Взгляд за театральные кулисы…

0
26 января 2014


Общее собрание театральных менеджеров России прошло 16-17 января в Москве. Более ста директоров театров со всей страны собрались в недавно открывшемся многофункциональном центре Райкин Плаза. Открыл собрание Анатолий Полянкин, президент некоммерческого партнерства — Профессиональной гильдии театральных менеджеров России — человек, заслуживающий особого внимания. На сегодняшний день он один из немногих, кто искренне ратует за театральное дело в России, где на сегодняшний день сформировались комплексные проблемы, требующие решения.
Итак, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 44 от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон внес серьезные изменения в процедуру закупок в сравнении с используемым ранее Федеральным законом № 94. Что изменилось в процедуре закупок для театров? Увеличился объем работы и расходов по организации и проведению закупок. В реальности этот закон сильно ударил по театрам, находящимся в регионах и имеющим неустойчивую систему финансирования. Очень ярко заметил один из директоров регионального театра: «Теперь мужские носки для нужд театра стоимостью сто рублей придется покупать на условиях нового закона». И это далеко не в полном объеме отражает проблемы, возникшие со вступлением в силу закона.Обсуждался вымученный многострадальный проект Федерального закона №289979-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников…», действующая 351 статья ТК РФ. Суть в том, что проект поправок должен был дать возможность руководителю театра право расторгать трудовой договор с творческим работником, заключенный на неопределенный срок, если он не прошел «творческий конкурс». Это продиктовано условиями современного рынка в России. Во всей мировой театральной практике фактически нет театров с постоянным штатом актеров в труппе. Как мы все помним, целый год шли долгие шумные дебаты на эту тему. На одном из круглых столов по обсуждению этого законопроекта в Комитете по культуре Государственной Думы один из основных его инициаторов — руководитель театра ЛЕНКОМ Марк Анатольевич Захаров — сказал, что этот законопроект принимать вообще не нужно… Да, где-то это может стать инструментом узаконенного увольнения неугодных. Но мы не должны равняться на единичные случаи. Директор Российского государственного академического театра драмы имени А.С.Пушкина Григорий Попов рассказал, что театр ежемесячно материально поддерживает ветеранов сцены, среди которых народная артистка России Нина Ургант, а также других, может, менее известных, но внесших вклад в культуру России артистов. И это не единичный случай. Те многие артисты, которые хотят быть в труппе театра вечно, явно спекулируют на том, что их будут выгонять, переводя на срочный трудовой договор. Но они забыли о том, что актер всегда жил в условиях конкурса. Добиваются успеха лучшие — те, кто постоянно работает над собой, стремится быть ярким и интересным для зрителя. Когда в Россию приезжал известный голливудский актер Марк Дакаскос (снялся в фильмах «Братство волка» и др.), на вопрос о том, как стать звездой, ответил: «У меня много братьев и сестер, и все хотят быть звездами, как я. Но я им говорю, что не все могут стать звездами. Но это не дает вам повода предполагать, что это не произойдет с вами. Я выполнял грязную низкооплачиваемую работу, чтобы заработанные деньги потратить на мастер-классы и свое профессиональное совершенствование». Логика очень проста, хочешь быть успешным артистом — работай, не покладая рук и получишь бонусы и признание. А многие наши артисты ходят на работу в театр и, в прямом смысле, получают заработную плату ни за что. Они фактически не заняты в репертуаре, так как потеряли себя, как творческую единицу, и режиссер не хочет их занимать, а директор не может уволить, так как закона нет, и длится это годами. Вот и получается такая не очень простая ситуация. Законопроект должен был решить проблему. Но после первого чтения в Думе все формулировки и трактовки поменяли. Поэтому все театральное сообщество в лице и Союза Театральных деятелей России, и Гильдии театральных менеджеров России против принятия его в таком виде.Также серьезно усложнилась жизнь у руководителей театров в связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 23.07.2013 № 215. С 1 января 2014 года театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не уплачивают авансовые платежи по налогу на прибыль. Уплата налога на прибыль указанными учреждениями осуществляется по итогам года, что создает искусственно созданный дефицит средств на уплату налога. Несмотря на это, театральное сообщество управленцев ведет активную и прогрессивную политику. В ближайшее время будет запущена Новая театральная биржа, которая должна помочь с поиском работы представителям театральных профессий. Старая биржа много лет не функционирует, а необходимость в ней крайне насущна. В театре большое количество разных профессий, и хороших специалистов и мастеров своего дела можно перечесть по пальцам. Найти их также очень сложно в виду отсутствия единой информационной базы. Но это далеко не единственное предназначение новой театральной биржи. Это будет еще и социальная сеть среди театральных работников, которые, находясь на удаленном расстоянии, смогут иметь возможность онлайн общения и обсуждения различных событий повседневной жизни.Особое внимание было уделено проекту Кодекса профессиональной этики театральных работников Российской Федерации. Это очень важный и актуальный документ на сегодняшний день. Как известно, в театральной среде бытует выражение о закулисных интригах, но это в хорошем смысле слова. На деле, зачастую внутри театра происходят не очень хорошие истории, стоящие людям здоровья, карьеры, репутации, да и просто возможности нормально заниматься делом, а не разборками, которые потом выносятся на обсуждение общественности, и являются далеко не лучшими примерами из жизни людей, которые несут культуру в массы.Работа общего собрания закончилась торжественным банкетом с поздравлениями и пожеланиями добра, счастья и удачи в нелегком труде, труде людей, который особенно незаметен. Но без них не будет того, что любим мы все — театра, со всем его ненаукообразием, воздухом, радостью, счастьем и грустью, который он несет нам.

Автор: Денис Кирис Парламентская газета
Оставить комментарий