Безмолвие как метод лечения. Практика безмолвия Что дает это упражнение

Б. Ален Уоллес начал обучаться тибетскому буддизму, языку и культуре в 1970 году в Университете Гёттингена в Германии и следующие 14 лет - в Индии, Швейцарии и США. Приняв монашеские обеты от Е. С. Далай Ламы в 1975 году, с 1976 года он преподает буддийскую медитацию и философию по всему миру и переводит Далай Ламе.

Выходные данные

Перевод с английского
Ма Дживан Баулии (Тензин Сангмо)
Редактор Шаши Мартынова

2017
Формат 60х90/16
352 стр.
Твердый переплет

О чем эта книга

Коренной текст.

1. Введение

2. Вопросы Дара Мудрости

5. Ясные наставления

6. Осуществление шаматхи

7. Подводные камни

Эту книгу хорошо дополнят

Ещё книги

Отрывки из книги

Предлагаемый вам текст - «Суть ваджры» Дуджома Лингпы, учителя XIX века традиции Ньингма тибетского буддизма - в тибетском языке известен как «нелуг ранджунг» (тиб. gnas lugs rang byung ) , что означает «самовозникновение природы бытия»1. Это совершенное учение, обнажающее некие общие заблуждения о тибетском буддизме: оно преподносит весь бесценный путь искусных средств - от самых азов и вплоть до просветления за одну жизнь. Эта книга объясняет начальный раздел о шаматхе - искусном средстве созерцательного покоя, что составляет примерно девять процентов всего коренного текста «Сути ваджры».

В «Сути ваджры» шаматха преподносится как искусное средство закладки основания на пути Дзокчен. Дзокчен, что часто переводится как «Великое совершенство», - высочайшая из девяти колесниц (санскр. яна ) в традиции Ньингма тибетского буддизма. Говоря классическим языком, достигнув шаматхи, йогин вкладывается свежеобретенными силами сосредоточения в прозрение природы пустотности (санскр. випашьяна ), за которой следуют прорыв (тиб. трекчо ) и прямое пересечение (тиб.тогал ). С точки зрения Ньингмы эти четыре искусных средства и есть весь путь к просветлению. Искусство Дзокчен дает возможность напрямую соприкоснуться с действительностью, без посредничества отдельной личности или общества.

Дуджом Лингпа был женатым мирянином, отцом восьмерых знаменитых сыновей, среди которых Джигме Тенпе Ньима, Третий Додрубчен Ринпоче, широко известный во всех школах тибетского буддизма. За свою жизнь Дуджом Лингпа явил много чудес, достиг высоких уровней постижения в тантре и в Великом совершенстве. Тринадцать его учеников обрели радужное тело, растворившись в свете в миг смерти, и одна тысяча учеников стали видьядхарами - тантрическими учителями, обретшими прозрение глубинной природы осознавания. Короче говоря, он был одним из наиболее искушенных и признанных тибетских лам своего времени.

«Суть ваджры» была «извлечена» из дхармакаи - ума будды, что в сущности то же, что и окончательная твердыня действительности, и принесена в наш мир в 1862 году, когда Дуджому Лингпе исполнилось двадцать семь. Он получил это откровение как терма ума2. Хотя это и открылось ему в 1862 году, обнародовано терма было лишь тринадцать лет спустя. С самого начала текста ясно, что по своей природе это не ученый трактат, а произведение, предназначенное тем, кто на деле привержен духовному пути.

В начальном разделе о шаматхе «Сути ваджры» созерцатель принимает ум как средство пути, опираясь на особый подход принятия проявлений и осознавания как средство пути ; этот подход еще именуют . В целом этот способ состоит в наблюдении всех возникающих проявлений ума, но наблюдающий не цепляется за них. Мысли, чувства, образы и прочее наблюдаются пристальным памятованием, но им не потакаешь, не препятствуешь их возникновению и никоим образом не увлекаешься этими возникающими явлениями ума. Цель на этой стадии - в установлении ума в сознании подосновы, твердыне обычного ума. В тексте также рассмотрены разнообразные созерцательные переживания (тиб.ньям ), с которыми можно столкнуться, и как с ними обходиться. Описывает он и ловушки, а также и глубинные возможности этой стадии медитации.

Одна из основных тем вступительного раздела «Сути ваджры» - важность шаматхи в успешном освоении медитации более высокого уровня: созерцание пустотности, тантрических стадий зарождения и завершения, а также и Дзокчен. С учетом того, что сам Будда уделял особое внимание тому, насколько значимо воспитывать шаматху и объединять ее с випашьяной, тем более поразительно, насколько эта медитация сегодня обособлена и воспринимается свысока всеми школами буддизма. Едва ли не каждый рвется взойти к высотам медитации, не замечая того, что ум, на который они полагаются при выполнении этих медитаций, крайне склонен к возбужденности и вялости. В традиционных буддийских текстах ум с таким неуравновешенным вниманием считается недееспособным, и неразумно полагать, что такой ум действенно способен погружаться в медитации, созданные, чтобы пресечь нарушения равновесия ума у самых корней. Хотя в начале и можно осваиваться с высокими разновидностями медитации, не достигнув шаматхи, но, дойдя до определенной точки, застрянешь в обучении, не понимая, что это происходит потому, что нет соответствующей подготовки отточенности внимания в самом начале.

«Суть ваджры» особенно значима сегодня на Западе: в одном из снов Дуджома Лингпы девапутра - небесное создание по имени Дунджи Цурпу - предрек, что польза от этих глубинных скрытых сокровищ, его терма , распространится на Запад: «Те, кто достоин быть покоренными тобой, обитают в городах людей запада». Настоящий перевод этого скрытого сокровища «Суть ваджры» был выполнен из желания помочь исполнению этого пророчества, под руководством Почтенного Гьятрула Ринпоче, который учит на Западе с 1972 года.

КОРОТКИХ ПУТЕЙ К ВЕЛИКОМУ СОВЕРШЕНСТВУ НЕТ

Б. Алан Уоллес, PhD
Перевод © Дживан Л. Баулия (Тензин Сангмо), 2014
Редактор Шаши Мартынова, 2014

Вполне понятно, что в сегодняшнем спешащем мире, где столько всего необходимо успевать, а свободного времени нет, мы ищем коротких путей достижения желанных целей - в том числе и духовного освобождения. Раз наше время и возможности ограничивают нас краткой ежедневной медитацией, время от времени перемежающейся уединениями и семинарами, здравый смысл подсказывает сосредоточиться на наиболее глубинном из доступных методов. Поэтому буддисты Тхеравады склонны придавать особое значение медитации прозрения (санскр. випашьяна , пали випассана ), а тибетские буддисты сосредоточиваются на Ваджраяне, включая Дзогчен, или Великое совершенство. Но в восхождении к вершинам буддийской медитации мы склонны пренебрегать важностью установки базового лагеря в начале пути.

Базовый лагерь, которым мы склонны пренебрегать, - переживание особого измерения ума: сознания относительной основы (санскр. алаявиджняна ). Созерцательное переживание этого измерения сознания играет решающую роль в медитациях Великого совершенства. Это подчеркивается в сочинениях самого раннего учителя Дзогчен нашей исторической эпохи Прахеваджры (тиб. Гараб Дордже ), который обобщил учения Будды в трех положениях: первое - прорвись сквозь относительную основу (санскр. алаю ) у самых ее корней; второе - выясни источники повторяемости существования; и третье - естественно покойся (тиб. тогал , прямое пересечение) в изначальном чистом осознавании (тиб. ригпа ).

Чтобы выяснить значение алаи , обратимся к классическому произведению под названием «Суть ваджры» (тиб. Neyluk Rangjung ), сочинению выдающегося учителя дзогчен XIX века Дуджома Лингпы (1835–1904), которого считают воплощением Дрогпена Кьючунг Лоцавы - одного из двадцати пяти учеников Падмасамбхавы (тиб. Гуру Ринпоче ), в числе последующих воплощений которого - Е.С. Дуджом Ринпоче - поздний глава школы Ньингма тибетского буддизма. Он писал, что «истинная окончательная основа - нематериальное, подобное пространству отсутствие, лишенное мысли, в котором проявления чувств и ума сошли на нет». Нетрудно спутать это переживание с постижением пустотности или изначального чистого осознавания. Это состояние достигается самопроизвольно - погружением в глубокий сон без сновидений, при обмороке или с наступлением смерти, но в этих случаях человек обычно теряет сознание. Меж тем, можно ясно и живо пережить относительную основу, алаю , достигнув состояния медитативного сосредоточения, известного как «созерцательный покой» (санскр. шаматха, тиб. шине) . Вот одно из средств шаматхи , которому отводится важнейшая роль в традиции Дзогчен: «установление ума в его естественном состоянии» однонаправленным сосредоточенным наблюдением мыслей; при этом всплывающие мысли не исчезают, однако памятующее осознавание выявляет их, но ими не увлекается. В конце концов все грубые и тонкие мысли естественно успокаиваются в пустом пространстве глубинной природы ума, и созерцатель достигает шаматхи . На это обычно требуется несколько тысяч часов обучения с полным погружением, и тогда, по достижении шаматхи , можно без усилий оставаться в состоянии безупречного самадхи по многу часов подряд. Когда созерцатель выходит из состояния самадхи , все проявления ума и чувств возникают из относительной основы, алаи, а когда возвращается к нему, они вновь исчезают в ослепительно лучезарном бессодержательном отсутствии.

Из относительной основы возникает ослепительное чистое состояние осознавания, именуемое сознанием относительной основы, озаряющее все проявления ума и чувств. Дуджом Лингпа писал: когда установлением ума в его естественном состоянии доступ к сознанию относительной основы открыт, «становишься тихим и безмолвным, в невозмутимом состоянии, переживая радость, подобную теплу огня, лучезарность, подобную утренней заре и отсутствие умозрительности, подобное спокойной глади океана, не обеспокоенного волнами. Стремясь к этому состоянию и веруя в него, не сможешь вынести разделенности с ним и будешь ему привержен... Именно это и именуется обычной шаматхой пути , и, если достигнешь устойчивости в ней на длительное время, поток твоего ума обретет решающее свойство невозмутимости. Однако, имей в виду, что в эту эпоху упадка среди грубых людей очень немного таких, кто достигает большего, чем мимолетная устойчивость».

Пребыванием в состоянии шаматхи , объясняет он, обычный ум исчезает, блуждающие мысли тают в алае , где пропадаешь ты сам, все одушевленное и неодушевленное. «Переживая бессодержательное отсутствие и лучезарность и направляя свое внимание внутрь, можно подойти к состоянию, в котором мысли остановились и в котором имеется убежденность, что нет ни проявлений, ни мыслей. Это переживание великолепия, с которым ты отваживаешься не разлучаться, и есть сознание относительной основы». Он предупреждал, что это созерцательное состояние может быть ошибочно принято за изначальное чистое осознавание, но это не так. Застряв в нем, нисколько не приблизишься к освобождению, поскольку это состояние нравственной неопределенности, в котором беспокойства ума и омрачения не искоренены полностью, а просто приглушены.

Вернемся к сочинению Прахеваджры. Успокоившись в этом «естественном состоянии» ума, первый шаг - выяснить, откуда ум появляется, где он пребывает в настоящем и куда в итоге девается. С помощью такой випашьяны , или медитации созерцательного прозрения, можно понять, что ум, на самом деле, ниоткуда не возникает, проявившись, нигде не находится и никуда не направляется, когда пропадает. Лишенная очертаний, облика или цвета, эта ослепительная пустотность превосходит все умозрительные суждения. В этом случае, посредством випашьяны созерцатель прорывается сквозь относительную основу. Однако трудно представить, что можно прорваться сквозь нее, не пережив ее прежде на собственном опыте, а это происходит благодаря медитации шаматхи .

С такой опорой - и вновь применив медитацию випашьяны - можно выяснить корни повторяемости существования (санскр. самсара ), на опыте выясняя местонахождение своего «я», «самости», среди состояний ума и его деятельности, в своем теле, проявлениях чувств и в окружающей среде. Так можно обнаружить, что самости, по сути, нигде нет - ни в теле, ни в уме, ни где бы то ни было еще. Следуя этой второй стадии медитации, естественно приходишь к состоянию изначального чистого осознавания, безусильно расслабив ум в состоянии не-обнаружения, без цепляния за самость или любые иные предметы. Говорится, что такое созерцательное прозрение обладает скрытой силой полностью искоренять глубокие застарелые привычные склонности цепляния за самость, - но лишь в том случае, если оно поддерживается невозмутимостью ума шаматхи.

Такое определение сознания относительной основы, предложенное Дзогчен, совместимо со всеми буддийскими традициями, включая школу Мадхьямаки, или Срединного пути. Оно так же созвучно и определению Тхеравадой земли становления (пали бхаванга ), проявляющейся, когда осознавание извлечено из физических чувств, и когда вся деятельность ума - беспорядочные бессвязные мысли и образы - затихает. Это случается естественно при погружении в сон без сновидений или в последний миг жизни - и ясно постигается медитацией шаматхи . Более того, ранние сторонники школы Великого совершенства (санскр. махасангхи, тиб. дзогпа ченпо ) рассматривали бхавангу как сознание стержневого корня (встречается вариант перевода «ствол сознания» - прим. рус. пер. ), из которого произрастают все разновидности сознаний чувств и вся деятельность ума - как ветви, листья и плоды вырастают из корня дерева.

Современные учители випассаны часто не придают особого значения шаматхе и бхаванге , да и некоторые современные наставники Дзогчен смотрят свысока на ее важность и возникающий в итоге этой медитации доступ к сознанию относительной основы. В противовес учению Дуджома Лингпы, некоторые советуют созерцателю не позволять физическим чувствам быть изъятыми медитацией шаматхи, а просто давать проявлениям чувств возникать - без имен и определений. Они говорят, что переживание шаматхи случается от момента распознавания природы ума и вплоть до момента, когда распознавание утрачено, так что стирается грань между шаматхой и медитацией Дзогчен. Они утверждают, что это лучший способ для тех, кто наделен выдающимися способностями, тогда как традиционное, соответствующее сутрам, преподнесение шаматхи более подходит для менее одаренных созерцателей. А поскольку нам всем нравится считать свои способности выдающимися, Дуджом Лингпа и другие великие учители Дзогчен постоянно подчеркивают важность шаматхи как необходимого основания для випашьяны и добросовестной медитации Дзогчен.

Созерцатели, бесспорно, смогут добиться некоторого уровня прозрения в природу ума, даже если пропустят или сократят освоение шаматхи и випашьяны , но весьма сомнительно, что, срезая путь таким образом, они смогут извлечь всю полноту пользы от медитаций Дзогчен. «Сокровище земли» (тиб. терма ), приписываемое Падмасамбхаве, переведенное как «Естественное Освобождение», излагает это так:

«Безукоризненная шаматха - словно масляный светильник, не задуваемый ветром. Куда бы ни было помещено осознавание, оно невозмутимо присутствует; оно живо, ярко и не тронуто ни вялостью, ни сонливостью, ни тусклостью; куда бы ни было направлено осознавание, оно устойчиво, остро отточено и неподвластно случайным непреднамеренным мыслям - надежно. Так, созерцательное состояние возникает в потоке ума созерцателя, и пока этого не случилось, важно устанавливать ум в его естественном состоянии . Даже если изначальное чистое осознавание и указано (введение в природу ума - прим. рус. пер. ), пока истинная шаматха не возникла в потоке ума, оно останется не более чем предметом понимания разума - неискренним пустословием о воззрении, и велика опасность поддаться догматизму. И раз в этом кроется корень всех созерцательных состояний, то и не и не спеши получать наставления, указующие на природу изначального осознавания, а осваивайся, пока не случится утонченное переживание невозмутимости».

Можно получить мимолетные проблески изначального чистого осознавания, не достигнув переживания живого и устойчивого самадхи медитацией шаматхи , но при этом не будет возможности их удерживать или вновь и вновь без труда получать к ним доступ. Такие «прорывные» переживания быстро исчезают, оставляя нам лишь блекнущие воспоминания и чувство томительной ностальгии.

Согласно упоминавшимся выше светилам дзогчен, истинный путь Великого совершенства требует вначале растворить, медитацией шаматхи , обычный ум и физические чувства в сознании относительной основы, чтобы все проявления исчезли в самой относительной основе, в алае . Это базовый лагерь на пути восхождения к вершинам випашьяны , итог которой - прямое переживание пустотной природы себя и всего явленного. В итоге поднимаешься к высшим ступеням изначального чистого осознавания, постигая окончательную твердыню бытия (англ. ultimate ground of phenomena - прим. рус. пер. ) и высшую природу собственного ума. Коротких путей к Великому Совершенству, может, и нет, но есть прямой путь духовного пробуждения.

Посмотреть все

О чем эта книга

В этом вступительном разделе «Сути ваджры» Дуджом Лингпа раскрывает природу ума и показывает, как принимать ум, со всей его неуравновешенностью и замутненностью, показывает, как прорваться сквозь поток личного ума и постичь свою природу - исконное осознавание. Он сделал этот путь ясным, доступным и заманчивым. Если не достигнуть шаматхи, ни одна из медитаций не принесет необратимого преображения и освобождения. Нет большего приключения, более величественного предела исследования и большей свободы, которую надо постичь, чем это Великое совершенство - единый вкус самсары и нирваны. «Суть ваджры» особенно значима сегодня на Западе. Как говорит пророчество: «Те, кто достоин быть покоренными тобой, обитают в городах людей Запада». Настоящий перевод первой части этого скрытого сокровища был выполнен из желания помочь исполнению этого пророчества под руководством Почтенного Гьятрула Ринпоче, который учит на Западе с 1972 года.

Предисловие переводчика на русский язык.

Коренной текст.

1. Введение

2. Вопросы Дара Мудрости

3. Вопросы Великой Беспредельной Пустотности

4. Принятие ума как средства пути

5. Ясные наставления

6. Осуществление шаматхи

7. Подводные камни

Приложение 1. Коротких путей к великому совершенству нет

Приложение 2. Прямой путь джин: коренной текст драгоценной традиции Махамудры Гелуг и Кагью

Шри Ауробиндо подошел к поворотной точке своего развития: храмы не интересовали его, а книги были для него пусты. Один приятель посоветовал ему заняться йогой; Шри Ауробиндо отказался: Йога, которая требует отречения от мира - не для меня, более того, он добавит: я чувствовал чуть ли не отвращение к спасению собственной души, которое предоставляет мир его судьбе. Но однажды Шри Ауробиндо стал свидетелем любопытной сцены, которая для Индии не представляла собой чего-то необычного (однако обыденность часто бывает лучшим толчком для пробуждения внутренних движений). Его брат Барин страдал тяжелой лихорадкой (Барин родился, когда Шри Ауробиндо находился в Англии, он стал тайным агентом Шри Ауробиндо в период организации индийского сопротивления в Бенгалии), когда к ним в дом вошел один из тех полунагих бродячих монахов, вымазанных золой, которых называют нага-саньясинами. Вероятно, он ходил от дома к дому, выпрашивая пищу согласно своему обычаю, когда заметил закутанного в одеяла Барина, трясущегося в лихорадке. Без единого слова он попросил стакан воды, начертил над ним какой-то знак, пропел мантру и дал выпить воду Барину. Через пять минут Барин был здоров, а монах исчез. Шри Ауробиндо, конечно, слышал о необыкновенных силах этих аскетов, но на этот раз он видел это своими глазами. Он понял, что йога может служить не только спасению. А ему нужна была сила, чтобы освободить Индию: Во мне был агностик, во мне был атеист, во мне был скептик, и я не был абсолютно уверен, существует ли Бог вообще… Я чувствовал, что где-то в этой йоге должна заключаться могущественная истина… Поэтому, когда я обратился к йоге и решил практиковать ее и выяснить, верна ли моя мысль, то вот в каком духе и с какой молитвой, обращенной к Нему, я сделал это: «Если Ты существуешь, Ты знаешь мое сердце. Ты знаешь, что я не прошу Мукти [освобождения], и я не прошу ничего, что просят другие. Я прошу только дать мне силу поднять эту нацию и позволить мне жить и работать для этого народа, который я люблю…» Так вступил на путь Шри Ауробиндо.

Глава 4. Безмолвие разума

Ментальные построения

Первым этапом в йоге Шри Ауробиндо и главной задачей, решение которой послужит ключом ко многим постижениям, является установление безмолвия в разуме. Могут спросить: зачем нужно это безмолвие ума? Очевидно, если мы хотим открыть новую страну внутри себя, то для начала нам необходимо покинуть старую, и все зависит от решимости, с которой мы делаем этот первый шаг. Иногда это похоже на вспышку. Что-то кричит в нас: «Довольно этой болтовни!», и мы сразу оказываемся на пути и идем не оборачиваясь назад. Другие говорят «да», затем «нет» - они колеблются до бесконечности между двумя мирами. Еще раз подчеркнем, что мы не стремимся оторвать от себя то, что у нас уже есть и что досталось нам тяжелым трудом, во имя Мудрости - Мира - Просветленности, и постараемся избегать слов высоких и пустых; мы стремимся не к святости, а к юности - вечной юности вечно растущего существа, мы стремимся не к ущемленному бытию, но к существованию более совершенному и прежде всего более широкому: Не приходило ли вам когда-нибудь в голову, что если бы они действительно стремились к чему-то холодному, темному и мрачному, то они были бы не мудрецами, а ослами? - как-то шутя заметил Шри Ауробиндо.

Действительно, когда останавливается машина ума, человек делает разного рода открытия и, прежде всего, он понимает, что если способность думать - это замечательный дар, то способность не думать - дар гораздо более великий. Пусть ищущий попытается не думать хотя бы в течение нескольких минут - он быстро увидит, с чем имеет дело! Он поймет, что живет в невидимом хаосе, в изматывающем непрестанном вихре, заполненном исключительно его мыслями, его ощущениями, побуждениями и реакциями - «я», всегда «я» - гном-переросток, который во все вмешивается, все затемняет, видит и слышит только себя, знает только себя (если вообще знает!), гном, чьи неизменные темы создают иллюзию новизны лишь благодаря тому, что они постоянно сменяют друг друга. В определенном смысле мы есть ни что иное, как сложный сгусток ментальных, нервных и физических привычек, удерживаемых вместе несколькими управляющими идеями, желаниями и ассоциациями - амальгама из многих самоповторяющихся сил и нескольких основных вибраций. К восемнадцати годам мы как будто сформировались, сформировались наши главные вибрации. А затем вокруг этой первичной структуры все более плотными слоями, слоями все более изысканными и утонченными непрестанно наращивается одно и то же - то, что имеет тысячу лиц и что мы называем культурой или нашим «я». В действительности мы заключены в какую-то конструкцию - она может быть совершенно непроницаемой, без малейшего отверстия, или изящной, как минарет, но так или иначе мы замурованы - в гранитной ли оболочке или в стеклянной статуе. Мы без конца повторяем самих себя, жужжим всегда одно и то же. Первая задача йоги - это научиться свободно дышать. И разрушить, конечно, эту ментальную завесу, которая пропускает лишь один вид вибраций, раскрыть, наконец, многоцветную бесконечность вибраций, увидеть мир и людей такими, каковы они есть в действительности, и найти внутри себя другое «я», которое невозможно оценить на ментальном уровне.

Активная медитация

Когда мы сидим с закрытыми глазами с тем, чтобы установить молчание ума, вначале мы оказываемся затопленными потоком мыслей. Они появляются отовсюду, подобно испуганным или даже агрессивным крысам. Есть только один путь как их утихомирить: пытаться выполнять это вновь и вновь, терпеливо и настойчиво, а главное - не делать ошибки: не бороться с умом ментально - необходимо сконцентрироваться на другом. У всех у нас над умом или глубоко внутри есть стремление - то самое, что привело нас на путь, некий пароль, который имеет для нас особое значение. Если мы придерживаемся этого стремления, то работать становится легче, из отрицательной работа превращается в положительную, и чем больше мы повторяем наш пароль, тем более действенным он становится. Можно также использовать образ, например, безбрежный океан, гладкую поверхность без зыби, на которой мы лежим, по которой мы плывем, становясь этой спокойной беспредельностью. Так мы учимся не только успокоению ума, но и расширению сознания. На самом деле, каждый должен найти свой путь, и чем меньше напряжения вкладывается в эти поиски, тем быстрее придет успех: Можно начать тот или иной процесс ради цели, которая обычно требует длительной работы, и пережить при этом, даже вначале, быстрое вмешательство или явление Безмолвия с результатами, которые не соизмеримы с теми средствами, которые были использованы вначале. Начинают практиковать некий метод, но работу принимает на себя Милость свыше - от Того, к чему стремятся, - или же, это другой случай, она свершается внезапным вторжением бесконечности Духа. Именно таким путем я сам пришел к абсолютному безмолвию ума, о котором я не мог иметь представления прежде, чем получил реальное переживание. Действительно, это чрезвычайно важный момент. Ведь можно подумать, что все эти красивые и интересные йогические переживания находятся далеко за пределами обычных человеческих возможностей; куда уж таким, как мы, достичь этого. Наша ошибка заключается в том, что по нашему нынешнему «я» мы судим о возможностях другого «я». При этом в ходе йоги автоматически, вследствие одного лишь факта, что человек встал на путь, пробуждается целый ряд скрытых способностей и невидимых сил, которые во всех отношениях превосходят возможности нашего внешнего существа и могут делать за нас то, чего при обычных условиях мы делать не можем: Нужно расчистить проход между внешним разумом и чем-то во внутреннем существе… ибо они (йогическое сознание и его силы) уже находятся внутри вас, и лучший способ «очищения» этого прохода - заставить замолчать ум. Мы не знаем, кто мы такие, и еще меньше знаем о том, на что мы способны.

«Мое сознание блуждает»
- Я недавно обратил внимание… К примеру, называю имя человека - и появляется его образ, его фантом. И я сразу вижу, что у него сейчас болит. Своей знакомой рассказал расположение её дома, какие там обои, где стоит шкаф, кровать и что её бывший муж спит на животе. У неё от удивления глаза расширились: откуда ты знаешь?! Мне самому непонятно, откуда…
Метод простой: закрываю глаза и, задержав дыхание, пытаюсь вобрать в себя энергию через фаланги пальцев. Ощущаю покалывание, входит что-то непонятное, всегда разного цвета. Потом на лбу, в районе Третьего глаза, на внутреннем экране пытаюсь представить человека, понять, что он в данный момент делает, куда идёт…Легче, когда я его знаю или видел фотографию. Я несколько раз проверял… Представил свою тётю, и она мне показалась на кухне. Сообщаю ей по телефону, что она не просто на кухне, а сидит в углу и смотрит телевизор. У тёти был полный шок. Знакомой Зареме сказал, что завтра на вечеринке она будет в чёрном платье, хотя вначале захочет надеть красную кофту, а сидеть будет возле стены с левой стороны. Потом поинтересовался - все так и было. Могу узнать про события трёхдневной давности или на неделю вперёд, а если знаю человека, и дольше. Но после таких манипуляций с моей головой происходит что-то странное: не понимаю, где нахожусь, что делаю и кто я вообще есть. Моё сознание блуждает само по себе, без моего согласия…
Однажды в таком состоянии я представил себе дом, в который надо попасть. Увидел его, мысленно вошёл сквозь ворота…И потом рассказал Ларисе, своей подруге, что там есть куры, чёрная собака породы терьер, вдоль стены по земле протянута проволока, двор асфальтирован, описал мебель на кухне…
- Наверное, такие путешествия очень приятны?
- Не знаю, как другие, но я никакого удовольствия не получаю. Однажды, когда путешествовал подобным образом, ощутил боль, меня вдруг охватил жуткий страх. Нет, не лично я - болело моё сознание. Самое интересное, что в тот момент я чувствовал присутствие какого-то духа рядом, бестелесной субстанции…
- И давно с тобой такое?
- Уже лет шесть-семь. Бывало и раньше, но тогда я не придавал значения. Нет, то не заболевание, а другой уровень бытия.
- У меня, Сергей, тоже нечто подобное случалось. Но всего несколько раз и совершенно неожиданно. Просто в какой-то момент исчезали запахи, звуки, я переставала осознавать, где нахожусь. Хотя видела знакомые предметы, близких людей - в объёмных цветных картинках, но беззвучно. Приходила в себя в состоянии выжатого лимона: кружилась голова, чёткость зрения и слуха восстанавливалась медленно. Кто был рядом, говорил потом, что я бледнела, замирала, едва дышала. Люди боялись заговорить со мной и, не зная, что делать, смотрели с испугом…
- А где можно применить твои новые способности, Сережа?
- Не знаю, я этим занимаюсь чаще по просьбе Ларисы. Когда ее 25-летний сын оказался в Севастополе в реанимации с разбитой головой и умер, я сразу сказал, что был удар бутылкой, назвал машину, синие «жигули», на которой его увезли, отчётливо увидел, что с ним ехало четверо… После врач-реаниматолог подтвердил: убийство.
Монстр во мне
- Вспомнил свою первую в жизни медитацию, которая помогла мне очиститься от суеты, бесконечной череды бессмысленных желаний и эмоций.
В группе нас было четверо. Полеты сменяли пейзажи, вспышки цвета, объекты тонкоматериального мира. Вдруг сильнейший поток энергии вынес меня на живописное плато на вершине горы - и тут же появилась группа существ демонического вида - темные, уродливые, страшные. Они тянули ко мне лапы, желая увести в свой мир…
Я заглянул в пропасть под ногами. Озеро, сверху казавшееся очень маленьким, и поля острых камней вокруг. Колебаться, однако, было некогда: полукольцом приближавшиеся монстры уже хватали меня за руки…
Я прыгнул. В реальной жизни никогда не нырял с высоты, но сейчас мне казалось, что лечу очень красиво и, словно заправский спортсмен, вошел головой точно в центре озера. Ощутил плоскость кристально чистой воды и сильную вибрацию во всем теле.
Но случилось странное: часть меня осталась на поверхности. Сквозь толщу я увидел такого же монстра, как те, что гнались за мной. И понял: он всегда жил во мне, но сейчас вода его не впустила. Монстр бился в агонии, он искал… Если вынырну - войдет снова. Задерживать дыхание становилось все трудней, но я собрал всю свою волю. Над водой пронеслась огромная птица, схватила монстра лапами, приближалась вторая… Птицы побеждали. На долю секунды я вдруг пожалел «родного». Он тут же окреп и рванулся в мою сторону. Я нырнул и… вышел из медитации.
Мастер, проводивший сеанс, сказал, что я совершил ошибку, которую придётся исправлять всю жизнь: избавился от темного человека в себе, но он остался жив и будет ждать, когда мое сознание «замутится» и вновь станет ему доступным, временами будет входить в меня и рушить все построенное. Единственная моя защита - ясность, воля, полный самоконтроль…

«Мозг, что ты делаешь?!»
- Интересная история, поучительная. И повод глубже познать явление медитации. Согласны?
- Я ни разу не медитировал, но когда закрываю глаза и долго их не открываю, вижу цветастые круги и постоянно движущиеся пятна. Что это значит?
- Значит, что ты начинаешь видеть энергии.
- А я сквозь закрытые глаза вижу окружающее пространство как мир света. Каждый предмет светится…
- И все-таки - что такое медитация, как работает, как ей заниматься?
- Медитация - древнейшее средство самопознания и духовного совершенствования. Она освобождает нас от беспокойства и неудовлетворенности, дает наполненность и силу.
- Но почему?
- Потому что иначе наше внимание, энергию, радость и счастье «поедают» мысли и переживания.
- Давайте, опираясь на свой опыт, дадим свое толкование этого явления.
- Молчание ума.
- Отсутствие мыслей.
- Созерцание.
- Освобождение от боли и обид.
- В переводе - «размышление», а в общем-то - СОСРЕДОТОЧЕНИЕ. Если человек чем-то поглощен, его мозг заполняется и… выключается.
- Мозг, что ты делаешь?! Ну перестань!
- Если йог медитирует на мантру, она заполняет его и открывает путь всяческим зажимам и проблемам, скрытым в человеческом теле. Как тараканы из щелей, они вылезают наружу в виде мыслей, которые нужно удалять из головы, например, применяя образ веника.
- А может, отключение внутреннего диалога - это перекрытие канала связи подсознание-сознание, по которому идет картинка окружающего мира? И команды управления?

Голубая бабочка
- А теперь начнем… Успокойте свой ум, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов…
Сосредоточьтесь на ноздрях, ловите ощущения, как через них проходит воздух. Сами станьте этим проникающим в тело воздухом. Болтовня мозга прекращается… Удачи!
- Я улетел… Спасибо!
- Как прекрасно сбрасывать с себя земную «шелуху», мешающую нам наслаждаться жизнью. Транс был на 100%!
- Но потише сделайте тинькание птиц, жужжание насекомых, музыку. Все это классно, но перебивает…
- Расслабило супер…
- Наверное, даже слишком - голова чуть разболелась…
- Музыка и голос создают волшебную гармонию…
- Пыталась отпустить человека, но когда он отдалялся, начались душевные терзания. Хотя вроде бы я его уже простила, и человек мне этот не нужен… Получается, наяву мне легче его отпустить, чем в состоянии медитации?
- Инна, у вас произошел выход накопившейся боли. Вы интуитивно правильно поступили, перейдя к исполнению ритуала «Прощение». Продолжайте медитировать.
- Вот это, я понимаю, успокоение! Наступает приятное чувство легкости и счастья. Так не хотелось оттуда возвращаться…
- Честно говоря, мне трудно сконцентрироваться…
- Да, остановить мысли - проблема. Главное, сосредоточиться - тогда всё получится.
- Прикольно. Тело согрелось, даже жарко стало. Буду еще тренироваться.
- Хотелось бы входить в измененное состояние сознания быстрее и легче. Чтобы оставалась только музыка - и возможность решать свои проблемы. Сорок минут для входа - слишком много.
- Скажите, надо ли входить в трансовое состояние?
- Трансцендентальное состояние сознания, или нирвана, самадхи, инсайт - результат остановки внутреннего диалога.
- Пока слушал, уснул. Во сне вылетал из тела. Необычные ощущения…
- Во время медитации у меня вдруг слезы полились - так и должно быть?
- Слезы очищают душу!
- А у меня никакого удовлетворения не наступило.
- И на моё возбужденное после нервного дня сознание никак не подействовало. Жаль, гипнозу не поддаюсь.
- Гипноз проходит на других глубинах. А это направленная визуализация. Возможно, у вас слишком глубокая боль и сопротивление. Или страх.
- Это что-то невообразимое - чувство легкости, свободы и безграничного счастья! Много Ангелов летали вокруг, от их крыльев исходил свет! Я почувствовала такую любовь внутри себя…
- А правда ли, что с помощью медитации можно похудеть?
- Я как будто заново родилась!
- Что удивительно, впервые увидела картины прошлого - бабушку и ее жизнь с мужем.
- Я отпустила кокон из окна в небесное пространство и превратила его в голубую бабочку. А льющийся из окна свет активизировала, наполнив им комнату…
- Меня волнует экологичность негатива, от которого избавляюсь во время медитаций - не хочу засорять окружающее пространство. Придумываю образы, которые преобразуют негатив, например, из решета вылетают прекрасные бабочки или цветы. А черное существо с огромным красным носом превратила в лемура, который пополз к противоположной стене…Там наверху открылось окно, из которого полился свет. У лемура начали пробиваться крылья…
- А ко мне образ моей боли пришел в виде черного скрюченного человечка, вжавшегося в угол комнаты.
- Энергией золотого цвета хочу удалить сгусток где-то сбоку от сердца - там сидит боль. Как только оказываюсь внутри пирамиды, начинается эйфория защищенности, я уплываю…
- Каждый период нашей жизни неповторим и уникален. Раз вы пришли к такой духовной работе, значит, есть в этом глубокая причина. Часто мы виним себя напрасно…
- Обиды сидят очень глубоко. Необходимо освободиться от них, любого бремени, что стоит на пути нашего истиного состояния - счастья.
- Пожалуйста, помогите! Чувствую себя одиноким, меня мало кто понимает.
- Вы не одиноки. Мы пришли в мир по одному, но при этом мы все вместе!
- Не помню, чтобы мой отец обнимал меня или целовал. Он нередко выпивал, и когда я вижу пьяного, возникает глубокое чувство неприязни. Не могу простить отца за то, что не дал моей матери той жизни, которой она заслуживает. Наверное, именно эти воспоминания мешают моим серьезным отношениям с мужчинами?
- У вас могут всплывать в памяти ситуации, люди, которые принесли вам боль. Но вместо позиции жертвы поймите, что те люди и ситуации пришли к вам для духовного роста и блага.
- Мне понравилось. Прежде думал, что медитация - это скучно.

Войдёшь в нирвану…
- А как правильно выходить из этого состояния? Перед глазами все ходуном…
- Выходить надо плавно, чаю зеленого попить. А «ходуном» - потому что энергия натыкается на препятствия в каналах. Прочистятся, и все будет хорошо.
- Понимаю: дыхание, сосредоточенность, саморегуляция… Но энергетическое тело, космическая энергия, чакры, на мой взгляд, просто бред.
- Нет, не бред, поверь мне. Когда войдёшь в нирвану, поймёшь и прочувствуешь.
- Только что попробовал. Сначала голова стала тяжёлой, было покалывание в самой верхней точке посередине, потом будто душа из тела выскочила. В общем, ребята, круто. Чувствовал, как энергия все моё тело пронизывает… Для первого раза неплохо, я думаю.
- Так стремно, когда перестаешь руки и ноги ощущать. Даже какая-то паника начинается.
- Во время медитации я видел большой белый шар. Было ощущение, что могу сидеть так вечно…
- Странно… У меня только ноги затекли в одной позе сидеть…
- Не ожидал такого эффекта. Хороший способ снятия стресса.
- Ежедневная медитация улучшает качество жизни во всех направлениях.

Таинственное слово «Ом»
- Не совсем понятно, что при том происходит.
- Трансцендентальная медитация переносит ум к чистому полю созидательного разума.
- Какая?!
- Трансцендентальная, от латинского «выходящий за пределы» - техника медитации c использованием мантр.
- ТМ - простая, естественная и не требующая усилий методика, по которой занимаются дважды в день по 20 минут, удобно сидя с закрытыми глазами. Внимание переходит на более утонченные состояния, мыслительный процесс стихает. Достигается особое психофизиологическое состояние спокойной осознанности, глубокого физиологического отдыха, восстановление нормального функционирования организма.
- А какую мантру лучше использовать?
- И вообще подробнее, пожалуйста…
- Мантра - сочетание звуков или слов, священный гимн в индуизме и буддизме. В переводе - «орудие осуществления психического акта».
- Как у православных молитва, да?
- Не совсем. В мантре очень важно точное воспроизведение звуков. Лучше выбрать одну, которую вы слышали хотя бы в записи. Повторяйте ее про себя или шёпотом,не ожидая особых ощущений. Среди особо известных - гаятри-мантра, панча-таттва, «Харе Кришна». Самая знаменитая - «Аум», или «Ом».
- А почему?
- Ом - священный звук, от вибраций которого, как с древности считают в Индии, произошла Вселенная, наивысшая мистическая мантра, символизирующая рай, землю и подземное царство…
- А еще - три состояния сознания - грезу, сон и явь.
- Помните, как результат произнесения мантры «Ом» описывал русский поэт Николай Гумилев?
- Никогда не слышал…А ты помнишь?
- Слушайте:
Раздалось в первый раз от века
Запрещенное слово: Ом!
Солнце вспыхнуло красным жаром
И надтреснуло.
Метеор
Оторвался и легким паром
От него рванулся в простор.
После многих тысячелетий
Где-нибудь за Млечным Путем
Он расскажет встречной комете
О таинственном слове «Ом».
Океан взревел и, взметенный,
Отступил горой серебра.
Так отходит зверь, обожженный
Головней людского костра.
Ветви лапчатые платанов,
Распластавшись, легли на песок,
Никакой напор ураганов
Так согнуть их досель не мог.
И звенело болью мгновенной,
Тонким воздухом и огнем
Сотрясая тело вселенной,
Заповедное слово «Ом».

Леонид Терентьев
e-mail: [email protected]
http://www.proza.ru/avtor/terentiev45

"Главная задача человеческого интеллекта — прежде всего собирать и накапливать всевозможную информацию, поступающую от органов чувств физического тела и от желаний тела эмоционального. Таким образом, интеллект — это в первую очередь память. А поскольку интеллект представляет собой всего лишь память, то он и не может управлять иначе, как опираясь на прошлый, уже зарегистрированный опыт. Он способен только воссоздавать опыт прошлого. "

"Однако вместо того, чтобы пользоваться памятью для простого запоминания пережитого опыта и происшедших событий, человеческие существа решили считать, что их опыт — это и есть реальность. И вместо того, чтобы просто отправить этот опыт в память и обращаться к нему по потребности, человек, в чьем физическом или эмоциональном мире произошел некий болезненный инцидент, приписывает ему особую важность: «Нельзя, чтобы, этот инцидент повторился, поэтому я его не забуду». "

"Ты делаешь открытие: уравновешенный человек, пребывающий в гармонии с самим собой, управляет своим интеллектом и не позволяет интеллекту управлять собой. Интеллект вовсе не для того создан, чтобы управлять чело-веческим существом; он даже не знает, как это делать. Это не входит в его функции. Не забывай: интеллект был создан для того, чтобы запоминать сведения и таким способом помогать нам анализировать, философствовать, судить. Для всего этого нам необходима память. "

"Самый великий манипулятор, которому мы позволяем мешать нам быть свободными, — это наш человеческий интеллект. Он был сотворен как инструмент, как средство служения человеку. Но мы пошли в противоположном направлении: власть, которую мы сами отдали интеллекту, столь велика, что он стал нашим хозяином, и это не позволяет нам стать совершенно свободными.

Чрезмерно активный интеллект отдаляет человека от его истинной сущности и не позволяет ему понять, что его истинное "я" знает и умеет все, что человеку нужно. Человек должен дисциплинировать свой интеллект и заставить его отказаться от притязаний на постижение духовного развития. "

"Интеллект, силясь сохранить свою руководящую роль, пытается, конечно, убедить тебя, что, повинуясь своей сущности, ты уже не сможешь свободно распоряжаться своей жизнью и навсегда сделаешься объектом манипуляции. Не верьте ему! "

"Если хорошо понаблюдать за своим мышлением, то вы обнаружите, что ваши мысли находятся либо в прошлом, либо в будущем. Похоже, что жить в своем настоящим времени — одна из привычек, которые даются человеку с самым большим трудом. Тот кто живет в прошлом или в будущем, неминуемо искажает реальность. Так большинство людей беспокоятся о том, что происходит дома, с детьми или на службе, когда сами они уехали на отдых. Они фактически не живут настоящем: во время отпуска они думают о доме, а вернувшись домой будут думать об отпуске! Они станут пересматривать отпускные фотографии и с грустью вспоминать чудесное путешествие, хотя по-настоящему в то время не осознавали его. Они не сумели принять и оценить свой отдых именно тогда, когда он был. Их физические тела, конечно, побывали в отпуске, но мысли оставались дома или на службе. Для того чтобы человек жил настоящим, его тело и мысли должны находиться в одном и том же месте! "

"Каждая минута, в течение которой ты избегал присутствия в настоящем времени (не важно, каким способом), есть минута не прожитая".

"Каждый раз, вынося какое-то суждение, мы тем самым отдаляем себя от приятия, от истинной любви, ибо любить — значит принимать события и людей такими, какие они есть. Это означает просто признавать, что такая-то ситуация проявилась таким-то образом, что такой-то человек ведет себя вот так. Принимать решение, что такой-то характер или такие-то поступки плохи, — это уже уровень интеллекта. Как только ты замечаешь, что пользуешься прилагательными: «хороший», «плохой», «правильный», «неправильный», «предполагаемый», «неожиданный», «нормальный», «ненормальный», — можешь быть уверен, что управление взял в руки твой интеллект, что он судит твое поведение, а ты позволяешь ему управлять тобой. "

Лиз Бурбо: "Слушай Свое Тело — Снова и Снова"

Дипак Чопра и безмолвие ума

Безмолвие Ума и Душевный Покой

"Что происходит, когда вы погружаетесь в тишину? Вначале ваш внутренний диалог становится еще более бурным. Вы ощущаете настойчивую потребность что-то говорить.

Я знал людей, которые в первые день-два добровольного продолжительного молчания буквально теряли рассудок. Их внезапно охватывало чувство беспокойства и настойчивая потребность что-то делать.

Но по мере продолжения опыта внутренний диалог начинает успокаиваться. И вскоре наступает глубокая тишина. Это происходит потому, что разум со временем уступает. Он осознает, что нет смысла блуждать вокруг, если вы — высшее Я, дух, тот, кто принимает решения, — не собираетесь говорить. И тогда, когда умолкает внутренний диалог, вы начинаете ощущать душевный покой. "

"Полная тишина — первое требование для проявления ваших желаний, потому что именно в ней лежит ваша связь с пространством чистых потенциальных возможностей, которое может открыть для вас всю свою бесконечность. Представьте, что вы бросили в пруд небольшой камешек и наблюдаете, как по поверхности воды расходится рябь. Немного погодя, когда рябь успокоится, вы бросаете следующий камешек. Именно это вы делаете, когда входите в пространство чистого безмолвия и вводите туда свое намерение. В этой тишине даже самое слабое намерение вызовет рябь на поверхности универсального сознания, которое связывает между собой все. Но, если вы не добились неподвижности сознания, если ваш разум подобен бурному океану, бросайте туда хоть небоскреб, вы ничего не заметите. В Библии есть изречение: "Остановитесь и познайте, что Я Бог". Этого можно достичь только с помощью медитации.

Суждение есть постоянная оценка того, плохо это или хорошо, верно или неверно. Когда вы постоянно оцениваете, классифицируете, анализируете, вешаете ярлыки, ваш внутренний диалог становится очень бурным, турбулентным. Эта турбулентность ограничивает поток энергии между вами и полем чистой потенциальности. Именно состояние чистого сознания, является безмолвным пространством между мыслями, эта внутренняя неподвижность связывает вас с истинной силой. "

"Третий способ обращения с кармой (ваше клеймо, страдания, несчастья) — выход за ее пределы. Выйти за пределы кармы — значит стать от нее независимым. Способ выхода за пределы кармы — продолжать испытывать паузу, свое Я, Дух. Это подобно стирке грязной одежды в ручье. Всякий раз, когда вы ее погружаете в воду, вы смываете несколько пятен. Всякий раз, когда вы это делаете, ваша одежда становится немного чище. Вы стираете — или выходите за пределы своей кармы — входя в паузу и опять возвращаясь обратно. Это, конечно, достигается с помощью медитации. "

Дипак Чопра: "7 духовных законов успеха"

О безмолвии ума Экхарт Толле

Голос в Голове и Сила Безмолвия

"Разум при его правильном использовании является совершенным и непревзойденным инструментом. При неправильном применении он становится чрезвычайно разрушительным. Говоря более аккуратно, это не то, чтобы сильно связано с тем, что ты неверно используешь свой разум - обычно ты вообще его не используешь. Он использует тебя. Это заболевание. Ты веришь в то, что ты есть твой разум. Это заблуждение. Инструмент поставлен с ног на голову. "

"Если кто-нибудь придет к доктору и скажет: “Я слышу голос у себя в голове”, то вероятнее всего он или она будут направлены к психиатру. Факт состоит в том, что весьма схожим образом, виртуально каждый из нас постоянно слышит у себя в голове голос, или даже несколько голосов: — это непреднамеренные, бессознательные мыслительные процессы, и вы даже не осознаете, что у вас есть сила, чтобы их остановить. Это непрерывные монологи и диалоги.

Возможно, когда-нибудь на улице вы проходили мимо “помешанных”, беспрестанно бормочущих и говорящих сами с собой. Ну, что ж, это, впрочем, не очень-то отличается от того, что делают все остальные “нормальные” люди, с той лишь разницей, что они не делают этого вслух. Голос в голове постоянно комментирует, рассуждает, судит, сравнивает, жалуется, любит, не любит, и так далее. Наличие голоса не обязательно существенно или значимо в ситуации, когда ты однажды обнаруживаешь себя поглощенным этим процессом; возможно, он возрождает к жизни недавние события прошлого, или проговаривает, или воображает возможные будущие ситуации. Здесь часто рисуются варианты негативного развития событий и их возможные последствия; это то, что называется беспокойством. Порой эта звуковая дорожка дополняется визуальными образами или "ментальным кино".

Если голос в текущей ситуации становится значительным и важным, то он интерпретирует ее в категориях прошедшего времени. Это происходит потому, что голос принадлежит вашему обусловленному разуму, который является плодом всей вашей предыдущей истории, а также отражением унаследованных общественных и культурных ментальных установок. Так что вы видите и судите о настоящем, глядя на него глазами прошлого, и получаете его полностью искаженное изображение. И это не намного отличается от того, что вы могли бы услышать от вашего злейшего врага. Много людей живут, имея мучителя в своей голове, который непрерывно атакует и подвергает их наказанию, истощая и расточая их жизненную энергию. Это и есть причина невыразимой нищеты и драматических напастей, также как и причина заболеваний. "

"Когда ты слушаешь в голове этот голос, слушай его беспристрастно. Не выноси суждений. Не суди и не проклинай то, что слышишь, ибо это будет означать, что тот же самый голос снова вернулся к тебе через заднюю дверь. Скоро ты поймешь: там — голос, а здесь — Я есть, слушающий его и отслеживающий его. Осознание этого Я есть, — этот смысл своего собственного присутствия, — не есть мысль. Это восходит из-за пределов разума. "

"Когда мысль затихает, то появляется ощущение разрывов в непрерывном потоке мыслей - интервалов, промежутков “без-мыслей”. В начале разрывы будут короткими, возможно, в несколько секунд, но постепенно они будут становиться продолжительнее. Когда такой разрыв случается, ты чувствуешь душевный покой от присутствия ощущения единства с Сущим, которое разум обычно закрывает от тебя. По мере продвижения в практике чувство спокойствия и покоя будет углубляться. На самом деле, фактически, его глубина не имеет предела. Ты также будешь чувствовать тонкую эманацию радости, восходящую из внутренней глубины: — радости Бытия. "

"Чем глубже ты уходишь в это царство “без-мыслей”, как его иногда называют на Востоке, тем глубже ты входишь в состояние чистого сознания. Пребывая в этом состоянии, ты с такой интенсивностью и радостью чувствуешь свое присутствие, что всё мышление, все эмоции, твое физическое тело, также как и весь окружающий тебя мир, становятся относительно малозначащими в сравнении с ним. Оно уносит тебя далеко за пределы того, что ты раньше считал “самим собой”. Это присутствие, по существу, и есть ты, и в то же время невообразимо больше, чем ты. То, что я хочу здесь передать, может звучать парадоксально, или даже противоречиво, но я не могу выразить это по-другому. "

"Твой разум есть инструмент, орудие труда. Он существует и предназначен для того, чтобы ты им пользовался для решения определённых задач, и когда задача решена - ты кладешь его на место. А раз так, то я бы сказал, что примерно от 80 до 90 процентов мыслительного потока является не только повторяющимся и бесполезным, но в силу его дисфункциональности и часто негативной природы, большая часть его еще и вредоносна. Понаблюдай за своим умственным процессом, и ты обнаружишь, что это так. Это является причиной серьезной утечки жизненной энергии. "

"Ты идентифицируешь себя с ним, а это означает, что ты получаешь ощущение себя из содержания и направления деятельности своего сознания. Потому что ты думаешь, будто прекратишь свое существование, если остановишь поток мыслей. По мере взросления ты формируешь ментальный образ того, кто ты есть, основанный на твоих персональных и культурных установках. Мы можем называть этот фантом себя — эго. "

"Настоящий момент хранит ключ к освобождению. Но ты не сможешь отыскать настоящий момент до тех пор, пока ты есть твой разум. "

"Одна из основных задач разума это борьба за устранение эмоциональной боли, что является одной из причин его непрекращающейся активности, однако все, чего он может достичь, это лишь временно прикрыть ее. Фактически, чем тяжелее бой с целью отделаться от боли, тем она сильнее. Разум не в состоянии ни самостоятельно найти решение, ни позволить тебе найти это решение, потому что сам по себе является значительной и неотъемлемой частью этой “проблемы”. "

"Все страстные желания являются средствами для спасения или исполнения, которые разум ищет во внешних условиях или в будущем, в качестве заменителя радости Бытия. Постольку, поскольку я есть мой разум, то я есть и мои желания, мои нужды, мои вожделения, мои привязанности, мои антипатии и за пределами всего этого нет никакого “меня”, за исключением не более чем возможности, неисполненного потенциала, семени, которое еще не проросло. В этом состоянии даже мое желание стать свободным или просветленным, — это всего лишь другое желание исполнения или достижения этого в будущем. Так что, не стремись стать свободным от желания или “достичь” просветления. Стань присутствующим. Будь там как наблюдатель разума. "

"Люди находятся в тисках боли на протяжении вечности, даже с тех пор, как они выпали из состояния милосердия и святости, как вошли в царство времени и разума, а также с тех пор, как утратили способность осознавания Сущего. С той поры они начали воспринимать себя как бессмысленные фрагменты в живой вселенной, отсоединенные от Источника и друг от друга.

Боль неизбежна до тех пор, пока ты отождествляешь себя со своим разумом, или говоря иначе, до тех пор, пока ты неосознан, говоря духовно. Здесь я говорю преимущественно об эмоциональной боли, которая также является главной причиной физической боли или физического заболевания. Возмущение и негодование, ненависть, жалость к самому себе, чувство вины, злость, депрессия, ревность и так далее, даже легкое раздражение, всё это формы боли. А каждое удовольствие или эмоциональный подъем содержит в себе семена боли: то есть неотделимо противоположное, которое со временем будет проявляться. "

"Насыщенность, интенсивность боли зависит от степени твоего сопротивления настоящему моменту, а это в свою очередь, зависит от того, насколько сильно и глубоко ты отождествляешь себя со своим разумом. Разум всегда стремится к отрицанию момента Сейчас и норовит избавиться от него. Иными словами, чем больше ты отождествляешь себя со своим разумом, тем большее страдание ты испытываешь. Или можно сказать так: Чем больше ты способен чтить и принимать момент Сейчас, тем более ты свободен от боли, от страдания - тем более ты свободен от эгоистического разума.

Почему разум так привычно отрицает или сопротивляется моменту Сейчас? Потому что он не может функционировать и оставаться под контролем вне времени, которым является прошлое и будущее, потому что, он воспринимает вневременный момент Сейчас как угрозу. Время и разум в действительности неотделимы друг от друга. "

Экхарт Толле: "Сила Момента Сейчас"

Сан Лайт

"Если человек сам, сознательно не дает своему мозгу необходимую работу, он будет думать о чем угодно, заботясь не о ценности или качестве своих мыслей, а только об их разнообразии и количестве. Благодаря этому наш ум чрезвычайно непостоянен, капризен и рассеян и вдобавок очень не любит долго задерживаться на какой-либо одной теме для размышления. Чаще всего наши мысли порхают с предмета на предмет, как бабочка с цветка на цветок.

Большинство людей не могут сосредоточиться на чем-либо конкретном даже на сатый короткий срок. От того, куда направлены мысли человека, зависит вся его судьба. Или он будет расти, развиваться и совершенствоваться, или деградировать. "

"Поэтому вопрос о контроле своих мыслей является для нас вопросом первостепенной важности и самой насущной необходимости. "

Сан Лайт: "Матрица Счастья"

Внутреннее безмолвие — важное состояние для тех, кто стремится к саморазвитию, самосовершенствованию и гармонии в своей жизни. Как его развить?

Как можно войти в состояние внутреннего безмолвия?

Войти в состояние внутреннего безмолвия¹ можно разными способами, например, с помощью медитации или внезапного осознания текущего момента.

От умения входить в состояние внутреннего безмолвия часто зависит исход и качество практики или медитации². Чем более качественно безмолвие, тем чище и эффективнее результат.

Необходимо иметь достаточно силы, чтобы остановить внутренний диалог. В умственном молчании кроется великая мощь. Только когда ум спокоен, включая логический и интеллектуальный, можно услышать тишину. Если вы позволите себе выйти из-под контроля ума, ваша духовная практика достигнет цели.

Беспокойный ум слишком активен. Он мечется от мысли к мысли, от проектов к взаимодействию с людьми. Беспокойный ум пытается держать все под своим контролем, оценивая, осуждая или обсуждая все, что вы видите. Такой ум не дает услышать истину, когда она хочет проявиться.

Есть специальное упражнение, которое поможет войти в состояние внутреннего безмолвия. Если его выполнять регулярно, то внутренний диалог можно будет остановить в любой момент.

Упражнение:

1. Нужно выбрать любой предмет, это может быть что угодно. Личное отношение к предмету также не имеет значения.

2. Смотреть нужно в самый центр предмета, вбирая своим взглядом его полностью.

3. Желательно при этом ни о чем не думать.

4. Когда возникнет отвлекающая мысль, следует закрыть глаза и постараться воспроизвести увиденное четко и ясно. Такой подход позволяет продлить состояние «без мыслей».

5. Если снова появилась мысль: открыть глаза и смотреть на предмет, затем снова закрыть глаза и стараться увидеть предмет на .

Что дает это упражнение?

  • уровень «мозгового шума» значительно снижается,
  • повышается концентрация внимания³,
  • повышается целеустремленность,
  • усиливается в десятки и даже сотни раз яркость воображения.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Безмолвие - полная, ничем не нарушаемая тишина, молчание (