Этические учения и принципы в философии гедонизм. Гедонизм в современном мире - плюсы и минусы

Рассмотрим некоторые основные этические ценности.

Удовольствие. Среди положительных ценностей удовольствие и пользу считают наиболее очевидными. Эти ценности непосредственно отвечают интересам и потребностям человека в его жизни. Человек, который по природе стремится к удовольствию или пользе, кажется, проявляет себя совершенно по-земному.

Удовольствие (или наслаждение) – это чувство и переживание, которое сопровождает удовлетворение потребностей или интереса человека.

Роль удовольствий и страданий определяют с биологической точки зрения, тем, что они выполняют функцию адаптации: от удовольствия зависит активность человека, которая отвечает потребностям организма; отсутствие удовольствия, страдания тормозят действия человека, опасны для него.

В этом смысле удовольствие, конечно, играет положительную роль, оно очень ценно. Состояние удовлетворенности же является идеальным для организма, и человеку необходимо делать все для достижения такого состояния.

В этике такая концепция получила название гедонизма (от греч. hedone – «наслаждение»). В основе этого учения лежит представление о том, что устремление к удовольствию и отрицание страдания является главным смыслом человеческих поступков, основой для человеческого счастья.

На языке нормативной этики главную идею этого умонастроения выражают так: «Наслаждение является целью человеческой жизни, добром является все,

что доставляет наслаждение и ведет к нему». Большой вклад в исследование роли удовольствия в человеческой жизни внес Фрейд. Ученый сделал вывод о том, что «принцип удовольствия» является основным естественным регулятором психических процессов, душевной деятельности. Психика, согласно Фрейду, такова, что независимо от установок человека чувства удовольствия и неудовольствия являются определяющими. Наиболее яркими, а также и относительно доступными можно считать телесные удовольствия, сексуальные, и удовольствия, связанные с удовлетворением потребности в тепле, пище, отдыхе. Принцип удовольствия находится в противостоянии с общественными нормами приличия и выступает как основа личной независимости.

Именно в удовольствии человек способен почувствовать себя самим собой, освободиться от внешних обстоятельств, обязательств, привычных привязанностей. Таким образом, наслаждения являются для человека проявлением индивидуальной воли. За наслаждением всегда находится желание, которое должно быть подавлено общественными установлениями. Стремление к удовольствиям оказывается реализуемым в отходе от ответственных отношений с другими людьми.

Обыденное поведение, основанное на благоразумии и стяжании пользы, противоположно ориентации на удовольствие. Гедонисты различали психологический и нравственный аспекты, психологическую основу и этическое содержание. С морально-философской точки зрения, гедонизм является этикой наслаждения.

Сейчас почти каждый представитель рода человеческого хочет трех вещей:

  • удовольствия;
  • вечной молодости (здоровья);
  • счастья.

Причем удовольствие и счастье в большинстве случаев сливаются в один феномен. Люди полагают, что, достигнув наслаждения, они доберутся и до высшей точки человеческого существования - счастья.

Что такое гедонизм

Гедонизм - это система ценностей, усматривающая высшую цель человеческого существования в наслаждении. Для гедониста наслаждение и счастье - синонимы. Причем здесь совершенно неважно, от чего человек получает наибольшее удовольствие: от чувственных (сексуальных, гастрономических) или интеллектуально-духовных (чтение книг, просмотр фильмов) наслаждений. Интеллектуальные усилия и чувственные удовольствия ставятся в один ряд тогда, когда первые не преследуют цель обучения, а совершаются исключительно ради наслаждения. Другими словами, можно сказать, что гедонизм - это, помимо всего прочего, еще и деятельность, не отягощенная целью и какими бы то ни было внешними или внутренними результатами. Например, человек смотрит фильмы и читает книги только ради развлечения или повышения самооценки.

Гедонизм глубоко укоренен в природе человека

Наверное, самый широко известный психолог XX века З. Фрейд положил в основание своего учения (психоанализа) принцип гедонизма (удовольствия). По мнению австрийского врача, человек - природный гедонист. В младенчестве его потребности удовлетворяются непосредственно и быстро: жажда, голод, потребность в материнской опеке. Когда же человек вырастает, общество предъявляет к нему требования и настаивает на том, чтобы он контролировал, сдерживал свое стремление к удовольствию и удовлетворял свои потребности в подходящее время. Говоря психоаналитическим языком, общество хочет, чтобы "принципу реальности" подчинялся "принцип удовольствия".

Таким образом, общество в некотором смысле управляет человеком посредством «жетонного метода»: поучился, потрудился - насладись. При этом понятно, что жизнь не может состоять из одного сплошного удовольствия, потому что такая форма существования, хоть она и возможна для некоторых (например, дети очень богатых родителей), ведет к моральному распаду и в итоге к социальной деградации.

Алкоголики и наркоманы как жертвы бездумного стремления к наслаждению

Есть один очень известный эксперимент: к центру удовольствия в мозге крысы присоединили электрод, а провод, идущий от него, прикрепили к педали и сделали так, чтобы каждый раз, когда крыса нажимала на педаль, электрический разряд стимулировал центр удовольствия. Через некоторое время крыса отказалась от воды и еды и только жала на педаль, беспрестанно наслаждаясь, утопая в сладостной истоме, но удовольствие постепенно убивало ее. Именно поэтому гедонизм - это система ценностей, нуждающаяся в нравственно-моральном ограничителе.

Может быть, это прозвучит жестоко и цинично, но алкоголики и наркоманы - это такие же "крысы", которые забыли мир ради наслаждения. Алкоголик ради бутылки. Наркоман ради дозы. Уловка зависимостей в том, что они дают быстрое ощущение счастья. А вообще-то в жизни миг счастья следует заслужить. Например, человек трудится-трудится, и когда работа закончена, он испытывает внезапный (может быть, ожидаемый) «укол» счастья. Но через некоторое время снова надо работать. Кто же на это согласится?

Стимуляторы же дают безбрежное ощущение счастья почти без усилий по сравнению с реальным трудом, фактически воплощая основной постулат человеческого существования, на котором настаивает этика гедонизма в своем вульгарном выражении: нужно жить так, чтобы бытие доставляло как можно больше удовольствия. И по возможности наслаждения должны быть максимально интенсивными.

Еда и секс как ловушки для ценителей чувственных удовольствий

Но в группе риска не только любители экспериментов со своим сознанием. Обжорам и сластолюбцам тоже не следует расслабляться. Правда, первые теряют человеческих облик и разрушают только себя, а вот вторые вполне могут навредить и другим.

Фильм «Основной инстинкт». Случай Кэтрин Трамелл

Здесь не будет подробного описания сюжета фильма, потому что это не входит в задачи, но следует сказать, что Кэтрин Трамелл - это классический случай гедониста, перешедшего границы добра и зла. Почему она это сделала? Потому что ей стал скучен обычный секс, и она обратилась к сексу, сопряженному с убийством для остроты ощущений. Если наслаждение не преследует никакой моральной цели, то оно быстро наскучивает. Человек переходит от одного наслаждения к другому, нигде не находя покоя (классическое описание такого состояния дано у С. Кьеркегора в его книге "Наслаждение и долг"). Затем он также случайно, не замечая, оставляет позади все моральные общественные установления. И если мера скуки превысила все возможные пределы, то гедонист не остановится даже перед убийством - все только для того, чтобы себя хоть как-то развлечь. Кстати, таким человеком был еще и римский император Нерон. При этом вышесказанное не означает, что само наслаждение или стремление к нему преступно. Само удовольствие не может быть каким-то образом морально окрашено. Гедонизм - это преступление, но только тогда, когда удовольствие для человека самоценно и ему решительно все равно, из какого источника его черпать.

Формы морального ограничения желаний

  1. Золотое правило нравственности. Наслаждение - это результат, а побудительной силой выступают человеческие желания. Поэтому в идеале все стремления человека должны согласовываться с золотым правилом нравственности, которое звучит (в самом общем виде) так: «Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой».
  2. Творчество. В нем есть и страстность, и стремительность порывов, и свобода. Когда человек творит, он восходит на Эверест наслаждения, и это удовольствие высшей пробы. В нем смешаны и духовные, и чувственные наслаждения. В нем есть и отдохновение, и труд. И вместе с тем оно требует от творца высочайшей концентрации и самоотверженности.

Наслаждение и смысл жизни

Вооружившись вышесказанным, нетрудно понять, что девиз «смысл жизни - гедонизм» может существовать только в случае, если удовольствие одухотворено и подчиняется определенным моральным ограничениями. Сами наслаждения не могут быть положены в основу жизни или человеческого счастья, потому что они всегда приводят вместе с собой скуку, и этого никак не избежать.

Другое дело, когда человек находит удовольствие в труде или самопожертвовании, тогда выигрывает и он, и общество. К тому же любая, даже самая незначительная деятельность, которая не причиняет вреда окружающим и ведет к гармонизации внутреннего мира, может стать источником смысла жизни для человека. За редким исключением так полагали и мудрецы (Например, А. Шопенгауэр и Эпикур). Для них гедонизм в философии - это, прежде всего, не интенсивность удовольствий, а отсутствие страданий.

Были, конечно, и те, кто настаивал на наслаждении во всех его многообразных формах (например, мыслители эпохи Возрождения). Но сейчас и так большинство людей буквально сошли с ума на почве поклонения удовольствиям. Современный человек отчаянно жаждет наслаждений, гармонии внутренней и внешней жизни и поэтому покупает и покупает разные вещи, надеясь, что они заменят ему счастье. И в обществе тотального потребления всего и вся как нельзя кстати придется определение о том, что гедонизм в философии - это главным образом отсутствие страданий, а не постоянный мутный поток сомнительных чувственных удовольствий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Теория гедонизма в этик е

Гедонизм (греч. hedone - наслаждение) - тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из наслаждения и страдания. В систематизированном виде как тип этического учения гедонизм был впервые развит в учении греческого философа-сократика Аристиппа Киренского (435-355 до н. э.), учившего, что добром является все то, что доставляет наслаждение.

Рассмотрим некоторые этические ценности.

Удовольствие. Среди положительных ценностей удовольствие и пользу считают наиболее очевидными. Эти ценности непосредственно отвечают интересам и потребностям человека в его жизни. Человек, который по природе стремится к удовольствию или пользе, кажется, проявляет себя совершенно по земному.

Удовольствие (или наслаждение) - это чувство и переживание, которое сопровождает удовлетворение потребностей или интереса человека.

Роль удовольствий и страданий определяют с биологической точки зрения, тем, что они выполняют функцию адаптации: от удовольствия зависит активность человека, которая отвечает потребностям организма; отсутствие удовольствия, страдания тормозят действия человека, опасны для него.

В этом смысле удовольствие, конечно, играет положительную роль, оно очень ценно. Состояние удовлетворенности же является идеальным для организма, и человеку необходимо делать все для достижения такого состояния.

В этике такая концепция получила название гедонизма (от греч. hedone - «наслаждение»). В основе этого учения лежит представление о том, что устремление к удовольствию и отрицание страдания является главным смыслом человеческих поступков, основой для человеческого счастья.

На языке нормативной этики главную идею этого умонастроения выражают так: «Наслаждение является целью человеческой жизни, добром является все, что доставляет наслаждение и ведет к нему». Большой вклад в исследование роли удовольствия в человеческой жизни внес Фрейд. Ученый сделал вывод о том, что «принцип удовольствия» является основным естественным регулятором психических процессов, душевной деятельности. Психика, согласно Фрейду, такова, что независимо от установок человека чувства удовольствия и неудовольствия являются определяющими. Наиболее яркими, а также и относительно доступными можно считать телесные удовольствия, сексуальные, и удовольствия, связанные с удовлетворением потребности в тепле, пище, отдыхе. Принцип удовольствия находится в противостоянии с общественными нормами приличия и выступает как основа личной независимости.

Именно в удовольствии человек способен почувствовать себя самим собой, освободиться от внешних обстоятельств, обязательств, привычных привязанностей. Таким образом, наслаждения являются для человека проявлением индивидуальной воли. За наслаждением всегда находится желание, которое должно быть подавлено общественными установлениями. Стремление к удовольствиям оказывается реализуемым в отходе от ответственных отношений с другими людьми.

Обыденное поведение, основанное на благоразумии и стяжании пользы, противоположно ориентации на удовольствие. Гедонисты различали психологический и нравственный аспекты, психологическую основу и этическое содержание. С морально--философской точки зрения, гедонизм является этикой наслаждения.

Принцип ы этики эпикурейцев

Основным принципом этики эпикурейцев является удовольствие -- принцип гедонизма. При этом проповедуемые эпикурейцами удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и часто созерцательным характером. Стремление к удовольствию является исходным принципом выбора или избежания.

Согласно Эпикуру, если у человека отнять чувства, то не останется ничего. В отличие от тех, кто проповедовал принцип “наслаждения минуты”, а “там, что будет, то и будет! ”, Эпикур хочет постоянного, ровного и незакатного блаженства. Наслаждение у мудреца “плещется в его душе как спокойное море в твердых берегах” надежности. Предел наслаждения и блаженства -- это избавиться от страданий! По мысли Эпикура, нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно. Однако, было бы неверно сводить всю содержательно-смысловую емкость эпикурейства к гедонистическим мотивам.

Эпикурейцы более тонко и глубоко подошли к проблеме наслаждения жизнью в аспекте связи человека с миром культуры. Наслаждение жизнью, по их мнению, достигается путем нравственных упражнений, посредством выработки нового, зрелого отношения к жизненным проблемам. Именно эпикурейцы исходным моментом счастья считали, во-первых, отсутствие страданий, во-вторых, наличие чистой совести, не отягощенной безнравственными поступками, и, в-третьих, хорошее здоровье.

Не трудно заметить, что все эти три условия, необходимые для того, чтобы человек испытывал наслаждение жизнью, совершенно не вяжутся с мифологемой о том, что эпикурейцы призывали к воздержанию в пище, питье, любви и других утехах и жизненных удовольствиях. Напротив, глубокий и тонкий смысл эпикурейского подхода к культуре заключается в том, что в культурных текстах, в различных видах культурного творчества они видели возможность укрепить нравственный потенциал личности, усовершенствовать сферу ее индивидуальных потребностей и, наконец, возможность укрепления здоровья.

Удовлетворенность жизнью, таким образом, и наслаждение ею неразрывно связывались с процессами освоения духовно-нравственных ценностей прошлого и настоящего и необходимостью войти в культурное пространство современности.

Будучи материалистами по своим мировоззренческим взглядам, эпикурейцы так же, как и скептики, высоко ценили радость общения людей с природой, но, в отличие от Пиррона и Секста Эмпирика, они, особенно Тит Лукреций Кар, демонстрировали в своих текстах возможности гармонизации повседневных отношений человека и с природой, и с культурой. По своей глубинной сути эпикурейство и раблезианство, т. е. жизнеутверждающее "избыточное" отношение к жизни, провозглашенное в романе Ф. Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", не тождественны.

Эпикурейство, по сути своей, утверждает чувство меры в отношениях человека с тем, что дарует ему природа и что может дать ему культура, утверждает, что подлинно зрелое отношение к жизни помогает человеку избежать крайностей в оценке как стихийного начала, сопряженного с жизнью природы, так и организованного прессинга на индивидуальное сознание со стороны официальной культуры.

Для эпикурейцев оптимальным был, разумеется, нравственно-творческий аспект повседневной связи человека с культурой как второй природой, как способом адаптации к действительности, как той символической вселенной, в которой человек мог выразить свое ощущение счастья жить на этой земле и быть любимым.

Именно поэтому от времени, в котором жили Эпикур, Гораций, Тит Лукреций Кар, создавший бессмертную книгу "О природе вещей", эпикурейские мотивы дошли до наших дней, оказавшись созвучными последующим поколениям, и находят отражение в творчестве многих выдающихся деятелей культуры, в том числе ХХ столетия, например, Феллини, Антониони и др.

Назначая в качестве смысла жизни саму жизнь, эпикурейцы учили, что идеал человеческого существования -- это атараксия, или уклонение от страданий, спокойная и размеренная жизнь, состоящая из духовных и физических удовольствий, данных в меру.

Эпикурейцы

Жизнь человека ограничена настоящей действительностью, настоящими ощущениями. Следовательно, этика должна заключать в себе науку о счастье в этой действительной жизни. Цель нашей жизни - удовольствие; критерий нашей деятельности - ощущение удовольствия и страдания. Что удовольствие есть высшая цель нашей жизни, это так же непосредственно очевидно, как то, что огонь жжет или снег - бел.

В эпикурейском учении греческая этика в последний раз выступает с такого рода проповедью. Но нельзя сказать, чтобы учение Эпикура было во всем сходно с гедоническим. Учение Аристиппа как-то жизнерадостнее, свежее, моложе Эпикурова.

Последний точно так же учил наслаждению; но в нем замечается старческая черта утомления: это - изверившийся в удовольствии человек, который прежде всего дорожит невозмутимым покоем. Он хочет наслаждаться жизнью, выработав в себе систематическую диету, подчинив себя строгому режиму. Он не ловит отдельных мимолетных наслаждений, как Аристипп, который хотел пить до дна полную чашу удовольствий, не смущая себя заботами о прошедшем и будущем, дорожа настоящим. Эпикур учит не гнаться за мгновенным удовольствием, но искать постоянного состояния довольства.

Поэтому некоторые удовольствия он считает прямо вредными, учит их избегать. Наконец, он вместе с Платоном признает, что всякое удовольствие состоит в удалении страдания; поэтому высшим состоянием блаженства он считает такое, в котором удалены все страдания - бфбсбойб, которая очень походит на совершенную апатию, бесстрастие киников и стоиков.

Всякое удовольствие имеет свою цену для счастья жизни лишь постольку, поскольку оно способствует удалению страданий. Наслаждение является лишь средством, чтобы отделаться от мучительной нужды, а чувственные наслаждения, по Эпикуру, лишь возмущают спокойствие духа и потому опасны для него. Эпикур проповедует устойчивое (чбфбуфзмбфйчз) удовольствие, в противоположность удовольствию подвижному (здпнз з ен чйнзуей) Аристиппа.

Условия такого удовольствия заключаются прежде всего в нашем духе; поэтому Эпикур ставит духовные наслаждения неизмеримо выше телесных - другое отличие от Аристиппа. И, хотя в конце концов все удовольствие и страдание зависят от телесных движений, - на тело действуют лишь настоящие удовольствия и страдания, на душу - и будущие, и рспшедшие.

Дух не ограничен сферой настоящего, а потому мы можем иметь в нашем духе утешение от настоящих страданий. И Эпикур превозносит силу духа над телом совершенно так же, как стоики и киники. Он думал, что с помощью философии человек может реально побеждать телесные скорби и страдания. На эту тему эпикурейцы написали немало пышных декламаций: «мудрый и на костре, и на кресте будет чувствовать себя счастливым и говорить: сколь сие мне сладко, сколь все сие меня не касается».

Непременное условие такого состояния духа есть философия и рассудительность. Добродетель необходима для счастья, но она не имеет цены сама по себе, а лишь по приносимому ею счастью. Разумность освобождает человека от суеверия и пустых страхов; ущцспухнз - умеренность, самообладание - помогает бороться со страданиями; мужество освобождает нас от страха перед болью, опасностями и даже смертью; справедливость уничтожает страх наказания и необходима для обеспечения невозмутимого спокойствия жизни, в котором - высшее счастье человека. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, умеренно и справедливо». Но вместе с тем справедливость и добродетель, как я сказал, играют для Эпикура лишь роль диеты, имеющей значение чисто относительное для здоровья человека: рспурфхщ фш чблш, говорит Эпикур, чбй фпйж ченюж бхфп хбхмбжпхуйн, пфбн мздемйбн здпнзн рпйз.

Эпикуров идеал мудреца близко приближается к стоическому идеалу. Хотя Эпикур и не предписывает мудрецу совершенного бесстрастия и отречения от чувственных наслаждений, но требует от него столь же полного самообладания, столь же полной независимости от всего внешнего, как и стоики. Мудрый, как бог, ходит между людьми; его счастье столь же полно, столь неотчуждаемо, что даже находясь на хлебе и воде, он не станет завидовать самому Зевсу.

Специальная этика эпикурейцев, в соответствии с этими положениями, носит такой же казуистический характер, как и этика стоиков: это - свод подробных рассуждений об отдельных наслаждениях, добродетелях, страстях и влечениях человека, - разработанная система житейских правил. Рассудительность служит главным содержанием его рецептов; к этому прибавляется независимость от внешнего счастья, среднее состояние (мера) и возможное удаление от всякой общественной жизни - черта оригинальная; в ней Эпикур сошелся с Гераклитом, хотя, конечно, причины, побуждавшие того и другого философа, были различны. Живи тихо, советовал Эпикур, скрывайся от других; и сам он жил среди друзей-учеников действительно так, как учил жить других. Дружба была самой симпатичной добродетелью эпикурейцев. На почве ее развивалась общая благожелательность ко всем людям. Исходя из принципов истинной дружбы, Эпикур отвергал и коммунизм Платона: между друзьями и так все общее; коммуна, как принудительное учреждение, есть признак недоверия. А там, где нет доверия, нет и дружбы. Эпикур сознавал и учил, что блаженнее давать, нежели принимать.

По-видимому, сам Эпикур был выдающейся личностью; ею-то он привязал к себе друзей и санкционировал свое учение: в то время, как в II веке стал преобладать эклектизм, и школы стали сглаживать свои оригинальные черты, эпикурейское учение осталось неизменным. На эпикурейцев было много нападок, но и сами противники признавали за их школой нравственный характер. Цицерон говорит: «… et ipse (Epicurus) bonus vir fuit et multi Epicurei fuerunt et hodie sunt et in amicitiis fideles et in omni vita constantes et graves» (Cicero, Fines, 11, 25, 81). Эпикурейцы имели в Риме прочный успех.

Несмотря на свое отличие от стоиков, эпикурейцы сходились с ними во многих отношениях. У них была общая практическая тенденция о логике: и те, и другие выдвигали на первый план вопрос о критерии и опровергали скептицизм во имя практического постулата - поведения, основанного на истинном знании. этический гедонизм философ эпикурейский

В физике и те, и другие считали душу материальной; и даже в этике они одинаково считали условием счастья освобождение себя от всего внешнего и удаление от житейской суеты. Все это показывает, что стоическое и эпикурейское учение было ветвями одного ствола, которые лишь разошлись в разные стороны.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Предмет этики и ее задачи, соотношение с религией и философией. Аргументы, доказывающие автономность этики. Этика семейной жизни. Семья и брак. Сущность и смысл супружества. Этический принцип, противоположный принципу гедонизма, и аналогичный ему.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2011

    Понятие милосердия, заповедь милосердной любви, ее соотношение с долгом и требованиями Декалога. Этико-философская мысль Европы Нового времени. Особенности личных отношений, значимость людей друг для друга. Концепция гедонизма, принцип прагматизма.

    реферат , добавлен 11.12.2009

    Общая характеристика этического учения Эпикура. Понимание этики как учения о добродетелях, о совершенной личности. Тит Лукреций Кар и его толкование этики Эпикура, этические учения Филодема. Жизнь мудреца, философа как нравственный идеал у Эпикура.

    контрольная работа , добавлен 15.05.2013

    Понятие этики как философского учения о морали, ее построение на основе общих представлений о сущности мира и месте человека в нем. Мораль и нравственность как реальные духовно-социальные явления, изучаемые этикой. Историческое развитие этического учения.

    презентация , добавлен 07.07.2012

    Этика античности, ее обращение к человеку. Особенности этической позиции античных мудрецов. Основные философские школы. Сократ и сократические школы. Киренаики, этика гедонизма. Развитие стоической философии. Этика эпикурейцев: страхи и их преодоление.

    презентация , добавлен 05.11.2013

    Основные проблемы этики: критерии добра и зла, смысл жизни и назначение человека, справедливость и должное. Характеристика, структура и главные категории этики как теории морали. Социокультурные предпосылки и содержание учений в этике Древнего Китая.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2011

    История этических учений. Этические учения древнего мира. Этические учения средневековья. Особенности и основные проблемы этики Нового времени. Этические направления в XIX веке. Некоторые учения в этике ХХ века. Историческое развитие нравственности.

    курс лекций , добавлен 17.11.2008

    Этика делового общения. Анализ состояния социального взаимоотношения на предприятиях с целью выявления основных (главных требований), предъявляемых к этике управления. Власть и ответственность руководителя. Отличие философской этики от религиозной.

    реферат , добавлен 09.12.2010

    Природа добра и зла. Позиция этики по отношению к одной из вечных проблем нравственности - моральному злу. Взаимоопределенность и абсолютное противопоставление добра и зла. Проблема конструктивности роли зла в истории. Природа зла в сократовской этике.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Основные этапы и направления развития этики. Этические учения Древнего Востока. Средневековое христианское учение о нравственности. Социально-этическое содержание гуманистической идеологии эпохи Возрождения. Понятия сансары, кармы, дхармы и мокши.

Эмпирические этические учения: гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм

Текст 3. Мораль эмпиризма имеет задачей вывести из опыта верховный принцип нравственности, т.е. определение высшего блага или нормальной цели практической деятельности. В бесконечном разнообразии субъективных и относительных благ нет ли какого-нибудь общего и постоянного элемента, одинаково им всем присущего? Прежде всего таким элементом представляется удовольствие или наслаждение. В самом деле, присутствие какого бы то ни было блага необходимо доставляет нам удовольствие физическое или духовное; таким образом, удовольствие в широком смысле есть общий и постоянный признак всякого блага, следовательно, необходимый признак блага вообще или блага как такового.

Этическое учение, ограничивающееся одним этим признаком или определением высшего блага, как удовольствия, и, следовательно, в удовольствии полагающее нормальную цель жизни человеческой, называется гедонизмом (от греческого слова – удовольствие или наслаждение).

Так как по этическим условиям человеческой природы, равно как и по логическим условиям конечного или ограниченного бытия вообще, удовольствие или наслаждение не должна быть постоянным непрерывным состоянием, а обязательно перемежается противоположными состояниями неудовольствия и страдания, то принцип гедонизма может иметь практическое значение только в том случае, в случае если он ставит последней целью не достижение непрерывного состояния удовольствия, которое невозможно, а лишь достижение такого существования, в котором приятные состояния преобладают и постоянно господствуют над состояниями неприятными. Такое состояние называется счастьем, счастливою, или блаженную, жизнью, и, таким образом, принцип гедонизма в более точном выражении превращается в принцип эвдемонизма (от греческого слова – блаженство, счастье).

Нормальная цель практической деятельности есть достижение блаженства или счастливой жизни. В таком общем виде этот принцип эвдемонизма, без сомнения, верен, и, сели устранить спор о словах, то ᴇᴦο одинаково признают все, самые разнообразные этические учения. Счастье есть преобладание приятных состояний над неприятными.

Мы находим в опыте, что человеку свойственны наслаждения или удовольствия четырех родов˸ во-первых, материальные наслаждения человека как животного организма; во-вторых, наслаждения эстетические; в-третьих, наслаждения умственные; в-четвертых, – наслаждения воли, или наслаждения собственно-нравственные.

Наш внутренний опыт несомненно свидетельствует о существовании таких положительных наслаждений или удовольствий, которые не проистекают из ни из удовлетворения телесных, ни умственных, ни эстетических стремлений, а имеют характер чисто практический, или нравственный, относясь непосредственно к области воли. Наша воля и проистекающая из нее практическая деятельность в точном смысле этого слова имеет обязательно своим непосредственным предметом другие существа.

Действуя на другие существа, мы можем стремиться к исключительному самоутверждению по отношению к этим существам и, следовательно, к их отрицанию, т.е. к подчинению их нам, к господству нашему над ними, или даже к совершенному их уничтожению.

Эмпирические этические учения: гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эмпирические этические учения: гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм" 2015, 2017-2018.

удовольствие») - этическое учение, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению принципом поведения. Разработано Аристиппом (киренаик). Его следует отличать от эвдемонизма, признающего основой нравственного поведения стремление к счастью.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕДОНИЗМ

греч. наслаждение) - широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели - к получению наслаждения и избеганию страдания. Эта цель рассматривается как осн. движущее начало в человеке, заложенное в него природой (Натурализм) ft в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму. В Древн. Греции одними из первых философов, проводивших принцип Г. в этике, были Демокрит и Аристипп. Наиболее же известен своим обоснованием Г. Эпикур, с именем к-рого связывается целое течение в теории морали - эпикуреизм Идеи Г. проповедовал также римский последователь Эпикура Лукреций. В эпоху средневековья идеологи христианской церкви резко осуждали Г., считая земные наслаждения греховными (Грех) Принцип Г. в этике вновь возрождается в эпоху возникновения и утверждения буржуазных отношений. Это не случайно, поскольку он как нельзя лучше отвечал «классическому» буржуазному воззрению на человека, прежде всего, как на частного предпринимателя ("движущим началом об-ва является частное лицо, преследующее свои собственные интересы; целью об-ва и, следовательно, морали должно быть благо этого частного лица, а его материальное благополучие является, в конечном счете, содержанием общечеловеческого блага). Гоббс, Локк, Гассенди, Спиноза, фр. материалисты XVIII в. в борьбе против религиозного понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. В дальнейшем принцип Г. нашел наиболее полное выражение в утилитаризме. Идеи Г. разделяют мн. теоретики совр. буржуазной этики - Дж. Сантаяна, М. Шлик, Д. Древ и др. В древности и в новое время Г. играл в целом прогрессивную роль и этике, поскольку он противостоял религиозной нравственности и представлял совей попытку истолковать мораль е материалистических позиций Однако его нельзя считать научным принципом этической теории Тем более он не отвечает совр уровню званий о человеке. Марксизм рассматривает человека как существо общественное. С этой т зр. сведение многообразных человечески» потребностей к получению наслаждения является крайним упрощением и: в конечном итоге исходит из биологического или чисто психологического понимания человека как только природного существа Гедонистический принцип, кроме того, индивидуалистический характер и часто тяготеет к этическому релятивизму. Сами наслаждения, к к-рым стремятся люди, имеют конкретно-историческую природу, их содержание неодинаково в разные истерические эпохи и у разных социальных групп. Поэтому только в социальной практике следует искать происхождение веек стремлений и целей, к-рые ставят перед собой люди. В совр буржуазном об-ве формируется комплекс моральных представлений анархо-Г., где мистифицируются и обожествляются «природные» склонности человека к безграничным наслаждениям, отвергаются трудовая дисциплина, социальные обязанности, культурные и моральные нормы как опора консерватизма (Нигилизм), выдвигаются требования поиска новых неконтролируемых примитивных связей между людьми, узаконения аморализма. Анархо-Г. служит, с одной стороны, крайним средством для массового распространения/морали потребительства, а с др. - способом отвлечения критически настроенных слоев буржуазного об-ва от подлинно революционной морали

Отличное определение

Неполное определение ↓