“Искусство или деньги. Острый вопрос современного кинопроката”

0
23 ноября 2016


Ревизор.ru


Вечный спор: зритель влияет на репертуар или репертуар на зрителя?
 
Если говорить о кино, как о бизнесе, то, конечно, зритель, потому что он платит. И если мы хотим заработать денег, то должны учитывать, что более востребовано. Правда, тогда есть риск попасть в ловушку: показывать исключительно коммерческое кино, которое хорошо раскручено, но при этом, с моей точки зрения, не всегда достойного качества.
 
В коммерческих кинотеатрах потребности массового зрителя всегда будут в приоритете и будут определять репертуар. Если вести речь о государственных кинотеатрах, коими являемся мы, то приходится балансировать между возможностью заработать денег – у нас частичное бюджетное финансирование и показывать эффективную работу, которая измеряется количеством зрителей, и решением одной из главных задач, которая заключается в воспитании и просвещении людей. Как психолог по образованию (В.Орестова – доктор психологических наук. – Прим.ред.), я прекрасно понимаю значение кино для формирования личности. Пусть не прямо и не сразу, но то, что воздействие есть, и оно достаточно серьезное, отрицать невозможно. Поэтому я вижу нашу миссию в том, чтобы показывать кино пусть не сильно популярное, но заставляющее думать, и приводить людей на эти фильмы.
 
Насколько сложно российскому кино пробиться к зрителю?
 
Очень. И это серьезная ситуация. Ведь прокатчики берут фильмы в работу, понимая, что, как правило, за ними есть деньги на рекламу. И картины, у которых нет такой возможности, даже не могут просто выйти на большой экран. Фильмов снимается много, и есть очень достойные работы, а их практически никто не видит.
 
“Московское кино” – это одна из немногих площадок, поддерживающая некоммерческое российское кино, как художественное, так и документальное, и мы всегда готовы предоставить свои залы. Сознательно идем на этот риск, понимая, что вряд ли что-то заработаем. Но ведь не всё измеряется деньгами!

МосКино на Красной площади

Только вопрос ещё и в том, что режиссёры и продюсеры тоже хотят заработать денег. Это естественно, потому что деньги зачастую возвратные, да и, в принципе, они должны показать Министерству культуры, что их фильмы пользуются успехом. Так что здесь мы с ними в одной лодке. Мне надо показывать, что зрители приходят в кинотеатры, им надо показывать, что зрители приходят на их фильмы. А они не приходят! И не приходят потому что, во-первых, не знают и, во-вторых, большинство людей идет в кино отдохнуть, а не думать, переживать, осмысливать какие-то проблемы.
 
Альфред Хичкок как-то сказал, что кино состоит из экрана и ряда кресел, которые надо заполнить. У Вас есть рецепт, как это сделать? Что интересно современному “человеку смотрящему”?
 
Зрители очень разные, и потребности у них разные. В нашей сети есть залы (в структуре государственного бюджетного учреждения культуры Москвы “Московское кино” 14 кинотеатров. – Прим.ред.) ориентированные на разные целевые аудитории. Если говорить о каком-то универсальном рецепте, то больше всего ходят на то кино, которое имеет большую рекламную поддержку.
 
Со своей стороны, наши кинотеатры тоже борются за то, чтобы как можно больше зрителей смогли соприкоснуться с миром кино, предлагая различные льготные и дисконтные программы для самых разных категорий населения. В дополнение к ним проводим большое количество тематических мероприятий, программ и фестивалей, зачастую бесплатно.

Национальные фестивали в МосКино

Так, в год российского кино сделали большую программу под названием “Фильмы, которые меня изменили”: наши выдающиеся режиссеры – Никита Михалков, Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, Владимир Хотиненко и другие – назвали картины, оказавшие на них и их творчество большое влияние. И те фильмы, которые, учитывая авторские права, мы смогли достать, показывали в течение года. Но с данным проектом возникли определенные сложности. В основном приходили зрители, которые и так эти фильмы знают и любят, а общаясь с молодыми людьми, я поняла, что у них не возникало желания посмотреть то, что советовали абсолютно неизвестные им люди. Они просто не в курсе, кто наши величайшие мастера кино!
 
Встреча с Владимиром Хотиненко

В ближайшее время стартует очередной этап проекта “Путешествие по России”, который посвящён разным регионам страны, в рамках которого мы показываем фильмы, снятые в регионах или о регионах. Сейчас наших зрителей ждет встреча с якутским кино, и предстоящий фестиваль – это одна из немногих возможностей увидеть редкие картины, встретиться с их создателями.
 
Скоро в кинотеатре “Космос” выступят известный российский путешественник Федор Конюхов и замечательный режиссер-документалист Леонид Круглов, который снимает красивые документальные фильмы о России, которым есть что показать и рассказать. Многие из нас прекрасно ориентируются за рубежом – знают куда поехать, что там посмотреть, абсолютно забывая, что от той же Москвы хоть вправо, хоть влево найдется много интересных и прекрасных мест. Наши сотрудники, начавшие этот проект, настолько им вдохновились, что начали путешествовать по России и теперь всем рекомендуют последовать их примеру.
 
Ещё очень ждем и, надеюсь, что он состоится – Фестиваль стран БРИКС, в котором мы выступаем как со-организаторы.
 
Кто и по каким критериям принимает решение о репертуаре для столичных государственных кинотеатров?
 
У нас есть методисты, которые прикреплены к кинотеатрам, и, понимая потребность той или иной площадки, составляют репертуар, стараясь соблюдать баланс между необходимостью заработать и желанием показать зрителю качественные фильмы.

Вообще, я за то, чтобы показывать разное кино, и у меня нет каких-то личных предпочтений ни с точки зрения художественных характеристик, темы, идеологии или визуализации. Разумеется, мы действуем в рамках закона о прокатных удостоверениях, который регламентирует, можно ли публично показывать данный фильм, хотя я против того, как именно этот закон сформулирован.
 
Министерство культуры рекомендовало прокатчикам не выпускать громкие иностранные премьеры в один день с российскими и сдвигает сроки выпуска зарубежного фильма в прокат. Нужны ли такие радикальные меры, чтобы завлечь зрителей на отечественные фильмы?
 
Полагаю, нет. Запретительные меры самые простые, но главная задача – это всесторонне поддержать российское кино и создать систему для его продвижения. Я неоднократно говорила, что зритель, вопреки всем мерам, выберет тот фильм, который он хочет и ждет, а не тот, что ему настойчиво предлагают. И статистика мои слова подтверждает. Тем более, что кинотеатры нашей сети расположены вне торговых центров, а это значит, что люди идут к нам целенаправленно, и, если не увидят в афише желанный фильм, то вряд ли купят билет на какой-то другой, просто ради того, чтобы провести время. Тем более, сегодня, когда приходится внимательно выбирать, на что потратить деньги.
 
Внимание зрителей в основном сосредоточено на многозальных кинокомплексах, которые до предела насыщенны техническими новинками для демонстрации кино. Насколько сложно конкурировать с ними?
 
Это какой-то расхожий миф, что государственные кинотеатры плохо оборудованы. Мы используем точно такие же технические новшества, что и коммерческие кинотеатры. При этом даже остаемся в выигрыше, так как имеем возможность показывать фильмы на пленке, чего не могут они! И эти ретро-показы пользуются невероятным успехом у зрителей, которые понимают их уникальность. Собираем полные залы!
 

Говоря о технической оснащенности кинозалов, в меня вселяет оптимизм, что при существовании большого количества технических приемов демонстрации фильмов – 3d, 4d, объёмный звук, ароматизаторы в зрительном зале или эффект присутствия в кадре, то это “аттракцион”, который, потеряв новизну, рано или поздно становится неинтересен зрителю. Да, кино изначально появилось как аттракцион, и сегодня оно возвращается к своей первоначальной функции, но, тем не менее, испробовав те или иные технические новинки, люди нередко просят показывать им фильмы без дополнительных эффектов. Нельзя бесконечно идти только по пути “удиви меня и придумай что-нибудь ещё” – классическое кино и классический просмотр в кинотеатре основан на других законах.
 
Касательно вопроса о конкуренции, то нам сложно, потому что мы – однозальники, и это создает проблему в выборе репертуара: когда у вас 5 или 10 залов, то вы можете взять в прокат и тот фильм, и этот, и ещё какой-нибудь, а мы должны тщательно взвешивать каждое решение. Даже если не брать в расчет зарубежное кино, то, так или иначе предстоит выбирать между российскими картинами, что тоже непросто. Поэтому мы стараемся что-то придумать, чтобы открыть дополнительные залы, хоть на двадцать мест.
 
Если заглянуть в будущее, на Ваш взгляд, не отойдет ли формат кинотеатров на второй план?
 
То, что происходит с культурой в целом и с кино в частности, является зеркальным отражением тех процессов и тенденций, которые имеют место в обществе. Помимо основной работы я преподаю, и меня всегда поражает, что большинство современных молодых людей практически никуда не ходят – ни в театры, ни в музеи, ни в кино. У них нет такой потребности. Их к этому не приучили! И если так окажется, что через несколько лет кинотеатры станут никому не нужны, то для меня это страшная перспектива, потому что поход в кино – это, кроме всего прочего, момент социализации и приобщения к миру культурных ценностей. Массовый просмотр фильма на большом экране создает особую эмоциональную атмосферу, ощущение сопричастности, которые усиливают воздействие магии кино.
 
Год российского кино вышел на финишную прямую… Что нового он привнес в работу “Московского кино”?
 
Из принципиально новых проектов, и речь не только о Москве, впервые была проведена федеральная акция – Ночь кино. Замечательно, что в календаре важных культурных дат появился такой праздник, который, как планируется, станет ежегодным. “Московское кино” всегда эту дату отмечало и ранее.

Творческая встреча с Аллой Суриковой
 
Кроме того, есть ряд инициатив, которые делаются на уровне правительства Москвы. В первую очередь я говорю о создании специальной кинокомиссии, идею которой поддержали Департамент культуры Москвы и комиссия Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям. Её главной задачей должна стать помощь в организации киносъёмок и содействие в получении необходимых разрешений.
 
У нас существует проблема: в Москве мало снимают кино. То есть люди, снимающие фильмы о Москве, снимают Москву не в Москве. Потому что это дорого и сложно организационно. Сейчас ситуация развивается со знаком “плюс”, то есть Москва хочет быть городом более дружественным для киноиндустрии: не только показывать кино, но и создавать условия для комфортной работы, как для своих кинематографистов, так и для профессионалов из других городов, регионов и стран.
 
К разговору о “дорого”. Уже со следующего года некоторые регионы будут возмещать кинематографистам часть затрат, которые те понесут во время съёмок на их территории. Москва в этот список не вошла. Более того рассматривается вопрос о плате за возможность снимать в столице согласно тарифам, которые кинокомиссия установит на свои услуги.   
 
Информация о платных услугах пока не подтверждена. И я надеюсь, что и в дальнейшем от кинематографистов не будут требовать средств для оплаты работы в Москве.  
Оставить комментарий