Филарет милостивый о чем просят. Святой праведный Филарет Милостивый

Около 780 года, в царствование императрицы Ирины, матери юного императора Константина VI, в пафлагонском городе Амнии жил богатый земледелец по имени Филарет. Бог в изобилии даровал ему всякого рода имение: поля, виноградники, стада скота; в его обширном хозяйстве трудилось множество работников и слуг. Будучи уже в преклонных летах, он жил весьма счастливо, окруженный многочисленной семьей, не имея иной заботы, как только угождать Господу, употребляя свои богатства на благо ближнего.
Любящий добродетель, соответственно своему имени, Филарет питал столь великую любовь к людям, ближним и дальним, знакомым и незнакомым, что сердце его не могло спокойно взирать на человека, находящегося в какой-либо нужде. Он, не скупясь, раздавал помощь всем нуждающимся, кто бы ни приходил к нему, и, подобно Аврааму, сам выходил навстречу каждому страннику, почитая за честь оказать ему гостеприимство. Поэтому Господь благоволил к нему, умножая его богатства в той же мере, в какой праведный раб Божий расточал их во благо ближнему.

Однако же, завистью бесовской и попущением Божиим, Филарет был, подобно праведному Иову, подвергнут великому испытанию. Грабители расхитили его имущество, и он оказался в совершеннейшей бедности, так что у него не осталось ничего, кроме клочка земли, пары волов, осла, лошади, коровы с теленком и нескольких ульев. Несмотря на столь нежданное и великое несчастье, угодник Божий не проронил ни одной жалобы, ни одного упрека. Напротив, он пребывал в радости и благодарил Бога за избавление от бремени богатства, вспоминая слова Спасителя: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 24).

С тех пор он принужден был возделывать землю собственными руками, чтобы прокормить семью. Как-то раз по дороге к своему полю он встретил бедного крестьянина, у которого только что пал один из его волов и который громко жаловался и сетовал по этому поводу. Позабыв о собственной нужде и движимый лишь голосом сострадания, святой тотчас отдал ему одного из своих волов, а несколько дней спустя и второго, тем самым лишив себя скудного урожая, который приносила его земля. Узнав об этом поступке, жена и дети Филарета стали со слезами и стенаниями упрекать его за то, что он обрек их на неминуемый голод. В ответ верный ученик Христов, исполненный надежды на Промысл Божий и веры в слова Спасителя: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 25, 33), увещевал родных набраться терпения и обещал вскоре открыть сокровище, некогда им спрятанное.

Прошло немного времени, и Филарет встретил воина, который незадолго перед тем лишился коня. Тогда святой подарил ему своего собственного с той же самой незаботливостью о завтрашнем дне. Он продолжал раздавать небольшое имущество так же щедро, как во времена преуспеяния и изобилия. Вскоре подобным же образом он лишился коровы с теленком, а затем отдал бедняку, еще более неимущему, чем он сам, своего осла, навьюченного пшеницей, только что взятой взаймы. Лишенный теперь даже хлеба насущного, Филарет был спасен от голодной смерти вспомоществованием, полученным от одного из богатых друзей. Выделив надлежащую часть каждому из домочадцев, дабы они смогли прокормить себя какое-то время, святой поспешил отдать собственную долю нищим, которых было великое множество в ту голодную пору. Раздав им весь свой мед, он и последнюю одежду отдал неимущему, пришедшему к нему за помощью.

Совершенно обездоленный, мертвый для мира и не надеющийся уже на человеческую помощь, праведный Филарет вручил свою судьбу Божественному Провидению. И Господь показал, что не оставил его. Как раз в это время наставник юного императора разослал по всей империи гонцов с повелением искать повсюду самых красивых и благонравных девиц, одна из которых будет затем выбрана в жены правителю. Добравшись до Амнии, императорские посланцы были приняты Филаретом в его доме с гостеприимством, достойным великого патриарха и отца верующих Авраама. Несмотря на постигшие его беды, у Филарета сохранился с прошлых времен великолепный дом. А жители города, услышав о приезде высоких гостей, поспешили принести свои наилучшие и самые дорогие вещи в жилище человека, который не имел тогда возможности раздобыть даже хлеба насущного. Пораженные благородством и добродетелью, которыми озарялись лицо и движения старца, императорские посланцы попросили Филарета показать им свою семью и выбрали двух из его внучек, Марию и Маранфию, для представления ко двору.

Когда обе они предстали перед правителем, их душевная красота, увенчанная добродетелью, в которой воспитал девушек праведный Филарет, столь неотразимо возвысила в них красоту телесную, что ни одна из невест не могла долее состязаться с ними. Константин VI выбрал себе в жены Марию, сочетав ее сестру с одним из своих самых влиятельных придворных. А Филарета пригласил во дворец, осыпал почестями и богатствами еще большими, чем те, которые он имел раньше.

Однако это новое счастье даже на мгновение не ослепило святого старца: он немедленно велел приготовить роскошное угощенье, на которое созвал нищих, стариков и калек со всей столицы. С тех пор праведный Филарет всегда обходил улицы Константинополя в сопровождении слуги, несшего в руках три сумы: одну – полную золотых монет, другую – серебряных и третью – медных. И каждый раз, когда навстречу ему попадался какой-нибудь бедняк, он наугад опускал руку в одну из них и таким образом равно оделял милостыней достойных и недостойных, никогда не отмеряя ее по собственному рассуждению, но будучи лишь орудием милосердия Божия, которому ведомы нужды каждого из людей.

Возведенный в достоинство консула, но все столь же смиренный и кроткий, святой Филарет заранее был извещен о своей предстоящей кончине. Тогда он собрал всю большую семью у своего одра, подобно патриарху Иакову (ср.: Быт. 49), и просил без сожаления раздать все оставшееся имущество бедным и обездоленным, прибавив при этом такое поучение: «Дети мои, не забывайте гостеприимства, навещайте больных и заключенных в тюрьмах, призирайте на вдов и сирот, давайте погребение умершим в нищете, не пренебрегайте частым посещением церкви, не желайте чужого имущества, никого не хулите и не радуйтесь несчастью ваших врагов, поступайте во всем так, как я сам поступал во все время моей жизни, и Бог не оставит вас своим заступлением». Вслед за этим, произнеся слова молитвы Господней: «Да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли» (Мф. 6: 10), он с радостным и просветленным лицом предал душу Богу (792)

Честная глава святого Филарета Милостивого находится в монастыре Святая Лавра в местечке Калаврита , Пелопоннес, Греция.

Святой Филарет Милостивый как герой сбывшейся Божьей сказки.

Жизненные трудности появились не в XXI веке – они совечны человечеству после падения Адама и Евы. Бытовые неурядицы и семейные ссоры мучают людей едва ли не больше, чем глобальные беды и войны.

Вдалеке от больших городов Византийской империи жил человек, о котором знали немногие. Его пилила жена, его часто не понимали дети, а он упорно верил, что самое важное – это вызвать улыбку у того, кому сейчас больно и грустно. Для этого он раздавал то, что имел. Он не скупился делать подарки, и бывало так, что давал даже необходимое. В конце концов он раздал всё. Жена и дети теперь каждый день устраивали ему скандалы, обвиняя в том, что своей добротой он оставил их всех без средств. Но он верил, что Господь сумеет проявить заботу о нём, так как он, простой человек, всю жизнь заботился обо всех, кто рядом. И его надежда не была напрасной. Далее всё было как в сказке. Послы императора искали подходящих девушек для свадьбы принца. Из числа многих выбрали и его дочь, и именно на ней женился будущий император.

Вся семья теперь жила в столичном дворце, но человек всё так же до самой смерти раздавал, что имел, и знал: из всех приобретений самое большее – это вызвать радость в сердце того, кто грустит. Перед смертью он собрал родных и просил понять, что никакое добро не будет забыто Господом, хотя награда за него придёт и не сразу, но так надо, потому что без этого мы не узнаем, как важно верить, что в свой срок все утешающие будет утешены...

Наш мир создан Богом, и Господь в мире постоянно присутствует. Это значит, что мир красив и добро в нём не может быть напрасным. Сказка – это образ нашего мира. Мир существует по духовным законам, а потому добро в нём побеждает, хотя и проходит через многие испытания. Точно так и в сказке. Сказка так дорога нам именно потому, что мы сердцем ощущаем: в ней заключена правда о нашем мире. Зло может торжествовать, но не может победить. Добрый человек знает боль, но в конце его ждёт награда.

Через сказку можно в наибольшей мере сказать правду о мире, потому что весь мир чудесен.

Сказка только выражает то, что и так есть в нашем мире, но выражает столь ярко, что тогда больше не сомневаемся: как бы ни было трудно, но помощь приходит к каждому, кто оказывал помощь сам. Никакая слеза, никакая боль не бывают напрасны – они только готовят приход рассвета.

Люди проживают всю жизнь и приходят к тому же, о чём сказка говорит им в начале пути: никакое добро не будет забыто Богом и никакое зло не будет торжествовать до конца.

То особое чувство, когда ты терпишь скорбь, но всю душу твою греет мысль, что сегодня ты помог человеку, который без твоей помощи был бы несчастен.

Всякой боли придёт конец, но об этом знаешь, только когда творишь добро.

Тебе трудно, но ты сделал в жизни другого Господне дело. И теперь ты сообщник Божий, который зажег свечу до того, как пришел рассвет.

Важные аспекты жизни святого

В житии святого Филарета Милостивого есть такой эпизод: святой уже роздал все свои богатства, и дети с женой обращаются к нему с упрёками. Филарет отвечает, что точно знает, что всё у них скоро будет хорошо, как впоследствии и случается.

Автор жития усматривает в этом дар прозорливости Филарета, однако сами события жизни святого не подтверждают эту точку зрения. Уверенность Филарета в том, что всё будет хорошо, исходит не из дара прозорливости, но из предощущения им хорошего конца для всего добра. Именно это чувство, породившее все на свете волшебные сказки, и является надеждой праведных.

И действительно, в истории не было ни одного случая, чтобы Бог подвёл доверившихся Ему и служащих Ему.

Святой Филарет – пример доброго семьянина. Все же житие до сих пор хранит отголоски его конфликтов с женой. Причина ссор заключалась в том, что святой желал раздавать всё своё имущество, а жена хотела, чтобы он копил для семьи и детей. Несомненно то, что соседи святого и знакомые жены именно копили. И жену ранило несоответствие поведения её мужа и её соседей, которые всё несли в дом. Святой же желал отдавать и в этом испытывал подлинное блаженство. Он мог бы вслед за Максимом Исповедником повторить: «Твоё только то, что ты отдал».

Не бывает святости без испытаний. Испытуется же, как правило, то, что нам дороже всего. Филарет ценил семью, а семья его не понимала. А ведь самое тяжелое – это быть непонимаемым теми, кого ты любишь. Но блажен тот, кто в таком непонимании изберёт Бога.

Был случай, когда некий неверующий муж, злящийся на свою верующую жену, сказал ей: «Выбирай – Бог или я». Она выбрала Бога. Муж её тотчас бросил, но Господь её не бросил. Она воспитала чудного сына. Женщины моего поколения почти всегда одиноки, их бросали мужья, когда те приходили к вере.

Всегда трудно и тяжело, когда в семье один желает счастья по горизонтали, а другой по вертикали. Но именно об этом Христос говорит: «Кто любит отца или мать более Меня не достоин Меня».

Конечно, Бог всегда будет поддерживать избравшего Его человека. Но эта поддержка не отменяет боль, которую человек понесёт из-за непонимания близкими. Можно только догадываться, как мучился Филарет, когда родная жена, а затем и дети ругали его за его бывшую милостыню. Ведь именно они были теми, от кого он хотел бы в первую очередь услышать слова одобрения. Такая боль для сердца – это мученичество.

Помню, когда я, блестяще окончив университет, стал сторожем в храме, чтобы жить рядом с духовником и учиться у него христианству, в моём доме начался настоящий ад. Никто меня не понимал и не хотел понимать. Родитель гневно ругался, а мама была огорчена, что я отказался от успешной мирской карьеры учёного. Что меня укрепляло? Тайная благодатная уверенность, что я поступил правильно. Позднее я найду слова старца Иоанна Крестьянкина, что Святой Дух невидимо укрепляет правое сердце. Но даже это не уменьшает боль, когда ты хочешь быть понятым родными, но твоя жизнь по вере для них есть юродство и они желают, чтобы ты жил так, как все.

Однако, человек, пожелавший научиться любить, не может быть церковным обывателем. Он желает только подвига как выражения своей любви. Таков был Филарет, но никто из окружавших его людей этого не понимал. Уже потом, обретя мирскую славу, почести и богатство, он вернёт утраченную приязнь родных. Филарет ни в чём не осудит их, ведь они всегда жили в его большом сердце, том сердце, которое хотело считать своей семьёй не только родных по крови, но и весь род человеческий. Филарет – пример того, что христоподобная любовь ко всем возможна и для монаха, и для всякого, кто служит другому ради неё.

Человеку тяжело не только оттого, что он страдает, но больше оттого, что не знает, когда окончится его страдание. Само переживаемое мучение заполняет собою всю душу, и каждая секунда бытия причиняет боль. Тем не менее из опыта многих людей мы знаем, что любое страдание конечно. Раз есть Христос, то страдание наше не может не окончиться, ибо Богу неугодно, чтоб мы страдали.

Милосердие

Святой Иоанн Златоуст говорит, что «одежда милостивого светлее одежды священнической». В этом он созвучен с другими святыми отцами, которые отводили важнейшее место делам милосердия. Даже апостолу Павлу другие апостолы, кроме дела проповеди, заповедуют помогать сиротам и вдовам.

Только милость исцеляет мир. Святой Филарет не знал этого на уровне богословия, но неизменно чувствовал сердцем.

Вот строки из его жития: «Если кто лишался быка, лошади или другого животного, он шел к блаженному, чтобы пожаловаться ему, и всякий по своему выбору получал из его стаи скотину, которая была ему нужна, но сколько блаженный ни отдавал, стадо его вдвое приумножалось».

Исцеление мира милостью есть тайна, известная добрым. Помню, как во время одной из моих волонтёрских поездок в психбольницу произошел такой случай.

Ко мне подошел агрессивный больной. Он размахивал кулаками и громко рассказывал о том, кто и как его обижает. Я заговорил с ним, стал разбирать его ситуацию, давал советы, а потом предложил вместе помолиться. Когда я читал молитвы, он уткнулся мне в плечо и зарыдал. И я подумал, что это образ отношения многих мужчин к своим женам. Мужья агрессивны и злобны, но знают, что никому, кроме Бога и жен, не нужны.

Сердце человека расцветает только в любви. А любовь, в свою очередь, не может не выражаться в делах. Служить любимому – потребность доброго человека. Она столь же сильна, как жажда эгоиста служить себе.

Известный миссионер Ник Вуйчич говорит: «Нет ничего лучше в этом мире, чем помощь кому-то ещё». Эту истину он понял жизнью. Мы ощущаем полноту бытия только тогда, когда заботимся о другом человеке. На этом построены и брак, и монашество, и девство, и любая праведность.

Святой Филарет раздал всё своё имущество, но сделал он это не сразу, а постепенно. В этом была его мудрость, рост добрых дел соответствовал тайному росту души. Чем больше добра в душе, тем больше добра в делах. Чем больше он давал, тем больше ему хотелось отдать. Это состояние новомученик оптинский Трофим выразил так: «У меня настроение, что всё бы из кельи вынес и раздал».

Неверно думать, что Филарет никогда не испытывал чувства жалости, когда отдавал своё имущество. Житие об этом не пишет, но это, несомненно, было, хоть иногда. Но он преодолевал искушение чувством милости, которое разгоралось в его сердце при виде нуждающихся.

Григорий Богослов говорит, что человек может быть богом для тех, кто страдает. И все соседи Филарета воспринимали его как последнюю надежду. Он был тем, к кому можно всегда прийти. В мире должен быть кто-то, для кого чужие проблемы и боль важнее собственных. Филарет был именно таков. Встретить в жизни даже одного такого человека – это знать, что ты никогда уже не будешь один.

Помню, как однажды моя подруга сказала мне, что если мне грустно, то я могу позвонить ей даже в полночь, и она утешит меня. Я, конечно, никогда не звонил ей так поздно, но её слова на всю жизнь меня согрели и утешили. Когда я вспоминаю их, моё сердце обливается нежностью к бытию, где, несмотря ни на что, живут любящие…

Филарет же был таковым для всех. Каждый находил в нём и поддержку, и утешение. Каждый, встречая его, знал, что к нему можно прийти всегда. Филарет никому не сказал: «Это не моё дело» или «Это твои проблемы». Он верил, что для христианина не бывает чужих проблем или чужих людей. Ведь их нет и для Бога, а «в нас должны быть те же чувства, что и во Христе Иисусе».

Человек и на земле, и на Небе больше всего нуждается в любви. Однажды, когда мне было тяжело и грустно, а рядом никого, я вышел на улицу и обнял свою собаку. Она не прогнала и не оттолкнула меня, и мне стало немного легче. А ведь многим и многим даже в больших городах некого обнять, кроме собаки. И это при всём многолюдстве рядом. «Утешайте, утешайте люди Моя», – говорит Господь в Ветхом Завете. Это очень важная заповедь, которая позднее прозвучит как «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». Одним только этим. Впрочем, именно в этом – всё. Дать другому чувство неоставленности и нужности, явить ему этим полноту жизни – Божественные дела, которые Он поручает людям. Блаженны, кто делает это, ибо утешающие будут утешены.

Торжество счастливого конца

Жизнь святого Филарета говорит о том, что и наша жизнь похожа на сказку, в которой непременно будет хороший конец для всех добрых. Только этот конец, как и в сказке, не наступает в середине истории. Каждый добрый проходит испытания, но они делают его ещё прекраснее и добрее. Давно умерли те люди, которым помогал святой. Когда-то умрём и мы и умрут все, кому мы помогали. Но в мире навсегда останутся наши дела, ибо, по слову старшей Эдды: «Смерти не знает громкая слава деяний достойных». Каждое наше доброе дело будет греть ещё многих и многих, кто придёт в свой срок за нами, как и нас греют добродетели предков. А когда мы окончим путь, то нас встретит Тот, Кто неложно сказал: «Какою мерою мерите, такою отмерится вам». И так будет хотя бы потому, что каждый, кому мы помогли, будет просить, чтобы радость пришла и в нашу жизнь, как когда-то по мере сил мы дарили её любимым, встречавшимся нам на земле…

Артем Перлик

Молитва праведному Филарету Милостивому.

О семейном благополучии, богатстве, материальном достатке.

***

Св. Филарет, названный Милостивым за свое особенное милосердие к бедным, жил в малоазийской области Пафлагонии, в городе Амии, при царе Константине и матери его Ирине, в VIIIв. Был женат и имел детей. Св. Филарет происходил от благородных и благочестивых родителей и был очень богат, но не наслаждался богатством. Постоянно помышляя о будущей вечной жизни, любил нищих и убогих и раздавал им щедрую милостыню, и вообще, кто бы чего не попросил у него, никому не было отказа.Господу было угодно испытать св. Филарета в терпении, как некогда праведного Иова. Но вот случилось, что на местность, где жил Филарет, напали мусульмане; они разорили и опустошили страну, увели в плен многих слуг Филарета и угнали почти весь его скот. Не пощадили и бедных людей: один лишился коня, другой — последней коровы. Все бросились к Филарету за помощью, и он не отказал никому. Сам из богатых сделался бедняком, — только и осталось у него: пара волов, корова, конь да двое слуг. Так что и на поле уже стало некого послать, а приходилось самому ездить и пахать оставшуюся ниву.Жена и дети роптали на святого, но он утешал их, говоря пророчески:" У меня есть так много сокровищ, что если вы проживете еще сто лет, будет у вас всего в достатке." И действительно Господь возвратил Филарету богатство. Императрица Ирина, желая женить своего сына Константина, велела собрать со всего царства знатных и красивых девушек, чтобы выбрать из них невесту Константину. В числе невест была представлена во дворец одна из внучек Филарета,Мария. Она понравилась царю больше всех и стала царицей. А Св. Филарет снова разбогател, и тогда сбылась его надежда на Господа.

***

Тропарь.

Аврааму в вере подражая, Иову же в терпении последуя, отче Филарете, благая земли разделял еси неимущим и лишение сих терпел еси мужественне.Сего ради светлым тя венцем увенча Подвигоположник, Христос Бог наш, Егоже моли спастися душам нашим.

Кондак.

Истинно всеизрядная твоя купля зрится и мудрою быти судится всем благомудрствующими: отдал бо еси дольняя и кратковременная, взыскуя Горних и Вечных. Темже и достойно стяжал еси вечную славу, милостиве Филарете.

Молитва.

О великий и причудный праведниче Божий милостиве Филарете!Предстоя на небеси Престолу Божию с лики Ангелов, призри милостивым оком на люди, просящия сильныя товоея помощи. Умоли благосердие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей!Многим, в скудости и недостаточестве живущим, ты при жизни усердно помогал еси, людей убогих изобильно питал еси. Испроси нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемыя нам от щедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления.Моли Господа, да хранит во здравии, мире, тишине и нелицемерном послушании семьи наши, от старших до последних; да дарует чадом нашим смирение и кротость, любовь и житие благоговейное, святое и во всем верное заповедям Божиим.По христианстей же кончине да сподобит всех нас получити Небесное Царствие, идеже вси праведнии, купно с тобою, присно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святой Филаре́т родился в начале 8-го века в Пафлагонской области в Малой Азии (ныне Турции). Был он человеком богатым и знатным. С ранних лет его благочестивые родители привили ему любовь к Богу и сострадание к людям, и эти добрые качества он сохранил до глубокой старости. Жил он счастливо со своей женой, от которой имел сына и двух дочерей. При всем своем богатстве и благополучии он не очерствел, как многие люди в его положении. Напротив, он жалел страждущих и заботился о них, помня, что вера без добрых дел - мертва. Многие местные нищие, вдовы и сироты знали его как ласкового человека и щедрого благотворителя.

Так прошло много лет. Но вот, Богу угодно было допустить, чтобы святого Филарета постигло испытание, как некогда праведного Иова Многострадального. Внезапно на область, где жил святой Филарет, напали арабы (измаильтяне) и опустошили ее. Его рабов увели в плен, захватили его стада и завладели полями. Остался у него только его дом с небольшим полем да пара волов. Безропотно принял Филарет свое несчастье, говоря, как некогда Иов: «Бог дал, Бог взял. Да будет имя его благословенно».

С тех пор святому Филарету пришлось добывать себе хлеб в поте лица, он познакомился и с нуждой и с горем. Но при всех испытаниях святой Филарет не ожесточился сердцем, но продолжал жалеть страдальцев и посильно помогать нуждающимся. Когда у его бедного соседа пал единственный вол, и сосед попросил у Филарета помощи, то святой отдал ему своего вола. Вскоре при подобных обстоятельствах Филарету пришлось расстаться и со вторым волом. Жена Филарета укоряла его, что он больше жалеет других, чем собственную семью. Больно было святому слышать эти упреки, но он не мог отказать просящим, надеясь, что Господь его не оставит без Своей помощи. Не раз он снимал с себя одежду и отдавал неимущему. Почти после каждого очередного доброго дела он имел неприятности дома, должен был слышать укоры своей жены и видеть слезы детей.

Так семья Филарета окончательно обнищала. Иногда соседи Филарета из жалости к его семье посылали им хлеба или муки. Но милосердный Бог, не допускающий праведнику испытаний сверх его сил, решил положить конец испытаниям святого и наградить Филарета за его терпение и доброе сердце. Случилось это так.

Императрица Ирина, правившая в Константинополе со своим сыном Константином VI-ым (780-797 гг.), задумала женить его. С эт й целью она послала вельмож по городам и селам своей империи, чтобы они нашли самых красивых и разумных девиц, из которых царь мог бы выбрать себе невесту.

Посланные пришли и в селение, где жил св. Филарет. По своему обычаю Филарет поспешил встретить путешественников и предложил им приют в своем большом, некогда богатом, а теперь пустом доме. Об угощении знатных гостей позаботились добрые соседи. Объясняя причину своего прибытия, царские посланники поинтересовались семьей Филарета. Оказалось, что, кроме сына и дочерей, у него были еще три молодых красавицы-внучки. Увидев их, гости были так поражены красотой и скромностью одной из них - Марии, что заставили святого Филарета согласиться поехать со своей семьей в Царьград на царские смотрины.

Красавица Мария, воспитанная в смиренномудрии и от природы кроткого и молчаливого духа, произвела чарующее впечатление на царя Константина и вскоре стала его женой, а Милостивый Филарет - дедом царицы. Как близкому родственнику императора, ему были дарованы дома и богатые поместья, оказаны милости и почет. Вскоре вышли замуж за царских вельмож и другие две внучки святого Филарета. Все эти счастливые перемены в своей жизни святой Филарет принял с благодарностью, как дар Божий. Жена и вся семья Филарета, стыдясь своих прежних укоров, окружили его теперь лаской и почетом. Но в новых условиях богатства и столичной жизни святой Филарет не забывал нищих и обездоленных и помогал им из своего богатого имущества.

Дожив до глубокой старости, он получил откровение о своей близкой кончине. Призвав к себе жену, детей и внучек, он объявил им об этом. Прощаясь, святой Филарет благословил их, говоря: «Вы знаете и видели, дети мои, мою жизнь. Господь дал мне сперва великое богатство; потом испытал нищетой; и видя, что я терпеливо и безропотно переношу посланное, вновь возвысил меня земной славой и посадил с царями и сильными мира сего. Но я богатства своего не хранил в сундуках, а через бедных и страждущих посылал его к Богу. Прошу вас, не забывайте милосердия, заступайтесь за вдовиц и сирот, посещайте больных и заключенных в темницах, не оставляйте собраний церковных, чужого не берите, никого не обижайте, не злословьте, не радуйтесь несчастью ни друзей, ни врагов, совершайте память по умершим и меня грешного в молитвах не забывайте».

Затем со словами: «Да будет воля Твоя» - святой Филарет предал Богу свою праведную душу (в 792 г.). Царь с царицей, вельможи, множество знатных и нищих с плачем сопровождали его тело к месту погребения в константинопольской обители Суда Господня. В течение многих поколений жители Константинополя вспоминали милосердие святого Филарета.

Праведный Филарет Милостивый , сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII в. в селении Амнии Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его, Феозва, была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын – Иоанн и дочери – Ипатия и Еванфия.

Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о страшном суде и о «малых сих» (), слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (), строки царя Давида о вознаграждении праведника (). И Филарет прославился нищелюбием. Однажды израильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось 2 вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно раздал бедным. Стойко и кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. «Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, – отвечал он родным, – которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь».

И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство. В то время византийская императрица Ирина (797–802) искала невесту для сына – будущего соправителя Константина Багрянородного (780–797) и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, а о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии все для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с 10 красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию. Мария превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета. Так вернулись к Филарету слава и богатство. Но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Все удивлялись смирению Филарета и говорили: «Поистине человек этот весь Божий, истинный ученик Христов». Слуге он приказал сделать три ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго – лишившиеся средств, а из третьего – те, кто лицемерно выманивал деньги. Так, не приемля почестей, в смирении и нищелюбии достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родольфию, роздал там все, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим. Призвав родных, наставлял их в нищелюбии и нестяжательности и мирно преставился Богу. Скончался он в 792 году и погребен в обители Суда Родольфия в Константинополе.

Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого.

После смерти праведного Филарета его жена Феозва трудилась, восстанавливая в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий.