Почему осиновый кол убивает вампиров. Обереги из осины

Всем известно, что самые эффективные средства против упырей и прочей нечисти – святая вода, чеснок и осиновый кол. Если с первыми ингредиентами картина более-менее ясна, то по поводу последнего предмета возникает вполне резонный вопрос — почему именно осиновый кол обладает столь мощным магическим эффектом? Чем плох, скажем, кол из ореха или березы?

По верованиям наших далеких пращуров осина служила для неупокоенных душ надежным проводником в иной мир. Вбивая в грудь мертвеца осиновый кол, или же кладя в гроб осиновый крестик, его навечно отправляли в загробную жизнь. Покойник, награжденный таким «билетом в одни конец», никогда уже не мог вернуться в мир людей и вредить им.

Вообще осина издавна пользуется, мягко говоря, не очень доброй славой у многих народов. У славян дерево считалось проклятым и широко использовалось в колдовских обрядах и черной магии. Предания, дошедшие до нас из глубокой древности, повествуют о том, как подземный бог Велес, спасаясь от преследования могущественного Перуна, обернулся змеем и укрылся в ветвях осины. Этим объясняли, почему молнии (перуновы стрелы) так часто метят именно в осину во время разыгравшейся грозы, а листья непрерывно дрожат от страха, опасаясь гнева светлых богов.

С приходом христианства отношение к дереву не изменилось. Считалось, что осина дрожанием листвы выдала Богородицу с младенцем-Ииисусом, когда они прятались под деревом, спасаясь от преследований Ирода. Также, согласно легендам, из осиновой древесины был изготовлен крест, на котором распяли Христа. А предатель Иуда повесился на осине, потому что другие деревья не приняли грешника.

Осину не сажали вблизи жилья, не строили из нее домов, старались подолгу не бродить в осинниках, чтобы не стать жертвой проделок лешего. Считалось, случайно заснув под осиной, можно совершить путешествие в мир духов. Верили, что в осинниках обитают черти, поэтому отдых в тени дерева мог закончиться весьма плачевно.

Однако без помощи «проклятого дерева» не мог обойтись ни один чародей. Например, чтобы обернуться волком или другим животным, человек должен был перекувыркнуться пять раз через осиновый пень. Ветка дерева, брошенная деревенским колдуном под ноги, сбивала путника с дороги. А уж осиновый колышек, незаметно вбитый под основание дома, был способен забрать здоровье и силы у всех домочадцев.

Способность дерева отделять мир живых и мир мертвых использовали не только во зло. Осиновым колом очерчивали круг, дабы защититься от козней лешего, если приходилось заночевать в лесу. Палочками из осины брали предмет, если считали его «порченым». Осиновые прутики, положенные в колыбель, спасали новорожденного от дурного глаза и страшных снов.

Накануне купальской ночи и Юрьева дня ветки осины втыкали стены хлева, ворота, сараи для того, чтобы помешать ведьмам воровать молоко.

Свойство поглощать деревом любую энергию также широко применялось для лечения недугов. Осину просили «принять» болезнь, с помощью наговоров на нее сводили многие хвори, особенно лихорадки. Одежду занедужившего человека нередко развешивали на ветвях или закапывали под деревом, заколачивали в ствол ногти и волосы. Осиновое полено считалось универсальным средством от судорог – стоило лишь приложить его к больному месту. Нередко с деревом заключали своеобразный договор – клялись не наносить ему никакого вреда в обмен на здоровье.

Если дома из осины встретить было практически невозможно, то осиновые бревна в основании бани и банная утварь (ковши, корыта, шайки) использовались повсеместно. Согласно верованиям славян, таким образом, незримый хозяин бани, или «банник» не мог привести в человеческое жилище гостей из мира Нави.

Кору применяли в дублении кожи, а также для получения красителей желтых и зеленых оттенков. Несколько прутиков, брошенных в кадушку с квашеной капустой, не давали ей забродить. Охотники, бродящие по лесам зимой, ели кору, чтобы восстановить силы и снять усталость.

Если отбросить мистическую подоплеку и всяческие поверья, осина представляет собой весьма любопытное дерево. Она состоит в близком родстве с тополями, ее название переводится с латыни как «тополь дрожащий». Постоянное колебание листьев на самом деле происходит вовсе не от вечного страха, приписываемого дереву народной молвой, а из-за длинного и плоского листового черешка. У остальных деревьев черешки имеют обычно цилиндрическую форму.

По сравнению с остальными деревьями век осины короток – она редко доживает до столетнего юбилея. Ее древесина подвержена гниению, поэтому многие деревья ломаются во время непогоды. Также у осины возникают сложности при размножении семенами: они быстро теряют всхожесть и прорастают при относительно высокой влажности. Поэтому чаще всего дерево размножается корневыми отпрысками. Мощная корневая система, расположенная глубоко под землей, помогает пережить осине обширные лесные пожары.

С наступлением осени можно наблюдать интересное явление – вместе с листьями у осин наблюдается… веткопад! Кстати, до сих пор неизвестно, почему дерево избавляется от внешне здоровых и молодых прутиков.

Говорят, что если постоять рядом с деревом или прикоснуться к нему, можно избавиться от головной боли. Может быть, прежде чем бежать в аптеку за спасительными таблетками, просто выйти на прогулку и попросить дерево о помощи?

На сайте замечательного журнала «Фома» недавно вышла заметка Дмитрия Володихина «Только бронеступы не хватает… („Охотники на ведьм“ в российском прокате)» . Это - впечатления от одного из последних голливудских блокбастеров, вышедшего недавно на российские киноэкраны. Кино наверняка видели многие. Я же, грешный, его не видел - только трейлеры, отрывки, ну и читал впечатления некоторых тех и сех, потому уподоблюсь отчасти знаменитому персонажу советских времен, заявлявшему: «Я Пастернака не читал, но я скажу!»

Так вот, фильм я не видел, но вряд ли ошибусь, если предположу, что это нечто вроде «Ван Хельсинга» - бедный Брэм Стокер!.. знал бы ты, в кого превратит Голливуд твоего пожилого профессора, персонажа, как-никак, литературы, да еще и неплохой литературы!.. (Помню, кстати, рассказ кого-то из моих знакомых: у них на приходе «Ван Хельсингом» прозвали тетушку, активно увлекающуюся кознями бесовскими и борьбой с ними…).

Собственно, не сам фильм меня привлек. А слова автора из вышеуказанной заметки, вот какие:

«К сожалению, хотя впрямую кинокартина и повествует о подвигах ведьмобоев Ганзеля и Гретель, но есть в ней и обратный смысл, несколько закамуфлированный явной борьбой с ведьмовством. И этот обратный смысл - чистая отрава.

Вводящие сей лукавый смысловой слой ключевые фразы таковы: „Молиться бесполезно!“ и „На свете есть добрые ведьмы. Немного, но есть!“.

Первую из них, допустим, произносит матерая ведьма. Мол, молитва вам, подлым врагам, не поможет, не справитесь вы со мной своею молитвой. Как ей верить? Однако содержание фильма абсолютно, на сто процентов подтверждает ее правоту. Бог вынесен за скобки фильма. Его нет. На Него нечего надеться. Лучше выйти на ведьму, вооружившись гранатометом или арбалетом с разделяющимися боеголовками. Но не с молитвой и не с упованием на помощь Господню.

А ведь это ядовитенькое представление о мире. Сильному и опасному злу, оказывается, нечего противопоставить, кроме собственной силы. Вооружайтесь! Деритесь! Никто не стоит за вашими спинами, никто вам не поможет, кроме вас самих! Хороший арсенал и знание навыков рукопашного боя отлично заменит вам чистую душу и твердую веру!»

Кадр из фильма "Охотники на ведьм". Фото: kinopoisk.ru

Про «добрых ведьм» - оно правда. Добрых ведьм, как безалкогольной водки, на свете не бывает.

Я про другое - про молитву как средство борьбы с нечистой силой.

Да простит меня автор, я с ним не спорю, просто размышляю над затронутым им (я в самом деле прошу у него прощения - но, как говорил д’Артаньян в «Трех мушкетерах», только за это!..): вот в таком отношении к молитве я вижу что-то… не то что даже голливудское… что-то глубоко неправильное. Языческое - в том смысле, в котором горевал о том, что наша Русь была крещена, но толком не была просвещена.

Об этом, кстати, однажды обмолвился тот, кто вряд ли мог радеть о православии в любом из его изводов (впрочем, как знать…), кто мог бы быть одним из создателей оного фильма «Охотники на ведьм» - знаменитый «король ужасов», американский писатель Стивен Кинг.

Было время, я читал его книги пачками. Да-да. Кинг смутно понимал природу зла - но именно что смутно, в моем некрещеном сознании оставались занозы, невыясненные вопросы после чтения его книг - похоже, Кинг так и не смог принять ее смысл по-настоящему. Он точно и достоверно описывал симптомы зла - но что-то мешало ему ясно обозначить корень, мешало, возможно, не в последнюю очередь, и вот почему (это только мой домысел, простите меня, м-р Кинг): когда ясно понимаешь природу зла - тогда пропадает чарующий интерес ко злу, пропадает драйв мистического страха перед злом, замешанного на вожделении.

Когда понимаешь главное отношение к сатане: «и дуни и плюни на него» - и забудь, не обращай внимание на мокрицу в половице, ни во чтоже вмени, сосредоточься на главном, на Христе - тогда отпадают многие увлекательные «от мира сего» фобии, фантазии, интересы и заделья. В частности, тогда не из чего ткать пряжу увлекательных и доллароприносящих романов про борьбу с неодолимым чарующим злом - тогда надо прийти к свету и простоте Христовой, а для карьеры успешного хоррор-романиста оно, сами понимаете, не очень полезно….

Так вот, пачку книг Кинга я, приняв крещение в 1996 году, выбросил на помойку. И ни разу не пожалел. Вернул, годы спустя, только две (и то - не на книжную полку, а в электронную читалку, чтобы перечитать) - романы «Необходимые вещи» и «Салимов Удел» (второй, кстати, вернул не в малой степени из-за замечательных лирических пассажей о погоде, об осени, о ветре, с которых начинаются некоторые главы…).

В «Салимовом Уделе» есть сцена, в которой борются два значимых персонажа - всемогущий вековечный вампир Барлоу и священник отец Каллахен, один - ведомый силой магической сатанинской похоти, второй - держит в руке распятие как оружие, как символ противления злу. И вот, заставляя священника-маловера отбросить крест, вроде бы только что сиявший силой, и торжествуя победу над ним (по роману - пожилым алкоголиком, подверженным ), вампир говорит так:

« - Слишком поздно для таких мелодрам, - отозвался Барлоу из темноты. Тон был почти скорбным. - К чему? Ведь ты забыл доктрину собственной церкви, разве не так? Крест, хлеб и вино, исповедь - только символы. Без веры крест - простое дерево, хлеб - печеная пшеница, вино - перекисший виноград».

И говорит ведь - совершенно верно.

В чем идея голливудских боевиков про борьбу с сатаной? В том, чтоб найти - в чисто материалистическом духе - могучие волшебные артефакты, могущие сокрушить демона.

Слова автора заметки в «Фоме» навели меня на размышления: такие артефакты нередко ищем и мы, современные российские христиане: святую воду, освященные на мощах иконки, земельку-маслице, и… молитву. «Эта молитва - ох, сильная!» - говорим - в чисто опять же материалистическом духе - порою мы. Чисто языческое представление…

Ведь что такое молитва? Попросту - разговор человека с Богом. Ребенка - с Отцом Небесным. Благодарность, просьба, прошение, покаяние, порой - просто невнятный лепет… разговор. Неважно, выраженный ли устоявшимися в веках формулами или просто словами «как есть», от сердца - но разговор.

А разве можно спастись - разговором? Спастись можно - только активным действием. Это всем известно в жизни житейской.

Активным противостоянием злу, то есть - исполнением заповедей Божьих.

Так что если на происки зла отвечать не «молитвой-заклинанием», а обращением ко Христу, единением с Ним и жизнью по Его заповедям - то и сама жизнь изменится. Она перейдет совсем в другую область. В ту, где не будет уже так увлекающих нас ведьм, вурдалаков, чудищ из детских фантазий и американских ужастиков - но будет настоящая жизнь. Вечная. А про нее и про то, что нам действительно нужно, чтоб в ней жить - совсем другой разговор.

Издавна практики использовали магические свойства осины от сглаза и порчи. Дерево ослабляет проклятья на беспричинный страх, невроз, депрессию и панические атаки, а также отваживает от жилища потусторонние сущности. Удивительное растение и изделия из коры или веток блокируют любое магическое воздействие.

Магические свойства осины

Основная стихия, приписываемая изящному дереву, это воздух, потому легче всего наладить контакт Водолеям, Весам и Близнецам.

Осина, наделенная особой силой планетой Меркурий, символизирует силу воли, терпение и твердость духа. Уникальное деревце, считающееся во многих культурах священным, поглощает любые виды магического воздействия, потому ведьмы и колдуны, заключенные в деревянные оковы, теряли способности. Растущее деревце, веточка или предметы из коры отгонят любые потусторонние сущности и защитят жилище. В Киевской Руси, когда истончалась грань с Навью, вокруг дома и поля вбивались осиновые колышки.

По поверьям древних кельтов и германцев, осина снимала клеймо смерти с воина, а потому древки, щиты и рукоятки холодного оружия изготавливались из нее. Из дерева опытными практиками создаются защитные обереги, которые работают исключительно за счет внутренних сил растения. Однако подобные обряды из-за специфики дерева не всегда срабатывают. Нахождение рядом с деревцем не позволит практику пополнить энергетические запасы, но дерево мудрости раскроет тайные знания и внутреннюю суть человеческой души.

Какие части используются в магии?


При проведении магических действ может быть использована кора данного дерева.

Чтобы смастерить своими руками амулеты, эзотерики советуют заготовить сырье в марте или начале апреля. Оптимальное время сбора - 5-6 утра. При этом важен приподнятый дух. В магических ритуалах используются следующие части растения:

  • кора;
  • щепки;
  • молоденькие ветки;
  • почки;
  • листья.

Способы применения

Для владельцев дачных участков и частных домов, наиболее эффективный способ использования дерева - высаживание 2-3 осин, которые очистят от негатива и не впустят злых людей. Альтернативный вариант защиты - закапывание прутьев у ворот. В роще из осин можно укрыться от магических атак, сбросить приставшую потустороннюю сущность, подселенца или оборвать связь с человеком, высасывающим жизненные силы.

Практики рекомендуют изготовить осиновую шкатулку для амулетов, чтобы магические инструменты не влияли на энергетику жилища и практика, а также оставались незамеченными другими практикующими. Современные эзотерики отмечают, что диагностика не покажет предмет, укрытый осиной. Но талисман придется каждый раз активировать заново. Осиновая шкатулка полностью заблокирует магические свойства.

Как сделать оберег?

Один из самых доступных амулетов из данной древесины – бусы.

К наиболее простым защитным амулетам относят деревянные бусики и браслеты, но можно изготовить мощный талисман из коры. Забирая кусочек, следует выразить мысленную благодарность и облить ствол ключевой водой. Кора плотно укутывается салатовой натуральной тканью и обвязывается шнурком. Лучше всего носить оберег, как подвеску, но допустимо просто носить с собой в кармашке или сумочке. Никто не должен знать о талисмане, а также категорически запрещены чужие прикосновения.

Рабочие заговоры

Денежная магия

Чтобы улучшить финансовую ситуацию, получить дополнительный источник дохода и выбраться из долгов, рекомендуется прийти по утру к молодому деревцу со стороны восходящего солнца и произнести тихим голосом: «Едва слышимым рокотом, почти неразличимым шепотом прошу. Осина, хорошая, выручи, помоги, зашепчи как нужно, зарокочи тихонечко, отпугни плохое - и человека, и нечистого. Меня спаси, деньги подари».

Для произнесения другого денежного заговора нужно в осенний месяц, едва покажутся первые солнечные лучи, без обуви от жилища дойти до деревца. Обняв ствол и легонько пошатнув, нужно произнести: «Сестра-осина, твои богатства не счесть, так подари мне (имя) десятую частичку того, что хранишь. Путь денежки сами придут, меня найдут. Буду счастливой жить, больше мне не тужить, по злату не грустить. Радостно буду тратить. Поделись денежкой, сестра любимая. Не жалей, прошу, и так босая я!». Обряд заканчивается тройным постукиванием лбом о кору.

кого, чего . ВБИТЬ ОСИНОВЫЙ КОЛ В МОГИЛУ кого, чего . Экспрес. Полностью, окончательно избавляться от кого-либо или чего-либо враждебного, нежелательного. В могилу загнан миф о непобедимости немецкой армии. Красная Армия… вбила крепкий осиновый кол в могилу этого мифа (Н. Тихонов. Победа, какой ещё не знал мир). - От суеверного обычая вбивать осиновый кол в могилу колдуна, чтобы он не мог вредить после своей смерти. Лит.: Толковый словарь русского языка / Под редакцией проф. Д. Н. Ушакова. - М., 1935. - Т. 1. - С. 1398.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Вбить осиновый кол в могилу" в других словарях:

    вбить осиновый кол - Окончательно обезвредить кого, что л., покончить с чем л. (от суеверного обычая вбивать кол в могилу колдуна, чтобы обезвредить его) … Словарь многих выражений

    Кого, чего. ВБИТЬ ОСИНОВЫЙ КОЛ В МОГИЛУ кого, чего. Экспрес. Полностью, окончательно избавляться от кого либо или чего либо враждебного, нежелательного. В могилу загнан миф о непобедимости немецкой армии. Красная Армия… вбила крепкий осиновый кол … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Вбивать/ вбить (забивать/ забить) осиновый кол в могилу (на могиле) - кого, чьей. Разг. Неодобр. Окончательно обезвреживать кого л., избавляться от кого л. /i> От древнего суеверного обычая забивать осиновый кол в могилу умершего колдуна, знахаря, ведьмы, упыря или оборотня, чтобы они не могли выходить из могилы… … Большой словарь русских поговорок

    вбить - вобью, вобьёшь; вбей; вбитый; вбит, а, о; св. (нсв. вбивать). что (чем). Ударяя по какому л. предмету, заставить его войти внутрь чего л.; вколотить. В. гвоздь. В. сваю в землю. В. клин между чем, кем л. (также: сделать чуждыми, враждебными друг … Энциклопедический словарь

    вбить кол - Вбить (осиновый) кол (в могилу) кого чего Покончить с кем, чем л. По суеверным представлениям: загнать осиновый кол в могилу колдуна, вампира и т.п. значит обезвредить его … Словарь многих выражений

    кол - а, предлож. о коле, на колу; мн. колы, ов и колья, льев. м. 1. мн.: колья, льев. Короткий шест, заострённый с одного конца. Вбить, воткнуть кол. Выдернуть кол из ограды. Берёзовые, осиновые колья. На кол посадить (в старину: вид казни). Колом… … Энциклопедический словарь

    КОЛ Толковый словарь Ушакова

    кол - КОЛ, кола, муж. 1. (мн. колья, кольев). Короткий шест с заостренным концом. Тесать кол. Вбивать в землю колья. 2. (мн. колы, колов). Школьная отметка единица (школ. дорев.). Получить кол по арифметике. ❖ Посадить на кол способ казни в отдаленные… … Толковый словарь Ушакова

    КОЛ - КОЛ, кола, муж. 1. (мн. колья, кольев). Короткий шест с заостренным концом. Тесать кол. Вбивать в землю колья. 2. (мн. колы, колов). Школьная отметка единица (школ. дорев.). Получить кол по арифметике. ❖ Посадить на кол способ казни в отдаленные… … Толковый словарь Ушакова

    кол - КОЛ, кола, муж. 1. (мн. колья, кольев). Короткий шест с заостренным концом. Тесать кол. Вбивать в землю колья. 2. (мн. колы, колов). Школьная отметка единица (школ. дорев.). Получить кол по арифметике. ❖ Посадить на кол способ казни в отдаленные… … Толковый словарь Ушакова

Когда-то давно наши предки жили в гармонии с природой и верили в ее мистическую силу. Они считали, что все растения обладают собственной энергетикой, и знали, как правильно с ними взаимодействовать. Особо почитали деревья – лекарей тела и души. Однако об осине в народе сложилось неоднозначное мнение.

По преданию, крест Иисуса Христа был сделан из этого дерева, поэтому оно считается проклятым, а после распятия на осине повесился предатель Иуда, осознав весь ужас содеянного. С тех пор считается, что ее листочки «дрожат от страха». Тем не менее, в некоторых обрядах осина используется, как оберег от нечистой силы. Рассмотрим народные приметы об этом дереве подробнее.

Нельзя сажать осину возле дома

Нежелательное соседство объясняется просто – это дерево относится к категории мощных энергетических вампиров растительного мира. Причем, забирает оно, как положительную, так и отрицательную энергию, поэтому даже после недолгого пребывания рядом человек чувствует слабость, головную боль и апатию.

Осина на участке − плохая примета, которая сулит болезни и семейные неурядицы. Чтобы не навлечь на себя беду, нельзя использовать ее древесину в качестве дров для печи или камина, а также при постройке жилища.

Сажать осину возле дома или дачи (менее чем в 50 м от постройки) опасно и с практической точки зрения. Дерево быстро растет, но его ствол часто подвержен сердцевинной гнили. Болезнь развивается незаметно, постепенно разрушая осину изнутри. Внешне она выглядит здоровой, но при сильном ветре может обрушиться на дом или его жителей.

Интересно!

Несмотря на это, использование осиновой древесины при строительстве парилки в банях вполне допускается. Такая порода очень устойчива к температурным перепадам и долго не гниет в воде.

Если дерево уже выросло неподалеку от дома, то согласно приметам, его нужно срубить, полностью выкорчевать пень и сжечь все вместе. Такие радикальные меры позволят избежать несчастий.

Колдун, чтобы стать невидимым или обратиться в волка, должен был перекувыркнуться через осиновый пень. Ведьмы использовали ветки дерева для приготовления зелья. Старое поверье гласит, что человек, желающий подружиться с лешим, должен призывать его ночью, стоя в лесу на поваленных осинках.

Дерево, растущее у дома, становится обителью злых сущностей, которые могут переманить одного из домочадцев на сторону темных сил. Узнать, стал ли кто-то в семье приспешником нечистого, помогут осиновые веточки. Их нужно срезать в полночь и положить перед зеркалом. Если спустя несколько часов они потемнеют или начнет отслаиваться кора, значит в доме поселилась нечисть.

Оберег от злых духов

У славян существовал обряд – в купальскую ночь втыкать в стены хлева и по обе стороны ворот осиновые веточки. Они защищали домашний скот от проделок ведьм – кражи молока и наведения порчи. Новую лошадь заставляли переступить через осиновый брус, проложенный у входных ворот.

Осиновый кол – самое известное средство уничтожения вампиров и оборотней. Его вбивали в грудную клетку покойника на похоронах, чтобы он не превратился в «ходячего мертвеца».

Интересно!

Если усопший умер не своей смертью, кол вгоняли в могилу или устанавливали на ней осиновый крест.

Осина «забирает» болезни

В старину считали, что если больного человека посадить на свежесрезанный пень, дерево примет его хворь. В обмен на исцеление он должен пообещать осине никогда не причинять ей вреда: не ломать ее веток, не рубить и не жечь.

С той же целью под деревом закапывали личные вещи больного. Во времена, когда свирепствовала эпидемия холеры, в четырех сторонах села в землю вбивали небольшие срубленные осинки. Считалось, что такой обряд способен защитить его жителей от нашествия болезни.