Можно ли совершать от Пасхи до Троицы земные поклоны? Как делать земной поклон в православии Как правильно делать поклоны.

Правила Вселенских соборов запрещают совершать земные поклоны в воскресные дни, от Великого четверга до Пятидесятницы, в период Святок и в великие праздники.

Запрет на земные поклоны в воскресенье возникло в рамках совершенно иной обрядовой практики, нежели принята сейчас, поэтому оно и неприменимо к нынешней ситуации. В ранней Церкви ектений было меньше и они объединяли, так сказать, наши современные несколько ектений и часть ектений читалось в коленопреклоненном состоянии . В период Пятидесятницы и по воскресеньям коленопреклонение на ектениях отменялось. Диакон, который возглашает на вечерне Пятидесятницы: "Паки и паки ПРЕКЛОНШЕ КОЛЕНА" , просто призывает снова начать читать ектении, как это бывает во весь год. Т. е. эти диаконские возгласы на этой вечерне - древнее знаменитых коленопреклонных молитв. А к другим коленопреклонениям это древнее правило не относится.В церковном и личном обиходе коленопреклоненные молитвы до Пятидесятницы и по воскресеньям запрещены, но это правило не касается поклонов во время службы, земные поклоны перед Святым Дарами, когда кланяются и священнослужители.
Вопрос, класть земные поклоны в храме в воскресенье или нет должен решаться в мире и в согласии с традицией конкретного храма.

Основная масса ошибок происходит от неумения правильно читать указания Устава или от вольного его толкования.

Самой распространенной ошибкой является то повсеместно принятое мнение, что:

Не положено совершать в храме земные поклоны:

В дни воскресные, в дни святок (от Рождества до Крещения), от Пасхи до Пятидесятницы, в двунадесятые праздники. Поклоны в этих случаях прекращаются от вечернего входа под праздник до Сподоби, Господи... на вечерне в самый день праздника или его отдания.

Также и в дни Страстной седмицы после прочтения последний раз молитвы Господи и Владыко живота моего земные поклоны прекращаются до Пятидесятницы

На самом деле Устав никогда не запрещал земных поклонов.

Все эти указания Устава нуждаются в подробном рассмотрении.

Эти постановления дополняет 10-е правило святителя Никифора исповедника, патриарха Цареградского: «По воскресным дням и в течение всей Пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонить колена, прикладываясь к св. иконам» (Правила Православной Церкви, М., 2001, т. II, с. 579). Как видим, святые отцы различают преклонение колен (молитва на коленах) и поклон как символическое действие без молитвы (перед святыми Дарами, престолом, иконами, святыми мощами). Приведенное выше правило святителя Никифора имеет ввиду поклоны разовые (без молитвы), а постановления I и VI Вселенских соборов говорят о молении на коленях. Следовательно, правила не отменяют поклоны во все праздники, а лишь долгое моление на коленях.

Чаще всего опираются на выражение Правила 20-го I Вселенского Собора, которое гласит: Понеже суть некоторые преклоняющие колена в День Господень; и во дни Пятидесятницы; то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу. Правило VI Константинопольского Собора 90-е также говорит о непреклонении колен с субботы по входе до воскресенья по входе на вечерни. Но обращая внимание на слова преклоняющие колена, почему-то пропускают слова да стояще приносят молитвы Богу. Однако это важно потому, что преклонением колен называются не земные поклоны, а длительное моление на коленях. Во времена Соборов таковым являлась, например, сугубая ектения. В будние дни ее сугубость, нарочитость, значимость проявлялась не только в троекратном повторении Господи, помилуй!, но и в умилостивляющем, покаянном положении тела, а именно: стоя на коленях. Такая молитва действительно уменьшала праздничность дня.

Указывая на выражение Постной Триоди (Великая Среда вечера) И абие упраждняются совершенно в церкви бываемые поклоны. В келлиях же даже и до Великаго Пятка совершаются, забывают, что по терминологии книги, составленной на Востоке - Постной Триоди, Церковь обозначает не храм, а собрание всей общины на молитву (в соборном храме). Келлия же подразумевает не отдельную комнату русских монастырей, занимаемую одним лицом, а маленькую группу монахов, возглавляемую старцем или просто старшим братом, поставленным от священноначалия обители. Таким образом, здесь речь идет об отменеорганизованных поклонов во главе со священником (в храме) или старшим (в келлии).

Больше о Поклонах ни Триодь, ни Типикон не упоминают. Однако, все согласны, что перед Плащаницей творятся только земные поклоны. Следовательно, вышеуказанное правило не касается земных поклонов вообще, а имеет отношение только к определенной их группе (организованным).

Можно привести еще три косвенных момента.

Первый. По свидетельству старых насельников Киево-Печерской Лавры, старцы в Лавре говорили: А если в самый Светлый День Пасхи нам явится Господь Иисус Христос - мы упадем ему в ноги или, отвесив поясной поклон, скажем: Прости, Господи, но Устав большего не позволяет?

Второй. Старообрядцы, безусловно, находятся в расколе, а посему лишены Благодати. Однако, в вопросах соблюдения обрядовых норм и правил им нет равных. В старообрядческом Каноне Пасхи по катавасии 9-й песни положен Великий поклон, что подразумевает под собой земной поклон.

Третий. Во время хиротонии, случившейся в период Пятидесятницы, ставленник после каждого обведения вокруг Престола кладет земной поклон рукополагающему его Архиерею. Комментарии излишни.

Таким образом, единовременное падение ниц, выражающее крайнее благоговение и восторженное или покаянное состояние души не может быть запрещено никем, ничем и никогда. Еще раз хочется подчеркнуть, что к предписаниям Устава надо относиться очень внимательно и рассудительно.

Кроме того, можно добавить, что епитимийные земные поклоны (поклоны, назначаемые священноначалием провинившимся или духовником для исправления) кладутся даже в Светлое Христово Воскресение - Пасху.

Все это было написано не для того, чтобы заставить всех по воскресеньям бить земные поклоны, а для того, чтобы умерить пыл тех, кто проповедует мнение, что кладущие земные поклоны в вышеуказанные периоды совершают грех чуть ли не святотатства. (архимандрит Спиридон (Письменный), уставщик Свято-Троицкого Ионинского Киевского монастыря).

Также укажем авторитетное мнение свящ. Михаила Желтова (член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, зав. кафедрой Литургического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), ведущий редактор Богослужения и литургики ЦНЦ «Православная Энциклопедия» Доцент Московской духовной академии, член Синодальной библейско-богословской комиссии), указывающее что этот запрет относился к коленопреклоненным ектеньям , отголоском которых являются нынешние коленопреклоненные молитвы на Троицкой вечерне . О том, надо ли относить этот запрет на поклоны при входе в алтарь и поклоны за литругией, мнения разделяются . Например, исповедник архимандрит Спиридон (Лукич) в «Указаниях и примечаниях на руководство по Литургии» архимандрита (впоследствии архиепископа) Феодосия (Погорского), ректора Саратовской духовной семинарии в статье «Проскомидия» пишет о дореволюционной практике Ионинского монастыря в Киеве, где эти поклоны не отменялись . У архимандрита Спиридона (+ 1991 г.) была великолепная память, Богослужебные тексты, песнопения - все он помнил и был одним из редких знатоков православного богослужения - к нему всю его жизнь обращались в трудных и спорных случаях священники и архиереи со всех концов страны был единственный в своем роде знаток лаврских традиций и служб при восстановлении Киево-Печерской Лавры. В действующем церковном уставе он находил неточности, вкравшиеся туда еще чуть ли не со времен Патриарха Никона.

В Правиле каноническом Патриарха Никифора говорится, что земные поклоны святым иконам не отменяются и в воскресные дни. Святые жены-мироносицы, встретив воскресшего Христа (в Воскресный День, да еще и не Пасху), с радостью «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф.28:9). Когда тайнозрителю Иоанну Богослову открылось видение Горнего Иерусалима, он увидел как «двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков» (Откр.4:10), казалось бы а в Раю то зачем там и так Пасха вечное субботствование? Пророк Иезекииль при виде славы Господа пал на лицо своё (2:1). Савл по дороге в Дамаск, когда его осиял свет с неба, в трепете и ужасе упал на землю (Деян.9:3-6). И т.д.

В любом случае земные поклоны совершаются и в великие праздники (это лишь внешне противоречит правилу Собора) перед Крестом Господнем в праздник Воздвижения , в Крестопоклонную неделю и в праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня , а также перед Плащаницей в Великую Пятницу и Субботу .

Дело в том, что самый важный, самый сокровенный момент Литургии - Евхаристия, у многих как-то "обнищал". Очень многие весьма поверхностно понимают это Таинство, иные не понимают и вовсе. Во времена Ветхого Завета люди прекрасно понимали, что простому смертному человеку невозможно видеть Бога, невозможно к Нему приблизиться, ибо святость Божия тут же испепелит нечистого человека. И это действительно так, но для того чтобы этого не случилось Господь умоляется до "земного человека" и людям даруется возможность видеть и слышать Господа:" Видевший Меня - видел Отца." Воскреснув и севший одесную Отца, Он не лишил нас этой возможности оставив нам тайну Причастия, где мы имеем возможность невозможного, где Святость соприкасается с человеческой нечистотой не испепеляя самого человека. Это и есть непостижимая, сокровенная ТАЙНА через которую мы становимся причастными Божественной Сущности. Божественная сила входит в нас очищая и преображая немощь человеческую.

Вот как говорит об этом моменте священномученник Серафим (Звездинский), пострадавший в годы советской власти:

Так, во время пения «Тебе поем» на Евхаристическом каноне (как ориентир для прихожан – приблизительно во время пения «и молим Ти ся Боже наш») происходит страшный момент преложения Святых Даров . «По учению Церкви, с этого момента на Святом Престоле возлежит уже не хлеб и вино, но Самое Пречистое Тело Христово и Самая Пречистая Кровь Христова , и священник повергается ниц перед этой Святынею. С каким трепетом, с каким благоговением должны предстоять и мы в этот момент перед лицом Самого Бога! <…> Этот момент Божественной Литургии – основа всей жизни мира, это – ось жизненного колеса. <…> Страшный этот момент: все существо человека, все его чувства, мысли, все его существо должно повергаться ниц перед этим явлением человеколюбия и милости Искупителя». Отметим, что св. праведный Алексий Мечев даже на Пасху повергался пиц перед Престолом.

А как у нас в храмах переживается эта Святая Тайна? По-разному: кто-то действительно переживает сокровенное или хотя бы пытается, понимая серьезность происходящего, в этот момент вся сущность человеческая повергается ниц в благоговении, и если такую возможность как встать на колени мы не используем, помятуя о не верно понятой традиции не молиться на коленях, то оправдимся ли?

Могут быть такие священники, которые категорически запрещают коленопреклонения уподобляясь неким законникам и фарисеям (те тоже не верно понимали уставы Ветхого Завета), но раздувать конфликт, конечно же, не стоит. Таких надо пожалеть и простить, но ссылаться и подражать этому все же не стоит. Необходимо искать контакт и взаимопонимание. Все-таки замечательные слова произнес бл. Августин: "В главном единство, в спорном свобода, во всем любовь."

А теперь простое размышление о тех, кто выцеживают комара проглатывая слоника. Мы знаем, что каноны Церковные имеют разную важность, которую легко проследить по тем прещениям которые накладываются на их неисполнителей. Так вот правила о коленопреклонениях ВООБЩЕ не имеют никаих прещений их не соблюдающим! Но вот есть правила, которые требуют отлучить тех кои их не будут свято соблюдать смотрим: ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, ПРАВИЛО 8:

«Если епископ или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка, при совершении приношения, не причастится, да представит причину, и если есть благословна, да будет извинен. Если же не представит, да будет отлучен от общения церковного, как соделавшийся виною вреда народу и на совершавшего приношение наведший подозрение, словно он неправильно совершал.» ПРАВИЛО 9: «Всех верных, входящих в церковь и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного. ПРАВИЛА АНТИОХИЙСКОГО СОБОРА, ПРАВИЛО 2: «Все, входящие в церковь, и слушающие Священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния, и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное». Правила Шестого Вселенского Собора (Трулльского), ПРАВИЛО 80: «Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своей церкви, но пребывая во граде, в три воскресных дня в продолжении трех седмиц не придет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения».

Поэтому, если кто-либо хочет, чтобы люди не кланялись по Воскресеньям и Праздникам они не правы, но они еще более неправы, когда не Причащаются во время Литургий и тем более они не правы требуя маловажного перед лицом безусловно важного.

Русская православная церковь таит в себе много символических деяний, который истинно верующий человек знает и неукоснительно соблюдает. Так, одним из таких действий являются земные поклоны.

Казалось бы – что может быть проще, но на самом деле существуют правила выполнения этого действа, не познав которые, можно попасть в неловкую и нелепую ситуацию, и даже оскорбить чувства рядом находящихся верующих.

Чтобы этого не произошло, крайне желательно изучить правила поведения в церкви, одно из которых учит правильно отдавать земные и поясные поклоны и коленопреклонения.

Что означает земной поклон?

Поклон сам по себе выражает почтение, уважение, благодарность. Недаром кланяются артисты после концерта, выражая благодарность публике, а князьям и царям отдавали поклоны, демонстрируя уважение и полное подчинение.

Поклоны в православии хоть и перекликаются с театральными и мирскими, но имеют куда более глубокий смысл – выражения покорности благой и совершенной воле Господа, знак высочайшего Ему почтения и поклонения.

Поклоном верующий как бы говорит – я доверяюсь тебе, я открыт пред тобою, я покоряюсь твоей воле, я твое дитя.

Недаром поклон – это открытая шея, незащищенная спина и склоненная голова – самые уязвимые части тела. Полная отдача себя на милость Божию.

Как и когда правильно выполнять земные поклоны

Земной поклон еще называют великим. Его выполняют, упав ниц на колени и коснувшись пола лбом (челом).

Только вот отдавать поклоны налево и направо не стоит. Существует целый свод правил и запретов, регламентируемый Церковным Уставом.

Поклон отдают не спеша, с благоговением, полностью погрузившись в священное действо, а если в храме, то они должны совершаться одновременно с другими молящимися. Таким образом воцерковленные люди сообразуются со словами молитвы и побуждают в себе дух покаяния и духовного смирения.

Когда нужно отдавать поклоны

Если освоить дни запрета, то дальше проще будет понять, когда и при каких обрядах нужно отдать земной поклон.

Когда нельзя совершать земные поклоны:

  • во все воскресные дни;
  • в период от Рождества Христова до Крещения;
  • в период от Светлой Пасхи Христовой до Пятидесятницы;
  • в дни великих праздников;
  • в праздник Преображения;
  • причастникам в день причащения;
  • во время чтения ектений или исполнения песнопений (только после их завершения!);
  • недопустимо совмещать вместе с крестными знамением – это два разграниченных действия.

А вот положено отдавать земные поклоны во время литургии.

Что такое Литургия?

Чтобы было понятно, о чем идет речь, то дадим пояснение, литургия – главное богослужение православной церкви. Прообразом Божественной Литургии стала тайная вечерия, совершаемая Спасителем вместе со своими учениками.

Именно во время Литургии совершается таинство причащения. Вот во время Литургии и выполняются земные поклоны.

Когда на литургии кладут земные поклоны

Здесь уместно будет пояснить, что все нижеописанные молитвы и песнопения, после которых совершается земной поклон, совершаются с крестным знамением – сначала нужно перекреститься, потом кланяться.

Одновременно эти два действа не совершаются.

По завершении следующих песнопений следует снова пасть ниц, воздав земной поклон:

  • Достойно есть;
  • Отче наш;
  • Тебе поем;
  • Тя величаем.

Особое внимание следует обратить на церемонию выноса Святых Даров, во время которой дважды надо дать поклон. Сигналом послужат слова:

  • Со страхом Божьим;
  • И ныне и присно и во веки веков.

Есть еще возгласы, при которых Уставом позволяется совершить поклон:

  • Святая Святым;
  • И сподоби нас, Владыко

Великий Пост

В дни Великого 40-дневного поста, что перед Пасхой, часть поясных поклонов заменяется земными и их число увеличивается.

Это время покаяния, смирения, духовного и телесного очищения, поэтому молитвы дополняются земными поклонами.

Ориентироваться надо на следующие песнопения и молитвы:

  1. На Литургии Преждеосвященных даров:
    • Да исправится молитва моя
    • Ныне Силы Небесные
    • При возгласе Свет «Христов просвещает всех»
  2. На Великом вечерии при песнопениях:
    • Пресвятая Владыдчице
    • Борогодице Дево радуйся
  3. При чтении молитвы Ефрема Сирина
  4. При заключительном песнопении «Помяни нас Господи»
  5. На празднике Святой Троицы при возгласе «Паки и паки, преклонение колена»

Все их невозможно запомнить с первого раза, поэтому следует ориентироваться на поведение других прихожан. (Только не путайте прихожан с монашками, у монашек свой устав и свои правила поклонов, часто не совпадающие с поклонами мирян).

Правило о поклонах и крестном знамении

Крестное знамение – еще одно священное действо, которое совершают все верующие, причем не только в храме. Одновременно эти два действа не совершаются никогда – сначала знамение, потом поклон , но есть масса случаев, когда нужно что-то одно или другой поклон.

Земные поклоны после причастия

Считается, что причастившимся нельзя делать земные поклоны до вечери.

Причащение – благодать Божия и весь день рекомендуется радоваться о Господе, не совершая грехов.

Но, как говорят священнослужители, если вдруг возникла ситуация, при которой человек согрешил, то ему не возбраняется попросить у Бога прощения и совершить земной поклон. Правда, тогда и благодати после причащения уменьшится.

Вместо заключения

Наверняка все слышали поговорку – «заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». Изначально велась речь о неумелом совершении земных поклонов.

Понаблюдать, спросить совета не стыдно. А вот возомнить себя знающим и делать все против правил – признак не только духовной неопытности, но и некоторого высокомерия.

Поэтому если душа привела вас в Храм Божий, то лучше проконсультироваться у батюшки или знающих прихожан.

Покло́н – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и перед .

Бывают поклоны великие , называемые также земными , – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые , или поясные , – поясное преклонение главы и тела.

Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На , когда священник рукой, малый поклон делается без крестного знамения.

святитель Филарет, митрополит Московский:
«Если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это церковный устав, стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, - в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя ()».

свящ. Андрей Лобашинский:
«Мне кажется, что отличием, особенностью православного христианства как раз и является тот факт, что оно не ставит людей на колени, а наоборот – поднимает их с колен. Именно в восстании с колен и состоит суть христианства. Когда мы становимся на колени, мы свидетельствуем о том, что мы падаем, что мы грешны. Грех ставит нас на колени. Но когда мы поднимаемся с колен, мы говорим о том, что Господь прощает нам и делает нас своими любимыми детьми, любимыми сынами и друзьями.
В Евангелии Христос говорит ученикам: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Эти слова подтверждаются всем духовным опытом Православной Церкви. Конечно, прежде всего здесь имеется в виду духовная свобода, внутреннее освобождение. Но и во внешних проявлениях – а христианство постоянно подчеркивает связь внутреннего и внешнего – наблюдается то же самое. Если мы посмотрим внимательно все церковные уставы, церковные постановления, то увидим, что стояние на коленях – это, по сути говоря, традиция неправославная».

Это самый простой пример, но он-то и озадачивает: если прихожанам неведом смысл простейшей ектении, то какое же значение придается другим, более сложным, моментам службы, какой вкладывается в них смысл, каков вообще уровень понимания церковных священнодействий?

Что уж говорить о безразличии к священным уставным нормам, когда, например, не только несведущие миряне, но и пастыри и иноки пренебрегают каноническим чином временной отмены земных поклонов и коленопреклонений . А ведь такие ограничения не внешняя формальность. «Не преклонять колен» в определенные моменты свт. относит к нормам «сакраментальной и литургической жизни Церкви» . Все в православном ритуале несет в себе глубокий богословский и аскетический смысл, здесь затрагивается таинственное внутреннее взаимодействие между душой и телом. Поскольку не только ум, но «все душевно-телесное существо человека участвует в богослужении», важна адекватность каждого движения. Отсюда особый символический язык жеста, который «Церковь включила в богослужение как органичную часть молитвы», к нему относятся и поклоны, и коленопреклонения – «безгласный язык, где слово заменяется движением» . Поэтому так важно осмысленное исполнение ритуальных действий и строгое следование каноническому чину .

Нарушение чина поклонов далеко не мелочь. Не признак ли это выхолащивания церковной жизни, зарождения культа обрядоверия, когда чинопоследование превращается в «бессодержательные внешние действия» или, хуже того, когда им придается лжеритуальное суеверное значение. Отцы предупреждают, что, «не углубляя своих познаний в этой области, человек легко может впасть в привычку, мертвящую и опустошающую». Чтобы духовная жизнь не вырождалась в бессмысленную обрядность, «необходимо непрестанно возрастать в познании Божием и не допускать, чтобы литургия превратилась в деталь нашего благочестивого быта. Именно оттого, что она вместо литургии стала обедней, был пережит всеми нами глубокий кризис» .

Приблизиться к умному деланию позволяет глубокая воцерковленность.

Примечания

Оглашенные – те, кому было оглашено, т.е. преподано, учение Церкви, люди, уверовавшие во Христа и готовящиеся к таинству крещения.

Молитва о оглашенных.

Некоторые современные пастыри высказываются в том роде, что христианину допустимо намеренно склонять главу во время молитвы за оглашенных, тем самым как бы выказывая свое смирение. Один почтенный протоиерей, поступавший именно таким образом, признавался, отвечая на недоумение своей паствы, что склоняет главу во время этой молитвы по смирению, так как считает себя «в вопросах вероучения» едва приступившим «к процессу оглашения», а «в жизни по вере – еще и не начинавшим этого процесса». Но недоумения остаются. Когда делают то, что не положено по чину богослужения, тем самым привлекая к себе общее внимание, то возникает простой вопрос: нужно ли свое смирение демонстрировать окружающим, не противно ли это самому духу смирения, не обращается ли оно при этом в свою противоположность? Другой, не менее почтенный пастырь считает, что «мы хотя и крещены, но недостаточно воцерковлены, и не поступаем по благодати крещения», на этом основании, мол, «можно себя поставить в ряд оглашенных и опустить голову». Тут возникает другой вопрос. Конечно, все мы недостойны звания христианина, осознавать это полезно, но достойно ли христианина воображать себя лишенным неотъемлемой благодати крещения? Не говоря уже о том, что человек недостаточно воцерковленный никак не может уравниваться с некрещенным, для этого надо было бы отказаться от догматического сознания. Кроме того, по этой логике через минуту на возглас «оглашеннии, изыдите» придется, смирения ради, вообразить себя уходящим со службы, а на возглас «елицы вернии… Господу помолимся» уже потребуется не только вспомнить, что мы крещены, но вообразить себя и воцерковленными, и «поступающими по благодати». А то ведь как причащаться, если «поставили себя в ряд оглашенных»?.. Уместна ли такая игра фантазии во время богослужения, вместо осознания истинного знамения литургических действий и символов? Символика здесь не декор, но сильное средство духовного воздействия, искажать ее произвольной игрой ума опасно. Православная аскетика запрещает молящемуся уму допускать именно воображение, призывает бороться с ним, а не культивировать. Смирение же, как живое ощущение своей испорченности и ничтожности, как искреннее признание себя наихудшим среди людей, ничего общего не имеет с самовнушением и притворством.

Типикон, на основании Канонического Правила VI Вселенского Собора № 90, что подтверждено уставом свт. (прав. № 91) и др. постановлениями, налагает категорический запрет на земные поклоны и коленопреклонения в воскресные и праздничные дни и в определенные моменты богослужения (Херувимская, Шестопсалмие, Честнейшая, Великое славословие). Значительно то, что этот уставной запрет не есть плод человеческого изобретения, но получен свыше. Еще в III в. он был дан Богом в откровении через ангела прп. : «С вечера субботнего до вечера воскресного, равно как и во дни Пятидесятницы, не преклоняют колен». История православного мон-ва… Т. 1. С. 238.

Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы в 4 т. Т.1. Глава «Тайна Таинств». С. 80-83. Новиков Н.М.

Земные поклоны в воскресенье

Не положены уставом земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов).

Стояние на коленях не православный обычай, распространившийся у нас лишь недавно и заимствованный с Запада. Поклон есть выражение наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви и смирения перед Ним (архим. Киприан Керн).

Вопрос:

Хотя существует общее правило, что земные поклоны в воскресные и праздничные дни отменяются, но многие считают необходимым совершать на литургии земные поклоны в следующие моменты:

а) при освящении Св. Даров, в конце пения «Тебе поем»;

б) при вынесении Св. Даров для причастия (в особенности для тех, кто приступает к ним); и

в) при последнем явлении Св. Даров в конце литургии.

Допустимы ли эти земные поклоны?

Ответ архиепископа Аверкия (Таушева): Недопустимы.

Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев.

Первый Вселенский Собор, своим 20-м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90-м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадомйской, в своём 91-м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».

Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?

О непреклонении колен в дни воскресные и Господских праздников учил и основатель нашей Русской Зарубежной Церкви Блаженнейший Митрополит Антоний, который еще в бытность свою Архиепископом Волынским и Житомирским издал об этом послание к своей пастве, не преклоняет колен в дни воскресные и Господские праздники и наш теперешний Первоиерарх Высокопреосвященнейший Митрополит Анастасий.

Вопрос: Если преклонение колен во время молитвы приближает к Богу больше, чем молитва стоя, и более стяжает милосердие Божие, почему же тогда не преклоняют колен те, кто молятся в день Господень и в период от Пасхи до Пятидесятницы? И откуда происходит этот обычай в церквах?

Ответ: Потому что нам надлежит всегда помнить о двух вещах: о нашем грехопадении, и о милосердии Христа нашего, благодаря которому мы были подняты со дна нашего падения, и потому наше коленопреклонение в течение шести дней (недели) – это символ нашего грехопадения. Но то, что в день Господень мы не преклоняем колен – это символ Воскресения, благодаря которому мы – милосердием Христовым – были освобождены от нашей греховности, как и от смерти, умерщвленной через Него.

Этот обычай ведет свое происхождение от времен апостольских, как говорит о том блаженный Ириней, епископ Лионский и мученик, в своем сочинении «О Пасхе» (но), где упоминается и Пятидесятница, о которой сказано, что мы не преклоняем колен в этот день, потому что он по своему значению и по тем же самым основаниям, что и день Господень, равен ему.

Обычай не преклонять колена в воскресенье и в течение всего пасхального времени вплоть до Пятидесятницы – «одно из первоначальных апостольских преданий», общих как Востоку, так и Западу, но ныне сохранившийся только на Востоке.

Мы же (как для нас установлено) в один лишь день Господня Воскресения должны воздерживаться не только от этого, но и от всякого рода беспокойства и обязанности, отлагая будничные дела, чтобы не дать места дьяволу. Также поступаем и во время Пятидесятницы, которая отличается той же торжественностью настроения. Как бы то ни было, кто усомнится ежедневно преклониться перед Богом, по крайней мере, при первой молитве, которой встречаем день? В пост же и в бдении никакая молитва не может быть совершаема без коленопреклонения и прочих обрядов, выражающих смирение. Ибо мы не только молимся, но и просим о помиловании, и воздаем (хвалу) Господу Богу.

Хотя причина запрета на коленопреклонение в разные времена может несколько меняться от одного отца к другому, основная концепция всегда остается одной и той же: единство тела и души таково, что положение первого должно находиться в полном согласии с внутренним состоянием души, меняющимся в различные моменты.

В день Господень мы молимся стоя, выражая (тем) определенность будущего века. В другие дни, мы, напротив, преклоняем колена, памятуя тем самым о грехопадении человеческого рода.

Поднимаясь с колен, мы возвещаем всем о воскресении, дарованном нам Христом, которое празднуется в день Господень.

Человек – существо двойной природы: духовной и телесной. Потому Святая Церковь дает человеку спасительные средства, как для его души, так и для его тела.

Душа и тело до смерти связаны в единое целое. Потому благодатные средства церковные направлены на исцеление-исправление и души, и тела. Пример тому – Таинства. Многие из них имеют материальное вещество, освящающееся Святым Духом в чинопоследовании Таинства и благодатно воздействующее на человека. В Таинстве Крещения – это вода. В Таинстве Миропомазания – миро. В Таинстве Причастия – Тело и Кровь Христовы под видом воды, вина и хлеба. И даже в Таинстве Исповеди мы должны материально (вербально) проговорить свои грехи перед священником.

Вспомним также догмат о Всеобщем Воскресении. Ведь каждый из нас воскреснет телесно и явится в соединении с душой на Суд Божий.

Потому Церковь всегда проявляла особенную заботу о человеческом теле, считая его храмом Бога Живого. И человек, который не обращает внимания на все те средства, что предполагаются в православии для исцеления-исправления не только души, но и тела, глубоко заблуждается. Ведь именно в теле зачастую гнездятся зародыши страстей, и если на них закрывать глаза и с ними не бороться, со временем они вырастут из змеенышей в драконов и начнут есть душу.

Здесь нелишне вспомнить стихи псалмов…

31:9:
«Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
Ведь часто наше тело – именно как конь и лошак несмысленный, которого нужно обуздывать уздою молитвы, Таинств, поклонов, поста, чтобы оно в своем земном страстном беге не влетело в пропасть.

«Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука».

Мы видим, что святой пророк и царь Давид до изнеможения делал земные поклоны для того, чтобы очищаться от грехов и постится постом приятным и благоугодным Богу.

Господь наш Иисус Христос также молился коленопреклоненно: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился…» (Лк. 22:41).

И если это делал Бог, то нам ли отказываться от земных поклонов?

Тем более что довольно часто в Священном Писании пророки и Спаситель называли людей гордых и отвращающихся от Бога жестоковыйными (в переводе с церковнославянского языка – с жесткими шеями, неспособными поклониться Богу).

Довольно часто подобное замечаешь в храме. Приходит верующий воцерковленный человек: свечечек купил, перекрестился, поклоны перед святыми иконами сделал, у батюшки благоговейно благословение взял. Заходит в храм человек маловерующий: он стыдится не только перекреститься, но даже чуть-чуть голову нагнуть в сторону иконы или распятия. Потому что не привык склонять свое «я» перед кем-либо, пусть даже и Богом. Вот в чем заключается жестоковыйность.

Потому, дорогие братья и сестры, будем спешить делать земные поклоны. Они – проявление нашего смирения и сокрушения сердца перед Господом Богом. Они – жертва, приятная и благоугодная Богу.

Блудный сын весь в язвах, лохмотьях и струпьях возвращается домой к отцу и падает перед ним на колени со словами: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Вот что такое земной поклон. Разрушение личной вавилонской башни, осознание собственного греха и того, что без Господа не подняться. И, конечно, Отец наш Небесный поспешит к нам на встречу, чтобы восстановить нас и принять в свою любовь. Только для этого нужно откинуть свое «эго», самомнение и тщеславие и понять, что без Бога нельзя и шагу ступить правильно. Пока вы заполнены собой, а не Господом, – будете несчастны. Но как только поймете, что находитесь на краю пропасти, наполненной грехами и страстями, и что подняться самим не хватит сил, что еще минута – и гибель, тогда ноги сами преклонятся перед Всевышним и будете умолять Его не оставлять вас.

Вот что такое земной поклон. В идеале это молитва мытаря, молитва блудного сына. Гордыня мешает сделать земной поклон. Его может сделать только смиреннный человек.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: «Господь повергался на колени во время молитвы Своей – и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли – наше искупление…»

Также нужно понимать, что нельзя сводить число земных поклонов до какого-то механического гимнастического упражнения и не стремиться совершить неумеренный подвиг коленопреклонений. Лучше меньше, да качественнее. Будем помнить, что земной поклон не есть самоцелью. Он – средство для стяжания утраченного богообщения и благодатных даров Святого Духа. Земной поклон – это покаянная молитва, которую нельзя возносить небрежно, невнимательно и в спешке. Встань, перекрестись правильно и неторопливо. Стань на колени, поставь впереди себя на пол ладони и прикоснись лбом к полу, потом встань с колен и выпрямься во весь рост. Это и будет настоящий земной поклон. Во время его совершения нужно читать про себя какую-то краткую молитву, например, Иисусову или «Господи помилуй». Можно также обращаться к Пресвятой Богородице и к святым.

В Великий пост по установившейся традиции три земных поклона делаются после входа в храм перед Голгофою: то есть сделали два земных поклона, поцеловали Распятие и сделали еще один. Так же и при выходе из храма. Во время богослужения вечернего или Литургии тоже земные поклоны уместны. На утрене, к примеру, при пении «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…» после восьмой песни канона. На Литургии – после пения «Тебе поем, тебе благословим…», так как в это время в алтаре происходит кульминация богослужения – пресуществление Святых Даров. Также можно стать на колени и во время того, как священник выходит с Чашей со словами «Со страхом Божиим» причащать народ. В Великий пост коленопреклонения делаются также на Литургии Преждеосвященных Даров в определенных местах, обозначенных звоном колокольчика, во время стихословия священником молитвы преподобного Ефрема Сирина, в некоторых других местах служб святой Четыредесятницы.

Не делаются земные поклоны в воскресные дни, в двунадесятые праздники, в святки (от Рождества Христова до Крещения Господнего), от Пасхи и до Пятидесятницы. Это запрещено святыми апостолами, а также I и VI Вселенскими Соборами, так как в эти святые дни происходит примирение Бога с человеком, когда человек уже не раб, но сын.

Во все остальное же время, дорогие братья и сестры, не будем лениться делать земные поклоны, добровольно ввергая себя поклоном-падением в бездну покаяния, в которой милосердный Бог нам обязательно протянет Свою отеческую десницу и воскресит-восставит неизреченной любовью нас, грешных, для этой и будущей жизни.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (2828) раз