Неповторимый

0
05 октября 2015

фото Юлия Майорова Российская газета

Автор Андрей Максимов Российская газета


Я очень люблю этого человека.

Таких, как я, - миллионы. И то, что он пожимает мне руку при встрече и говорит: "Здравствуй, мой мальчик" - это просто подарок судьбы. Везение. Удача. Таких, которым он руку пожимает и говорит: "Здравствуй, мой мальчик", - тысячи.Что в нем есть такое, что выделяет его, отделяет от других, тоже талантливых артистов?Он неповторим. Ни на кого не похож. Он никогда бы не мог быть, скажем, секс-символом своего времени или героем своего времени. Потому что не придумано такое время, в котором ему не было бы тесно. Он шире любого времени. Больше любого времени. Неповторимей.Его первая крупная театральная роль - Левинсон в "Разгроме" по Фадееву в Театре имени Маяковского. Давняя работа еще одного гения - Марка Захарова.Спектакль не хотели выпускать. И тогда вдова Фадеева, знаменитая актриса Ангелина Степанова, пожаловалась на это главному идеологу Советского Союза Михаилу Суслову. Суслов пришел на спектакль, поразив всех тем, что ходил в калошах. Суслов похлопал Джигарханяну. Спектакль разрешили.Джигарханян играл своего героя, коммунистического вожака, страстно. Это была тяжелая работа, по сути - игра ва-банк. Ведь Захаров снял с роли Левинсона звезду Маяковки и назначил, по сути, мало кому известного в ту пору актера из Еревана. Проиграть эту роль - значило проиграть московскую карьеру. Джигарханян выиграл.Известно, что он вошел в Книгу рекордов Гиннесса как русский актер, сыгравший в наибольшем количестве фильмов. Когда его спрашивали об этом, всегда удивлялся: "Человека какой еще профессии могут спрашивать о том, что он слишком много работает? Я работаю актером, и делаю свое дело. В чем проблема?"Режиссеры всегда снимают его охотно, понимая: герой Джигарханяна запомнится. Это будет ни на кого не похожий и - живой человек.Все театроведческие и киноведческие изыски разбиваются об истинный актерский талант. Он всегда непостижим. Он всегда - тайна. Объяснить, например, почему так запомнился и полюбился (хоть и враг!) его белогвардейский офицер из "Неуловимых" - невозможно. А как так получилось, что он, не имеющий голоса, спел однажды "Только не надо переживать" - и вся страна подхватила? Тайна...Он говорит, что работает над своими ролями долго, потому что быстро надеть на себя другого человека невозможно. Прикинуться - можно, стать - нет. И это ничего не объясняет. Как он превращался в Сократа и Нерона в знаменитых спектаклях Андрея Гончарова по пьесам Радзинского? Почему мы, зрители, четко осознавали: этот артист играет не про историю, а про нас? Почему мы сочувствовали Сократу, еще понятно, но ведь и Нерону - страшному, бесчеловечному - сопереживали тоже. Нерон...Человек на сцене уничтожал себя, уничтожал в себе человеческое. Смотреть на это было невыносимо страшно и невероятно притягательно.Джигарханян доказал, что артист - вовсе не зависимая профессия. Он вполне может строить свою судьбу так, как считает нужным.Со своим курсом он создал театр. Театральная критика как-то сразу театр не приняла, что для меня безусловно доказывает своеобразность этого коллектива. Театральная критика очень не любит никого, кто не подчиняется тем направлениям, которые эта критика намечает.В его театре постоянно меняются актеры: уходят звезды, появляются новые. На сцене шли и идут очень хорошие спектакли и не очень. Но именно здесь я увидел очень мощное прочтение чеховских "Трех сестер", увидел спектакль, пронизанный жалостью к людям - и к тем, кто на сцене, и к тем, кто в зале.В своем весьма почтенном возрасте он влюбился в молодую женщину. И не стал этого скрывать. И не стал бояться всего того, о чем по такому поводу говорят.Однажды Армен Борисович рассказал мне притчу о мужчине, который пошел в спальню к любимой, но уперся в закрытую дверь. Постучал. "Кто там?" - спросила женщина. "Это я", - ответил влюбленный. И она не открыла. Так продолжалось несколько ночей. Пока наконец на вопрос "Кто там?" мужчина ответил: "Это ты". И тогда женщина открыла.Красивая история, объясняющая любовь. Кто не хочет радоваться за артиста, предпочитая завистливо хмыкать в стороне, - ради бога. Я счастлив за человека, который хочет жить так, как хочет он, не обращая внимания на сплетни и пересуды.Однажды я видел, как Армен Борисович Джигарханян завтракал в кафе аэропорта. Вся жизнь большого аэропорта остановилась. Люди подходили к нему посмотреть. Никто не лез с просьбой дать автограф или "сфоткаться": просто смотрели. В этом любопытстве читался не просто банальный интерес к звезде, но - огромное уважение.Своими ролями, всегда доброжелательным отношением к людям, своими мудрыми интервью Джигарханян заслужил право на такое отношение. Его не просто любят, им не просто восторгаются - его уважают.Армен Борисович Джигарханян - человек, который всегда, в любом возрасте, хочет жить жизнь. Не почивать на лаврах, не существовать в плену старых привычек, но всегда жить новую жизнь. Откуда у него силы, любопытство и азарт - одному Богу известно. Тайна...
Тайна, к которой хочется прикоснуться. Но которую невозможно разгадать.



Оставить комментарий