В Нормандии закончился фестиваль российских фильмов

0
01 декабря 2013

фото: В.Кичин


С погодой не заладилось: с неба сеется водяная пыль. Но люди все равно приходят и заполняют три фестивальных зала. Не зря же они спешили из Марселей, Парижей и Гавров сюда в Онфлер, на уже традиционный - 21-й - фестиваль русского кино. Отели в этом пустынном атлантическом городке оживают, рестораны получают прибыль, фестиваль стал для Онфлера одной из важных статей дохода.
Для города, но не для его устроителей. Билеты здесь не продаются - продаются "бейджики": карточка за 20 евро дает право посмотреть все, и много на этом не заработаешь. Бейджики без указания мест, очереди выстраиваются минут за сорок до сеанса. В очередях слышна только французская речь - это давние приверженцы фестиваля: они в русском кино ищут то, чего нет в американском или французском: загадку души. И, следовательно, другой ритм, другие идеалы, другой накал размышлений.Франсуаза Шнерб, вдохновительница и президент фестиваля, все делает на чистом энтузиазме - из любви к этому странному русскому кино. Она же вершит и конечный отбор фильмов, стремясь лучшим образом показать лицо нашего кино. Принцип отбора мне нравится: никаких формальных изысков, только фильмы для зрителя. Есть конкурс, где собраны картины, переворачивающие душу: "Майор" Юрия Быкова, "Жажда" Дмитрия Тюрина, "Стыд" Юсупа Разыкова. Фильмы о русском характере и его комплексах - "Географ глобус пропил" Александра Велединского, "Интимные места" Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. Об экзотике населяющих Россию народов - "Небесные жены луговых мари" Алексея Федорченко. Есть конкурс дебютов, ретроспектива, спецпоказы. Есть "Панорама", где собраны прокатные хиты ("Метро", "Легенда # 17", "Елки"). Именно такой ракурс взгляда обнаружил, что у нас есть не только артхаусная чернуха, но и реально проблемные фильмы, рядом с которыми те самые формальные изыски кажутся играми в песочнице. А главное - есть хорошее кино.Другое дело, что увидеть его можно только на фестивалях.Судя по всему, такое положение вполне устраивает наших чиновников от кинематографа. В последние дни фестиваля сюда заглянули некоторые высокие чины, ответственные за кино, - я думал, что для участия в дискуссии о том, как продвигать наши фильмы на мировой экран. Я ошибся. Дискуссию готовили - и очень серьезно - дистрибьюторы из Парижа, они приводили убедительные данные, говорили о том, что мешает российскому кино стать заметным на французских экранах, и что Россия - единственная из стран, которая почти ничего не делает для его продвижения в мир, никак не помогая в этих усилиях энтузиастов. Шла речь и о сложившемся имидже нашего кино: почему-то обязательно длинно, скучно, мрачно. И если лидеры советского кино (называли Калатозова, Михалкова) снимали для широкой публики, то новые международно известные лидеры (назвали Сокурова и Звягинцева) делают кино "более специальное", т.е. для узкого круга. Говорили и о том, что в России теперь невозможно понять, кому принадлежат авторские права, и это сильно мешает покупке фильмов. Но обо всем этом говорили в пустоту: никто из представителей нашего кино не пришел, и ведущий "круглого стола" эксперт Каннского фестиваля Жоэль Шапрон выразил сожаление по поводу отсутствия российских партнеров.Среди актеров - участников фестиваля - Алексей Гуськов, который занят в двух фильмах: российской "Жажде" и "Итальянских историях" Маттео Пеллегрини. "Проблема нашего кино - в нашей неспособности его позиционировать, - уверен он. - Мы повсюду распускаем слух, будто российского кино больше нет. А оно в полном порядке, - утверждаю это, посмотрев в качестве жюри два десятка фильмов со всех концов земли на Римском кинофестивале. Очень многие наши фильмы - лучше. Но правы наши зарубежные коллеги: ничто не сдвинется с мертвой точки, пока мы сами не научимся себя уважать".Это для Гуськова больная тема. Для меня тоже. Кто-то из российских критиков, помнится, заявил, что отбор фильмов на фестиваль в Онфлере спорен: доминирует эмоциональная составляющая. А на самом деле эта "составляющая" в кино - и есть самое главное, друзья из Онфлера в своих предпочтениях правы. Если фильм не трогает душу, не волнует, - никакие формальные достоинства его не спасут.В последний день фестиваля городок обогатился новым памятником. Еще в середине 90-х по инициативе Юрия Грымова в Онфлере был установлен маленький, в натуральную величину, памятник тургеневской Муму. Собачка с хвостом Русалочки вошла в число местных достопримечательностей, ее полюбила детвора. Но два года назад Муму украли, и теперь памятник заменили на новый. Церемония состоялась в субботу при большом стечении публики, памятник открыл посол России, но теперь Муму оказалась Каштанкой в интерпретации скульптора Александра Таратынова. Возможно, из общего убеждения, что Чехов еще долговечнее Тургенева: его так просто не украсть.В ту же субботу вечером жюри онфлерского конкурса под председательством французского режиссера Раду Михайлеану объявило лауреатов 21-го фестиваля российского кино. Главный приз завоевал фильм Александра Велединского "Географ глобус пропил", лучшим дебютом признана "Жажда" Дмитрия Тюрина. Премии за лучшие актерские работы присуждена Михаилу Грубову и Роману Курцыну ("Жажда") и Елене Лядовой ("Географ глобус пропил"). Приз за лучший сценарий достался писателю Андрею Геласимову ("Жажда"). Наконец, по результатам голосования публики Приз зрительских симпатий получила драма Юсупа Разыкова "Стыд".
У нас есть все основания быть благодарными этому славному маленькому городу с его вековыми художественными традициями: здесь, в его переполненных залах, наше кино возвращает себе самоуважение. Здесь его любят, по-моему, горячее, чем наши перекормленные Голливудом соотечественники. Здесь волнуются нашими проблемами. Здесь нам сочувствуют и за нас переживают. Здесь за многие уже годы организаторы фестиваля взрастили преданную нашему искусству публику. Теперь, как говорит пресс-атташе фестиваля Елена Дюффорт, главная задача - привлечь к фестивалю внимание молодежи. И это правда: найти в зале зрителей моложе сорока было очень трудно.

Автор: Валерий Кичин

Источник публикации Российская газета
Оставить комментарий