Иоанн крестьянкин духовная аптека читать. Иоакимо — Анновский храм Можайска

Святые отцы об утешении в Минуту скорби

Святые отцы об утешении в Минуту скорби

По творениям архимандрита

Иоанна (Крестьянкина)

О ГЛАВНОЕ - БЫТЬ С БОГОМ

МОСКВА 2009

Православная библиотека Золотой Корабль, 2012

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси I АЛЕКСИЯ III

В данном издании использован текст, благословение на который было получено при жизни Патриарха

По творениям архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Главное - быть с Богом. - М.: Благовест, 2009. - 160 с. - (Святые отцы об утешении в минуту скорби).

ISBN 978-5-9968-0021-6

©Издательство «Благовест» - оформление, ISBN 978-5-9968-0021-6 оригинал-макет, 2009

Предисловие

Промыслительные удары от Бога

Наше крестоношение

Плод скорбных испытаний

Молитвенные утешения

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Целительница»

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Целительница»

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Целительница»

Молитвы в беде, печали и скорби святому мученику Трифону

Приложение

Из книги «Размышления о бессмертной ду­ше», составленной архимандритом Иоанном (Крестьянкиным)

Из проповедей архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово

о малом доброделании

Из духовного наследия архимандрита

Иоанна (Крестьянкина)

Список использованной литературы

Архимандрит Иоанн (в миру Иван Михайлович Крестьянкин; 1910 - 2006) - священнослужитель Русской Православной Церкви, архимандрит. Около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Один из на­иболее почитаемых старцев Русской православной церкви. Творения архимандрита Иоанна, из которых взяты высказывания для данной книги, содействуют духовному возрождению общества и рассматриваются членами Церкви как практические пособия в деле христианского спасения.

Книга «Главное - быть с Богом» продолжает серию книг «Святые отцы об утешении в минуту скорби». В ней содер­жатся избранные и наиболее яркие высказывания архиман­дрита Иоанна о происхождении, смысле и христианском пе­ренесении переживаемых людьми страданий. В книге также приводятся акафист Пресвятой Богородице и утешительные православные молитвы. Книга адресована всем нуждаю­щимся в духовном утешении

Предисловие

благополучия. Наконец установившаяся по­литическая стабильность способствовала ста­бильности экономической. А рост экономиче­ского благосостояния стимулировал щедрые пожертвования на возрождение и строитель­ство храмов и монастырей, на благотворитель­ные проекты, создавал благоприятную ситуа­цию для решения демографической проблемы.

Но вот грянул мировой экономический кризис - и останавливаются предприятия, за­крываются фирмы, многие потеряли работу или бизнес. Как следствие этого - приоста­новка помощи храмам, свертывание благотво­рительных проектов, ощущение напряженно­сти и неопределенности среди разных слоев общества.

В чем причина? Почему наше благополучие сменилось потрясением? К чему эти стра­дания?

Один из подвижников и исповедников XX века - архимандрит Иоанн (Крестьянкин) ­считал, что все внешние и внутренние стра­дания - следствие наших грехов и личных и общественных - духовного климата общест­ва; все наши скорби - это призыв Бога отло­жить самоуспокоенность и задуматься как мы живем, это проверка нашей верности Кресту Христову и Божьим заповедям: «Цепи, ско­ванные из тьмы предательства, измен стихий­ной гордости, лжи и самомнения, все креп­че опутывают наши сердца, связывают наш ум, наши руки, все наше существо. И мы ста­новимся неспособными ни к чему доброму. И светлый Ангел Хранитель стоит поодаль, оплакивая сердца наши, ставшие игралищем бесов. Нормой жизни становится - ходи по трупам задавленных тобою, рви кусок из чу­жого рта и плюй на всяческие заветы. А тот враг, что посеял страшные плевелы злобы и гордыню лжеименного разума, он - челове­коубийца искони, лжец и отец лжи - любуется плодами дел своих.

И у всех живущих на земле возникает в наше время предощущение грядущей катастрофы, но человечество, томимое тяжелым предчувстви­ем, не хочет остановиться, задуматься над тем, понять, что же с ним происходит. Дьявольские силы поработили ум и сердце живущих грехом, который согнул и исказил человека, настолько, что он перестал видеть Бога».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) считал, что утешение нам надо искать в Боге, в молит­вах Богоматери и святых, прошедших путем го­раздо более тяжких страданий и возложивших свое упование на Бога. Лишь с Божьей помо­щью можно преодолеть жизненные трудности, обретя благополучие и спасение в вечности: «Сердце облежат постоянные тревоги и отды­ха ему не дают. Но прилепись к Господу, и Он успокоит тебя; и будешь, мирствуя в себе и все вокруг светло видя, беспрепятственно шество­вать с Господом сквозь мрак и темноты жизни этой к блаженной, полной отрады и простора вечности».

Мы надеемся, что эта книга, в которой со­браны яркие высказывания отца Иоанна о на­шей вере и жизни по ней, принесет большую действенную пользу читателям. Все критиче­ские замечания и пожелания приветствуются Издателем.

Промыслительные удары от Бога

Без Бога… жить нельзя, но только медленно и мучительно умирать, наблюдая повсеме­стное разрушение жизни вокруг себя.

Грехи, которые творятся в ведении, порож­дают болезни, совершенно связывающие чело­века.

Особенно тяжкие последствия смертных грехов несут те, кто творил их в ведении.

Есть такие грехи, за которые словесного покаяния мало, а попускает Господь скорби, это и есть покаяние делом. И враг на согре­шающих смертными грехами предъявляет свои права. Результат этого Вы реально ощу­щаете в своей жизни. Наберитесь терпения в молитве и в сознании, что несете от Господа данную епитимию.

Господь творит только благо, только доб­ро, но воля темной силы и наша человече­ская воля, делающая выбор между добром и злом, причина того зла, которое усматри­ваете Вы теперь в своем прошлом, и в на­стоящем.

Не Господь наказывает нас, нет! Нака­зываем себя мы сами - тем, что живем без Бога. И какие бы хорошие не были мы по человеческим меркам, там, где нет Бога, нет жизни живой, созидающей, нет радости жизни. Где нет Бога, там хозяйничает враг Божий. И «наказание» или жизненная туга -это его проделки.

Куда бы мы не поехали, наш спасительный крест легче не станет. Внешние скорби отсту­пят, но тут же навалятся внутренние, еще более тяжкие и глубокие.

Одно ясно, что от Креста освобождаться мы можем, только совсем отойдя от Бога. Но тогда вместо Креста наденем другое ярмо и безна­дежное.

Вся наша трудность и боль именно потому, что мы не хотим принять Божьего и все домо­гаемся своего.

Чаще к Богу приводит сейчас беда, когда сердце будто умирает от горя; приходят и та­кие, которые начали познание духовного мира с близкого касания к темной, все убивающей силе.

У Господа ни ошибки быть не может, ни неправды. Ты проходишь жизненный урок и пока, не делая для себя выводов правильных, буксуешь на одном и том же.

Страшные болезни нашего времени поро­дило безбожие. И болезни эти такого свойства, что не поддаются искусству врачей, но требу­ется желание больного выздороветь и его хоть малые усилия к тому. А если усилия подкреп­ляются обращением к Богу за помощью, то, поверьте, болезнь отступит. Но как часто те­перь страдают близкие, а больной глух и слеп и погружается все глубже в трясину греха.

От креста нам не уйти. Но есть во спасение, который несут с помощью Господа и по Его благословению, а есть самодельный, под кото­рым человек часто падает, ибо нет ему помощи свыше, и этот крест не утешает человека наде­ждой на спасение.

Архимандрит Иоанн (в миру Иван Михайлович Крестьянкин) - священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит. Около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце XX - начале XXI веков. Келейная книжица «Азбука христианина» - продолжение серии «Келейных книжиц» архимандрита Иоанна Крестьянкина. Отец Иоанн собирал святоотеческие наставления в течение всей жизни, записывал их и рекомендовал для регулярного чтения своим духовным чадам.

Данную «книжицу» Батюшка назвал «азбукой христианина», которая помогает окрепнуть телесно и духовно.


ЕСЛИ ТЫ ХРИСТИАНИН

1. В постели пробуждаясь, прежде всего вспомни о Боге и знамение креста положи на себя.

2. Без молитвенного правила не начинай провождение дня.

3. В течение всего дня везде и при каждом деле - молись краткими молитвами.

4. Молитва - крылья души, она делает душу престолом Божиим, вся сила духовного человека в молитве его.

5. Чтобы Бог услышал молитву, нужно молиться не кончиком языка, а сердцем.

6. Никто из окружающих да не останется утром без твоего искреннего привета.

7. Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие. Кто принуждает себя к молитве при сухости души - тот выше молящегося со слезами.

8. Новый Завет тебе надо знать разумом и сердцем, поучайся в нем постоянно; непонятное не толкуй сам, а спрашивай разъяснения у св. отцов.

9. Воду святую с жаждой принимай во освящение души и тела - не забывай пить ее.

10. Приветствие благодарственное Царице Небесной - «Богородице Дево, радуйся…» произноси чаще, хотя каждый час.

11. В свободное время читай писания отцов и учителей духовной жизни.

12. Во искушениях и напастях тверди Псалтырь и читай молебный канон Пресвятой Богородице «Многими содержим напастьми…». Она одна у нас Заступница.

13. Когда демоны мечут на тебя стрелы свои, когда грех приближается к тебе, то пой песнопения Страстной седмицы и Св.Пасхи, читай канон с акафистом Сладчайшему Иисусу Христу, - и Господь разрешит узы мрака, сковавшие тебя.

15. В постное время постись, но знай, что Богу угоден пост не одного только тела, т. е. воздержание чрева, но воздержание очей, ушей, языка, а также воздержание сердца от служения страстям.

16. Человек, приступающий к духовной жизни, должен помнить, что он больной, ум у него находится в заблуждениях, воля более склонна ко злу, нежели к добру, и сердце пребывает в нечистоте от клокочущих в нем страстей, поэтому от начала духовной жизни все должно быть направлено на приобретение душевного здоровья.

17. Духовная жизнь есть постоянная неумолкаемая борьба с врагами спасения души; никогда не спи душевно, дух твой должен быть всегда бодр, непременно всегда зови в сей брани Спасителя твоего.

18. Бойся соединиться с греховным помыслом, приступающим к тебе. Согласившийся с такими помыслами уже сотворил грех, о котором помыслил.

19. Помни: чтобы погибнуть, нужно быть нерадивым.

20. Постоянно проси: «Страх Твой, Господи, всади в сердце мое». О, как блажен тот, кто имеет постоянный трепет пред Богом!

21. Все сердце свое без остатка отдай Богу - и ощутишь рай на земле.

22. Вера твоя должна укрепляться от частого прибегания к покаянию и молитве, а также от общения с людьми глубокой веры.

23. Заведи себе поминания, запиши туда по возможности всех живых и мертвых знакомых, всех ненавидящих и обидящих тебя, и ежедневно поминай их.

24. Ищи непрестанно дел милосердия и любви сострадательной. Без этих дел невозможно угодить Богу. Будь солнышком для всех, милость выше всех жертв.

25. Без необходимости неотложной никуда не ходи (не проводи время в праздности).

26. Как можно меньше говори, не смейся, не любопытствуй праздным любопытством.

27. Не пребывай никогда без дела, а праздники церковные и воскресные дни почитай по заповеди Божией.

28. Люби святое уединение (в полной мере для монашества, отчасти для мирян).

29. Все обиды терпи молчанием, потом укорением себя, потом молитвой за обидящих.

30. Самое главное для нас - это научиться терпению и смирению. Смирением мы победим всех врагов - бесов, а терпением - страсти, воюющие на нашу душу и тело.

31. Не показывай на молитве никому, как только Богу, своих слез умиления и ревности о спасении.

32. Православного священника почитай ангелом-благовестником, посланным обрадовать тебя и принести тебе избавление.

33. Обращайся с людьми так же внимательно, как с посланниками великого царства, и так же осторожно, как с огнем.

34. Всем все прощай и всем сочувствуй в страданиях их.

35. Не носись только с самим собою, как курица с яйцом, забывая ближних.

36. Кто ищет здесь покоя, в том не может пребывать Дух Божий.

37. Тоска и смущение нападают от недостатка молитвы.

38. Всегда и везде призывай к себе на помощь Ангела Хранителя твоего.

39. Храни всегда плач сердечный о грехах своих, а когда исповедуешь их, причастишься Св. Христовых Тайн, то радуйся тихо об освобождении своем.

40. Непотребства и недостатки должен знать только свои, о чужих грехах ТЩАТЕЛЬНО берегись и думать и рассуждать, не губи себя осуждением других.

41. Не будь своеволен, ищи духовного совета и наставления.

42. Каждый вечер исповедуйся Богу во всех своих греховных делах, мыслях, словах, бывших в течение дня.

43. Перед сном в сердце своем мирись со всеми.

44. Не должно тебе рассказывать сны другим людям.

45. Усни с крестным знамением.

46. Ночная молитва дороже дневной.

47. Не теряй связи с духовным отцом, страшись его оскорбить, обидеть, ничего не таи от него.

48. Всегда благодари Бога за все.

49. Человеческое естество надобно делить всегда на собственное себя и на врага, приложившегося к тебе по грехам твоим, - и следи за собой внимательно, проверяй мысли и поступки, избегай того, что хочет твой внутренний враг, а не твоя душа.

50. Внутренняя скорбь о грехах своих спасительнее всех телесных подвигов.

51. Нет лучше слов на языке нашем, как «Господи, спаси меня».

52. Полюби все уставы церковные и сближай их с жизнью своей.

53. Навыкни бдительно и постоянно (всегда) следить за собой, в особенности за своими чувствами: через них в душу входит враг.

54. Когда познаешь слабости свои и бессилие к сотворению добра, то помни, что ты не сам спасаешь себя, а спасает тебя Спаситель твой Господь Иисус Христос.

55. Неприступною крепостью твоею должна быть твоя вера. Не дремлет лютый враг - стережет твой каждый шаг.

56. Нас сближает с Богом жизненный крест: скорбь, теснота, болезнь, труды; не ропщи на них и не бойся их.

57. Никто не входит на небо, живя благополучно.

58. Как можно чаще с умилением сердца приобщайся Св. Животворящих Христовых Тайн, ты живешь только ими.

59. Никогда не забывай, что Он, Господь Иисус Христос, близ есть при дверех, не забывай, что скоро Суд и воздаяние в какой для кого час.

60. Помни еще и то, что уготовал Господь любящим Его и заповеди Его творящим.

61. Прочитай азбуку сию, христианин, не реже одного раза в неделю, это поможет тебе при исполнении написанного, укрепит тебя на духовном пути…

ДУХОВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ БАТЮШКИ ИОАННА КРЕСТЬЯНКИНА Сохраните себе на стену и читайте каждый день! 1. В постели пробуждаясь, прежде всего вспомни о Боге и знамение креста положи на себя. 2. Без молитвенного правила не начинай провождение дня. 3. В течение всего дня везде и при каждом деле - молись краткими молитвами. 4. Молитва - крылья души, она делает душу престолом Божиим, вся сила духовного человека в молитве его. 5. Чтобы Бог услышал молитву, нужно молиться не кончиком языка, а сердцем. 6. Никто из окружающих да не останется утром без твоего искреннего привета. 7. Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие. Кто принуждает себя к молитве при сухости души - тот выше молящегося со слезами. 8. Новый Завет тебе надо знать разумом и сердцем, поучайся в нем постоянно; непонятное не толкуй сам, а спрашивай разъяснения у св. отцов. 9. Воду святую с жаждой принимай во освящение души и тела - не забывай пить ее. 10. Приветствие благодарственное Царице Небесной - «Богородице Дево, радуйся…» произноси чаще, хотя каждый час. 11. В свободное время читай писания отцов и учителей духовной жизни. 12. Во искушениях и напастях тверди Псалтырь и читай молебный канон Пресвятой Богородице «Многими содержим напастьми…». Она одна у нас Заступница. 13. Когда демоны мечут на тебя стрелы свои, когда грех приближается к тебе, то пой песнопения Страстной седмицы и Св.Пасхи, читай канон с акафистом Сладчайшему Иисусу Христу, - и Господь разрешит узы мрака, сковавшие тебя. 14. Если не можешь петь и читать, то в минуту брани поминай имя Иисусово: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Стой у креста и врачуйся плачем своим. 15. В постное время постись, но знай, что Богу угоден пост не одного только тела, т. е. воздержание чрева, но воздержание очей, ушей, языка, а также воздержание сердца от служения страстям. 16. Человек, приступающий к духовной жизни, должен помнить, что он больной, ум у него находится в заблуждениях, воля более склонна ко злу, нежели к добру, и сердце пребывает в нечистоте от клокочущих в нем страстей, поэтому от начала духовной жизни все должно быть направлено на приобретение душевного здоровья. 17. Духовная жизнь есть постоянная неумолкаемая борьба с врагами спасения души; никогда не спи душевно, дух твой должен быть всегда бодр, непременно всегда зови в сей брани Спасителя твоего. 18. Бойся соединиться с греховным помыслом, приступающим к тебе. Согласившийся с такими помыслами уже сотворил грех, о котором помыслил. 19. Помни: чтобы погибнуть, нужно быть нерадивым. 20. Постоянно проси: «Страх Твой, Господи, всади в сердце мое». О, как блажен тот, кто имеет постоянный трепет пред Богом! 21. Все сердце свое без остатка отдай Богу - и ощутишь рай на земле. 22. Вера твоя должна укрепляться от частого прибегания к покаянию и молитве, а также от общения с людьми глубокой веры. 23. Заведи себе поминания, запиши туда по возможности всех живых и мертвых знакомых, всех ненавидящих и обидящих тебя, и ежедневно поминай их. 24. Ищи непрестанно дел милосердия и любви сострадательной. Без этих дел невозможно угодить Богу. Будь солнышком для всех, милость выше всех жертв. 25. Без необходимости неотложной никуда не ходи (не проводи время в праздности). 26. Как можно меньше говори, не смейся, не любопытствуй праздным любопытством. 27. Не пребывай никогда без дела, а праздники церковные и воскресные дни почитай по заповеди Божией. 28. Люби святое уединение (в полной мере для монашества, отчасти для мирян). 29. Все обиды терпи молчанием, потом укорением себя, потом молитвой за обидящих. 30. Самое главное для нас - это научиться терпению и смирению. Смирением мы победим всех врагов - бесов, а терпением - страсти, воюющие на нашу душу и тело. 31. Не показывай на молитве никому, как только Богу, своих слез умиления и ревности о спасении. 32. Православного священника почитай ангелом-благовестником, посланным обрадовать тебя и принести тебе избавление. 33. Обращайся с людьми так же внимательно, как с посланниками великого царства, и так же осторожно, как с огнем. 34. Всем все прощай и всем сочувствуй в страданиях их. 35. Не носись только с самим собою, как курица с яйцом, забывая ближних. 36. Кто ищет здесь покоя, в том не может пребывать Дух Божий. 37. Тоска и смущение нападают от недостатка молитвы. 38. Всегда и везде призывай к себе на помощь Ангела Хранителя твоего. 39. Храни всегда плач сердечный о грехах своих, а когда исповедуешь их, причастишься Св. Христовых Тайн, то радуйся тихо об освобождении своем. 40. Непотребства и недостатки должен знать только свои, о чужих грехах ТЩАТЕЛЬНО берегись и думать и рассуждать, не губи себя осуждением других. 41. Не будь своеволен, ищи духовного совета и наставления. 42. Каждый вечер исповедуйся Богу во всех своих греховных делах, мыслях, словах, бывших в течение дня. 43. Перед сном в сердце своем мирись со всеми. 44. Не должно тебе рассказывать сны другим людям. 45. Усни с крестным знамением. 46. Ночная молитва дороже дневной. 47. Не теряй связи с духовным отцом, страшись его оскорбить, обидеть, ничего не таи от него. 48. Всегда благодари Бога за все. 49. Человеческое естество надобно делить всегда на собственное себя и на врага, приложившегося к тебе по грехам твоим, - и следи за собой внимательно, проверяй мысли и поступки, избегай того, что хочет твой внутренний враг, а не твоя душа. 50. Внутренняя скорбь о грехах своих спасительнее всех телесных подвигов. 51. Нет лучше слов на языке нашем, как «Господи, спаси меня». 52. Полюби все уставы церковные и сближай их с жизнью своей. 53. Навыкни бдительно и постоянно (всегда) следить за собой, в особенности за своими чувствами: через них в душу входит враг. 54. Когда познаешь слабости свои и бессилие к сотворению добра, то помни, что ты не сам спасаешь себя, а спасает тебя Спаситель твой Господь Иисус Христос. 55. Неприступною крепостью твоею должна быть твоя вера. Не дремлет лютый враг - стережет твой каждый шаг. 56. Нас сближает с Богом жизненный крест: скорбь, теснота, болезнь, труды; не ропщи на них и не бойся их. 57. Никто не входит на небо, живя благополучно. 58. Как можно чаще с умилением сердца приобщайся Св. Животворящих Христовых Тайн, ты живешь только ими. 59. Никогда не забывай, что Он, Господь Иисус Христос, близ есть при дверех, не забывай, что скоро Суд и воздаяние в какой для кого час. 60. Помни еще и то, что уготовал Господь любящим Его и заповеди Его творящим. 61. Прочитай азбуку сию, христианин, не реже одного раза в неделю, это поможет тебе при исполнении написанного, укрепит тебя на духовном пути....

1. В постели пробуждаясь, прежде всего вспомни о Боге и знамение креста положи на себя.
2. Без молитвенного правила не начинай провождение дня.
3. В течение всего дня везде и при каждом деле - молись краткими молитвами.
4. Молитва - крылья души, она делает душу престолом Божиим, вся сила духовного человека в молитве его.
5. Чтобы Бог услышал молитву, нужно молиться не кончиком языка, а сердцем.
6. Никто из окружающих да не останется утром без твоего искреннего привета.
7. Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие. Кто принуждает себя к молитве при сухости души - тот выше молящегося со слезами.
8. Новый Завет тебе надо знать разумом и сердцем, поучайся в нем постоянно; непонятное не толкуй сам, а спрашивай разъяснения у св. отцов.
9. Воду святую с жаждой принимай во освящение души и тела - не забывай пить ее.
10. Приветствие благодарственное Царице Небесной - «Богородице Дево, радуйся…» произноси чаще, хотя каждый час.
11. В свободное время читай писания отцов и учителей духовной жизни.
12. Во искушениях и напастях тверди Псалтырь и читай молебный канон Пресвятой Богородице «Многими содержим напастьми…». Она одна у нас Заступница.
13. Когда демоны мечут на тебя стрелы свои, когда грех приближается к тебе, то пой песнопения Страстной седмицы и Св.Пасхи, читай канон с акафистом Сладчайшему Иисусу Христу, - и Господь разрешит узы мрака, сковавшие тебя.
14. Если не можешь петь и читать, то в минуту брани поминай имя Иисусово: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Стой у креста и врачуйся плачем своим.
15. В постное время постись, но знай, что Богу угоден пост не одного только тела, т. е. воздержание чрева, но воздержание очей, ушей, языка, а также воздержание сердца от служения страстям.
16. Человек, приступающий к духовной жизни, должен помнить, что он больной, ум у него находится в заблуждениях, воля более склонна ко злу, нежели к добру, и сердце пребывает в нечистоте от клокочущих в нем страстей, поэтому от начала духовной жизни все должно быть направлено на приобретение душевного здоровья.
17. Духовная жизнь есть постоянная неумолкаемая борьба с врагами спасения души; никогда не спи душевно, дух твой должен быть всегда бодр, непременно всегда зови в сей брани Спасителя твоего.
18. Бойся соединиться с греховным помыслом, приступающим к тебе. Согласившийся с такими помыслами уже сотворил грех, о котором помыслил.
19. Помни: чтобы погибнуть, нужно быть нерадивым.
20. Постоянно проси: «Страх Твой, Господи, всади в сердце мое». О, как блажен тот, кто имеет постоянный трепет пред Богом!
21. Все сердце свое без остатка отдай Богу - и ощутишь рай на земле.
22. Вера твоя должна укрепляться от частого прибегания к покаянию и молитве, а также от общения с людьми глубокой веры.
23. Заведи себе поминания, запиши туда по возможности всех живых и мертвых знакомых, всех ненавидящих и обидящих тебя, и ежедневно поминай их.
24. Ищи непрестанно дел милосердия и любви сострадательной. Без этих дел невозможно угодить Богу. Будь солнышком для всех, милость выше всех жертв.
25. Без необходимости неотложной никуда не ходи (не проводи время в праздности).
26. Как можно меньше говори, не смейся, не любопытствуй праздным любопытством.
27. Не пребывай никогда без дела, а праздники церковные и воскресные дни почитай по заповеди Божией.
28. Люби святое уединение (в полной мере для монашества, отчасти для мирян).
29. Все обиды терпи молчанием, потом укорением себя, потом молитвой за обидящих.
30. Самое главное для нас - это научиться терпению и смирению. Смирением мы победим всех врагов - бесов, а терпением - страсти, воюющие на нашу душу и тело.
31. Не показывай на молитве никому, как только Богу, своих слез умиления и ревности о спасении.
32. Православного священника почитай ангелом-благовестником, посланным обрадовать тебя и принести тебе избавление.
33. Обращайся с людьми так же внимательно, как с посланниками великого царства, и так же осторожно, как с огнем.
34. Всем все прощай и всем сочувствуй в страданиях их.
35. Не носись только с самим собою, как курица с яйцом, забывая ближних.
36. Кто ищет здесь покоя, в том не может пребывать Дух Божий.
37. Тоска и смущение нападают от недостатка молитвы. 38. Всегда и везде призывай к себе на помощь Ангела Хранителя твоего.
39. Храни всегда плач сердечный о грехах своих, а когда исповедуешь их, причастишься Св. Христовых Тайн, то радуйся тихо об освобождении своем.
40. Непотребства и недостатки должен знать только свои, о чужих грехах ТЩАТЕЛЬНО берегись и думать и рассуждать, не губи себя осуждением других.
41. Не будь своеволен, ищи духовного совета и наставления.
42. Каждый вечер исповедуйся Богу во всех своих греховных делах, мыслях, словах, бывших в течение дня.
43. Перед сном в сердце своем мирись со всеми.
44. Не должно тебе рассказывать сны другим людям.
45. Усни с крестным знамением.
46. Ночная молитва дороже дневной.
47. Не теряй связи с духовным отцом, страшись его оскорбить, обидеть, ничего не таи от него. 48. Всегда благодари Бога за все.
49. Человеческое естество надобно делить всегда на собственное себя и на врага, приложившегося к тебе по грехам твоим, - и следи за собой внимательно, проверяй мысли и поступки, избегай того, что хочет твой внутренний враг, а не твоя душа.
50. Внутренняя скорбь о грехах своих спасительнее всех телесных подвигов.
51. Нет лучше слов на языке нашем, как «Господи, спаси меня».
52. Полюби все уставы церковные и сближай их с жизнью своей.
53. Навыкни бдительно и постоянно (всегда) следить за собой, в особенности за своими чувствами: через них в душу входит враг.
54. Когда познаешь слабости свои и бессилие к сотворению добра, то помни, что ты не сам спасаешь себя, а спасает тебя Спаситель твой Господь Иисус Христос.
55. Неприступною крепостью твоею должна быть твоя вера. Не дремлет лютый враг - стережет твой каждый шаг.
56. Нас сближает с Богом жизненный крест: скорбь, теснота, болезнь, труды; не ропщи на них и не бойся их.
57. Никто не входит на небо, живя благополучно.
58. Как можно чаще с умилением сердца приобщайся Св. Животворящих Христовых Тайн, ты живешь только ими.
59. Никогда не забывай, что Он, Господь Иисус Христос, близ есть при дверех, не забывай, что скоро Суд и воздаяние в какой для кого час.
60. Помни еще и то, что уготовал Господь любящим Его и заповеди Его творящим.
61. Прочитай азбуку сию, христианин, не реже одного раза в неделю, это поможет тебе при исполнении написанного, укрепит тебя на духовном пути....

Издательство Сретенского монастыря выпустило серию книг, составленных по запискам и письмам архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В книге «Бог да душа — вот монах» собраны наставления старца о выборе между миром и монастырем, о важности родительского благословения, а также личные советы архимандрита Иоанна о внутренней монашеской жизни.

«И в монастыре не все спасаются, и в миру не все погибают», — писал отец Иоанн. Нужно молиться, чтобы прояснилось осознание выбора. «Оба пути благословлены Богом, и оба трудные и ответственные, и на обоих предлежит подвиг борьбы за Царство Небесное». «Не место спасает нас, но дар Божий — благодать Божия».

Желающих принять монашество архимандрит Иоанн наставлял, что «в монашество по порыву идти нельзя». «Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу». Если человек идет в монастырь, ища покоя и утешения, старец напоминал завещание преподобного Сергия: «Уготовайте души свои не на покой и беспечалие, но на многие скорби и лишения».

Отец Иоанн писал и об особом значении родительского благословения, которое «созидает дома детей, таков дар дан родителям от Бога. Без родительского благословения ни в монастырь, ни замуж, ни дружить нельзя. Так повелел Господь».

О монашестве писал: «Монашество — это самое высокое, самое чистое исповедание христианства в духе истины. Каждый должен осознавать, что монашество основано не на ненависти к жизни, как пытаются это представить вольные или невольные клеветники, а на любви к жизни, любви всеобъемлющей, не терпящей греха, ибо грех — это страшное искажение жизни, отвратительная болезнь и загнивание».

Наставление старца своему духовному чаду обращено и ко всем нам, и монашествующим, и спасающимся в миру: «Живи не как хочется, но как Бог велит. А уж так хорошо видишь во всем этом свое бессилие, так легко возникает самоукорение, а за ним и смирение недалеко следует. И надежда одна на милость Божию остается. А это как раз то, что и надо».

Отличительными чертами архимандрита Иоанна Крестьянкина были: любовь к ближнему и духовная прозорливость — его почитали за старца и ехали к нему отовсюду. С самого раннего детства он испытывал лишения: он появился на свет в 1910 году в Орле в многодетной семье, рано потерял отца, детей поднимала мать, благодаря которой он с раннего возраста приобщился к вере. Не обошлось и без действия промысла Божия: в шестилетнем возрасте Ивана заметил архиерей и предложил помогать в алтаре, это было первым его послушанием, а затем были послушания пономаря, иподиакона. Уже в подростковом возрасте Иван Крестьянкин чувствовал тягу к монашеству, да и его близкие друзья, впоследствии ставшие священнослужителями, предсказывали ему иноческий путь.

Но сначала Иван окончил школу, отучился на бухгалтерских курсах, стал работать, но душа его рвалась в храм, который из-за сверхурочной работы он мог посещать нечасто. В начале 30-х годов он занял руководящую должность бухгалтера в Москве, появилось свободное время, позволявшее бывать на богослужениях.

Иван Крестьянкин был освобождён от военной службы в период Великой Отечественной войны по причине плохого зрения, в это время он стал исполнять обязанности псаломщика в храме Рождества Христова в Измайлово. В начале 1945 года состоялась его хиротония во диакона, а осенью — во иерея. Прихожане тянулись к отцу Иоанну, а он тянулся к Небу, желая углубить свои познания о Боге, пошёл учиться в Московскую Духовную Академию. Но до защиты кандидатской диссертации он не дошёл — советские власти обвинили его в антисоветской деятельности и посадили сначала в Лефортово, а потом в Бутырскую тюрьму.

Священнику Иоанну Крестьянкину пришлось много пережить, в том числе предательство со стороны близких людей, телесные болезни — он был в ссылке в Архангельской области в тяжёлых условиях, но это не сломило его дух. В 1966 году его, наконец, постригли в монахи, так как ему не разрешали служить в столице, он отправился в Псково-Печёрский монастырь, который стал для него родной обителью на всю оставшуюся жизнь. В 1970 году его возвели в сан игумена, а через три года — в архимандрита.

На первых порах отцу Иоанну помогали опытные насельники Псково-Печёрской обители и Валаама, почитавшиеся старцами — иеросхимонахи Симеон Желнин, Михаил Петкевич. Митрополит Вениамин Федченков и другие. Вскоре к нему потекли люди со всех уголков страны, желающих получить совет от духоносного батюшки было столько, что он попросил направлять ему письма, на которые обстоятельно отвечал до конца жизни. В каждом письме чувствовались его внимание и забота, для каждого у него находилось слово утешения, «Письма» неоднократно переиздавались.

Другие известные труды архимандрита Иоанна: небольшие келейные книжицы на разные случаи жизни, «Опыт построения исповеди» — своеобразный букварь для новоначальных христиан, его изречения собраны в книге «Чадцам Божиим».

Отец Иоанн Крестьянкин отошёл ко Господу в 95 лет в 2006 году в день памяти новомучеников и исповедников Российских.

Сообщество Вконтакте, посвященное Иоанну (Крестьянкину) —