Единобожие в истории христианства. Монотеизм – принцип единобожия, характерный для иудаизма, христианства, ислама Иудаизм - одна из мировых религий

- (от греч. monos единственный и theos Бог) учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими религиями являются иудаизм, ислам и христианство (если признается, что троичность Бога Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух не ставит под сомнение … Философская энциклопедия

- (греч., от monos один, Theos Бог). Доктрина, признающая единого Бога. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНОТЕИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка

Религия, единобожие. Ant. многобожие Словарь русских синонимов. монотеизм см. единобожие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

МОНОТЕИЗМ см. ПОЛИТЕИЗМ и МОНОТЕИЗМ, ТЕИЗМ, БОГ. ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ (греч. poly много, гао nos один, theos Бог) религиозное учение и представление о многобожии и единобожии, поклонение многим или одному Богу. П. возникает в период… … Новейший философский словарь

монотеизм - а, м. monothéisme m. Форма религиозного верования, признающая только одно божество; единобожие (противопол. политеизм). БАС 1. По той же причине они <смерды> так охотно прилепились к многобожию: оно казалось им более сподручным, чем… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (от моно... и греческого theos бог) (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство и ислам … Современная энциклопедия

- (от моно... и греч. theos бог) (единобожие) система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам … Большой Энциклопедический словарь

- [тэ], монотеизма, мн. нет, муж. (от греч. monos один и theos бог) (научн.). Единобожие; ант. политеизм. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

- [тэ ], а, муж. (спец.). Вера в одно единственное божество, в единого бога, единобожие; противоп. политеизм. | прил. монотеистический, ая, ое. Монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

- (от monos единый и deos Бог) вера и поклонение единомуБогу. М., как религиозная форма, противоположен политеизму; какфилософское учение, он отличается не только от политеизма, но и отпантеизма, деизма и теизма. Религиозный М. в совершенной форме… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Религии Северного Кавказа. Монотеизм. Политеизм. Пантеизм , Николай Лысенко. Данная монография охватывает все значительные вероисповедания Северного Кавказа. Влияние мировых религий и языческих культов наиболее ярко проявилось в западнойчасти региона. Именно здесь…
  • Ноомахия. Войны ума. Цивилизации границ. Семиты. Монотеизм Луны и Гештальт Ва"ала , Дугин Александр Гельевич. Книга Александра Дугина посвящена исследованию семитской цивилизации как многоуровневого явления с множеством самостоятельных полюсов, развивающегося самостоятельно, но одновременно…

Монотеистические религии определяются как вера в существование только одного Бога, создавшего мир, всемогущего и вмешивающегося во все происходящее в мире. Более широкое определение монотеизма - это вера в единого Творца. Можно различать исключительный монотеизм, как всеобъемлющий, так и множественный (политеистический), который, признавая различных божеств, постулирует некоторое базовое единство. Монотеизм отличается от генотеизма религиозной системой, в которой верующий поклоняется одному Господу, не отрицая, что другие могут поклоняться различным богам с равной степенью веры и монотеизмом, признанием существования многих богов, но с постоянным поклонением только одному божеству.

Более широкое определение монотеизма характеризуют традиции бабизма, Цао Дай (цаодаизма), хандоизма (чхондогё), христианства, деизма, экканкара, индуистских сект (шейвизма и вайшнавизма), ислама, иудаизма, мандейизма, растафари, сикхизма, тенгризма, тенрикё (тенриизма), езидизма, зороастризма. Также элементы домонотеистической мысли находятся в ранних религиозных формах, таких как атенизм, древнекитайская религия и яхвизм.

Определения

Монотеизм включает в себя различные Божественные концепции:

  1. Даизм принимает существование Божественного и создание мира, но Бог является лишь первопричиной. Даизм отрицает его существование как человека (теизм), а также его вмешательство и контроль над событиями в природе и обществе.
  2. Монизм. Это философское учение - начало всего. Оно характерно для индуистских философских школ северного буддизма и адвайта-веданты, а также китайского даосизма. В этих школах единая реальность является основой существующего, а дух и материя - всего лишь два из его эквивалентных аспектов.
  3. Пантеизм отождествляет Бога с природой как выражение Божества. Архаичная форма этого учения гласит: Бог во всем, что существует. Все вокруг - Бог.
  4. Панентеизм. Представляет собой убеждение, что Вселенная содержится в Боге и является его частью, но не все от Бога. Разница между пантеизмом и панентеизмом заключается в том, что, согласно первому, все есть Бог, тогда как второе понятие - это все в Боге.
  5. Существенный монотеизм характерен для местных африканских верований и по самой своей природе является формой многобожия. Африканские убеждения гласят, что существует много богов, но каждый из них является реинкарнацией определенного типа материи.
  6. Святая Троица. Христианская доктрина, которая поддерживается большинством его конфессий. Это мнение, что Бог является Святой Троицей. Бог есть существо, которое одновременно имеет три личности: Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа.

Исходя из вышеперечисленного, видим, что монотеизм неоднороден.

Происхождение

Квазимонотеистические утверждения о существовании «универсального» Божества относятся к позднему бронзовому веку с «Великим гимном» египетского фараона Эхнатона к Атену. Возможная склонность к монотеизму возникла в ведический период железного века в Южной Азии. В «Ригведе» демонстрируются понятия монизма Брахмана, особенно в сравнительно поздней десятой книге, которая датируется ранним железным веком, - в «Гимне творения». Тибетская религия Бон с двадцатого века до нашей эры была первой зарегистрированной религией, которая заявила, что есть один Бог, который зовется Сангпо Бумтри. Но религия не поощряет монотеистическое поклонение Сангпо Бумтри или любому богу для спасения души, а только фокусируется на карме.

С шестого века до нашей эры зороастрийцы верили в верховенство одного Божества - Ахура Мазда как «Создателя всех» и первого существа перед всеми остальными. Но зороастризм не был строго монотеистическим, потому что он почитал других наряду с Ахура Мазда. Древняя индуистская теология, тем временем, была монистической, но не строгой в поклонении; она сохраняла существование многих богов, которые рассматривались как аспекты одного верховного Бога - Брахмана.

Многочисленные древнегреческие философы, в том числе Ксенофан из Колофона и Антисфен, верили в подобный политеистический монизм, который был близок к монотеизму, но не дотягивал до него. Иудаизм был первой религией, которая задумала понятие личного единобожия в монистическом смысле. В понятии этического монотеизма заложена мысль, что мораль исходит только от Бога и его законы неизменны. Впервые эти постулаты зародились и были внедрены в иудаизме, но в настоящее время становятся основным принципом большинства актуальных монотеистических верований, включая:

  • зороастризм;
  • христианство;
  • ислам;
  • сикхизм.

Согласно еврейской, христианской и исламской традициям монотеизм был первичным вероисповеданием человечества. Эта оригинальная религия иногда упоминается как «адамическая».

Были предположения, что авраамические религии возникли в противовес политеизму, равно греческому философскому монотеизму. Карен Армстронг и другие религиоведы и философы писали, что концепция монотеизма постепенно развивается через ряд периодически возникающих переходов - сначала появился анимизм, который превратился в политеизм, тот преобразовался в генотеизм и в итоге трансформировался в настоящий монотеизм.

Мировые монотеистические религии

Хотя все приверженцы авраамических вероучений относят себя к монотеистам, иудаизм не считает христианство монотеистическим, относя к этому понятию только ислам. Мусульманство также не признает современное христианство монотеистическим из-за христианского учения о Троице, которое, как считает ислам, не является частью первоначального монотеистического христианства, проповедуемого Иисусом. Христиане же утверждают, что учение о Троице является истинным выражением монотеизма, сославшись на то, что Троица состоит не из трех отдельных божеств, а трех лиц, существующих единосущно (как одна форма) в виде одного. Рассмотрим мировые конфессии.

Иудаизм

Иудаизм был первой монотеистической религией. Главной особенностью еврейской веры является вера в единого абсолютного, справедливого, всезнающего, всемогущего, любящего и предусмотрительного суверенного Бога. Он создал Вселенную и выбрал еврейский народ, чтобы выявить заветы, содержащиеся в десяти заповедях, и ритуальные предписания - третьи и четвертые книги Торы. Правила, полученные из таких текстов и устной традиции, составляют руководство еврейской жизни, хотя их выполнения варьируются между различными группами практикующих. Иудей Моисей был величайшим, главным и непреодолимым пророком всех времен.

Одна из характеристик иудаизма, которая отличает его от других монотеистических религий, заключается в том, что она рассматривается не только как конфессия, но и как традиция и культура. Другие религии превосходят различные нации и культуры, в то время как иудаизм становится верованием и культурой, задуманной для конкретных людей. Иудаизм не требует, чтобы неевреи присоединились к еврейскому народу или приняли свою религию, хотя новообращенные признаются евреями во всех смыслах этого слова.

Христианство

Среди ранних христиан были значительные споры о природе Бога, некоторые отрицали воплощение, но не божество Иисуса (докетизм), другие позже призывали к арианской концепции Бога. Этот христианский вопрос должен был стать одним из пунктов, рассмотренных на первом Никейском соборе.

Первый Никейский собор, состоявшийся в Никее (современная Турция), созванный римским императором Константином I в 325 году, был первым экуменическим советом епископов Римской империи, и в наибольшей степени это привело к появлению первой формы христианской доктрины, называемой Никейским Символом веры. С определением вероисповедания был создан прецедент для последующих экуменических советов епископов (синодов) для создания утверждений веры и канонов доктринальной ортодоксии, целью которых является определение общего вероучения для церкви. Одна из целей совета заключалась в разрешении разногласий над природой Иисуса по отношению к Отцу, в частности, являлся ли Иисус той же субстанцией как Бог Отец¸ или просто схожие формы. Все, кроме двух епископов, склонились к первому варианту.

Христианские ортодоксальные традиции (восточные православные, католики и большинство протестантов) следуют этому решению, которое было подтверждено в 381 году на Первом Совете Константинополя и достигло полного развития благодаря работе каппадокийских отцов. Они считают Бога триединой сущностью, называемой Троицей, состоящей из трех «лиц»:

  • Бога Отца;
  • Бога Сына;
  • Бога Святого Духа.

Христиане в подавляющем большинстве утверждают, что монотеизм занимает центральное место в христианской вере, поскольку Никейский Символ веры, который дает православное христианское определение Троицы, начинается: «Я верю в одного Бога».

Другие христианские религии, такие как унитарный универсализм, свидетели Иеговы, мормонизм, не разделяют эти взгляды на Троицу.

Ислам

В исламе Аллах - всемогущий и всезнающий создатель и судья Вселенной. Аллах в исламе является строго сингулярным (Таухид), уникальным (Вахид) и по своей сути одним (Ахад), всемилостивым и всемогущим. Аллах существует без места, и Коран утверждает, что «никакое видение не охватит его, но он охватывает все видения. Бог - это понимание». Аллах - единственный Бог, и ему поклоняются в христианстве и иудаизме.

Ислам возник в VII веке нашей эры в контексте как христианства, так и иудаизма с некоторыми тематическими элементами, похожими на гностицизм. Исламские убеждения утверждают, что Мухаммад не приносил новую религию от Бога, но она та же самая, которую практиковали Авраам, Моисей, Давид, Иисус и все другие пророки. Утверждение ислама состоит в том, что послание Бога было повреждено, искажено или потеряно с течением времени и Коран был отправлен Мухаммаду, чтобы исправить потерянное послание Торы, Нового Завета и предыдущих Священных Писаний от Всевышнего.

Индуизм

В качестве старой религии индуизм наследует религиозные понятия, охватывающие:

  • монотеизм;
  • политеизм;
  • панентеизм;
  • пантеизм;
  • монизм;
  • атеизм.

Его концепция Бога сложна и зависит от каждого человека, а также традиции и философии.

Индуистские взгляды широки и варьируются от монизма через пантеизм и панентеизм к монотеизму и даже атеизму. Индуизм нельзя назвать чисто политеистическим. Индуистские религиозные лидеры и основатели неоднократно подчеркивали, что, хотя Божьих форм много, и путей общения с ним много, Бог один. Пуджа мурти - способ общения с абстрактным Богом (Брахмой), который создает, поддерживает и растворяет создание.

Зороастризм

Зороастризм сочетает в себе космогонический дуализм и эсхаталогический монотеизм, который делает его уникальным среди религий мира. Зороастризм провозглашает эволюцию во времени от дуализма к монотеизму. Зороастризм является монотеистической религией, хотя часто рассматривается как дуалистическая, за его веру в ипостаси хорошего Ахура Мазды (творческий дух) и злого Ангру Майнью (деструктивный дух).

Зороастризм когда-то был одной из крупнейших религий на Земле как официальная религия Персидской империи.

Рассмотрев монотеистические верования, мы видим, что в некоторых системах схожие божества, выполнявшие одинаковые функции, отождествлялись в одно целое.

История

Монотеизм в Древнем Египте

Ряд египтологов утверждает, что в Древнем Египте издавна существовал монотеизм. По этому вопросу выделяют три позиции:

  • традиция монотеизма существовала в течение всей истории Древнего Египта и была главенствующей (Вире, Дриотоп, Моренц, Вергот, Бадж);
  • первоначальная монотеисическая традиция в течение времени исказилась в политеистическую (Пьерре);
  • монотеизм в Древнем Египте был открыт только для жречества, а политеизм был уделом простолюдинов (Море).

Египтология признаёт, что монотеизм являлся исконной египетской религиозной традицией. «Для египтян различные боги с их особенными именами были всего лишь ипостасями или проявлениями Единого…», писал Вергот. Монотеистические воззрения египтян дошли до нас в «Мемфиском трактате», в котором Птах провозглашается Единым Творцом и Судьёй Вселенной, и в поучениях Гераклеопольского царя царевичу Мерикара, в которых затрагиваются религиозные верования египтян III тысяелетия до н. э.

Первая известная попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в Египте фараоном Эхнатоном в XIV веке до нашей эры. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма.

Монотеистические религии

С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители, монотеизм - первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия. Подобной теории в наше время придерживаются также и часть современных исследователей. Они склонны полагать, что в основе даже примитивных форм политеизма, таких, как фетишизм или шаманство , лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность (см. монолатрия). Исследования показывают, что даже у самых примитивных племён существует вера в Высшую Силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки - племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний.

Я и Отец - одно. Иоанн. 10:30

Это несомненно монотеистическая система представлений о высших силах.

Человек многие века жил в надежде об избавлении от страданий этого мира. Подавляющее большинство древней духовной литературы говорит о реальности этого избавления через некоего мессию (машиах ивр. ). Ученики Иисуса называют его Христом (Христос греч. - мессия). Христианство сегодня имеет огромное число последователей, образовавших множество конфессий. Основные христианские конфессии: католицизм, православие, протестантизм.

Критика христианства

Критика христианства не менее популярна чем само христианство. Наибольшее количество исторических конфликтов в истории последних двух тысячелетий связаны именно с христианством. Критике подвергаются как отдельные доктринальные положения христианства, так и вся система вероучения в целом.

В связи с неприятием христианского догмата о Троице , монотеистичность христианства оспаривается:

См. Толстой Л. Н. против обожествления Иисуса .
  • антитринитариями и т. д.

Ширк - многобожие , заключается в приравнивании Аллаху равных, «сотоварищей». Ширк является самым страшным грехом в Исламе, за который человек не получит прощения. Ширк делится на большой и малый. Большой ширк - это прямое неповиновение Аллаху и приравнивание ему сотоварищей. Малый ширк - это лицемерие которое заключается в том, что человек пользуется положениями религии ради своей личной выгоды.

Согласно учению ислама , чистый Таухид (монотеизм) исповедовали все пророки - от Адама до Мухаммада . Сам же ислам, согласно Корану и Сунне пророка Мухаммада , возрождает Таухид Ибрахима (библейского Авраама), который называется Ханиф. С исторической точки зрения ислам является самой молодой авраамической религией со строгим принципом единобожия в своей основе.

Примечания

Ссылки

  • Статья «Монотеизм » в Электронной еврейской энциклопедии
  • Статья «Монотеизм » в Энциклопедии современной эзотерики
  • Статья «Монотеизм » в энциклопедии Кругосвет

Site Team

Единобожие в истории христианства

Ранее мы уже приводили тексты из Ветхого и Нового Заветов, подтверждающие, что Единобожие есть религия Бога, к которой призывали все Его посланники, включая Иисуса, на протяжении веков.

Если основой религии Иисуса было Единобожие, то где же последователи Иисуса? И когда исчезло Единобожие из жизни христиан? И возможно ли, чтобы все эти свидетельства Единобожия не оказывали никакого влияния на христианство на протяжении стольких веков?

Для того чтобы найти ответ на эти вопросы, исследователи долго перелистывали страницы древней, средневековой и новейшей истории. Они имели целью выяснить, что же произошло с Единобожием за двадцать веков противостояния язычеству Павла. И что же открылось им?

Единобожие до Никейского собора

Первое поколение христиан после вознесения Иисуса верили в Единственность Бога и в то, что сам Иисус был Его рабом и, соответственно, человеком. Они верили, что Иисус был посланником Бога и Его пророком. Это подтверждают тексты Библии, которые мы приводили ранее в качестве свидетельств Единобожия.

В нашем распоряжении имеются и исторические свидетельства того, что первое поколение христиан исповедовало чистое Единобожие.

А в «Американской энциклопедии» говорится: «Движение Единобожия в истории религий началось очень рано и в действительности оно появилось на десятки лет раньше Троицы». Дело в том, что Единобожие появилось с появлением посланников и пророков и ярко блеснуло во время пророческой миссии Иисуса (мир ему), который, подобно своим предшественникам, принес миру учение о Единобожии.

Во французской энциклопедии Ларусса сказано: «Догмата о Троице не было в книгах Ветхого Завета, он не проявлялся в действиях первых отцов церкви и ближайших учеников Христа, однако католическая и протестантская церкви продолжают утверждать, что вера в Троицу была у христиан всегда... В течение всего периода существования первой христианской церкви, состоящей из евреев - последовавших за Иисусом иудеев - господствовало убеждение, что Иисус - человек. Жители Назарета и все группы христиан, состоящие из бывших иудеев, были убеждены, что Иисус - человек, укрепленный и поддерживаемый Святым Духом. И все это время никто не упрекал их в ереси, неверии и безбожии. Во втором веке христианской эры были приверженцы нововведений и безбожники. И в том же втором веке были верующие, которые считали Иисуса Мессией и обычным человеком. С увеличением числа язычников, принимающих христианство, появились убеждения, которых не было ранее».

Ауд Саман говорит, подтверждая, что Иисус не имеет никакого отношения к многобожию и язычеству: «Внимательно изучив отношения учеников и Иисуса, мы обнаруживаем, что они воспринимали его только как человека, поскольку они, как и иудеи, считали, что Бог не может явиться в образе человека. Да, они ожидали пришествия Мессии, однако Мессия, согласно их представлениям, которые они унаследовали от отцов и дедов, был посланником Бога, но никак не Самим Богом».

«Американская энциклопедия» также подчеркивает, что путь от первого Иерусалимского собора, созванного учениками Иисуса, до Никейского собора был отнюдь не прямым, и Единобожие было распространено даже в тех районах, где проповедовал Павел, то есть в Антиохии и среди галатов, и Павел встретил резкое сопротивление.

15 июля 1966 года в газете «Таймс» был опубликован древний христианский документ, из которого следовало, что в первый период после смерти Иисуса его последователи были убеждены, что он всего лишь очередной пророк, посланный к сынам Израилевым.

А Бертранд Рассел, английский философ, говорит: «Вы спросите: почему Бертранд Рассел не христианин? Отвечаю: потому что я считаю, что первый и последний хри-стианин умер девятнадцать веков назад, и с ним умерло истинное христианство, которое принес людям этот великий пророк».

Однако изначальность Единобожия, которое господствовало при жизни первого поколения христиан, и его сила не смогли помешать распространению языческого призыва Павла среди новообращенных христиан из числа бывших язычников. Они нашли в его призыве привычные им языческие основы с добавлением идеалов и морально-этических норм, которых не хватало римскому и греческому язычеству.

Что же касается учеников Иисуса, то они решительно отвергли и осудили призыв Павла и старались воспрепятствовать его распространению. После их кончины про-должатели их дела, приверженцы Единобожия, продолжили борьбу с последователями Павла. Появились группы тех, кого церковь в своей истории называет еретиками. Это люди, которые отвергали религиозные мнения (постановления) церкви, в том числе и группы, отвергавшие Божественность Иисуса.

Среди них - эбиониты. Название это восходит к слову «эйвоним» - «нищие».

Эти группы и общины появились в первом веке нашей эры. Основаны они были евреями. Их деятельность стала особенно активной после 70 года.

Об убеждениях этих групп нам сообщают древние историки. Патриарх Александрии сказал в 326 году об арианстве: «Это учение взбунтовавшихся против богобоязненности церкви, учение эбионитов, и оно очень похоже на учение Павла Самосатского».

А Кирилл Иерусалимский в 388 году сказал о еретиках: «Керинфпроизвел разрушение в церкви, и так же Менандр, Карпократ и эбиониты».

Иринейпишет в своей книге «Против еретиков»: «Эбиониты согласны с тем, что Бог сотворил мир, однако их представления о Господе подобны представлениям Керинфа и Карпократа. Они используют только Евангелие от Матфея и не признают Павла. Они говорят о нем, что он отрекся от Закона. Они делают обрезание и придерживаются всех обычаев, упомянутых в Законе».

Евсевий Кесарийский (ум. в 240 году) писал в своей «Истории»: «Наши древние предки были правы, называя их беднотой, потому что их убеждения касательно Иисуса действительно были "бедными" и низкими. Они считали его обычным человеком, который стал праведным, достойным и уважаемым лишь благодаря своим нравственным достоинствам». Эбиониты считали Павла вероотступником и обвиняли его в искажении религии».

В различных источниках упоминается о том, что они использовали только Евангелие от Матфея или Еврейское Евангелие. Скорее всего, это два названия одного и того же Евангелия. По всей вероятности, они использовали еврейский оригинал Евангелия от Матфея и оставили без внимания остальные. Некоторые историки считают, что именно из-за этой общины Иоанна побудили написать его Евангелие, дабы утвердить Божественность Иисуса.

Эта община приобрела влияние и усилилась. У нее появилось много сторонников и последователей в Палестине, Сирии и Малой Азии и даже в Риме. Она просуществовала до 4 века. Из слов святого Жерома следует, что в четвертом веке она была ослаблена и подвергалась преследованиям и гонениям. Она оказалась в подобном положении после того, как ее члены отказались подчиняться постановлениям Никейского собора и указам Константина.

Некоторые мусульманские исследователи считают, что именно об этой общине говорится в кораническом аяте: «Мы поддержали тех, которые уверовали, в борьбе с их врагами, и они вышли победителями» (Сура 61 «Ряды», аят 5). И именно этих людей имел в виду Иисус, когда говорил: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Не-бесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны мило-стивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнан-ные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (От Матфея, 5:3-12).

Практически одновременно с появлением этой общины, в 73 году появился проповедник по имени Коринф, которого историк Евсевий назвал предводителем еретиков. Он считал, что Иисус был выдающимся человеком, и не более того. Он отверг все Евангелия, кроме Евангелия от Матфея, точнее, утерянного ныне еврейского текста этого Евангелия.

В конце 2 века появился Аммоний Саккас. Он утверждал, что Иисус - сверхчеловек, любимец Бога, а его ученики исказили его призыв. Нечто подобное утверждал и Карпократ. Его последователей называли карпократиане. Однако они, утверждая человеческую природу Иисуса, дошли до преувеличений и заявили, что Иисус подобен остальным мудрецам и любой способен повторить его деяния и вести себя подобно ему. В ответ на их утверждения несогласные с ними начали утверждать о Божественности Иисуса, хотя для этого и не было оснований.

В своем противостоянии с обожествляющими Иисуса (мир ему) эти люди низвели его намного ниже того места, которое отвел ему Всевышний.

В середине 3 века появилась еще одна община - павлиане, последователи Павла Самосатского, который был епископом Антиохии в 260 году. Он также занимал высокий пост в королевстве Тадмор.

Священник Кирд излагает основные убеждения павлиан в своей книге «Светоч тьмы в разъяснении служения»: «Община, называемая павлианами. Последователи Павла Самосатского, епископа Антиохии. Они верят в то, что Бог один и един, и у Него одна сущность и одна ипостась. Они не называют его тремя именами, и не веруют в то, что Слово является Спасителем, и не веруют в животворящий Святой Дух. Они говорят, что Иисус - человек, сотворенный Богом, подобно Адаму, и по сущности своей он подобен любому из нас, а началом его была Мария...».

В течение пяти лет церковь созвала три Собора ради того, чтобы убедить его отказаться от его взглядов. Последний из этих соборов был созван в 268 году. Павел присутствовал на нем и отстаивал свои убеждения. После Собора он был изгнан и лишен всех постов и привилегий, однако его последователи существовали вплоть до 7 века.

В начале 4 века появился ученый-монах Лукиан. Он считал, что Иисус - небесное создание, и Бог вывел его из небытия, и он стал существовать. В его личности проявился Божественный разум. Его дух был нечеловеческим, однако он абсолютно точно не был Богом.

На убеждения этой общины оказали влияния господствовавшие в те времена искаженные представления о мире, Боге и религии, поэтому они и объявили Иисуса «сверхчеловеком».

Единобожие после Никейского собора

Наблюдение - это способ изучения вещей, процессов, при ко­тором исследователь не вмешивается в ход их движения и изме­нения.

Натурфилософия – совокупность философских концепций, объясняющих природу либо непосредственно, либо с помощью основных знаний из области естественных наук.

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.

Нигилизм (от nihil – ничто) - принцип, выражающий отрицание ценностей.

Ноосфера (греч.nous- разум иspfaira- сфера, область) - сфера разума, область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.

Образ художественный – выражение человеческого восприятия явлений действительности, связанных с ними переживаний и эмоционально-ценностного отношения к ним средствами искусства.

Обскурантизм - крайне враждебное отношение к просвещению и науке, мракобесие.

Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

Объект (от лат. objectum - предмет) - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве Объекта может выступать и сам субъект.

Онтогенез - индивидуальное развитие объекта, охватывающее все изменения, претерпеваемым им от момента возникновения, до исчезновения.

Онтология - теория бытия; раздел философского знания, исследующий основные принципы бытия, определяющие устройство мира.

Отражение - это свойство материальных систем или объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами или объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики

Отрицание – момент развития, переход системы в противоположное состояние.

Пантеизм - (греч.pan- все иtheos- Бог) - философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею.

Парадигма (от греч, paradeigma - пример, образец) – совокупность принципов, обеспечивающий канон постановки и решения проблемной ситуации или исследовательской задачи; способ видения бытия в мире.

Парадокс (от греч. paradoxes - неожиданный, странный) - неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. В логике - противоречие, полученное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.

Патристика (от лат.patre- отец) – этап развития средневековой философии (IV-VIIIвв.), связанный с деятельностью Святых Отцов церкви; эпоха разработки и систематизации христианского вероучения.

Перцепция – восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) – философский принцип, согласно которому в основании мира существует множество начал.

Познание - процесс получения и обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире.

Понятие абстрактное – одна из логических форм мышления, образ реальности ее замещающий.

Потребность – это состояние организма, личности, социальной группы людей, общества в целом, выражающее их зависимость от условий существования и выступающее побудительной силой определенным образом направленной жизненной активности.

Прагматизм - (от греч. pragma - род. п. pragmatos - дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты знания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач.

Предвидение – это знание о будущем, то есть о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем, в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.

Провиденциализм (лат. providentia- провидение) - религиозно-философское воззрение, согласно которому ход истории определяется внешними по отношению к историческому процессу силами (Фатум, Рок, Провидение Божье).

Прогресс – тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от несовершенного к совершенному.

Производительные силы – совокупность вещественных и личных элементов производства, необходимых для того, чтобы производить из предметов природы вещи, способные удовлетворять человеческие потребности.

Производственные отношения – это отношения, которые складываются между людьми в процессе производства общественного продукта, обмена и распределения материальных благ.

Производство – это процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств преобразуют природу с целью создания необходимых материальных условий, для своего существования.

Пространство ивремя – общие формы существования материи, а именно формы координации материальных объектов и явлений. Отличие этих форм друг от друга состоит в том, что пространство есть всеобщая форма сосуществования тел, время – всеобщая форма смены явлений.

Противоположности – это взаимно отрицающие друг друга моменты, стороны, тенденции развития явлений.

Противоречие – это крайняя степень различия.

Развитие - необратимое, направленное и закономерное изменение.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рациональное - соответствующее законам разума, т. е. законам логики, и соответствующее принятым каким-либо сообществом правилам.

Регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, т. е. от более организованного к менее организованному.

Религия – особый общественный институт, верования и культовые действия, осуществляющие связь человека с высшей реальностью.

Релятивизм - методологический принцип в теории познания, состоящий в абсолютизации положения об относительности и условности наших знаний.

Рефлексия - (от позднелат. reflexio - обращение назад) - размышление, самонаблюдение, самопознание. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Сакральный - (от латинского sacralis - священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного.

Синкретизм – слитность, нерасчленённость, отсутствие дифференциации.

Смысл - идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо. (Смысл жизни, Смысл истории и т. д.).

Сознание - человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

Спиритуализм – учение, признающее сущностью мира духовное начало, материальные же объекты представляются творением духовных.

Субстанция (лат. substantia - сущность; то - что лежит в основе)сущность, нечто, лежащее в основе. То, что является причинной самого себя и существует без связи с другим.

Субъект - (от лат. subjectus - лежащий внизу - находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

Схоластика – этап развития средневековой философии, состоящей в поиске рациональных путей познания Бога.

Сциентизм (от лат. scientia - наука) - абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Телеология – учение о целях, аргументация в терминах цели.

Теодицея – оправдание Бога, попытка ответить на вопрос, почему Бог допускает зло в мире.

Технократизм – отношение к техническому прогрессу, сторонники которого уверены в благотворности его результатов.

Тотемизм – древнейшая форма религиозности, основанная на вере в сверхъестественное родство данной родовой группы с «тотемом» - (животным или растением).

Трансцендентальный (от лат. transcendens - род. п. transcendents - выходящий за пределы) – всеобщий.

Трансцендентный - запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом.

Утилитаризм (латutilitas- польза) - этическая теория, признающая критерием нравственности поступка его пользу.

Фальсификация (позднелат. falsificatio - от falsifico - подделываю) - преднамеренное искажение каких-либо данных.

Фатализм (лат. fatalis - роковой) - философская концепция, полностью отрицающая способность человека изменить предначертанный высшей волей, роком, судьбой ход событий.

Филогенез – историческое развитие организмов, эволюция органического мира.

Футурология – это совокупность представлений о будущем человечества.

Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Цивилизация (лат.Civilis– гражданский, общественный, государственный) – 1) исторический процесс совершенствования жизни общества (Гольбах); 2) образ жизни общества после выхода его из первобытного, варварского состояния (Морган); 3) материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовности, творчества и свободы (Зиммель и др.); 4) последняя, завершающая фаза эволюции какого-то типа культуры, эпоха смерти этой культуры (Шпенглер); 5) любой отдельный социокультурный мир (Тойнби).

Экзистенциализм (лат.existentia) – течение в западной философии, раскрывающее внутреннее состояние человека под названием «экзистенция».

Экзистенция - подлинное существование.