Цвет детства – чёрный

0
09 января 2016

фото из спектакля "Питер Пен" режиссер постановщик Александр Коручеков

Автор: Людмила Прохорова, источник РЕВИЗОР.ru


Казалось бы, у новой постановки знаменитой сказки Джеймса Барри есть все составляющие для успеха – великолепный материал, молодые актёры, яркое музыкальное сопровождение, отличная хореография. На выходе же получился спектакль, равно неподходящий как для детей, так и для взрослых.
«Что-то здесь не так», с такими словами покидали зал дети, ставшие зрителями спектакля «Питер Пэн», премьера которого состоялась 26 декабря на Новой сцене театра имени Вахтангова. Действительно, новая постановка режиссера Александра Коручекова вышла весьма спорной. С одной стороны, нельзя не отметить её оригинальность, с другой понять, на кого же она рассчитана, сложно.Сам режиссёр замечает, что спектакль адресован детям от 6 лет, а также взрослым, «особенно тем, кто в душе так и остался ребенком». Но для юных зрителей постановка недостаточно волшебна, а для взрослых недостаточно глубока. Хотя в самом произведении магии и глубины хоть отбавляй: история про мальчика, который не хотел взрослеть, и убежал из дома, поселившись вместе с феями и другими такими же потерянными детьми в стране Где-то там, трогает сердца уже не одного поколения детей и их родителей.Создателям спектакля стоит отдать должное: Александру Коручекову вместе со сценографом Максимом Обрезковым, хореографом Сергеем Землянским и композитором Петром Наличем (который включил в музыкальное сопровождение мелодии «The Beatles», «Queen» и группы «АукцЫон») удалось создать затейливое по форме действо. Так, например, фея Чинь-Чинь (Евдокия Маляр/Марианна Васильева) ходит на пуантах, населяющие джунгли звери из кусков фанеры «оживают» и двигаются в руках массовки, а во время «ужина понарошку» мальчишки рисуют блюда на огромном столе-холсте.Но со своей задачей подстегнуть фантазию ребёнка, заставить его поверить в увиденное и самостоятельно «достроить» волшебный мир спектакль справляется едва ли. Авангардные декорации, минималистичные костюмы - всё это с трудом воспринимается детьми. Ровно как и главный герой вечно юный и непосредственный Питер Пэн (Юрий Цокуров/Виталий Довгалюк) в своей чёрной одежде никак не напоминает о беззаботном детстве, чудесах и приключениях. Чёрный костюм Питера Пэна вызывает замешательство и недоверие. Вряд ли ребёнок, сколь бы сообразительным он не был, сможет считать все скрытие за чёрным цветом смыслы. А без них смысл теряет и сам спектакль.Чёрный цвет в постановке носит лишь сам Питер Пэн и его извечный враг Капитан Крюк (Арсений Зонненштраль/Сергей Котюх), чей облик настойчиво отсылает зрителей к сценическому образу Филиппа Киркорова. Все остальные персонажи (будь то пираты или индейцы) облачены в белое. Семейство Дарлингов ходит в разноцветном. Таким образом, «мальчик, который не хотел взрослеть» и его антагонист получаются противопоставлены всем остальным героям. По сути, Капитан Крюк выходит не столько антиподом Питера, сколько его альтер эго, что становится окончательно понятно в финале. Однако чёрный это и цвет вечного детства, невозможного и противоестественного в мире обычных людей, которые неминуемо взрослеют, теряют наивность и приобретают тягу к дорогим игрушкам, в которые им не с кем становится играть. Питер Пэн никогда не станет обычным скучным человеком, однако в этом и весь трагизм его положения. У Питера нет будущего ни скучного, ни весёлого никакого, и живёт он вовсе не в волшебном мире, а в иллюзии, в мираже, нарисованном его сознанием, а это, увы, не одно и то же.Такие важные вопросы, как страх взросления, страх потери самого себя, уход от реального мира и неминуемое одиночество, создатели постановки изобразили одним штрихом, а на передний план вышел набор замысловатых действий и неестественно поданных реплик, о которых забываешь, ещё не успев выйти из зала. И хотя играют в спектакле студенты IV курса Театрального института имени Б. Щукина (художественным руководителем которого является сам Александр Коручеков), положение это не спасает. Казалось бы, между молодыми актёрами недавно детьми и юными зрителями должна была бы возникнуть какая-то особая связь, особый градус доверия, но нет. Вахтанговская страна Где-то там и все населяющие её персонажи оказываются мыльным пузырём, переливающимся снаружи и полым внутри. В итоге, целое оказывается гораздо меньше, чем сумма его частей. И это, пожалуй, главный фокус этого спектакля.
Оставить комментарий