Что в современной жизни осталось от язычества. Трудно быть русским

МОСКВА, 25 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. "Вера наших великих предков — правая!" — говорят современные язычники. Сколько их в России — трудно сказать, ведь родноверы, как они себя сами называют, проводят свои ритуалы вдали от людских глаз. Корреспонденту РИА Новости удалось побывать на одном из таких обрядов и выяснить, почему некоторые россияне поклоняются идолам.

"Гой еси!"

В будние дни Вадим Казаков — главный инженер одной из крупных компаний. А во время языческих праздников — жрец Союза славянских общин славянской родной веры.

Вадим ведет единоверцев к месту проведения обряда, который называется "славлением богов и духов природы". В центре небольшой поляны на окраине леса аккуратно уложены бревна. Сейчас у родноверов Масленица, или, как они ее называют, Комоедица. В дохристианский период зиму провожали в день весеннего равноденствия — подносили богам блины, а первый блин, как известно, комом.

Современные язычники, преимущественно живущие в крупных городах, отмечают Комоедицу в ближайшие после весеннего равноденствия выходные. "Кого только нет в наших рядах — топ-менеджеры известных фирм, спецназовцы, фээсбэшники. Правда, не все они любят афишировать свое вероисповедание", — говорит Казаков.

Славление проходит в полной тишине, даже фотографировать нельзя. А еще нельзя покидать пределы капища и ходить вокруг него против движения солнца. Члены общины за этим бдительно следят, чуть что не так — строгое замечание. Молчание нарушают лишь возгласы жрецов и верующих. Над поляной разносятся троекратные "Чур!" и "Гой!". Каждое обрядовое действие заканчивается дружным возгласом.

— Слава богам! — заводит жрец толпу.

— Слава! — отвечают ему собравшиеся, вскидывая правые руки вперед и вверх.

Затем выкрикивают еще два славления — предкам и победе. Могут еще славить род, русский народ и славян. Причем под последним понимается нечто большее, чем просто этнос. "Если человек пьет и курит, то какой он тогда славянин! Он не имеет права так именоваться", — рассуждает Ладомир.

Язычником он стал пять лет назад. До этого религией особо не интересовался, "разве что читал Библию, но там ничего для себя не нашел". С родноверием его познакомил друг. "Он мне много рассказывал про это, а потом посоветовал залезть в интернет и все прочитать самому", — вспоминает он.

Истины из интернета

Современные родноверческие организации религиоведы называют неоязыческими: они были созданы в основном в 90-е годы и не имеют исторической связи с верованиями дохристианской Руси. Но именно их воссоздание отличает родноверов от других направлений неоязычества.

"К родноверию я пришел еще в детстве. Читал про Перуна, Сварога, мне это все понравилось. А в 1993 году появилась наша община. Тогда она состояла всего из трех человек. Мы вообще думали в тот момент, что являемся единственными в России, — мол, конец XX века, какие язычники! А оказалось, нас таких десятки, если не сотни тысяч", — уверяет жрец Вадим Казаков.

Увлечение россиян язычеством привело к созданию в 1998 году Союза славянских общин славянской родной веры, первой в стране организации такого толка. Правда, Казаков жалуется, что многие считают их сектантами.

"В той же Церкви нас не все любят. Наверное, все дело в конкуренции. А ведь Русская церковь немало переняла из язычества", — уверен он.

Современные язычники в разговорах постоянно апеллируют либо к "родным традициям", либо к информации в интернете. Вадим Казаков, например, убеждая меня в том, что родноверов с каждым годом становится все больше, ссылается на число подписчиков на языческие группы в соцсетях. Правда, тут же оговаривается, что "конечно, там могут состоять и просто интересующиеся".

Игра в религию

Москвичка Арина Пономарева — одна из старейшин общины "Остров вятичей". Здесь, как во многих родноверческих организациях, постоянно подчеркивают свою уникальность и "правильность" совершаемых ритуалов.

"Много обрядовых действ родилось из практики", — рассказывает Пономарева. Они тоже проводят свои обряды в лесах — в основном в Московской и Владимирской областях. Капище должно быть устроено по особым правилами, поэтому место под него выбирают очень тщательно.

© Фото: из личного архива Арины Пономаревой

© Фото: из личного архива Арины Пономаревой

"У нас есть поляны, где установлены изваяния — священные кумиры. Рядом есть площадка для игр и общения. На летних выездах — обязательно река, если это Купала, день Перуна или Русалии. Обряд в честь Перуна или Сварога правильно проводить на возвышенном месте, кумир Велеса, наоборот, установлен в низине у ручья. А Макошь или Ладу принято чествовать в светлой березовой роще", — объясняет родноверка.

Лично для нее родноверие — скорее традиция, а не религия в полном смысле этого слова. Ей до сих пор трудно объяснить, почему она подалась в язычество.

"Лет десять тому назад на Урале и в Подмосковье группы энтузиастов проводили обряды, зажигали костры, произносили торжественные славы. Это было очень красиво и значимо. Стала помогать, больше узнавать, читать, практиковать и со временем смогла стать в центре круга родноверов как организатор праздников и обрядов", — делится она.

Скандальная тризна

Впрочем, не все у язычников гладко. То один подаст на другого в суд "за оскорбление религиозных чувств", то кто-то совершит какую-нибудь шокирующую выходку. В начале марта в соцсетях активно стали обсуждать поступок язычника Родостава Добровольского, который похоронил своего единоверца, как он выразился, по древнерусскому обычаю: сжег тело на костре. У многих возник резонный вопрос: а законно ли это?

Одни юристы посчитали, что это нарушение федерального закона "О погребении и похоронном деле", по которому сожжение тела можно проводить только в крематории. Другие отмечают , что такой вид похорон вообще "не укладывается ни в какие рамки законодательства".

Добровольский же утверждает, что умерший сам завещал сжечь его тело. И теперь Родостав призывает всех единоверцев составлять такие завещания, чтобы у общины потом не было проблем.

Сколько их?

В России множество родноверческих организаций, поэтому посчитать число их последователей на самом деле нереально. К тому же среди язычников немало разногласий по поводу того, как кого называть, отмечает религиовед Алексей Гайдуков.

"Родноверие как раз относится к этническим формам неоязычества. Еще есть современные колдовские традиции — викка например. Есть системы, связанные с неодруидизмом, неокельтикой, неоскандинавской традицией", — отмечает специалист.

"Можно выделить национал-патриотов, природно-экологическое направление и реконструкторов с ролевиками, которые чаще всего являются увлеченными историками. Сейчас националисты если себе позволяют что-то говорить, то их свобода ограничивается по закону", — добавляет он.

Некоторые неоязыческие организации фигурируют в списке запрещенных на территории России. Под запрет время от времени попадают и книги по этой тематике.

Возможно, из-за этого почти каждый язычник в разговоре обязательно упомянет, что даже в их среде есть сектанты, которые "имитируют веру предков". А кто из них действительно следует существовавшим до Крещения Руси обычаям, на самом деле не знает никто.

Доклад Александра Дворкина на Восьмой встрече межправославного совещания центров по изучению новых религиозных движений и тоталитарных сект", 17 - 20 сентября 2015, Оточец, Словения...

Общие сведения

Неоязычеством мы называем новые или реконструированные языческие учения и псевдодуховные практики, тип новых религиозных движений. Идеологи и последователи неоязычества, как правило, не скрывают современную природу своих учений, хотя и возводят их основы к традициям, корни которых якобы уходят в глубокую древность. Большая часть языческих новообразований возникает на почве идеологии современного неоязыческого оккультного движения “New Age”("Новая эра").

Неозычество может проявляться в разных формах – например псевдоиндуистские или псевдобуддийские новообразования; оккультные системы, построенные на вере во множество персонифицированных или, по меньшей мере, самостоятельно действующих природных сил; неошаманизм; культы псевдонародных целителей и т. д. Можно и нужно говорить о языческой основе таких многочисленных и известных тоталитарных сект как "Свидетели Иеговы" и мормоны.

Но, наверное, самые популярные виды неоязычества в России это славянский нативизм (родноверие) – попытки реконструкции дохристианских языческих верований древних славян на основе немногих исторических сведений и собственных представлений с заимствованием из учений и обрядов политеистических верований других народов и современного оккультизма. Параллельно с славянским нативизмом в России существует с большим (хотя не с безусловным) основанием претендующая на преемственность языческая традиция, бытующая среди некоторых представителей народов Сибири и Поволжья (удмуртская мифология, марийская традиционная религия, якутское язычество и т. д.).

К возрожденным этническим религиям относят себя также Асатру (германское неоязычество), Викка, позиционирующая себя как имеющая кельтские корни (западная неоязыческая религия, основанная на ведьмовстве вместе с почитанием природы), прибалтийское неоязычество, греческий нативизм, религия солнцепоклонников. Сюда может быть отнесен и алтайский бурханизм.

На Украине особую популярность приобрело неоязыческое движение "Рун-вира". По сути, оно является идеологическим знаменем нового украинского национализма. Точно также в свое время арийское неоязычество использовалось в нацистской Германии. Движение зародилось в украинской диаспоре Канады и США. Первая община была зарегистрирована в 1966 году в Чикаго. Штаб-квартира движения и сегодня находится отнюдь не на Украине, а в городе Спринг Глен штата Нью-Йорк. Дочерью одного из ведущих активистстов движения, являлась, в частности, родившаяся в США Катерина Чумаченко, будущая супруга первого майданного лидера Виктора Ющенко.

Виды неоязычества

1) Народно-бытовое язычество. Преобладает в сельской местности и составляет набор суеверий (вера в приметы, гадания и оккультно-магическое воздействие (сглаз, порча, приговор) и упрощенный набор представлений о потустороннем мире. Оно зачастую переплетается с мировоззрением той религии, которая традиционна для данной местности, будь то ислам или православие, но может и включаться как органичная составляющая в местный этнический культ.

2) Этническое язычество. Политеистические культы, имеющие глубокие исторические корни. Их отличительной чертой являются автохтонность и цельность мировоззрения. Таковыми, к примеру, являлись шаманистские культы коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Практикующие их сегодня представители этих народов, несомненно, включают в них элементы реконструкции, но, по всей видимости в меньшем объеме, чем нативисты славянские.

3) Экологическое языческое течение. Организациям, входящим в данную ветвь, присуще оккультное, синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией экологизма. К таковым относятся общины, входящие в "Круг языческой традиции".

4) Националистическое течение. Включает религиозные и политические организации, имеющие синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией национализма: "Союз славянских общин", "Древлеправославная церковь инглингов", "Партия духовного ведического социализма", "Русское национально-освободительное движение", "Русская трудовая партия России", "Движение”К Богодержавию”" генерала Петрова, "Союз сотворцов Святой Руси" Леонида Маслова и т. д.

5) Молодежная массовая культура. Проводником неоязычества является рок-музыка, пропагандирующая национализм, расизм, культ силы и откровенный сатанизм. Появляются изначально связанные с оккультизмом стили, такие как ambient, dark wave electronic, trance music.

6) "Авторские" неоязыческие культы , такие как "Звенящие кедры России" (Анастасия), "Тропа Троянова" (она же "Академия самопознания") Александра Шевцова, привлекающая людей "возрождением" народных промыслов, педагогический культ "Школа Щетинина", "Бажовцы", "ДЭИР", и т. д.

7) "Целительские" неоязыческие культы , самым известным (но далеко не единственным) из которых является культ Порфирия Иванова.

8) Псевдоиндуистские и псевдобуддийские культы.

Статистика

Согласно статистическим данным, собранным фондом "Общественное мнение" совместно с исследовательской службой "Среда" в рамках проекта "Арена" (Атлас религий и национальностей России), представленным 16 января 2013 года, язычниками ("Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы") себя назвали 1,5 % россиян. Но нужно подчеркнуть, что в это число вошли только представители нативистского крыла неоязычества, которыми весь феномен неоязычества далеко не исчерпывается.

Лиц, активно участвующих в группировках и ритуалах, сравнительно мало – несколько тысяч человек. Однако лиц, сочувствующих неоязыческим культам, тех, кто без серьезной мировоззренческой позиции идентифицирует себя с язычеством и иногда использует соответствующую атрибутику – существенно больше (как минимум, сотни тысяч человек).

Основные причины распространения неоязычества

1) Интерес к национальной культуре в сочетании с поверхностным образованием. На фоне тенденции к стиранию национальных различий и формированию космополитической масскультуры возникает возвратное движение, признаком которого является интерес к "этническому", к "национальным мотивам". Способствует распространению таких взглядов и появление на телеэкране сомнительных с исторической точки зрения художественных фильмов и программ ("Детство Ратибора", "Русь изначальная" и прочие). Яркий пример пропаганды неоязычества на большом экране – современный художественный фильм "Евпатий Коловрат". Это дехристианизированный пересказ "Повести о разорении Рязани Батыем" о событиях 1237 года. По замыслу режиссера, воевода Евпатий, погибший в неравной битве с монголами, предстает в героическом образе могучего язычника (на самом деле он был православным христианином). Становление личности Евпатия напрямую связывается с языческим радением Перуну, с подробного описания которого начинается фильм.

2) Политизированность неоязычества. Неудача создания влиятельной общественной силы на основе Православия заставляет националистически настроенных людей искать основу для политической деятельности в иных идеях. Их интерес к неоязычеству опирается на тезисы о том, что христианство - заимствованная и к тому же "еврейская" религия, нанесшая удар по духовной культуре Древней Руси. Многие предпочитают язычество Православию по причине того, что являются последовательными националистами и антисемитами.

3) Тесная связь неоязычества с оккультизмом, магией и "народным целительством". Крайне популярны в широких народных массах сообщения астрологов, советы "русских колдунов", "русских народных целителей".

4) Противопоставление этики неоязычества христианским заповедям. Обличение христианства как якобы религии рабов, суть которой – "в учении о греховности человека, необходимости смирения и страха Божия". Само выражение "раб Божий", по мнению нативистов, унижает человека; они именуют себя "внуками божьими".

5) Росту интереса к неоязычеству способствует и получивший распространение культ физической силы и красоты человеческого тела. Как результат – изобретение "древнерусских ратоборств". Создатель якобы открытой им древней, но забытой "славяно-горицкой борьбы" Александр Белов (Селидор) – не только тренер, но и автор ряда программных статей по русскому неоязычеству, он является лидером организации "Русское воинское сословие".

6) Экологические проблемы. По мнению идеологов неоязычества, причины экологического кризиса связаны с христианской идеей господства над природой. В связи с этим, предлагается пересмотреть христианские верования и заменить их язычеством, в основе которого лежит поклонение природе.

Сферы влияния

Неоязыческие настроения распространены cpeди спортивных болельщиков, сотрудников среднего звена силовых структур. Есть свидетельства о наличии групп неоязычников в спецподразделениях "Альфа" и "Вымпел".

Неоязычники в силовых структурах склоняют колеблющихся военнослужаших к присоединению к их общинам. Последнее возможно, в том числе, на фоне национального единства определенных групп (кавказцы) внутри вооруженных сил и силовых структур. Существуют также неоязыческие группы среди заключенных. Языческое движение в России организуется, помимо прочего, вокруг спортивных клубов единоборств.

Неоязыческое движение пополняется за счет патриотически настроенных людей в условиях поиска ими своей идентичности в условиях морального и экономического кризиса. В то же время, интересу к язычеству подвержены как люди с плавающей идентичностью, так и пассионарии, ищущие свои корни, а кроме того люди, озабоченные проблемой экологии и "естественных" способов сохранения здоровья.

Неоязычество глазами секулярных лидеров общественного мнения

Некоторые медийные персонажи положительно отзываются о язычестве или даже заявляют, что стали язычниками:

Известный режиссер Андрей Кончаловский пишет в статье, опубликованной в апреле 2013 года в "Российской газете": "Эта языческая "пассионарность" русского народа особенно ярко проявилась в октябре 1917 года. "Большой" русский народ вышел на историческую сцену и сразу продемонстрировал возвращение к варварской цивилизации. Большевизм и расцвел как месть русского "большого" народа-язычника "малому" европейскому, стоящему у власти".

Одна из недавних книг известного писателя-сатирика Михаила Задорнова называется "Язычник эпохи Водолея" (эпоха Водолея – "время, когда человечество вернет свои сакральные знания, обретет высших учителей и встанет на новую ступеньку духовного развития, а каждый представитель его уподобится богу"). Помимо постоянного обращения в своих сценических выступлениях к вымышленной истории древних славян, М.Н. Задорнов заявлял, что хочет уйти с эстрады и стать жрецом. Передачи Задорнова регулярно транслируются некоторыми телеканалами "второго плана" и имеют массовую аудиторию.

***

  • Вещий Олег. Потерянный Задорнов - иерей Николай Сушков
  • "Вещий Олег" Михаила Задорнова - два часа лжи и мракобесия. Часть первая - OldBotanik
  • "Вещий Олег" Михаила Задорнова - два часа лжи и мракобесия. Часть вторая - OldBotanik
  • "Вещий Олег" Михаила Задорнова - два часа лжи и мракобесия. Часть третья - OldBotanik

***

Заслуженный мастер спорта России, регулярный чемпион мира по боксу в тяжёлом весе Александр Поветкин увлекается язычеством. Он заявил: "Как-то утром я проснулся, включил телевизор, а там шел мультик "Детство Ратибора". Он меня очень зацепил. После этого посмотрел фильм "Русь изначальная". <…> Мне и по совести, и по духу ближе то, что было до христианства. То, что было в Киевской Руси. Поэтому я язычник. Я русский славянин. Я воин – мой бог Перун. Природа – наш храм. Не тот, который люди создавали. А то, что создано природой. Самое главное у язычника – жить в гармонии с природой. Поэтому мне особенно неприятно наблюдать за тем, как ее сейчас уничтожают. Я просто придерживаюсь образа жизни, который был у наших предков. На левом плече – звезда Руси. А на ладони рунами написано "За Русь". Еще на груди я ношу Секиру Перуна. Крестик я не ношу" (из расширенного интервью интернет журналу Sports.ru от 29 января 2014 года).

Бывший губернатор Алтайского края (ныне покойный) известный сатирик Михаил Евдокимов и популярный актер Александр Михайлов открыто пропагандировали неоязыческую секту Анастасии.

Позицию государственной власти в отношении представителей неоязыческих культов можно охарактеризовать как примирительную. Делаются кулуарные призывы к сосуществованию с адептами указанных культов, заявления о том, что нельзя создавать "образ врага из язычников". Некоторые региональные политики и административные структуры в своих регионах оказывают неоязычникам скрытую или даже явную поддержку.

Богословская полемика с язычеством пока еще недостаточно развита, в то время как большинство аргументов лиц, симпатизирующих язычникам, опровергаются обращением к церковным догматам и фактам истории, а то и просто к здравому смыслу.

Аргументы в полемике с неоязычеством

1. Нативизм зародился в 60-е годы ХХ века в Англии и Франции – это вовсе не древняя традиция славян. Это западный проект, который ведет к разрушению общественных связей изнутри, противопоставляя одни подгруппы "волхвов" другим.

2. Язычество никогда не существовало как сплоченная община. Сообщества язычников всегда дробились на более мелкие части по причине амбиций вождей. В истории можно видеть ряд попыток создать сплоченное государство на основе возроженных или реформированных и унифицированных языческих верований – все они не увенчались успехом (примеры – византийский император Юлиан Отступник, князь Владимир до принятия Православия). Анархия и нравственный индифферентизм – конечные стадии развития в обществе языческих течений.

3. Многие популярные языческие символы корнями уходят не в глубокую древность , а являются или калькой с популярных индуистских изображений, или вообще изобретением художников XIX-ХХ веков (например, "коловрат" появился в 1923 году благодаря гравюре польского художника Станислава Якубовского).

4. Неоязычество представляет собой плодородную почву для "майданных" настроений. Столкновение националистов-язычников с мусульманами и кавказцами может стать эффективным детонатором для дестабилизации общества и революции. "Русский марш" в некоторых вариантах уже контролируется неоязычниками. На месте спиленного активисткой Femen Поклонного креста в Киеве сейчас стоит идол Перуна.

5. Активные представители неоязычества предпринимают шаги по приобретению огнестрельного оружия. Контрабанда идет с Украины, Кавказа. Также среди неоязычников большое число фактов предательства своей страны. Например, многие из них переходят на сторону радикальных фашиствующих украинских националистов. Более того, отечественным нативистам гораздо ближе любой из зарубежных нативистов, чем их православный соотечественник.

6. Развитие неоязычества в российском обществе фактически направлено на выполнение директивы Адольфа Гитлера по уничтожению России , данной Генриху Гиммлеру в отношении реализации Генерального плана "Ост": "В каждой русской деревне, городе, поселке должен быть свой культ, свое божество, своя вера. … Нельзя допустить, чтобы они изучали философию и свою историю, христианство, летописи".

7. Официальная идеология гитлеровской Германии открыто базировалась на оккультизме и неоязыческих культах. Заключенный 28 июня 1919 года в результате Первой Мировой войны Версальский мирный договор, определявший политический и экономический разгром Германии, привел немецкий народ в беспрецедентно унизительное положение. В угнетенное сознание немцев оппозиционерами была заложена мечта о национальном возрождении новым путем. Традиционные христианские институты отождествлялись с капитуляцией в Первой Мировой войне. Решающим фактором возрождения могущества было признано обращение Германии в неоязычество. Свастика как иной, языческий крест, знак победы и удачи, связанный с культом солнца и огня, противопоставлялась христианскому кресту как символу унижения, достойного "недочеловеков". Под конец гитлеровского режима осуществлялись организуемые сверху попытки заменить и вытеснить христианские Таинства неоязыческой обрядностью, праздник Рождества Христова - праздником зимнего солнцеворота.

В массовых мероприятиях и закрытых торжествах нацистов всегда присутствовал языческий контекст. В Германии в 1935-1945 годах активно действовала организация "Ahnenerbe" ("Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков"), созданная для изучения традиций, истории и наследия германской расы с целью оккультно-идеологического обеспечения функционирования государственного аппарата Третьего рейха. Именно из языческой основы гитлеровской Германии выросла тема национального унижения неарийского населения Земли.

Таким образом можно сделать вывод, что современный российский нативизм идет по стопам Адольфа Гитлера.

Александр Дворкин

Разговоры о Перуне, «русских богах», «Велесовой книге» и «дохристианском православии» с серьезным лицом вызывают желание ущипнуть себя… или того, кто это говорит. Что же стоит за современным язычеством, родноверием? Неоязычники», клянущиеся в любви к русскому народу, на самом деле этот народ презирают. Язычников правильнее называть «неоязычниками» - как их религиоведы и этнографы обычно и именуют. Все языческие народы широко и постоянно заимствовали друг у друга обряды, культы, верования. На Украине славянское язычество представлено «РУНВерой» и Объединением единоверцев Украины и диаспоры, известным как «Украинские Язычники».

Россия и новое язычество

Правда», точнее «правь», – это, по мнению новых язычников, законы, якобы управляющие вселенной. Эти «законы» безразличны к добру или злу, ибо по мнению неоязычников ни добра, ни зла как таковых не существует. Так считают новые язычники. При чем здесь разговоры о традиционализме», о «восстановлении древней исконной веры славян, Родной Веры»? Родная вера новых язычников – это сатанизм. Потому, что даже многие православные христиане таковы только по наружности. ЯД пишет, что новый сатанизм будет «далеко не тем чисто-философским сатанизмом, который мы знаем сегодня». Раскрещивание – это когда люди сознательно отказываются от своего христианского Крещения.

II. Где искать «русских богов»?

Сами язычники отказались от язычества. 5. Если славянское язычество — религия сильных, то почему оно проиграло христианству, религии слабых? Вывод однозначный — раз сам Иисус Христос сказал, что язычникам севера христианство нести не нужно, то значит славянам эта религия и не нужна. Ведь сам Христос же сказал… Эта цитата прямо противоречит второму популярнейшему утверждению неоязычников, что «мы не рабы божии, мы дети богов». Видите? До Крещения Руси еще ого-го сколько, а славян уже называют православными, а значит православие — название исконной, дохристианской веры славян! Он защищал Русь от поганых (язычников), молился на иконы (в былине «На заставе богатырской»), что также не вяжется с образом борца с христианством. На самом деле Иван Сергеевич писал об одном конкретном селе, где распространилась секта про очередное пришествие «антихриста» и сами себя нередко сектанты называли «совершенными христианами».

Древнегреческий историк Геродот писал, что они пришли на земли Среднего Поднепровья за тысячу лет до Дария, то есть за полторы тысячи лет до Рождества Христова. И их боги – это именно боги сколотов, венедов, антов и так далее. Но это ни в коей мере не русские боги. Да и о богах этих сохранилось крайне мало сведений. Тогда, еще до своего обращения ко Христу, он пытался привести всех языческих богов разных славянских племен к одному знаменателю. Любителям язычества нельзя выбрать ни русских, ни славянских богов «вообще». Древняя земля Вятичей дольше всех сопротивлялась христианству (до XII века), и она же стала первой землей, начавшей путь к освобождению от христианского чужебесия. Этот народ, придя на новые земли, уже был христианским. А были ли человеческие жертвоприношения в культах славянских племен? Был варяг один, христианин… и был у него сын… на которого пал жребий зависти диавола». Аркона – это город балтийских славян. В Арконе кроме Свентовита почитался и языческий бог Радегаст.

Смотреть что такое «Язычество в России» в других словарях:

Все остальные т.н. «русские язычники» или «неоязычники» — не более чем шарлатаны или просто откровенные сектанты, надёргавшие для своих «религий» знаний и богов с бору по сосенке. ТО,что они праздновали пасху, ничего не значит. Там нет ничего схожего с православием. Вот как раз то, что они для вида праздновали Пасху, поклоняясь при этом свои богам, и называется «внешним православием». Они считают, что поддерживают настоящие традиции Руси, на самом же деле придумают кому что нравится. Потому что все официальные церкви за непротивление злу насилием.

ЯЗЫЧЕСТВО - термин, обозначающий предшествующие теизму формы религий многобожия. Считается, что он происходит от слав. «языцы» нехристианские «народы», враждебные православию. ЯЗЫЧЕСТВО - (от церковно славян ского языцы народы, иноземцы), обозначение нехристианских религий, в широком смысле политеистических.

Однако, всякое действие язычника должно также опираться и на его личный духовный опыт, при этом не вступая в дисбаланс с Мировой Гармонией. Стоит отметить, что язычество в России сегодня является не каким-то культом, а уникальной и всеохватывающей философией, которая продолжает оставаться при этом национальным явлением. Особенно ярко выражено это различие при сравнении программных принципов, которые исповедуют язычники в крупных городах, а также язычники сельских языческих объединений.

Ярые зоозащитники, все они ставят животных выше человека и не допускают их умерщвления лишь потому, что, по их мнению, это «неправильно». Это ни что иное, как скотопоклонство.

После снятия запрета на религиозность люди получили возможность веровать во что угодно или не веровать вообще. Кто-то открыл для себя Православие, кто-то — иные религиозные конфессии и культы, однако многие решили заняться поиском дохристианских верований. Если Родноверие — это субкультура, построенная на языческих воззрениях, то помимо него существует еще огромное количество язычников, которые не относятся к родноверам. Я говорил уже выше про астрологию и различные суеверия, которые тоже являются проявлением язычества. В христианстве, как и в исламе и буддизме, для того, чтобы изменить своё будущее, ты должен измениться сам, но в язычестве всё по-другому. В этом плане огромное число христиан толком и не понимают, что такое христианство, и относятся к нему, как к язычеству.

Православие не нужно и не возможно придумывать. Даже нецерковные люди представляют, что именно христианство оценивает как грех. И в ответ говорят (устами некоей певички) – «Мне так тяжело! И тут ничего лучше «древних русов» не придумаешь. Это и наше Евангелие тоже!». Да, было и двоеверие.

Некоторые родноверы называют себя «православными». По их мнению, из «Влес-Книговойтриады: Яво, Право, Наво» и словосочетания «Правь славить» возникло понятие «православие».

Говорят, можно вернуться в дохристианские времена, потому что там тоже Россия. Но неужели православное христианство – это действительно религия рабства, религия непротивления злу силой? Такой взгляд на христианство является совершенно ошибочным. Христианство лучше язычества не потому, что создало такую Империю, и не потому, что мы к нему за тысячу лет привыкли. Только христианство объясняет смысл жизни человека и смысл истории.

Оказывается, у язычников-германцев, как и у язычников-славян, источник власти один и тот же. Это – царство смерти. Все остальное – мертво и чуждо. Остальное – мир чужой, как я уже писал выше – мир мертвых. А если язычество утверждается в настоящем, то все христианское наследие должно быть уничтожено. Иначе триумф язычества невозможен, ибо оно и христианство – противоположности. Но не думайте, что христианство – это только храмы, духовенство, культура, вообще – всяческое «наследие».

В этом новом обществе православному христианству не будет места. Не будет потому, что реальность, которую они строят, не имеет ничего общего с исторической Россией. И вообще, по словам того же господина Бжезинского, мы – «черная дыра». Отсюда – неизбежность цивилизационных конфликтов. Может быть, кто-то из нас считает, что государства на рубеже XXI века руководствуются нормами международного права и свято соблюдают права всех, даже самых малых народов? Вся русская история свидетельствует, что эта вера – православное христианство.

Они очень любят называть себя патриотами и клеймить врагов «Светлой Руси», под которыми в первую очередь подразумевают христиан. Издревле русские люди воспринимали свое Отечество и свою государственность как богоданный сосуд, который призван сохранить православную веру до Второго пришествия Христова. На Западе христианство сначала было искажено в католицизме и протестантизме. А что же у новых язычников?

Что такое современное язычество

Я без достаточных на то оснований отождествляют только с политеизмом. Из осознания родства человека с вечно возрождающейся обожествленной природой развился оптимистический жизнеутверждающий тип пантеистического мироощущения.

С развалом Советского Союза термин "язычество" у нас стал приобретать всё большую и большую популярность. Самым большим скачком популярности стали последние 5-8 лет, - годы стремительного развития интернет-технологий, и интернет-ресурсов. Появилось множество людей, которые стали называть себя язычниками. Современное язычество стало субкультурой, а быть язычником стало вроде как модно.

В различных соцсетях появилось огромное количество сообществ, посвященных язычеству, а группы смежных тем (например, эзотерические группы) стали всё больше и больше уделять этому внимание. Интерес людей возрос и продолжает расти. В большей степени язычество привлекает людей с патриотическими чувствами, тех, кто любит свою землю, страну, Родину. Однако почему эти люди не интересуются традиционным для нашего региона Православием? Не всех патриотов увлекает язычество, но многих.

После снятия запрета на религиозность люди получили возможность веровать во что угодно или не веровать вообще. Кто-то открыл для себя Православие, кто-то - иные религиозные конфессии и культы, однако многие решили заняться поиском дохристианских верований. Всё от того, что у них нет уважения к Православию, и последнее потеряло всякий авторитет в их глазах. Поэтому в народе настолько сильны антиклерикальные настроения, а к православию относятся, как к какому-то иудейскому проекту, специально созданному для порабощения славян и других народов. Такова официальная позиция современного язычества.

Когда я учился в школе, в какой-то момент я начал интересоваться чем-то метафизическим, ну оно и понятно: рано или поздно человек задаёт себе такие вопросы. На книжной полке у себя дома я обнаружил книжку, посвященную астрологии, различным знакам зодиака, их описаниям и прочему. Склонность моего ума и предрасположенность к "гуманитарщине" вызвала большой интерес у меня к этому занимательному чтиву. Я стал изучать описания различных знаков зодиака, запоминал их, чтобы уметь получать информацию о том или ином человеке, знать, чего от него можно было ожидать и какой у него характер, подбирать друзей по этому принципу или наоборот, кого-то избегать.

Я всерьёз уверовал в астрологию и считал, что эти описания на самом деле соответствуют действительности, и с их помощью я могу узнать о человеке что-то лишь по дате его рождения. Моя голова долго была забита этой ерундой, но после большого опыта изучения людей по такому принципу опытным путём я пришёл к выводу, что эти описания неверны и что каждое из них может быть справедливо для любого из 12 знаков зодиака. Так я утратил веру в астрологию, и не потому, что мне кто-то сказал, а потому, что сам разобрался в этом лженаучном учении.

А еще я был жутко суеверным и всерьёз верил в то, что приметы работают: если сделать то-то и то-то, то у тебя будет успех в том-то и том-то - и это, как мне казалось, работало! Верил, что если я проведу определенный ритуал (например, не здороваться через порог, посмотреть в зеркало перед выходом, присесть "на дорожку" и т.д.), то меня обязательно будет ожидать успех или хотя бы не будет ни каких разочарований сегодня и неприятных ситуаций. Ибо неприятные ситуации могли бы сильно разочаровать меня и вызвать стресс, чего мне очень не хотелось, как и большинству нормальных людей. И поэтому, в силу своей умственной слабости, я прибегал к таким сомнительным методам борьбы с ними. Я веровал в языческую астрологию и имел языческие формы верования - суеверия . Я был настоящим язычником!

"Что же придумали искони старики или старухи? Они решили, что ребенка до шести недель нельзя выносить, ни показывать постороннему, иначе-де его тотчас сглазят. Это значит, другими словами: дайте новорожденному покой, не развертывайте, не раскрывайте, не тормошите и не таскайте его по комнатам, а накрывайте слегка совсем, и с головою. Вот другой подобный случай: не хвалите ребенка — сглазите." В. И. Даль. "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа".

Становясь взрослее, интересуясь различными естественными науками, а также изучая религии, я понял, что та модель верования и попытка объяснить те или иные вещи (предсказать их, повлиять на них) является примитивной, детской, недоразвитой. Это простейшая попытка объяснения чего-то метафизического, запредельного.

Я был язычником, но не был приверженцем современной языческой субкультуры "Родноверие", которая сейчас так популярна. Не был по одной простой причине: я ничего не знал про это и мне не откуда было взять такую информацию, хотя Родноверие уже существовало. Если бы я рос в современный период, со всеми этими гаджетами, соцсетями и таким насыщенным интернетом, то я бы, возможно, заинтересовался бы этим явлением. Однако мои взгляды эволюционировали раньше, задолго до моего знакомства с Родноверием и современным язычеством.

Т.е. находясь на той ступени развития моих взглядов, я был падок на различное непознанное, эзотерическое. Меня привлекало это таинственное и неизведанное. А, что если я смогу познать что-то такое из умных книжек и научиться делать что-то такое, чего не умел? Вполне разумное и здравое желание. Язычество очень привлекательно тем, что предлагает лёгкие пути решения вопросов, однако эти пути на практике оказываются неверными и тупиковыми. В молодом возрасте человеку хочется всего, сразу и побыстрее, вот поэтому языческие элементы так привлекательны для очарованных ими молодых людей.

Почему многие люди увлекаются язычеством в зрелом возрасте? Очевидно, что они находятся на ранней стадии развития своих взглядов и только-только пришли к этому. Мне повезло, и я заинтересовался этим еще в школе, однако многим так не везёт, и они приходят к этому в более позднем, зачастую зрелом возрасте. Огромная часть из них тоже в итоге эволюционирует и перестаёт быть суеверными, перестает верить в астрологию, гороскопы, целителям и колдунам, в порчу и сглаз, в приворот и отворот, в различные вуду-культы, черных кошек, карты таро и прочу херомантию. Однако многие продолжают придерживаться своих верований, упорно не желая признавать объективную критику неоязычества.

Родноверие или славянское язычество?

Родноверие - это окультуренная форма языческих воззрений, попытка построения на языческом фундаменте некой субкультуры, попытка объединения людей в общество в рамках языческих воззрений. Родноверие - это современное язычество славян, а точнее, лиц из постсоветского пространства славянской внешности. Аналоги Родноверия существуют в разных частях света. В Скандинавии - это Асатру, в Великобритании - Друидизм, в Латинской Америке - потомки коренных народов пытаются возродить их верования (Майя, Ацтеки, Инки и т.д.). Официально языческой страной является Индия.

Родноверие (Родная вера, Родоверие, Родолюбие, Родобожие) - новое религиозное движение-реконструкция неоязыческого толка, провозглашающее своей целью возрождение славянских дохристианских обрядов и верований. Родноверы проводят обряды "очищения"и "имянаречения", в результате которых получают новое имя." Википедия.

Родноверие - это неоязычество, именно "нео", т. е. новое. Однако родноверы претендуют на то, что их конкретные верования аналогичны с верованиями славянских племён до принятия христианства на Руси. И что они хранят и возрождают старую веру. Однако это не соответствует действительности: вера дохристианских славян и вера современных родноверов - не одно и тоже!

Если Родноверие - это субкультура, построенная на языческих воззрениях, то помимо него существует еще огромное количество язычников, которые не относятся к родноверам. Однако их круги пополняются стремительными темпами. Имея языческие взгляды, человек рано или поздно натыкается где-то в соцсети на публикацию материалов интересных, на его взгляд, и отвечающих его мировоззрению. Он решает присоединиться к сообществу, пусть и виртуально, но де-факто став членом этого общества. Т.е. это если бы я в том своём школьном возрасте листал бы интернет и наткнулся на такие материалы - они явно меня бы заинтересовали. Признаться честно, лет 5-6 назад, изучая интернет, я натыкался на материалы неоязычников, и они были мне симпатичны. Однако, в конечном итоге, имея толику критического мышления, я не повёлся на эти провокации и отвернулся от этой, внешне привлекательной информации.

Современные язычники (Родноверы) на капище

В тот момент я интересовался викингами, Скандинавией, природой и эстетикой севера России, тайгой, древними временами, германскими и славянскими племенами и прочим. Материалы неоязычников меня привлекали, в первую очередь, своей эстетичностью. Ведь большая часть публикаций современных язычников и сейчас представляет собой различные пафосные картинки, на которых изображены удалые воины в доспехах, викинги, рубленые роскошные избы с резными наличниками, красивые девушки с косами и в платьях с орнаментом, сказочные миры в жанре фэнтези, счастливые люди, которые водят хороводы - и всё выполнено явно в пропагандистском стиле. В общем, привлекающие внимание рисованные картинки, а под ними текст, содержащий якобы описание жизни и быта славян, их верований и прочего. Однако большая часть этих описаний не проходит никакую критику - они придуманы авторами этих ресурсов, и такого не было в действительности. Плюс львиная доля всего материала приходится на христианскую Русь, а преподносится как языческая. Поэтому современное Родноверие не может вызывать никакого уважения - из-за откровенной лжи и фальсификации материалов.

Пример пафосных пропагандистских картинок родноверов

Из-за отсутствия каких-либо источников той поры, современные неоязычники вынуждены заниматься сочинением, предположением того, как оно могло быть тогда. Но предполагать ведь можно сколько угодно, однако без источников предположениям таким грош цена, и Родноверие в таком случае абсолютно новый, современный религиозный культ, построенный на лжи и фальсификации. И если вы спросите меня, почему, несмотря на объективную критику, родноверы всё-равно продолжают быть родноверами, я отвечу вам: потому что их взгляды находятся на низкой стадии развития, они не претерпели эволюцию, как это было со мной, когда я отказался от астрологии и суеверий.

Важным моментом будет факт, что львиная доля адептов, симпатизирующих неоязычеству, составляют люди в состоянии неофитства, т.е. не определившихся, сомневающихся, тех, кто только-только наткнулся на пропаганду неоязычников и воспринимает её как что-то патриотическое. Т.е. количество матёрых неоязычников не так велико на самом деле. В силу того, что их взгляды еще не претерпели бурного роста и эволюции, они покупаются на лженаучную информацию неоязычников и принимают её на веру. Несмотря на объективную критику, которой сейчас хватает вполне, люди, падкие на неоязычество, всё равно ведутся на все эти сказочные картинки и выдуманные истории. Очарование выдуманного прошлого так прекрасно, что порой никакая критика не может развеять эти мифы. Вдобавок у людей включается конспирологическое мышление про жидо-массонские заговоры. Люди не хотят воспринимать критику, ведь подавляющее большинство симпатизирующих неоязычеству людей, как показывает практика, имеет некритическое мышление: люди, склонные к абстрактному мышлению, фантазированию, в целом, незлые, любящие Родину, уважающие ручной труд. Неоязычников много и среди посетителей данного сайта.

Если не трогать Русь и Европу, то можно взять Индию, в которой многие люди исповедуют индуизм. Из индуизма когда-то давно возник буддизм - как более совершенная форма, на основе дхармических концепций Южной Азии. Буддизм - это эволюция взглядов, это прогресс, путь вперёд, тогда как индуизм - это регресс, движение на месте. Не важно, христианство это или ислам - монотеизм явился именно той самой эволюцией человеческих взглядов от дикого, первобытного человека - к более высокому и цивилизованному. Возврат к язычеству - это путь назад, регресс, это культурная деградация, упадок. Все попытки современных язычников представить язычество чем-то высококультурным, чистым, благим тщетны, и, кроме их рисованных сказочных картинок, никаких исторических источников, свидетельствующих о "чистоте" язычества, не было и нет.

Язычество всегда и везде было жестоким. Если монотеизм говорит о том, что человек должен держать себя в руках, обуздать инстинкты, то язычество всегда опиралось именно на первобытные человеческие инстинкты. Кровь за кровь, око за око, культы агрессии и силы - когда все вопросы можно решить лишь силой, и прав тот, кто сильней. Примером может служить языческая Скандинавия, где ярлы могли меняться чуть ли не каждый день, умирая от меча нового претендента. Общество строилось на примитивном биологическом догмате силы, иерархии доминирования, рабстве и подчинении.

Бытовое язычество

И всё-таки большая часть современных язычников не принадлежат к субкультуре родноверов, при этом де-факто оставаясь язычниками. Ибо язычество проходит через все сферы нашей деятельности. Если родновером чаще всего является человек, склонный к чему-то архаичному, древнему, традиционному, то тот, про кого я говорю, может вообще это не любить и презирать.

Я говорил уже выше про астрологию и различные суеверия, которые тоже являются проявлением язычества. Астрология - это попытка изучить по звёздам и небесным телам те или иные события на Земле, попытка предугадать события по "небесной книге судеб". Природа суеверий такова, что все суеверия построены по принципу либо защиты от чего-то негативного, либо для привлечения позитивного.

Поэтому любой языческий культ всегда строился именно на суевериях - на боязни людей каких-то предметов, ситуаций и на попытке исправить эти ситуации. Поэтому в любых языческих культах всегда были жрецы, волхвы, ведуны, оракулы, которые занимались предсказанием событий и попыткой исправления их. В этом плане священнослужители традиционных конфессий при общей схожести со жрецами отличаются от них тем, что не уполномочены заниматься предсказанием событий и их изменением, их роль - посреднчество между человеком и Богом. Поэтому деятельность жреца называлась колдовством, а деятельность священника была сродни деятельности пастуха - учителя, мудреца, наставника, ибо священник ничего не изменяет. Переменами занимается сам верующий - посредством своего покаяния и таинств, а священник - лишь посредник.

Гадалка

В христианстве, как и в исламе и буддизме, для того, чтобы изменить своё будущее, ты должен измениться сам, но в язычестве всё по-другому. Ты приходишь к колдуну, платишь ему деньги за услугу, и тот либо предсказывает тебе что-то, либо пытается изменить ход событий какими-то действиями, ритуалами. В этом плане огромное число христиан толком и не понимают, что такое христианство, и относятся к нему, как к язычеству. Они тратят бешеные деньги на различные иконы, золотые цепи, свечи, "на строительство храма", на молитву за себя священнослужителями, думая, что чем больше они потратят денег, тем лучше будет их будущее. А сами при этом ничего не делают для своего улучшения. "Я же заплатил тебе, Бог, почему ты мне не помогаешь?" - отношение к Богу предпринимательские, как к своему бизнес-партнеру. Они никакие не христиане вовсе, а самые настоящие язычники. Точно такие же, как и те, которые идут к колдунам и ворожеям, ведьмам и гадалкам. Они обладают постоянством намерений, не помог один колдун - пойду к другому. Православного священника они представляют колдуном, жрецом, мысленно наделяя его несвойственными ему качествами.

Идолопоклонники

Деньгепоклонение

Однако язычниками можно назвать не только таких людей. Современного язычества гораздо больше. Например, язычеством можно назвать и веру в Золотого тельца, службу маммоне - тягу современного человека к материальному благополучию и культ денег. Когда материальное богатство является целью жизни, а стремление к обогащению - единственной деятельностью. Такие люди ходят в церковь, чтобы поставить свечку за успех своего предприятия, за то, чтобы его очередная коммерческая сделка прошла успешно, за получения большей прибыли и т.д. Когда все основные традиционные конфессии призывают к нестяжательству, умеренному аскетизму, к соблюдению меры в своих потребностях - язычник добивается наоборот, наиболее высоких материальных показателей.

"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (Мф. 6:24)

Все крупные буржуа, носители крупного капитала, олигархи являются именно такими язычниками. Вместо занятия обычным, общественно полезным трудом, они занимаются инвестициями и спекуляциями. Получают деньги из воздуха, продавая уже созданные товары и услуги, давая деньги в рост под проценты. Таких язычников я бы назвал деньгопоклонниками .

Китайский талисман на приумножение денег

Вовсе не значит, что они поклоняются деньгам в буквальном смысле - кладут перед собой кучу купюр и совершают поклоны - поклонение происходит другим способом. Как иные поклонялись идолам, богам, принося им дары, жертвы, так и современные деньгопоклонники поклоняются деньгам, принося в жертву что-либо ради приумножения денег. Это поклонение выполняется в виде суеверных ритуалов. Например, некоторые язычники (в основном женщины) используют различные заговоры , которые, по их мнению, принесут больше денег. Они проговаривают перед деньгами какую-то фразу и кладут их в кошелек, надеясь на то, что количество бумажек возрастет именно из-за этого ритуала.

"От солнца все растет и множится, а деньги - от лунного света. Растите, множьтесь, прибавляйтесь. Обогатите меня (Ваше имя), приходите ко мне. Аминь!" Заговор на привлечение денег.

Другие постоянно их пересчитывают, повторяют, что "деньги любят счёт". Третьи раскладывают их в кошельке специальным образом, четвертые кладут в кошелек какие-то амулеты, или не в кошелек, а просто хранят их в доме. Популярны китайские амулеты в виде жабы с монеткой или просто монетка с дырочкой на верёвочке. Их сотни...

Тем не менее, поклонение деньгам - это язычество, а не монотеизм (единобожие), ведь деньгопоклонство является лишь частью большого языческого воззрения человека, а кроме него есть еще и другие, ведь богов у язычников множество.

Скотопоклонство

Другой вид идолопоклонства - скотопоклонство . Этим недугом поражены люди, увлекающиеся различными вегетарианскими диетами, а больше всего - веганы. Отказ от животной пищи в силу плохого качества мясной продукции (сосиски из не пойми чего, гормональное мясо и т.д.) вполне понятен и логичен - люди боятся за своё здоровье. Также вполне понятен религиозный подтекст, например, пост, когда верующему запрещено вкушать животную пищу, а также "вкусную" пищу, т.е. отказ как аскеза, как элемент контроля над собой и своими пороками, но лишь на время.

Однако другое дело, когда человек отказывается от мяса из-за того, что он считает, что "убивать животных нехорошо!" Крайние представители веганов отказываются не только от пищи, но от кожи и любых изделий из животных. Ярые зоозащитники, все они ставят животных выше человека и не допускают их умерщвления лишь потому, что, по их мнению, это "неправильно". Это ни что иное, как скотопоклонство.

Пищепоклонство

Следующий вид современного язычества - пищепоклонство . Когда люди уделяют чрезмерное внимание той пище, которую они употребляют. Едят что-то определенное, или, чаще всего, наоборот, от чего-то отказываются, гнущаясь той или иной пищи. К пищепоклонникам можно отнести сыроедов . Вместо того, чтобы быть всеядным и употреблять всякую пищу, они исключают пищу животного происхождения, а также пищу, прошедшей термическую обработку. Они считают, что их диета способна привести их здоровье в лучшее состояние, избавить от болезней, даже от онкологических и многое другое. Крайней стадией сыроедения, по их мнению, считается так называемое "праноедение", когда организму уже не нужна земная пища, а достаточно "энергетической подпитки".

Среди сыроедов нет ни одного воцерковленного православного, верующего мусульманина, иудея, а также вряд ли какой-то аутентичный тибетский (или монгольский, бурятский, калмыцкий, китайский или даже из Юго-Восточной Азии) буддист будет сыроедом. Сыроедение могут принимать только люди с оккультным, языческим воззрением, кем бы они при этом себя ни называли. Подавляющее большинство сыроедов увлекается эзотерикой и оккультизмом, сыроедов много среди родноверов.

Пищепоклонством также является любое наделение продуктов питания какими-то свойствами,например, вера в то, что целебный чай или настой, способен избавить меня от рака - это тоже пищепоклонство. Пищепоклонством также является всякое чревоугодие, когда человек балует свой желудок различными деликатесами - "пир во время чумы". Такой человек служит своему желудку, как богу. Подчиняется "воле своего желудка", как воле господина, и удовлетворяет свои кулинарные потребности и желания.

Культ личности

Самый серьёзный вид идолопоклонства - человекопоклонство , т.е. возведение в рамки культа какого-то определенного человека. Например, "культ личности" известного человека, каким был, например, И. Сталин, или В. Ленин. Наделение какого-то человека магической силой или чем-то могущественным. Иконы со Сталиным отличаются от икон святых тем, что на иконах святых, в отличии от всяких идолов, изображен лик святого, и молящийся молится не иконе, как таковой (деревяшке), а святому. Точно так же можно молиться и без иконы. Тогда как роль идола заключается именно в том, что молящийся молится именно конкретному идолу, веря в то, что именно этот идол способен принести ему блага, или наоборот, невзгоды (если не ублажать его). Поэтому в древние времена у многих язычников были свои персональные идолы, которым приносили жертву.

Такой культ личности существует и сейчас у многих, когда, к примеру, ставят воду перед телевизором для заговора, считая, что голос выступающего обладает целебной силой. Другие неверующие атеисты-коммунисты почему-то держат у себя статуэтки Ильича и бережно хранят их. В реальности культ личности Сталина и Ленина, конечно, был преувеличен, однако такое имело место быть.

Серьёзным видам человекопоклонства является культ матери или культ женщины в матриархальном обществе - когда вся деятельность связывается с деятельностью ради женщины (жены, любовницы, матери). Более подробнее про это я написал в статье про матриархат . Тогда мужчина готов в лепешку разбиться ради женщины, а женщины, пользуясь этим, манипулируют таким мужчиной-женопоклонником. Такой мужчина слишком сильно зависим от женщин, не может без них. Честно говоря, все эти цветочки, признания, надписи под окном на асфальте - это всё языческое женопоклонство. Традиционные конфессии не признают такого поведения, в них роли мужчины и женщины выстроены иерархически и патриархально.

Как ни крути, но культ личности существует и среди известных людей: актеров, музыкантов, видных политических деятелей. Они точно такие же люди: не светятся в темноте, нимба над ними нет, но когда многие обожатели встречабтся с предметов своего культа - своим кумиром - то какие эмоции и чувства при этом они испытывают: "Вот я наконец прикоснулся к Самому! Я могу пожать ему руку, поцеловать, взять автограф" и прочее, и прочее...Что это, если не культ личности?

"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им;" - вторая заповедь. Исх. 20:2-17

Вещизм, вещепоклонство, фетишизм

Следующий актуальным видом язычества является вещепоклонство , или вещизм, фетишизм - когда люди поклоняются материальным предметам. Различные талисманы, амулет-обереги, камушек из "мест силы" - всё это фетишизм.

Фетишизм — религиозное поклонение (культ) неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившее распространение у первобытных племён. Википедия.

Однако не только талисманы могут являться предметами культа и вселять в человека какую-либо веру - вещеплоклонством чаще всего является культ обычных бытовых вещей, например, предметов одежды. Когда человек одевает ту или иную модную вещь на себя, то подсознательно он наделяет её чем-то магическим. Например, если я одену этот пиджак или это пальто, блузку, часы - то буду выглядеть "круче". Я буду чувствовать себя более уверенно в этом, однако никаких других изменений со мной и окружающем миром не произойдёт. Т.е. именно эта конкретная вещь придаст мне какую-то магическую силу - и я стану "круче".

"Несколько сотен людей выстроились в очередь у входа в ГУМ на Красной площади в Москве, чтобы стать обладателями новых смартфонов iPhone 7 и iPhone 7 Plus. По некоторым данным, люди занимали места в очереди еще с вечера." Новостное сообщение из СМИ.

Языческий оберег "Красная нить", распространяемый последователями оккультного иудейского течения Каббала. Продаётся глупым туристам в Израиле.

Кто играл в компьютерные игры жанра фэнтези, поймёт: когда герой находит какую-то вещь (доспехи, шлем, меч, амулет и т.д.), то, надев её, он становится в чём-то лучше в зависимости от ценности этой вещи. Т.е. именно сама эта вещь ему прибавляет +1 к магии, +10 к ловкости и т.д. В повседневной жизни с нами происходит то же самое: когда мы надеваем какую-то клёвую шмотку, мы начинаем чувствовать себя сильнее, круче, успешнее, могущественнее, в общем, лучше, чем были до надевания её. От ощущения того, что мы считаем себя лучше, мы испытываем радость, удовлетворение (вырабатываются эндорфины), значит, именно эта вещь повлияла на улучшение самочувствия и мы осознали при этом, что якобы стали лучше.

В заключение

Я понимаю, что это вопрос спорный, многие со мной не согласятся и предпочтут архаичные формы общественного устройства - это их дело. У нас и сейчас во многом всё строится так же, и вовсе не обязательно быть родновером или друидом, чтобы быть при этом язычником. Язычество и сейчас пронизывает многие сферы нашей деятельности, оно никуда от нас не уходило и было всегда рядом с нами; язычество будет существовать до последних наших дней. Оно - в нашем нутре, в самых глубоких уголках нашей необъятной внутренней вселенной, и удалить его полностью просто невозможно.

Язычество - это первобытный зверь, который сидит в нашей телесной оболочке, и часто этот зверь просыпается и овладевает нами. В политике и экономике, в науке и искусстве - во всех сферах нашей деятельности живет язычество.

В данной статье я никого не осуждаю, хоть и критикую, давая свою оценку событиям. Каждый человек имеет свободную волю и вправе сам выбирать те или иные вещи, взгляды и прочее. Я могу не соглашаться с чем-то, но уважаю осознанный выбор людей, отказ от чего-то или наоборот, принятие. Если вы хотите принимать те или иные языческие воззрения - это ваше право. Данной статьёй я хотел бы показать то, из чего они состоят, и что из себя представляют. Благодарю за внимание!

14.01.2015

Согласно опросу, который провел Институт социологии РАН, к услугам колдунов регулярно обращаются 67% россиянок и 4% россиян. 6% процентов жителей для достижения поставленных целей периодически практикуют оккультные обряды. Иными словами, почти две трети наших женщин пользуются услугами «мира тьмы», а 6 процентов наших сограждан сами являются колдунами (цифра немалая, 6% от 146 миллионного населения, это почти 9 миллионов!). Конечно, нужно понимать, что уровень «продвинутости» этих колдунов может быть минимальным, но в духовном мире даже направленность действий чрезвычайно важна. Далее еще интереснее. По сообщению главного кардиолога Москвы Юрия Бузиашвили: "Около 17 миллиардов долларов вывозятся из нашей страны на лечение за границу, и более 30 миллиардов долларов тратится на экстрасенсов, колдунов и так далее " . Ну конечно, нужно не очень придирчиво относится к этим цифрам, но осознавать, сколько на эти деньги можно было бы создать благ для нуждающихся людей, мы обязаны.

В наше время люди, вообще не задумывающиеся о Боге, в случае, если есть какая-либо потребность (чаще всего связанная с неприятностями), бегут в храм, там ставят самые толстые свечи и пытаются убедить священника в том, что их семейные проблемы спровоцированы «сглазом» и «порчей». Для некоторых простой акт возжигания свечей в храме является чуть ли не центром в их религиозной жизни. И пусть кто-нибудь попробует переставить или затушить эти свечи! По пути домой они могут забежать и еще к какому-нибудь народному целителю, который «почистит карму». Не лучше обстоят дела и со святой водой. Нередко в дни, когда в храмах служатся молебны с водосвятием, священника просят, чтобы он "побольше побрызгал" освящаемых. Я и сам, признаться, люблю покропить от души, но верить в то, что «чем больше, тем лучше» в данном случае неуместно.

Рассмотрим же некоторые виды проявлений язычества в наши дни.

1. Астрология - типично языческое явление. Древний человек после грехопадения, не имея возможности найти своим взором Божественного Творца, начал предавать особую силу бездушным и неразумным тварям - небесным светилам. Во всех языческих религиях поклонение луне, солнцу и звездам - неотъемлемый атрибут. Человек начал считать, что его жизнь зависит не от Господа, не от праведной жизни, не от исполнения Божьих заповедей, а от движения звезд на небосклоне. При этом не надо бороться со своими грехами, ведь для астролога это и не грехи вовсе, а только отличительные черты человека, родившегося под воздействием какого-нибудь светила.

2. Гадание - попытка заглянуть в будущее. Отверженный от Бога человек после грехопадения стал страшится всего, а самое страшное - это неведомое. Самое главное неведомое - это будущее человека. Законами физического мира будущее не познается. Перестав доверять Богу, отдалившись от Него, чело-век стал очень уязвим. Так на заре человечества в бесполезных и бессмысленных попытках узнать неведомое будущее и появилось гадание. Христианин должен уяснить для себя навсегда - будущее ведомо только Богу. Ни люди, ни темные силы, тайны будущего не знают. Вспомним, как пророк Даниил ответил царю: "тайны, о которых царь спрашивает, не могут открывать царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны" (Библия, Книга пророка Даниила, 2:27) . Чтобы Господь открыл будущее, нужна истинно христианская жизнь. Но и тогда Бог дает знание о будущем по Своему усмотрению и для нашей пользы.

З. Вера в сны . В языческих культурах сны это не особое время, а особый мир, в котором человек завязывает отношения с духами (вполне понятно какими). Душевная жизнь человека не прекращается и во сне. Если человек не живет Богом и не имеет в себе Его Духа, то он в обычной жизни находится во власти страстей, беспокойства и суеты. В таком состоянии иногда на человека может воздействовать темная сила. То же происходит и во сне. Здесь этой силе еще легче владеть душой, потому что воля человека ослаблена, сознание спит, вместо обычного сознания бодрствует подсознание. Поэтому святые отцы в качестве общего правила запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более рассказывать их другим, считая откровениями о будущем.

Говоря о мистической стороне сновидений, скажем, что в большинстве своем сны - это продукты нашего подсознания, в них чаще всего нет ничего потустороннего. «Вещие» сны - это не что иное, как совпадение с последующим событием. Как замечает профессор Л. Л. Васильев: «по теории вероятности так и должно быть: много снов, много событий, кое-что непременно должно и совпасть» .

4. Некрофобия - боязнь покойников и того, что с ними связано. Множество суеверий и предрассудков связано с похоронами. Этот первобытный мистический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти. В языческих обществах свой покойник «помогал», чужой «нападал». При этом надо было почитать своего покойника. Покойник у язычников должен и в том мире жить не хуже, чем здесь. Вообще языческое отношение к смерти - это особый мир. К сожалению, мы христиане никак не можем избавиться от многих наследий этого «мира». Вот некоторые из суеверий, пришедшие к нам из темного прошлого. Завешивают зеркала, чтобы не увидеть в зеркале душу покойного. Оставляют возле портрета покойного рюмку с куском хлеба, кладут еду на могилу покойного (чтобы смог подкрепиться в «том мире»). Все это конечно языческие суеверия, ничего общего не имеющие к христианскому отношению к смерти и представлениям о загробной жизни.

Некоторые суеверия и предрассудки характерны, к сожалению, и для верующих воцерковленных людей.

5. Технофобия - боязнь продуктов технического прогресса. «Приверженцы» этого течения считают, что компьютеры, банкоматы, интернет и т. д. - это от лукавого. Такие люди активно способствуют распространению всяких слухов о близком конце света, занимаются борьбой со штрих-кодами, ИНН и тому подобным.

6. Ксенофобия - боязнь чужого, иностранного. Ксенофобия, как правило, сочетается с национализмом и невежеством. Незнание церковной истории, полноты христианской традиции, недостаток развития общего кругозора, остаток советского сознания «осажденной крепости» породило очень популярную церковную ксенофобию. Представители этого неоязыческого течения всегда «заточены» под политику. Они главные антиэкуменисты, главные антиамериканисты, везде видят происки евреев, масонов и ЦРУ. Несомненно, у нашей страны, как и у любой великой державы, немало внутренних и внешних врагов. Но перекладывать библейские сюжеты на политическую злободневку, трактовать древние пророчества как образы сегодняшней геополитической борьбы, абсолютно не зная истинных Божественных промыслов, просто безумие. Представители этого течения любят во всем хвалить «свое» (хотя в некоторых случаях откровенно нечем хвалится) и безудержно ругать все иностранное, зачастую не отделяя зерна от плевел и вместо здорового разумного патриотизма, получается какой-то лубок. Типично языческий образ. В язычестве свои боги (родовые божества), опора на своих предков (души своих умерших предков помогают, души чужих предков «упыри» и «навии» - нападают) и т. д. В христианстве нет бога русских, бога китайцев, бога американцев - есть один Бог-Творец земли и неба, Бог и друзей, и врагов, и всего сущего. Прекрасно сказал об этом апостол Павел: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» . (Библия, Послание к Колоссянам 3:8-11). Очень любят адепты данного направления лозунги типа «только в России спасутся», «только Россия устоит перед антихристом» и прочее в таком же духе. В Писание ни разу не упоминается слово «Россия» или «русский» (что не означает, кстати, отсутствия Божественного промысла о нашей стране), тем более о какой-то особенной роли нашей страны в деле частного или всеобщего спасения. Приводя высказывания каких-то святых на эту тему, забывают о нескольких очень важных вещах. Во-первых, будущее из-вестно только Богу и никому иному, Сам Господь однозначно об этом говорит: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Евангелие от Матфея 24:36). В Древнем Израиле волю Господа о грядущем возвещали пророки, были также пророки и в первые века христианства. Ко времени принятия нашей страной святого Крещения, никаких пророков уже не было, как никогда не было их впоследствии и на Руси. Были святые люди, которые иногда высказывались о судьбах Отечества, но они хоть и, безусловно, имели особый дар предчувствия, все-таки могли и ошибиться. Это не значит, что к предсказаниям святых мы должны относиться без внимания. Конечно, со вниманием, и с очень большим, эти люди своей святой жизнью являли великие чудеса. Но все же нужно понимать, что корме Господа Бога никто достоверно будущее знать не может, ибо сам Господь и есть Творец и будущего, и прошлого, и настоящего. Во-вторых, известно, что святые далеко не всегда что-то сами писали. Иногда их высказывания, «передаваясь из уст в уста», доходят до нас в искаженном виде (иногда имеет место просто фальсификация, иногда неправильная интерпретация, слова, вырванные из контекста, «обрастания» реальных слов и фактов мифами). В третьих, несмотря на тысячелетия святой веры в нашей стране, давайте, положа руку на сердце, честно ответим себе на вопрос - какой процент наших граждан ведут собственно христианский образ жизни (регулярно посещают богослужения, исповедаются, причащаются, читают Святое Писание, занимаются богоугодными делами и т. д.)? И ответив себе, подумаем, достойны ли мы встретить Спасителя в Новое Пришествие?

Конечно, христианин может и должен быть патриотом и добросовестным гражданином. Но лучше для всех нас не рассуждать о том, что там нам готовит день грядущий в глобальном масштабе, а приносить пользу своей стране и своему народу на своем конкретном рабочем месте. Тогда и в масштабе всей страны, глядишь, и жизнь станет лучше. И ни в коем случае не надо хвалиться национальной избранностью, нужно понимать, что немало и у нас хорошего, но и у других народов и стран есть чему поучиться. Опять же Писание нам говорит об этом: «и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Евангелие от Матфея, 3:9).

Христианство несет в себе главный и основной смысл - спасение человека через Господа нашего Иисуса Христа. Оно не может быть национально-политическим клубом, движением за социальную справедливость или еще за что-нибудь. Страны, народы, текущая и вечно изменяющаяся политическая обстановка - все это пройдет и будет, по словам апостола, «новое небо и новая земля» (см. Библия, Книга «Откровение», 21:1), будет что-то принципиально иное. Вечным и неизменным был, есть и будет только Господь.

Суеверий, практик и предрассудков языческого толка существует намного больше, чем описано в данной статье. Христиан должен быть всегда душевно внимателен к своим поступкам, мыслям, действиям. Он должен раз и навсегда сказать «нет» внутреннему язычеству, закравшемуся в мысли и сердце, и доверить свою жизнь исключительно Богу.. Ну конечно, нужно не очень придирчиво относится к этим цифрам, но осознавать, сколько на эти деньги можно было бы создать благ для нуждающихся людей, мы обязаны.

В наше время люди, вообще не задумывающиеся о Боге, в случае, если есть какая-либо потребность (чаще всего связанная с неприятностями), бегут в храм, там ставят самые толстые свечи и пытаются убедить священника в том, что их семейные проблемы спровоцированы