Блеск и нищета творческого человека в России

0
16 января 2014

знак охраны авторского права

Авторское право — одно из древнейших компонентов регулирования интеллектуальной собственности. Творческие люди всегда защищали свое авторство независимо от его формы — будь то живопись, литература, архитектура или музыка. С течением времени формы менялись, и авторское право приобрело еще и смежные права на созданное произведение. Новые технологии настолько обогатили сферу искусства, что механизм регулирования объектов интеллектуальной собственности стал очень сложным. Как бы ни менялись механизмы регулирования авторского права, неизменными остаются основные принципы для человечества: иметь доступ к накопленным культурным ценностям и достойно вознаграждать тех, кто эти ценности создает.В России авторское право сформировалось в 19 веке. Очень сильно оно пострадало в период советской власти. Но были и положительные моменты в кинематографе в советский период. В соответствии со ст. 483 ГК РСФСР авторское право на произведение, созданное «в порядке выполнения служебного задания в научной или иной организации», принадлежало автору такого произведения. Только в 1993 году был принят закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».Следующий этап в законодательстве связан с вступлением в силу с 1 января 2008 года четвертой части ГК РФ, регулирующей авторские и смежные права. Появились положения, не имеющие аналогов в ранее действующем законодательстве. В статье 44 Конституции РФ прописано, что «интеллектуальная собственность охраняется законом». Но, несмотря на все это, наши творцы остаются в экономически нестабильном положении.Для примера рассмотрим актеров, снимающихся в кино. Глянцевые журналы рассказывают, как богато и красиво живут звезды отечественной кинофабрики. На самом деле, это не является действительностью. На сегодняшний день авторские права фактически отбираются у всех участников создания продукта аудиовизуального произведения за разовую выплату, либо в соответствии со статьей 1295 ГК РФ «Служебное произведение» авторское право работника переходит к работодателю в силу установленной законодательством презумпции.Согласно ст. 1263 ГК РФ «Аудиовизуальное произведение», актер не является автором аудиовизуального произведения, но согласно пункту 5 этой же статьи «каждый автор произведения, вошедший составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие) сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это право было передано изготовителю или другим лицам». Такое деление на две категории авторов является абсолютно условным и связано со стремлением ввести формальное понятие авторского права на аудиовизуальное произведение. Формулировка «и другие» имеет прямое отношение к актерам, и ни одна производящая компания, ни один продюсер не подпишет с актером договор, где актер не отдает все свои исключительные права. Какими бы большими ни были их гонорары, они не перекроют прибыли, которую получат продюсеры в случае успешного проката или дальнейшего тиражирования. Есть некоторые продюсеры, которые начали использовать практику, когда путем снижения гонорара актера и увеличением финансирования производства в дальнейшем выплачивают проценты с проката картины. Но эта система, успешно существующая на Западе в течение многих лет и жестко регулирующаяся профсоюзами, у нас не приживется еще очень долго. Причин этому очень много. В первую очередь, отсутствие социального партнерства, когда работодатели, профсоюзы и государство на локальном уровне устанавливают правила существования на рынке. Если изменений не произойдет, многие наши звезды экрана могут повторить судьбу плеяды советских артистов, таких как Сергей Филлипов, Роднер Муратов, Алесеяй Смирнов и многих других, кто в преклонном возрасте остались за чертой бедности. «Товарищ Сухов», всенародно любимый народный артист России Анатолий Борисович Кузнецов, как-то в одной из совместных поездок рассказал, что гонорар за роль в фильме «Белое солнце пустыни» составил 400 рублей…К сожалению, эта ситуация присутствует не только в кино, но и в литературе, живописи, во всех сферах культурной деятельности, где присутствуют авторские и смежные права. Международные конвенции, в частности Бернская, относят аудиовизуальное произведение к объекту особого оригинального произведения, но в значительной степени не защищают авторов. В Европе эти объекты права регулируются также плохо, но там в разы выше гонорары, и есть за что отдать все исключительные права. Будем надеяться, что профессиональное сообщество в лице всех союзов, гильдий, объединений консолидировано будут отстаивать и лоббировать право на достойную оплату и защиту результатов творческой деятельности. Эту существующую проблему возможно решать только сообща.

Автор: Денис Кирис

Парламентская газета
Оставить комментарий