Кто такие алхимики и чем они занимаются. Алхимия - это донаучное направление в развитии химии

Много веков назад человек полагал, что все окружающее нас, дело рук Божьих, а выяснять как что устроено – является ужасным грехом. С грешниками тогда не церемонились, их подвергали пыткам и сожжению.

Потому чтобы стать ученым в темные времена, необходимо было обладать острым умом и незаурядной храбростью . Такие люди были и назывались алхимиками.

Если объяснять просто, то алхимия – это натурфилософия, учение о природе, изучающее метаморфозы.

Наукой алхимию назвать сложно, это наблюдения, которые не имеющие доказательств, поэтому её часто называют псевдонаукой.

Когда появилась наука физика, отпала необходимость в её существовании, ведь алхимия сочетала в себе оккультизм и базировалась на магических явлениях, известных в то время химических взаимодействиях и представления о живых организмах, существовавшими в тот период.

Алхимики пытались выяснить из чего состоит окружающий нас мир, принципах его функционирования и питали надежду суметь превращать одни элементы в другие, в частности, их интересовало превращение металлов в золото .

Еще алхимики надеялись создать универсальное лекарство, дарующее молодость – «эликсир жизни» .

Поскольку инакомыслящие подвергались гонениям со стороны церкви и государства, то алхимики вынуждены были обустраивать в темных подземельях свои лаборатории, а чтобы уберечь таинство от посторонних, использовали шифры. Изображение горящей рыбы означало соединение ртути и серы, а ключ – поваренную соль.

Они считали, что для успешного опыта необходимо, чтобы особым способом выстраивались планеты и звезды, поэтому алхимики были еще и немного астрономами. Во время экспериментов изучалось всё – жидкости животного происхождения (слюну, желчь, кровь), глина, металлы, вода, дерево, помёт… Многое пробовали на вкус, подвергали сжиганию, растворению, смешиванию, то есть проводили элементарные химические реакции.

Возникновение алхимии

Сейчас уже никто не знает, кто же положил начало алхимической деятельности. Однако доподлинно знаем, что в античности на основе учения Аристотеля об изначальных элементах (их было четыре – воздух, огонь, земля и вода).

Аристотель считал материю единой, а то, что мы созерцаем – её видоизмененным состоянием. В этот исторический период человек приступил к исследованию процессов горения и начал ставить первые химические опыты.

Известно, что как учение, алхимия развивалось в Римской империи, Древнем Египте, в арабских странах (именно на Востоке жили сильнейшие алхимики), в эпоху Возрождения в Европе (когда Парацельс воспользовался достижениями химии для нужд медицины).

В поисках философского камня

Алхимики стремились к совершенствованию знаний, одной из основных целей ставили создание магического реактива, позволяющего облагородить металл (например, свинец), превратив его в золото. Философский камень имел несколько названий, среди них магистериум, пятый элемент, великий эликсир.

Но на самом деле золото не являлось их целью, их цель была создание инструмента (философского камня), дарующего колоссальные возможности и свободу. Кроме того он должен был в растворенном виде, называемом «золотым напитком» , выполнять функции лекарства.

Считалось, что философский камень удавалось находить, этих алхимиков называли адептами. Однако это не доказано, но часть опытов-рецептов, придуманных алхимиками можно сделать и в домашних условиях. И пусть магистериум принято считать сказкой, но ученым удалось осуществить трансмутацию веществ в золото, в частности, это происходит в результате реакций, происходящих в ядерном реакторе.

Тем не менее, лекарством результат таких трансмутаций не является.

Способы получения философского камня, описываемые алхимиками разнообразны. Например, монах Рогерус считал, что сначала нужно в темном подвале вывести василиска из яйца, снесенного петухом, затем взять его кровь, кровь рыжеволосого мужчины и красную медь и прокаливать на огне до получения золота.

А вот Джордж Рипли использовал для этой цели более приземленные предметы, чем мифический василиск. Он брал виноградный спирт, ртуть, реторту, закаленную в глине и проводил дистилляцию.

Алхимики часто проводили испытание веществ на себе, гибли от взрывов, травились газами. Бывало, им удавалось изобрести полезные соединения, например, монах Бертольд Шварц случайно, проводя алхимические опыты, получил порох, а Иоганн Бетгер – нашел метод производства фарфора.

Алхимики систематизировали полученные ими в ходе опытов данные о веществах, химических реакциях, предпосылки для метаморфоз веществ и создавали базу для химии. А ведь их идея о том, что вещества способны изменяться была верной, что доказали современные ученые. Жаль, что эликсир жизни еще не удалось открыть.

Язык тайных символов всегда скрывал алхимию от любопытства непосвященных. Нам до сих пор не ясна ее подлинная суть: для одних это изготовление золота, для других – нахождение эликсира бессмертия, для третьих – трансформация человека.

Королевское искусство

Алхимия – мать химии. Именно в алхимических лабораториях впервые были получены серная, азотная и соляная кислоты, селитра и порох, «царская водка» и многие лекарственные вещества.
Средневековые алхимики ставили перед собой вполне конкретные задачи. Один из родоначальников европейской алхимии Роджер Бэкон (XIII век) пишет следующее:

«Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы».

Превращая простые металлы в благородные, алхимик бросает вызов самой природе.

Несмотря на то, что в Средневековой Европе алхимия была фактически вне закона, многие церковные и светские властители покровительствовали ей в расчете на выгоду, которую сулило получение «презренного металла». И не только покровительствовали, но и сами занимались. Алхимия стала поистине «Королевским искусством».

Курфюрст Саксонский Август Сильный (1670-1733), чьи претензии на польскую корону требовали значительных денежных расходов, превратил Дрезден в настоящую столицу алхимии. Для пополнения казны золотом он привлек талантливого алхимика Фридриха Бёттгера. Насколько преуспел на золотом поприще Бёттгер, история умалчивает.

Алхимиков в Европе было много, но адептами – тех, кому открылся секрет философского камня – становились единицы.

На языке символов

Истоки алхимии восходят к герметизму – учению, впитавшему в себя традиции древнегреческой натурфилософии, халдейской астрологии и персидской магии. Отсюда столь загадочный и многозначный язык алхимических трактатов. Металлы для алхимика - это не просто вещества, а олицетворение космического порядка. Так, золото в алхимических манускриптах превращается в Солнце, серебро – в Луну, ртуть – в Меркурий, свинец – в Сатурн, олово – в Юпитер, железо – в Марс, медь – в Венеру.

Выбор семи небесных тел также неслучаен. Семерка – знак полноты и совершенства, высшая степень стремления к знанию и мудрости, свидетельство магического могущества и хранительница тайны.
Загадочной выглядит и рецептура, записанная в герметических трактатах. Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) для того, чтобы приготовить эликсир мудрецов, предлагает накаливать философскую ртуть, пока она не превратится сначала в зеленого, а затем в красного льва. Возникшие при этом жидкости он советует собрать, в результате чего появятся «безвкусная флегма, спирт и красные капли».

«Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

Как превратить символическое алхимическое слово в живую практическую реальность?

Некоторые пытались, понимая его буквально. Например, соратник Жанны Д`Арк, прославленный маршал Жиль де Ре, дошел до убиения младенцев ради молодой крови, которая, как полагали, необходима была для успеха Великого Делания.
Потомкам, которые захотят приоткрыть завесу тайн алхимических текстов, философ Артефий пишет: «Несчастный глупец! Как можешь ты быть столь наивен и верить, что станем мы тебя учить столь открыто и ясно самой великой и важнейшей из наших тайн?». Герметическая символика должна была навсегда скрыть секреты адептов от непосвященных.

Ученым XIX столетия удалось разгадать аллегорию алхимиков. Что такое «лев, пожирающий солнце»? Это процесс растворения ртутью золота. Расшифрован и рецепт Рипли, в котором описана процедура получения ацетона. Впрочем, химик Никола Лемери замечает, что делал этот опыт много раз, но никогда не получал красных капель – вещества, которое, по мнению адептов, обладало свойством философского камня. Химический экстракт был извлечен, но алхимическое чудо не свершилось.

Алхимическая символика – это больше, чем отражение химического процесса. Например, один из главных алхимических символов – дракон, проглатывающий собственный хвост – олицетворение многократности рождений-умираний. Символический язык сакральных текстов обращен не только к технологии, но и ко всем структурам бытия, баланс между которыми и может привести к успеху в алхимических превращениях.

Философский камень

Центральный элемент алхимического учения – философский камень или эликсир, способный превращать неблагородные металлы в благородные. Его представляли не только в виде камня, он мог быть порошком или жидкостью. Некоторые адепты оставили нам рецепт приготовления своего «Великого Магистерия».
Например, Альберт Великий в качестве компонентов философского камня предлагает использовать ртуть, мышьяк, серебряную окалину и нашатырь. Все это пройдя через стадии очищения, смешения, нагревания, перегона должно превратиться в «белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу».

Свойством философского камня была не только трансмутация металлов. Алхимики Средневековья и Возрождения признавали за эликсиром способность выращивать драгоценные камни, усиливать плодоносность растений, исцелять все болезни, продлевать жизнь и даже даровать вечную молодость.

Французский алхимик XIV столетия Николас Фламель отнесен к числу тех мастеров, кому удалось получить философский камень. Познакомившись с трактатом Авраама Еврея, он всю жизнь потратил на расшифровку оставленного там «ключа к Деланию». И, в конце концов, нашел его, обретя, по преданию, бессмертие.

Распространению легенды способствовали неоднократные свидетельства очевидцев, якобы встречавших Фламеля через многие годы после его официальной смерти. Вскрытие могилы алхимика только укрепило миф – Фламеля в ней не оказалось.
Впрочем, философский камень не следует рассматривать исключительно как материальную субстанцию. Для многих адептов поиск «Великого Магистерия» был сродни обретению истины, которая могла бы решить наивысшую задачу герметизма – избавление человечества от первородного греха.

Алхимия - это наука?

Церковь считала алхимию источником суеверия и мракобесия. Для поэта Данте Алигьери алхимия - «наука вполне жульническая и ни на что более не годная». Даже Авицена негативно смотрел на герметические таинства, утверждая, что «алхимики могут делать лишь превосходнейшие имитации, окрашивая красный металл в белый цвет – тогда он становится похожим на серебро, или, окрашивая его в желтый цвет – и тогда он становится похожим на золото».

Еще в IV веке до н. э. Аристотель писал о том, что из меди при соединении с цинком или оловом образуются золотисто-желтые сплавы. Часто алхимический опыт считался успешным, когда простой металл всего лишь приобрел окраску благородного.
Впрочем, существуют косвенные свидетельства того, что в своих лабораториях алхимикам удавалось произвести на свет золото, по своим качествам ничем не уступающее природному металлу.

В одном из музеев Вены выставлена золотая медаль, вес которой соответствует 16,5 дукатам. На одной стороне медали выгравирована надпись «Золотой потомок свинцового родителя», на другой – «Химическое превращение Сатурна в Солнце (свинца в золото) произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при покровительстве его сиятельства пфальцграфа Карла Филиппа».
Конечно, свидетельство знатного лица никак не может гарантировать того, что при выплавке медали не было использовано настоящее золото. Однако есть и другие аргументы.

В XIV веке король Англии Эдуард II заказал испанскому алхимику Раймунду Луллию выплавку 60 тыс. фунтов золота, предоставив ему ртуть, олово и свинец. Неизвестно смог ли Луллий справиться с заданием, однако исторические документы свидетельствуют о том, что при заключении крупных торговых сделок англичане стали использовать золотые монеты в количестве, значительно превышавшем золотые запасы страны.

Никто не знает, откуда в наследстве императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) появилось 8,5 тонн золотых слитков. Позднее было установлено, что золото Рудольфа II практически не содержало примесей, в отличие от природных слитков, использовавшихся для чеканки монет.
Принесшее из глубины веков свои тайны, алхимическое искусство по-прежнему их ревностно хранит, вероятно, навсегда лишив потомков возможности проникнуть в секреты Великого Делания.

Алхимия относится к разделу оккультных наук и учит тому, как достичь центра всех вещей . Мы привыкли воспринимать её, как псевдонаучную, как науку, направленную на добывание золота из неблагородных металлов с целью наживы. И действительно, ряд алхимиков действовали из корыстных побуждений, однако сама алхимия, появившееся в первые века нашей эры, носила глубокий философский смысл, давший понимание об устройстве мира и человека .

Алхимик создаёт в своей реторте модель мира и миросозидающих процессов. Ставит своей задачей воспроизведение и одухотворение космоса, соучастие в космотворческом процессе. Исходит из представления о субстанциальном единстве мира и универсальности перемен.

Алхимия встала на одну ступень с астрологией и медициной. Именно она послужила толчком для развития современной химии и медицины. Иногда её называют безумной матерью разумной дочери химии. Однако это не так. Хотя и алхимия, и химия работают с природными элементами, их принципы и цели, а также методы различны. Химии необходимы химические вещества, лаборатории и физический посредник — человек. Алхимия же кроме этого нуждается в философских и моральных основах, и её опыты осуществляются не всегда при помощи физического тела, но всегда при помощи души.

Это можно рассмотреть на примере с молекулой воды. Все знают, что молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Если мы соответствующим способом отделим водород от кислорода, то добьёмся разделения молекулы воды и получим два разных элемента, которые будут существовать по отдельности. Это химическое явление. Теперь, чтобы увидеть, что такое алхимическое явление, предположим, что мы взяли атом водорода и с помощью приёмов, свойственных алхимии, осуществили его внутреннее изменение, преобразование, в результате которого атом водорода превратился в атом другого элемента. В наше время этот процесс известен как ядерная или атомная реакция, мы называем его расщеплением атома. Но на самом деле это алхимический феномен.

В этих трансмутациях есть глубокий смысл: всё существующее в природе, во Вселенной движется, развивается, стремится к чему то, имеет цель и предназначение .

Истоки алхимии находятся в древнем Риме, Греции, Египте. С падением Римской империи она перебралась на Восток. Сложно сказать точно, что означает данное слово, так как есть множество предположений о том, откуда оно берёт свои корни. По одной из этимологических дешифровок "алхимия" происходит от Chymeia — наливание, настаивание, — указывая на древнюю практику восточных врачевателей-фармацевтов. По другому мнению, корень Khem или Khame подразумевает чернозём и Чёрную страну, т. е. Древний Египет ("Та Кемет"). Изучение земных недр: в латинском языке humus — земля — третья версия этимологии слова. Древнегреческий словарный арсенал вызывает следующие фонетические ассоциации: хюмос — сок, хюма — литье, поток, река, химевсис — смешение. Древнекитайское ким — золото — указывает на дальневосточное происхождение, а приставка "ал" — на арабское. Александрийский философ Зосима считал, что "алхимия" происходит от библейского Хама.

"Как все вещи вышли из Одного, вследствие размышления Одного, так все было рождено из этой единственной вещи" . Гермес Трисмегист.

На основании этого алхимики предположили, что неблагородные металлы изначально были благородными, но в следствие собственного загрязнения (зачернения), стали неблагородными.

Процесс превращения неблагородных металлов в благородные носил на самом деле глубокий философский смысл и символически делился на несколько этапов:

  1. Calcinatio. Символизирует "смерть мирского", то есть отрешение от всех жизненных интересов и внешнего мира.
  2. Putrefactio. Заключается в отделении бренного праха.
  3. Solutio. Обозначает очищение материи.
  4. Distillatio. "Дождь" очищенной материи, то есть элементов спасения, разделённых в предыдущих действиях.
  5. Coincidentia oppositorum. Объединение противоположностей. Тесный союз мужского сознательного и женского бессознательного, описанного К. Юнгом.
  6. Сублимация. Символизировала страдание, являющееся результатом мифического отъединения от мира и посвящения духовным устремлениям.
  7. Философское затвердение. Неразрывное соединение принципов сгущённости и летучести: мужское начало (в отличие от женского) "сохраняет" принцип изменяемости.

Алхимическую эволюцию можно выразить кратко формулой Solve el Coagula, что означает: анализируй все элементы в самом себе, раствори всё низменное в тебе, даже если при этом ты можешь погибнуть, а затем концентрируйся с помощью энергии, полученной от предыдущей процедуры.

Алхимию рассматривают как образец всех других дел. Она показывает, что добродетели можно культивировать при любых, даже простейших видах деятельности и что душа укрепляется, а индивид развивается.

Эвола отмечал: "Наша работа представляет собой трансформацию и превращение одного существа в другое, одной вещи в другую, слабости в силу, телесной природы в духовную…"

Данная наука преследовала 3 цели:

  1. Поиск способа получить золото из менее благородных металлов, чтобы обогатиться и в конечном итоге обрести власть.
  2. Достижение бессмертия. Даосцы в настоящее время успешно используют это в своих практиках бессмертия.
  3. Достижение счастья.

Основой всех алхимических теорий является теория четырёх элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворённой Первичной материи. Из неё он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырём элементам пятый — квинтесенцию. Триада алхимиков — сера, соль и ртуть, причём сера означает принципы мужского, ртуть — женского, а соль — движение. В результате взаимодействия качественных принципов и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

Трансмутация металлов должна быть завершена получением философского камня — в виде металлического порошка, камня или эликсира жизни. Получение эликсира бывает само по себе целью. Однако, камень, добываемый искателем, прежде всего обозначает глубокое внутреннее стремление найти свою истинную духовную природу, известную алхимикам как активный принцип.

Таким образом, философия алхимии позволила ей занимать одно из ведущих мест в модусе символического мышления и до наших дней.

Алхимик - занимающийся алхимией, оккультной наукой, уходящей своими корнями в X-XI вв. По одной из этимологических дешифровок "алхимия" происходит от Chymeia - наливание, настаивание, - указывая на древнюю практику восточных врачевателей-фармацевтов. По другому мнению, корень Khem или Khame подразумевает чернозем и Черную страну, т. е. Древний Египет ("Та Кемет"). Изучение земных недр: в латинском языке humus - земля - третья версия этимологии слова. Древнегреческий словарный арсенал вызывает следующие фонетические ассоциации: хюмос - сок, хюма - литье, поток, река, химевсис - смешение. Древнекитайское ким - золото - указывает на дальневосточное происхождение, а приставка "ал" - на арабское. Александрийский философ Зосима считал, что "алхимия" происходит от библейского Хама.

Практической стороной алхимии является разработка рецептов по изготовлению из неблагородных металлов благородных, главным образом золота из свинца. Философский смысл заключается в создании "химической модели космического процесса" . Этический аспект алхимии подразумевает сложный путь духовного совершенствования человека. Исторически алхимия представляла собой стиль жизни, способ коммуникации, так называемую "элитарную субкультуру".

Алхимический язык характеризуется крайним символизмом. Рецепт получения философского камня, изложенный английским алхимиком Джоржем Рипли в "Книге двенадцати врат", гласил: "Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно раздели, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови". В качестве алхимических трактатов дешифруются многие всемирно известные произведения литературы - ряд сказок, библейская Песнь песней, шекспировский "Гамлет", творчество А. С. Пушкина, Э. По, А. Дюма-отца и др. Наибольшую известность среди алхимических трактатов получила "Химическая свадьба Христиана Розенкрейцера".

По определению философа Р. Бэкона, "алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы... Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путем естественных соединений превращать низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения". Английский мыслитель не ограничивал функции алхимии златоделанием, полагая ее наукой о природе вообще, квинтэссенцией которой являются знания о трансмутации. Альберт Великий сближал алхимию с искусством врачевания: "Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками. Имя ее произведено от греческого archymo. С помощью алхимии включенные в минералы металлы, пораженные порчей, возрождаются..." Алхимию определяли как эзотерическую часть естественной философии, цель которой - доводить несовершенный первоматериал до совершенства. Андрей Либавий, напротив, видел задачу алхимии в извлечении чистой субстанции, характеризуя ее как "искусство извлекать совершенные магистерии и чистые эссенции из смешанных тел".

Уже в Средние века многие ученые критиковали алхимические эксперименты как бесперспективные. Одним из них был Авиценна: "Алхимики утверждают, что они будто бы могут осуществить подлинные превращения веществ... Я считаю это невозможным, ибо нет путей для превращения одного металла в другой". "Темными" классифицировал алхимические трактаты Георгий Агриколла. Данте помещал двух алхимиков в десятом рву восьмого круга "Ада". Согласно ему, алхимия не более чем мошенничество. У С. Бранта алхимики - почтенные жители страны Глупландии. Среди современных исследователей варьируются точки зрения об алхимии как заблуждении, предхимии и сверххимии.

В основе алхимии лежало учение о первичной материи (ее символизировала ртуть) как средоточении всех свойств ("космическая симпатия"). Теория общей природы веществ служила обоснованием веры в трансмутацию - превращение металлов. Алхимия оперирует в рамках символизма пяти первоэлементов (земли, огня, воды, воздуха, эфира) в сочетании с тремя качественными принципами (сера - мужское, постоянное начало; Меркурий - женское, летучее начало; соль - посредник - медиум). Высшей стадией алхимического пути является получение философского камня - символа духовной субстанции. Социально-политическая проекция теории трансмутации неблагородного металла (свинца) в благородный (золото) способствовала развитию демократической идеологии в Европе.

Алхимический процесс включал 12 операций, каждая из которых имела свое символическое выражение: 1) кальцинация - обжиг (Овен); 2) коагуляция - затвердение жидких веществ (Телец); 3) фиксация - превращение летучих веществ в нелетучие (Близнецы); 4) растворение - прием разделения веществ (Рак); 5) варка - воздействие медленного огня (Лев); 6) дистилляция - очистка жидкой материи от загрязняющих примесей, обычно в ванночке Марии Иудейской (Дева); 7) сублимация - возгонка сухого вещества в закрытом сосуде при воздействии острого пламени (Весы); 8) секарация - отделение взвесей от жидкостей, фильтрация, сцеживание (Скорпион); 9) размягчение - обращение твердого вещества в воскообразное (Стрелец); 10) ферментация - медленное разложение священным воздухом, в чем заключается сакральный смысл, одухотворение всего процесса (Козерог); 11) умножение - увеличение навески философского камня (Водолей); 12) бросание - соприкосновение философского камня с трансмутируемыми металлами (Рыбы). В алхимической традиции выделялись два пути: 1) влажный, или женский - построенный на привлечении кислот, долгий, требующий больших затрат; 2) сухой, или мужской - основанный на привлечении огня, который менее дорогостоящ, но более опасен.

Алхимия являлась частью эзотерических доктрин Египта, Китая, Тибета, Индии, Палестины, Аравии, Греции и др. К видным алхимикам в Европе относили Аполлония Тианского, Раймонда Луллия, Роджера Бэкона, Арюмда из Виллановы, Жана де Мена, Николая Фламеля, Джоржа Рипли, Базиля Валентина, Бернарда Тревизана, Парацельса, Джона Ди, Сен-Жермена и др.