"Уйти красиво" – необычный взгляд на обычные ценности

0
29 апреля 2017

Источник публикации Rewizor.ru

История начинается с ограбления банка – сюжета, использованного в американском кино неисчислимое количество раз. Само ограбление выглядит эффектно и благородно, его свидетелем становится Джо (Майкл Кейн), к которому грабитель, уважая его возраст, относится с явной симпатией. Джо, Вилли (Морган Фриман) и Эл (Алан Аркин) – три друга, чья жизнь, в силу возраста, зависит от социального обеспечения: на этом, помимо ограбления банка, сходства ремейка с оригиналом заканчиваются.
 
Если героев прежнего фильма беспокоила старость, то нынешние вполне способны наслаждаться своей жизнью, и всё было бы здорово, если бы банки, ликвидировавшие их пенсионные сбережения. В борьбе с ними, и вопреки стереотипам, они решатся на смелый шаг. Всё это сложно представить чем-то иным, кроме фарса, однако, комедия получилась выдержанной, серьёзной и достаточно содержательной.
 
В первую очередь, на мой взгляд, это заслуга режиссёра. Зак Брафф, наиболее известный как актёр сериала "Клиника", прежде уже снял два фильма ("Страна садов" и "Хотел бы я быть здесь"), которые позволяют прочитать его почерк и здесь. Как и в первых двух работах, Брафф снова рассказывает о действительно серьезных проблемах и снова ему это удается с оптимизмом в философском понимании этого слова. После фильмов Браффа вы не окажетесь расстроенными и подавленными, хотя, как режиссёр, он погрузит вас в проблему, будет её показывать и рассказывать, но сделает это с не совсем обычного ракурса.

В отличие от двух прошлых фильмов режиссёра, которые называли драмами, этот представлен как комедия. Больше всего это относится к духу повествования, некоторой лёгкости и динамичности. Фильм не насыщен шутками, хотя они есть, никогда не пошлые, часто ироничные, но юмор здесь есть органичный элемент повествования, а не центральный предмет, который запомнится после просмотра.
 
Что же запомнится? Пожалуй, внутренний азарт, динамика и доброжелательная атмосфера. Это и стало причиной, по которой Уорнер Бразерс назначили режиссёром Браффа, а для него это стал первый фильм, снятый по чужому сценарию.
 
Главные роли исполнили обладатели Оскара Морган Фриман, Майкл Кейн и Алан Аркин – чуть менее известный российскому зрителю, а также Энн-Маргрет, обладательница пяти Золотых Глобусов, и Кристофер Ллойд, мастодонт американской киноиндустрии и легендарный Док из "Назад в будущее". В общем, актёрский состав иначе как звёздным назвать нельзя и допустить, чтобы фильм с участием стольких звёзд получился бы неудачным уж очень сложно.

Истории трёх друзей рассказаны не слишком подробно, ровно настолько, чтобы понять их мотивацию. На создание объёмного впечатления работает ещё и их невероятная узнаваемость, особенно в отношении Фримана и Кейна, что воплощает некоторую свободу фантазии в отношении персонажей, созданную как повествованием фильма, так и самими актёрами.
 
Эл – снаружи вредный старик, но добрый и азартный внутри, Вилли– молчаливый и немного замкнутый персонаж, переживания которого часто происходят без слов, таких часто доводится играть Моргану Фриману. Джо – наиболее действенный, протагонист, слова которого по ходу фильма, как бы просто они не звучали, могут врезаться в память и остаться там надолго. Это драматичный образ персонажа-учителя, как будто продолжение персонажа Роберта Спритцела из "Синоптика", но, может, без столь явной доли трагизма.
 
Видеоряд органично вписывается в происходящие события – когда речь идёт о клише-среди-клише "ограблении банка" – камера иронично пародирует подобные сцены в типовых боевиках, летает вокруг места действий, быстро меняет планы, когда наступает время обычной жизни – плавно и цельно рассказывает эпизоды.

Социальный подтекст проходит очень тихо, однако, сложно упустить его из вида. Банковская система представлена красивыми залами и всего одним трусливым работником. Конфликт с ней наталкивает на довольно сложный вопрос – что же по-настоящему справедливо в сложившейся ситуации?
 
В заключение скажу, что фильм хорошо справляется с задачей комедии, просмотр оставляет приятное послевкусие, а содержание способно научить или просто ещё раз напомнить о чём-то важном для каждого, о чём именно – узнаете при просмотре. 
Оставить комментарий