложно попасть без организованной помощи.
Второй проблемой является предсказуемое уменьшение числа фильмов совместного производства, и неизбежное падение курса фунта не сможет существенно на это повлиять. Вместо единого общеевропейского законодательного и процедурного регулирования всех аспектов создания фильмов, в каждом конкретном случае, в приложении к каждой из стран, задействованной в копродукции, придется разрабатывать и согласовывать отдельный пакет документов - а такого рода подготовительные меры требуют больших временных затрат, на которые вряд ли пойдут европейские партнеры.
Еще одной потерей - в равной степени как для Великобритании, так и для ЕС - станет уменьшение доли европейского кино в британском прокате. В случае прекращения европейской поддержки этой стороны вопроса прокат европейских фильмов станет окончательно нерентабельным - даже при нынешнем состоянии вещей на британский кинорынок попадает лишь небольшая часть того, что снимается в Европе, за исключением таких лауреатов престижных премий как "Дипан" Жака Одиара и "Сын Саула" Ласло Немета.
Фильмы британского производства, в соответствии с принципом свободы обращения товаров, услуг и капиталов, лежащим в основе ЕС в том виде, в котором это надгосударственное объединение существует в наши дни, не облагаются пошлинами и имеют конкурентное преимущество в части доступа на кинорынки стран-членов по сравнению с другими странами, также выпускающими фильмы на английском языке. По данным Британского института кино (BFI), на протяжении последних десяти лет примерно 40 процентов от общего числа британских фильмов были показаны на континенте: в соответствии с существующим регулированием, кинотеатры, входящие в программу Europa Cinemas получают субсидии за показ фильмов, произведенных в другом государстве-члене ЕС.
Таким образом, в ближайшем будущем вполне вероятен "провал" в британском кинематографе, уже имевший место в прошлом - в 70-х годах двадцатого века, когда нашествие американского кино застигло британцев врасплох.
Издание Radio Times сетует, что французская актриса Клеманс Поэзи (впервые поразившая англичан в роли Флер Делакур в фильмах по книгам о "Гарри Поттере"), которая играет одну из главных ролей во франко-британском сериале "Туннель" (The Tunnel), возможно, перестанет столь часто украшать собой эфир телеканалов Соединенного Королевства.
По данным Media Business Insight, 59 процентов опрошенных до референдума продюсеров, дистрибьюторов и представителей телекомпанийконстатировали, что выход из ЕС отрицательно скажется на кинобизнесе, а ассоциация продюсеров Pact заявила, что 85 процентов ее членов будут голосовать за то, чтобы Великобритания осталась в ЕС.
В интервью Deadline американский кинопродюсер и сооснователь компании Miramax Films Харви Вайнштейн подчеркнул, что британская кинопродукция может подвергнуться дискриминации, так как одно дело - снимать "Войну и мир" как европейский проект и совсем другое - как британский. Стоимость производства фильмов возрастет, они не смогут пользоваться поддержкой со стороны европейских организаций. Ну а для молодых британских режиссеров сама принадлежность к "европейскому кинобренду" была своего рода подспорьем.
Британское издание The Independent цитирует Дэнни Перкинса, возглавляющего StudioCanal в Великобритании. Он говорит о том, что кинематограф Великобритании столкнется с тяжелыми испытаниями в краткосрочной перспективе, и это будет связано как с падением курса английского фунта, так и с необходимостью перестройки национального кинорынка. Он также отметил, что кинопродукция Швейцарии, несмотря на то, что страна не входит в Европейский Союз, маркируется как европейская. Но сможет ли Великобритания сохранить за собой часть привилегий, проистекающих из членства в ЕС, на данный момент остается открытым вопросом.
Представители госструктур и крупнейших телеканалов отказались комментировать результаты референдума, но ситуация на Лондонской бирже говорит сама за себя: акции телеканала ITV на Лондонской бирже потеряли 20 процентов стоимости. Серьезное падениестоимости английского фунта, а также снижение кредитного рейтинга Великобритании крупнейшими агентствами, занимающимися исследованиями финансовых рынков до AA также не прибавили оптимизма. Портал Deadline сообщает о неутешительных новостях с рынка акций по обе стороны Атлантики: крупные американские медиахолдинги, а также компании поменьше ощутили реакцию рынка - падение стоимости акций испытали Viacom, Discovery, Time Warner, Sony, CBS и Disney.
The Hollywood Reporter составил список фильмов, иллюстрирующий на конкретных примерах, какие произведения кинематографа и анимации не смогли бы увидеть свет без поддержки со стороны общеевропейских программ по развитию киносферы. Некоторые из них, как, например, "Девушка с жемчужной сережкой" (Girl with a pearl earring) со Скарлетт Йоханссон, Колином Фертом и Киллианом Мерфи или "Принцесса Монако" (Grace of Monaco) с Николь Кидман в главной роли американцы сочли "очень европейскими", зато некоторые другие работы получили известность и в США.
Среди них - лауреат премии "Оскар" в четырех номинациях "Король говорит!" (The King's speech) о вступлении на трон британского монарха Георга VI, отца ныне царствующей Елизаветы II; экранизация шпионского детектива Джона Ле Карре "Шпион, выйди вон!" (Tinker Tailor Soldier Spy) Томаса Альфредсона, возродившая моду на кинопереложение произведений мастера британского детектива; полнометражный анимационный фильм для детей "Барашек Шон" (Shaun the sheep movie); "Эми" (Amy), документальная лента о жизни и творчестве певицы Эми Вайнхаус; и, наконец, последняя работа Кена Лоуча, получившая Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале в этом году, "Я, Дэниел Блейк".
Оставить комментарий