Рост и распространение монастырей различных монашеских орденов. Монашеские ордена и их основатели монашеские ордена и их основатели

История религии повествует о духовных поисках разных народов в веках. Вера всегда была спутницей человека, придавала смысл его жизни и мотивировала не только на достижения в области внутреннего, но и на мирские победы. Люди, как известно, — существа социальные, а потому часто стремятся найти своих единомышленников и создать объединение, в котором можно было бы сообща двигаться к намеченной цели. Примером такой общности являются монашеские ордена, включавшие братьев одной веры, единых в понимании того, как нужно претворять заветы наставников в жизнь.

Монашество зародилось не в Европе, свое начало оно берет на просторах египетских пустынь. Здесь еще в IV веке появились отшельники, стремившиеся приблизиться к духовным идеалам в уединенном удалении от мира с его страстями и суетой. Не находившие себе места среди людей, они уходили в пустыню, жили под открытым воздухом или в руинах каких-то построек. Часто к ним присоединялись последователи. Вместе они трудились, проповедовали, возносили молитвы.

Монахи в миру были работниками разных профессий, и каждый приносил что-то свое в общину. В 328 году Пахомий Великий, бывший когда-то солдатом, решил организовать жизнь братьев и основал монастырь, деятельность в котором регламентировалась уставом. Вскоре стали появляться подобные объединения и в других местах.

Свет знаний

В 375 году Василий Великий организовал первое крупное монашеское общество. С тех пор история религии потекла в несколько ином русле: вместе братья не только молились и постигали духовные законы, но занимались изучением мира, постижением природы, философских аспектов бытия. Стараниями монахов сквозь темные века Средневековья прошли мудрость и знания человечества, не затерявшись в прошлом.

Чтение и совершенствование в научной области входило в обязанность и послушников монастыря в Монте-Кассино, основанного Бенедиктом Нурсийским, считающимся отцом монашества в Западной Европе.

Бенедиктинцы

530 год считается датой, когда появился первый монашеский орден. Бенедикт славился своим аскетизмом, и вокруг него быстро сформировалась группа последователей. Они и вошли в число первых бенедиктинцев, как называли монахов в честь их предводителя.

Жизнь и деятельность братьев велась в соответствии с уставом, разработанным Бенедиктом Нурсийским. Монахи не могли менять место служения, владеть какой-либо собственностью и всецело должны были подчиняться аббату. Регламент предписывал вознесение молитв семь раз в день, постоянный физический труд, перемежающийся часами отдыха. Устав определял время трапез и молений, наказания для провинившихся, необходимые для прочтения книги.

Структура монастыря

Впоследствии многие монашеские ордена Средневековья были построены на основе бенедиктинского устава. Сохранялась и внутренняя иерархия. Главой был аббат, выбиравшийся из числа монахов и утверждавшийся епископом. Он становился пожизненно представителем монастыря в миру, руководя братьями при содействии нескольких помощников. Бенедиктинцы должны были полностью и смиренно подчиняться аббату.

Жители монастыря делились на группы по десять человек, во главе которых стояли деканы. Аббат с приором (помощником) следили за соблюдением устава, но важные решения принимались после совещания всех братьев вместе.

Образование

Бенедиктинцы стали не только помощником Церкви в обращении в христианство новых народов. По сути, именно благодаря им сегодня мы знаем о содержании многих древних манускриптов и рукописей. Монахи занимались переписыванием книг, сохранением памятников философской мысли прошлого.

Обязательным было образование с семилетнего возраста. В число предметов входили музыка, астрономия, арифметика, риторика и грамматика. Бенедиктинцы спасли Европу от пагубного влияния варварской культуры. Огромные библиотеки монастырей, глубокие архитектурные традиции, познания в области земледелия помогли сохранить цивилизацию на достойном уровне.

Упадок и возрождение

На время правления Карла Великого приходится период, когда монашеский орден бенедиктинцев переживал не лучшие времена. Император ввел десятину в пользу Церкви, потребовал от монастырей предоставления определенного числа воинов, отдавал во власть епископов обширные территории с крестьянами на них. Монастыри стали обогащаться и представлять собой лакомый кусочек для каждого, жаждущего увеличения собственного благосостояния.

Представители мирской власти получили возможность основывать духовные общины. Епископы транслировали волю императора, все больше погружаясь в дела мирские. Настоятели новых монастырей лишь формально занимались духовными вопросами, наслаждаясь плодами пожертвований и торговли. Процесс обмирщения вызвал к жизни движение за возрождение духовных ценностей, вылившийся в образование новых монашеских орденов. Центром объединения в начале X века стал монастырь в Клюни.

Клюнийцы и цистерцианцы

Аббат Бернон получил в подарок от герцога Аквитании имение в Верхней Бургундии. Здесь, в Клюни, основали новый монастырь, свободный от светской власти и вассальных отношений. Монашеские ордена Средневековья переживали новый подъем. Клюнийцы молились за всех мирян, жили по уставу, разработанному на основе положений бенедиктинцев, но более строгому в вопросах поведения и распорядка дня.

В XI веке появился монашеский орден цистерцианцев, взявший за правило следование уставу, своей жесткостью отпугивающему многих последователей. Число монахов сильно возросло за счет энергичности и обаяния одного из лидеров ордена, Бернарда Клервоского.

Великое множество

В XI-XIII веках новые монашеские ордена католической церкви появлялись в большом количестве. Каждый из них чем-то отметился в истории. Камальдулы славились своим строгим уставом: они не носили обуви, приветствовали самобичевание, совсем не ели мяса, даже если были больны. Картезианцы, также чтившие жесткие правила, были известны как гостеприимные хозяева, считавшие благотворительность важнейшей частью своего служения. Одним из главных источников дохода для них была продажа ликера «Шартрез», рецептуру которого разработали сами картезианцы.

Свой вклад в монашеские ордена в средние века внесли и женщины. Во главе монастырей, в том числе и мужских, братства Фонтевро стояли аббатисы. Они считались наместницами Девы Марии. Одним из отличительных пунктов их устава был обет молчания. Бегинки — орден, состоящий только из женщин — напротив, не имели устава. Настоятельница выбиралась из числа последовательниц, и вся деятельность направлялась в благотворительное русло. Бегинки могли покидать орден и выходить замуж.

Рыцарско-монашеские ордена

Во времена Крестовых походов стали появляться объединения нового толка. Завоевание палестинских земель шло под призывом католической церкви освободить христианские святыни из рук мусульман. В восточные земли направлялось большое количество паломников. Их было необходимо охранять на вражеской территории. Это и стало причиной возникновения духовно-рыцарских орденов.

Члены новых объединений, с одной стороны, давали три обета монашеской жизни: бедности, послушания и воздержания. С другой — они носили доспехи, всегда имели при себе меч и при необходимости принимали участие в военных походах.

Рыцарские монашеские ордена имели тройную структуру: в него входили капелланы(священники), братья-воины и братья-служители. Глава ордена — гроссмейстер — выбирался на пожизненный срок, его кандидатура утверждалась Папой Римским, имевшим верховную власть над объединением. Глава вместе с приорами периодически собирали капитул (общий сбор, где принимались важные решения, утверждались законы ордена).

К духовно-монашеским объединениям относились тамплиеры, иониты (госпитальеры), Тевтонский орден, меченосцы. Все они были участниками исторических событий, важность которых трудно переоценить. Крестовые походы при их содействии значительно повлияли на развитие Европы, да и всего мира. Свое название священные освободительные миссии получили благодаря крестам, которые были нашиты на одеяния рыцарей. Каждый монашеский орден использовал свой цвет и форму для передачи символа и тем внешне отличался от остальных.

Падение авторитета

В начале XIII века Церковь была вынуждена бороться с огромным количеством возникших ересей. Священнослужители потеряли былой авторитет, пропагандисты говорили о необходимости реформировать или даже упразднить церковный строй, как ненужную прослойку между человеком и Богом, осуждали огромные богатства, сосредоточенные в руках служителей. В ответ появилась инквизиция, призванная вернуть народу почтение к Церкви. Однако более благотворную роль в этой деятельности сыграли нищенствующие монашеские ордена, ставившие обязательным условием служения полный отказ от собственности.

Франциск Ассизский

В 1207 году начал формироваться орден францисканцев. Его глава, Франциск Ассизский, видел суть своей деятельности в проповедях и отречении. Он был против основания церквей и монастырей, со своими последователями встречался раз в год в условленном месте. Все остальное время монахи проповедовали народу. Однако в 1219 году все-таки был возведен францисканский монастырь по настоянию Папы Римского.

Франциск Ассизский славился своей добротой, способностью служить легко и с полной самоотдачей. Его любили за поэтический талант. Канонизированный уже через два года после своей смерти, он приобрел массу последователей и возродил почтение к католической церкви. В разные века от францисканского ордена образовывались ответвления: орден капуцинов, терцианы, минимы, обсерванты.

Доминик де Гусман

На монашеские объединения Церковь полагалась и в делах борьбы с ересью. Одной из основ инквизиции был орден доминиканцев, основанный в 1205 году. Основоположником его стал Доминик де Гусман, непримиримый борец с еретиками, почитавший аскезу и бедность.

Орден доминиканцев одной из главных своих целей избрал подготовку проповедников высокого уровня. Для организации подходящих условий для обучения даже были смягчены первоначально жесткие правила, предписывающие братьям бедность и постоянное скитание по городам. Доминиканцы при этом не были обязаны трудиться физически: все свое время, таким образом, они посвящали образованию и молитве.

В начале XVI века Церковь вновь переживала кризис. Приверженность духовенства к роскоши и порокам подрывала авторитет. Успехи Реформации вынуждали священнослужителей искать новые пути возвращения былого почитания. Так был образован орден театинцев, а затем и Общество Иисуса. Монашеские объединения стремились вернуться к идеалам средневековых орденов, но время взяло свое. Хотя многие ордена существуют и сегодня, от былого величия мало что сохранилось.

1. литургия - важнейшая служба. Местом совершения литургии является храм, построенный обычно в форме базилики или латинского креста. Боновые нефы часто превращаются в капеллы с отдельными алтарями. В отличии от православных храмов, католические не обязательно ориентированы на восток.

Престол сооружается на фундаменте, в основание которого кладутся мощи какого-нибудт святого. Над алтарём помещается главный храмовый образ. На алтаре - табернакль (хранилище для гостий - пресных лепёшек для причастия), распятие, чаша лоя причастия, патена - блюдце для гостий, корпорал - салфетка, на которую ставят чашу и патену.

Месса состояит из литургии слова (аналог древней литургии оглашенных (в православии - тоже есть), то есть на которую пускали и членов общины, не принявших крещения), во время которой читается писание, произновится проповедь, по воскресным и праздничным дням поётся символ веры; и евхаристиаческой литургии (аналог литургии верных, то есть только для крещёных), на которой читают евхаристические молитвы и причащаются. Чтение молитв и песнопения обычно сопровождаются органом.

До второго ватиканского собора богослужение велось только на латыни. Но собор разрешил богослужение на национальных языках и использование национальных музыкальных инструментов.

Верующие во время мессы сидят, поднимаясь при чтении Евангелия и при принесении Святых даров.

Исповедь совершается в специальных кабинках, окошки в которых для анонимности закрываются решётками и занавесками

2. Облачение священников.

Повседневная - сутана - длинное одеяние со стоячим воротничком. У священников - черная, у епископов - фиолетовая. у кардиналов - красная, у папы - белая.

На мессу поверх сутаны надевается альба - белая, длинная, иногда кружевная рубашка. Пояс в виде шнурка (в пасять о верёвках, которыми был связан Иисус). Стола - лента на шею (в православии - епитрахиль) - символизирует власть священника. поверх - орнат - безрукавная бархатная или парчовая накидка (символизирует груз евангельского учения). Для совершения процессий модет надеваться комжа - рубашка до колен, и плувиал - плащ от дождя. Биретта - 4угольная шапочка. Епископы (и Папы после Павла 6ого (1963-1978) носят особый головной убор - митру)

3. Культ святых.

Святые - люди, которые за свою веру были наделены способностью творить чудеса. Вначале - было поклонение останкаммучеников, пострадавших во время гонений на христиан. В 4-5 веке возникла идея, что жизнь, полная самоотречения, равна мученичеству. (таких святых называют исповедниками)

Есть двухступенчатая процедура приобщения к лику святых. 1 - беатификация, то есть признание блаженным (утверждается папской конгрегацией). 2 - канонизация, то есть признание святым (утверждается папой)

С почетанием святых связаны паломничества, почитание мощей.

В ранней церкви святые соединялись с местными языческими культами. Отсюда появилось почтиание святых как помошников в каких-то делах или покровителей определённых ремёсел. Св. иосиф - покровитель плотников, св. Екатерина - колесных мастеров. Почитались целители (Св. Себастьян - от чумы, св. Антоний - от гангрены). Были покровители стран и городов. (св. Георгий - Англии, св. Вацлав - чехии). Всего больше 3000 святых, но общецерковных - только 58.

4. Литургический год - годовой круг праздников в честь Иисуса, Богородицы и святых. У него есть условное начало - первое воскресенье после адвента (30 ноября - день ап. Адрея). Каждый праздник предполагает особое богослужение.

Монашество, зародившееся в Египте в III веке, находило многочисленных последователей и на Западе, наиболее известен св. Мартин Турский. В 5 веке появляются отдельные монастыри во Франции и в Италии, но монашества как системы ещё не было (на Востоке была).

В VI веке был создан старейший монашеский орден Запада - бенедиктинцы, деятельность которого связана с именем св. Бенедикта Нурсийского. Устав бенедиктинского ордена послужил основой для уставов более поздних монашеских орденов и конгрегаций, например, камальдулов или цистерцианцев. Девиз - ora et labora - молись и трудись. Но потом они поняли, что ученая деятельность - тоже работа. Бенедиктинские аббатства внесли важнейший вклад в культуру и экономику Средневековья, при них создавались библиотеки, скриптории, художественные мастерские.

Потом появился августинский орден, в котором священники принимали монашество.

То есть самого начало существовало 2 ордена с разными уставами, поэтому появилась возможность создавать новые ордена (в православии устав - один).

Известен бенедиктинский монастырь в Клюни, в котором пытались восстановить «изначальный устав» в его строгости + реформировать церковь (против симонии, женатых священников, чтобы Папу избирали церковные лица...)

Во время первых крестовых походов стали возникать духовно-рыцарские ордена, призванные помогать паломникам и защищать святые места. Наиболее значительные ордена: иоаннитов (госпитальеров, сер. XI в. 1259 г. папа Александр IV официально утвердил форму одежды иоанитов – черная ряса и черный плат с капюшоном с изображенным на них широколапчатым («мальтийским») белым крестом.). Тамплиеров(1118), тевтонский(12 в защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.).

Рыцари, как и монахи, давали обеты целомудрия и послушания.

Все они после взятия Акры в 1221 году были вынуждены вернуться в европу. Тамплиеры были уничтожены (обвинены в ересях и пр. и признались под пыткой). Гоапитальеры отступили на Родос, а потом на Мальту. Тевтонцы обосновались в Германии и Прибалтике.

В XIII веке в Католической церкви было основано большое количество новых монашеских орденов, получивших название нищенствующих. Они выделяются из старых орднов методом устрожения устава. Бенидиктинцы жили за счёт своего труда. Августинцы - за счёт церкви. А нищенствующие отказались от любой собственности и посвятили себя политве и проповеди. Францисканцы и доминиканцы проповедовали в миру, не стремясь к затворнической жизни, характерной для более ранних орденов. Впервые при этих орденах были созданы общины мирян-терциариев.

Францисканцы - от св. Фарнациска, который отказался от свей собственности и стал проповедовать. Был канонизирован в 1228 году. Орден начался с общины в 12 человек (как апостолов).

доминиканцы сыграли большую роль в борьбе Католической церкви с новыми еретическими движениями - катарами, которую начал ещё основатель Св.Доминик. Были инквизиторами и преподавателями.

Иезуиты монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации, называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность.

Кресто́вые похо́ды — ряд военных кампаний в XI-XVI веке, которые первоначально велись по указанию (впоследствии по одобрению) римского папы. Первые походы имели целью христианскую экспансию, помощь христианам востока в борьбе с мусульманами и обретение Святой Земли, но со временем приобрели характер одной из форм борьбы за влияние.

Помимо завоевания земель открывалась возможность основательно разграбить богатейшие города Востока. В армиях крестоносцев после взятия города-крепости Иерусалима в 1099 году с благословения Папы Римского на базе различных братств создавались особые духовно-рыцарские организации: их называли духовно-рыцарскими орденами. Первоначальная задача рыцарских орденов - защита христианских паломников и охрана христианских владений на Востоке от нападений последователей ислама. Идеолог крестовых походов Бернар Клервоский, живший в XII веке, в специально посвященном рыцарским орденам сочинении пытался оправдать их существование, примирив служение Богу и военную деятельность.

Помимо духовно-рыцарских орденов, существовали монашеские ордена, то есть сообщества монахов, члены которых соблюдали общий устав монастыря и приносили торжественные обеты. В отличие от воинствующих рыцарских орденов, монашествующие ордена посвящали время, свободное от молитв, благотворительности и помощи нуждающимся.

Орден тамплиеров

После окончания Первого крестового похода группа рыцарей во главе с французом Гуго де Пейном в 1119 г. учредила военно-монашеский орден , целью которого была объявлена защита пилигримов во время их паломничества по святым местам на Ближнем Востоке. Первое название: «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона». Официально признан церковью в 1128 г. Правитель Иерусалимского королевства Балдуин II выделил рыцарям в юго-восточном крыле Иерусалимского храма, в мечети Аль-Акса, место под штаб-квартиру. С той поры орден стали называть Орденом Храма, а рыцарей — храмовниками (тамплиерами). Благодаря удачно проведённой орденом вербовке в Европе тамплиеры, изначально не имевшие больших финансовых средств, стали обладателями больших денег и земель, переданных новобранцами. На рубеже XIII-XIV веков храмовники достигли вершины могущества. Чрезмерное финансовое могущество тамплиеров вызывало раздражение многих. Французский король Филипп IV Красивый, обвинив орден в смуте, вступил в секретные переговоры с Папой Римским Климентом V, который пошёл навстречу требованиям короля. В 1307 году по приказу Филиппа Красивого начались аресты членов ордена на территории Франции. Тамплиеров обвинили в ереси, отречении от Иисуса Христа и других тяжких преступлениях, подвергали пыткам и казнили. Несмотря на то, что нигде, кроме Франции, добиться от тамплиеров признания вины не удалось, в 1312 году Климент V своей буллой упразднил орден как обесчестивший себя. Имущество ордена было конфисковано и передано ордену госпитальеров. Свою долю получил и король Филипп IV Красивый. Последний великий магистр ордена Жак де Моле был сожжён на костре 18 марта 1314 года.

Орден госпитальеров

В 600 году по велению Папы Римского Григория Великого в Иерусалиме началось строительство госпиталя, в задачу которого входили лечение и забота о христианских пилигримах в Святой земле. Сразу после Первого крестового похода Жераром Благословенным был основан Военный странноприимный орден Святого Иоанна, задачей которого стала защита христианских паломников в Святой Земле. Образование ордена в 1113 году было утверждено буллой Папы Римского Пасхалия II. Первоначально деятельность ордена была сосредоточена вокруг госпиталя в Иерусалиме, что и дало организации неофициальное название «госпитальеры». Наравне с тамплиерами, орден госпитальеров превратился в основную военную силу христиан на Ближнем Востоке. После упразднения ордена тамплиеров госпитальерам достались огромные владения «конкурентов». В 1530 году госпитальеры обосновались на Мальте, откуда продолжили свою борьбу с расширением владений мусульман в Средиземноморье. Но времена менялись, рыцарские ордены утрачивали могущество. Постепенно теряя владения и влияние в Европе, орден, также называемый теперь Мальтийским, просуществовал на острове до 1798 года, пока Мальта не была захвачена Наполеоном. Орден был разогнан, а часть его членов нашла убежище в России. Беглые госпитальеры, находящиеся в Санкт-Петербурге, даже избрали российского императора Павла I великим магистром ордена. Избрание магистром православного монарха, однако, не было одобрено папой Римским, так что формально Павел I не являлся главой госпитальеров. Начиная с первой половины XIX века, орден отказался от военной составляющей, сосредоточившись на гуманитарной и благотворительной деятельности. Современный Мальтийский орден имеет статус организации-наблюдателя при ООН, членами ордена на сегодня являются около 13 тысяч человек.

Тевтонский орден

Во время Третьего крестового похода армия германского императора Фридриха I Барбароссы осадила крепость Акру. Купцы из Любека и Бремена организовали полевой госпиталь для раненых крестоносцев. Папа Римский Клемент III своей буллой от 6 февраля 1191 года провозгласил госпиталь как «Тевтонское братство церкви Св. Марии Иерусалимской». Окончательно преобразование госпиталя в военно-монашеский орден завершается в 1199 году, когда Папа Римский Иннокентий III закрепляет этот статус своей буллой. Орден очень быстро обзавёлся собственным регулярным войском и военные функции в его деятельности стали основными. В отличие от других крестоносцев, орден с XIII века действовал в Европе, избрав целью языческое (и христианское, но не католическое) население Восточной Европы. На основании эдикта императора Священной Римской империи и буллы Папы Римского Пруссия стала владением Тевтонского ордена. Так военно-монашеский орден превратился в целое государство. Орден оставался влиятельным игроком на карте Европы до 1410 года, когда начался закат ордена (рыцари потерпели поражение от польско-литовских войск в битве при Грюнвальде). Формально орден просуществовал до 1809 года и был распущен во время Наполеоновских войн. Восстановление ордена произошло в 1834 году, но уже без политических и военных амбиций, речь шла лишь о благотворительности и помощи больным. Сегодня Тевтонский орден обслуживает несколько больниц и частных санаториев в Австрии и Германии. Основу современного Тевтонского ордена составляют не братья, а сёстры.

Орден иезуитов

В 1534 году Игнатий де Лойола и несколько его единомышленников решили создать «Общество Иисуса», задачей которого объявлялась активная миссионерская деятельность. Устав ордена был утверждён Папой Римским в 1540 году. Стремились обратить к католической вере массы, отошедшие от католицизма, а также евреев, мусульман и язычников. Продвигать свои идеи им помогала просветительская деятельность — члены ордена выступали также в качестве педагогов, преподававших различные научные дисциплины. Славился жёсткой военной дисциплиной, отстаивали принцип верховенства власти Папы во всех сферах вплоть до низложения монархов, осмелившихся перечить понтифику. Данный радикализм стал одной из причин последующих гонений на иезуитов. К середине XVIII века орден иезуитов добился большого политического влияния в различных странах Европы, а также обладания большими финансовыми возможностями. Постоянные попытки иезуитов воздействовать на политический курс европейских монархов привели к тому, что практически все страны Европы выступили за прекращение деятельности ордена. 21 июля 1773 года Папа Римский Климент XIV выпустил папское послание, упразднявшее орден иезуитов. Но на территории некоторых стран, в том числе Пруссии и России (до 1820 года), миссии ордена продолжили своё существование. В 1814 году Папа Римский Пий VII восстановил «Общество Иисуса» во всех его правах и привилегиях. В настоящее время иезуиты продолжают свою деятельность на территории 112 государств. 13 марта 2013 года архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо был избран новым Папой Римским. Новый понтифик, принявший имя Франциск, стал первым представителем ордена иезуитов, ставшим римским первосвященником.

Орден францисканцев

Возникновение так называемых нищенствующих орденов, к которым относится и орден францисканцев, произошло на рубеже XII-XIII веков. Причиной их появления стала необходимость в священниках, не втянутых в светские дела, презирающих светские блага и способных демонстрировать чистоту веры пастве личным примером. Кроме того, церковь нуждалась в догматиках, способных вести непримиримую борьбу с различными ересями. В 1209 году Джованни, сын богатого купца из Ассизи Петра Бернардоне, ставший странствующим проповедником, объединил вокруг себя последователей и создал устав нового ордена, основанный на послушании, целомудрии и полном нищенстве. Замысел Джованни, за склонность к употреблению французского языка прозванного Франциском, одобрил Папа Римский Иннокентий III. Полное отречение от земных благ и строгость в вере способствовали стремительному росту авторитета францисканцев. С XIII по XVI века представители ордена были духовниками большинства европейских монархов, что помогало им влиять на политику целых государств.

«Мирская» ветвь францисканцев — орден терцариев , предназначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих обычных занятий, вести более чистый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своём собственном доме.

В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования. Наряду со своими оппонентами в догматических вопросах доминиканцами, францисканцы были наделены функциями инквизиции, которые осуществляли в центральной Италии, Далмации и Богемии, а также в ряде провинций Франции. В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орден доминиканцев

Возник в одно время с орденом францисканцев. Испанец Доминго Гусман, получивший сан архидиакона в Кастилии, впоследствии названный святым Домиником, был возмущён ростом числа еретиков в южной Франции и стал одним из идеологов похода против альбигойцев, растянувшегося на два десятилетия и приведшего к уничтожению сотен тысяч человек, обвинённых в ереси. В 1214 году Доминго Гусман основал в Тулузе первую общину единомышленников. В 1216 году Папа Римский Гонорий III утвердил устав ордена. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы. Со временем главной и основной задачей ордена доминиканцев стала борьба с ересями. Основные функции инквизиции были сосредоточены в их руках. Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел, чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины. Этот герб, а также своеобразная игра слов способствовали появлению ещё одного неофициального названия доминиканцев. Последователей Доминика также называли по-латыни Domini Canes, что значит «Псы Господни». Представителями ордена доминиканцев являлись философ и богослов святой Фома Аквинский, легендарный великий инквизитор Испании Томас Торквемада и создатель «Молота ведьм» Якоб Шпренгер. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150 000 членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы). Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. Современный орден доминиканцев продолжает заниматься проповедью Евангелия, изучением наук, образование и борьбой с ересями. Правда, методы своих средневековых предшественников доминиканцы, разумеется, не применяют. Мужская ветвь ордена сегодня насчитывает около 6000 монахов, женская — около 3700.

Августинский Орден . Появился во второй половине 13 века и получил привилегии нищенствующего ордена.Орден объединил в одну конгрегацию несколько отшельнических общин в Италии(Иоаннбониты , Тосканские эремиты , Бритинианцы и др.). Устав ордена не отличался строгостью. В 14 веке, с еще большим ослаблением первоначальной строгости устава, орден преобразовался в многочисленные новые конгрегации, одной из них являлась Саксонская к которой принадлежали Штаупиц и Лютер .

Орден Францисканский . Основателем был сын купца - Франциск Ассизский . Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался в 1208 году странствующим проповедником покаяния, апостольской бедности, аскетизма и любви к ближнему. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он образовал орден меньших братьев или миноритов . Папа Иннокентий 3 к которому явился Франциск, хотя не утвердил ордена позволил ему и его братьям заниматься проповедничеством и миссионерством. В 1223 году орден торжественно был утвержден буллой папы Гонория 3 , причем миноритам дано было право всюду проповедовать и совершать исповедь. В 1212 г. Клара Ассизская , основала орден клариссинок , которому в 1224 г. Франциск дал устав. После смерти Франциска в 1226 г. орден распространился уже по всем странам Западной Европы и насчитывал тысячи монахов.

Орден Доминиканский . Орден был основан,приблизительно в одно время с Францисским, священником и каноником Доминиканом . В конце 12 -начале 13 вв. в Римской церкви появилось много еретиков , которые нашли себе приют в южной Франции и производили большие волнения. Доминик, путешествуя по южной Франции познакомился с ее еретическим населением, решил для обращения еретиков основать специально предназначенный для этой цели орден.Получив разрешение в 1215 году от папы Иннокентия , а от папы Гонория устав - орден заявил о себе. Главным занятием ордена по этому уставу должно было быть обращение еретиков . Но Гонорий, также для утверждения католической веры, предоставил ордену право заниматься повсюду проповедничеством и совершением исповеди. От занятия проповедью орден Доминика был назван первоначально орденом братьев - проповедников , в последствии же в честь основателя он стал именоваться Доминиканским . В 1220 г. Доминик в уставе своего ордена сделал изменение, присоединив, по примеру францисканцев, к главным обетам братии нищенство. В принципе, Доминиканский орден очень походил на орден Франциска. Различие заключается в том, что он, целесообразно своей задаче - обращать еретиков и утверждать каталическую веру, принял на себя по преимуществу учебно-образовательное направление и действовал как орден, занимающийся углубленным изучением теологии в среде высших сословий. Доминиканцы основали собственные учебные заведения. Вместе с тем, Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками Доминиканцев. После смерти Доминика в 1221 г. его орден распространился по всей Западной Европе.

Францисканский и Доминиканский монашеские ордена имели как никто другой особое важное значение в Римской церкви,имеющие статус нищенских, кроме появившегося впоследствии ордена иезуитов. Причина кроется в особом, отличном от других орденов, характере и направлении их деятельности. Монахи других западных орденов, в соответствии со своими обетам, должны были проводить жизнь вдали от общества и заботится только о своем спасении, участия в церковных делах им не предоставлялось. Напротив, даже пастырская деятельность, при посредстве которой они могли бы оказать влияние на общество, была под запретом пап. Ордена Францисканский и Доминиканский, были предназначены своими основателями продвигать среди общества интересы церкви, и папы не только препятствовали этому, но еще облегчали им выполнения заданного предназначения, предоставив членам того и другого ордена обширное право повсеместной пастырской деятельности. Францисканцы и Доминиканцы составили из себя специфическую иерархию, находящуюся в непосредственном распоряжении папского престола. Исходя из такого положения дел в церкви, нищенствующие монахи принимают живое участие во всех сферах духовной деятельности. Они являются проповедниками, духовниками, учеными богословами и философами, профессорами университетов и агентами пап. Францисканцы были духовниками государей 13-16 века., пользовались большим влиянием в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами . Вместе с доминиканцами францисканцы выполняли функции инквизиции , основанной в 13 веке. Следует отметить,однако, что в первое время Доминиканцы и Францисканцы, когда обет нищеты соблюдался ими во всей строгости, были представителями благочестивой жизни.И все это вместе взятое укрепило их важное значение в Церкви. Но влияние тесной связи с папством и служение его интересам наложило отпечаток на деятельность нищенских орденов и, в следствии чего они все больше и больше уклонялись от своего первоначального назначения- спасения человеческих душ. Все свои интересы и деятельность они направили на распространение и утверждение папской власти. Основной обет обоих орденов - апостольская нищета был забыт, и строгая дисциплина сменилась распущенностью.

Помимо монашеских орденов в Западной Европейской Церкви в Средние века появились ордена частично монашеские частично мирские - духовно-рыцарские ордена . В их появлении выразилась общая тенденция западной средневековой жизни, когда Церковь, отстаивая свои интересы привлекла к себе на службу все классы общества, в том числе и рыцарство. Естественным поводом к появлению духовно-рыцарских орденов, в условиях политической обстановки текущей эпохи послужили крестовые походы . Наиболее заметный вклад в истории средневековья вообще, и в частности в истории Крестовых походов оставили три ордена - госпитальеры , тамплиеры и тевтоны . Орден тамплиеров прекратил свое существование в первой половине 14 века, остальные существуют и в настоящее время, но не играют существенной военно- политической роли. Ордена выродились в благотворительные общественные организации.

Одним из первых орденов такого рода стал орден иоаннитов или госпитальеров . В 1048 году, задолго до крестовых походов мирными жителями города Амальфи была основана cтранноприимница святого Иоанна Крестителя - христианская организация или госпиталь для приюта бедных и больных пилигримов , при госпитале было устроенно и братство. Иоанниты - Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна. В 1099 г., когда в ходе первого крестового похода в Иерусалиме крестоносцами было основано христианское королевство, члены этого братства приняли монашеский устав и организация превратилась в религиозно-военный орден. Изначально главной обязанностью братьев иоаннитов являлось гостеприимство и уход за больными. Позже к этим обязанностям присоединилась обязанность защищать оружием пилигримов и забота о защите Святой земли. Последние обязанности вскоре сделались главными и иоанниты посвятили себя исключительно борьбе с неверными. Образовался духовно-рыцарский орден. Папа Иннокентий 2 утвердил его. Иоанниты разделялись на три класса: рыцарей, священников и служебных братьев. Руководил орденом Гроссмейcтер . Становление ордена с целью вести борьбу с неверными было встречено в Европе с сочувствием, и как следствие в пользу иоаннитов стали совершаться большие пожертвования. Cоломона переселились на Кипр, а оттуда мигрировали в Западную Европу и проживали в своих богатых поместьях, особенно во Франции. Центром сосредоточения являлся Париж. в последствии французский король Филипп 4 Красивый ,опасаясь замысла рыцарей против государства и желая отнять у них огромные богатства стал возводить на орден страшные обвинения. Филипп Красивый с течением времени конфисковал орденские имущества и направил против братства инквизицию. Членов ордена обвиняли в ужасной ереси - в отречении от Иисуса Христа. Папа Климент 5 , проживавший в это время в Авиньене и состоявший в полной зависимости от Филиппа, принужден был содействовать уничтожению ордена. В 1312 г. папской буллой орден тамплиеров был объявлен еретическим и уничтожен.

2004 г.

Введение

1. Понятие монашеского ордена

2.2. Орден ливонский

2.4. Орден иоаннитов (Иоанниты, Мальтийский орден, Орден госпитальеров)

2.6. Орден дома святой Марии Тевтонской (Немецкий орден, Тевтонский орден)

2.8. Орден меченосцев

Заключение

Список литературы

Введение

Частным видом католической организованности является монашество - гвардия католической Церкви. Монашество католической Церкви делится на ордена созерцательной и активной апостольской жизни. Последние занимаются миссионерской работой. К ним относится большинство монахов и монахинь. Ордена специализированы, т.е. каждый из них имеет свою сферу деятельности, свой стиль, свои особенности в организации. Специализация в миссионерской работе позволяет развить наибольшую производительность. Имеются монахи, живущие только в монастырях и монахи, живущие в миру, носящие гражданскую одежду. Многие монахи работают учеными при научных центрах, в университетах, многие учителями, врачами, медсестрами и по другим специальностям, оказывая христианское влияние на свое окружение. Католический монах - это не затворник, полностью удалившийся от мира (хотя есть и такие). Это активный общественный деятель, ловец человеческих душ.

Вот некоторые цифры, характеризующие состояние монашества в католич. Церкви: всего имеется около 300 тыс. монахов и 800 тыс. монахинь. Наиболее крупные монашеские объединения: 35 тыс. чел. иезуитов, 27 тыс. францисканцев, 21 тыс. салезианцев, 16 тыс. капуцинов, 12 тыс. бенедиктинцев, 10 тыс. доминиканцев (цифры взяты из книги М. Мчедлова "Католицизм", М., 1974 г.)

Монахи сыграли решающую роль в истории вина в эпоху Средневековья. В XVII в. иезуиты производили вино на прибрежных равнинах Перу, а францисканцы в XVIII в. заложили основы виноделия в Калифорнии. Традицию винопития поддерживают по сей день.

1. Понятие монашеского ордена

Орденом (ordo religiosus ) является постоянное, утвержденное Церковью сообщество мужчин или женщин, члены которого (religiosi, religiosae ) дают торжественные обеты (vota solemnita ) бедности, целомудрия и послушания и ими обязывают себя к праведной жизни в исполнении общего устава (regula).

ОРДЕНЫ МОНАШЕСКИЕ - монашеские объединения в католицизме. Первые монашеские ордена возникли в VI в. в Италии, до XI в. они существовали независимо от католической иерархии. Внутренняя жизнь каждого монашеского ордена определяется его собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую централизацию власти, требующей безусловного подчинения указаниям сверху. Имеются так называемые нищенствующие ордены (францисканцы, бернардинцы, капуцины, доминиканцы и некоторые др.), уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом, приносящим постоянный доход. Те же монашеские ордена, которые не причисляют себя к указанной группе, обладают правом зарабатывать деньги, идущие в церковную казну или на благотворительные цели. Монашеские ордена подразделяются на контемплятивные, или созерцающие (их члены посвящают основную часть времени молитве и богослужениям), и активные, непосредственно участвующие в общественно полезном труде и акциях милосердия. К числу первых, напр., относятся бенедиктинцы, а к числу вторых — лазаристы. Промежуточное положение занимают доминиканцы, францисканцы и иезуиты. Орден иезуитов — самый известный среди католических орденов. Созданный в 1534 г. испанским монахом Игнатием Лойолой, он и сегодня играет активную роль в церкви и в мире. Орден руководит 177 католическими университетами и культурными центрами, рассеянными по всему миру, а также 500 школами, к-рые посещают около 1,5 млн. человек. Этот орден, равно как и другие ордена. (всего их насчитывается около 140), занимается религиозно-политической пропагандой, религиозно-воспитательной и религиозно-просветительской деятельностью в различных уголках мира, в том числе и в России. Первыми католическими монашескими объединениями, получившими распространение в России с 1724 г., стали францисканцы и доминиканцы. Позже появились августинцы, кармелиты, мариане и др. В начале XX в. на территории России действовало восемь мужских и 16 женских монастырей (700 монахов и монахинь), прекративших свое существование после 1917 г. В 1992 г. в Москве было воссоздано и зарегистрировано в Минюсте России Отделение общества Иисуса — иезуитов, в 1995 г. — конгрегация францисканцев, доминиканцев и салезианцев.

Главное отличие ордена от других религиозных организаций - наличие особого устава, утвержденного папой римским.

Торжественные обеты, которые принимаются после окончания периода послушания (новициата), подразумевают полную и безвозвратную отдачу себя ордену, а через него Богу. Они лишают члена ордена прав обладания и распоряжения имуществом, заключения брака и освобождают его от всех общественных обязательств. В некоторых орденах (как, например, в ордене иезуитов) к трем общепринятым обетам добавляется четвертый, который обязывает вступающего следовать особым целям, стоящим перед орденом. Характерным признаком монашеского ордена является обязательное проживание его членов в монастыре (clausura, stabilitas loci ). В традиции францисканцев и доминиканцев это правило заменяет stabilitas provinciae - требование проживания члена ордена в пределах определенной територии. Все монашеские ордена отличаются по образу жизни, целям и направлениям деятельности, а внешне - по монашеским одеяниям, характерным для каждого ордена.

Положения о статусе монашеского ордена и принципах его деятельности были приняты на 4-м Латеранском (1215 г.) и 2-м Лионском Соборах. Согласно этим положениям монашеские ордена освобождаются от верховного надзора епископа и подчиняются непосредственно папе римскому.

Управление орденом строго централизовано: его возглавляет генерал ордена, избираемый генеральным капитулом (capitulum generalis ) - коллегиальным органом, в состав которого входят провинциалы (ministri provinciales ) - главы региональных (провинциальных) объединений ордена. Во главе отдельных монашеских общин (конвентов) стоят избираемые полноправными членами данной общины настоятели (аббаты, приоры или гвардианы), собрание которых называется капитулом, или собором. Общины или группы общин ряда орденов объединены в структурные подразделения, называемыми конгрегациями (так, орден бенедиктинцев состоит из 18 конгрегаций). Женская ветвь ордена иногда называется «вторым орденом». При некоторых орденах (францисканцев, доминиканцев, кармелитов) существуют особые братства мирян, которые получили название терциарии («третьи ордена»). Терциарии не имеют самостоятельного статуса и их задача заключается в оказании активной помощи ордену во всей его деятельности.

Монашеские ордена подразделяются на следующие категории:

1. Ordines monastici seu monachales , члены которых называются monachi regulares («уставные монахи»): антонианцы, базилиане, бенедиктинцы и их ответвления (клюнийцы, цистерцианцы и др.) и картезианцы;

2. Ordines canonici (canonici regulares ) и ordines clericorum (clerici regulares ) - «уставные каноники» и «уставные клирики»: августинцы, премонстранцы, доминиканцы и иезуиты;

3. Ordines mendicantium , или regulares mendicantes - «нищенствующие ордена»: францисканцы, доминиканцы, августинцы-эремиты и кармелиты;

4. Ordines militares , или regulares militares - «рыцарские (военные) ордена»: иоанниты или госпитальеры, храмовники (тамплиеры), Тевтонский, Левонский ордена и другие.

2. Средневековые монашеские ордена

Первым монашеским орденом в Западной Европе был орден бенедиктинцев (основан в IV веке).

В XI веке в Европе получили широкое распространение ордена цистерианцев и картезианцев.

В XI - XII веке в связи с крестовыми походами возникают духовно-рыцарские ордены, сочетающие в уставах монашеские и рыцарские идеалы. Наиболее распространенные из них - госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы.

В XIII веке для укрепления авторитета церкви и борьбы с еретическими движениями создаются нищенствующие монашеские ордена. Наиболее известны из них францисканцы и доминиканцы, дававшие обет "телесной нищеты" (со временем принявший чисто номинальных характер). Объединение уставной жизни со священническим служением, независимость от местных властей, подчинение непосредственно папе делало нищенствующие монашеские ордена универсальным средством воздействия на мир.

В XVI - XVII веке, в период контрреформации, для преодоления кризиса церкви создаются многочисленные новые ордена - иезуиты, базилиане, театинцы, барнабиты.

В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов. Руководит монашескими орденами Конгрегация по делам институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни.

2.1. Цистерианский орден (Цистерианцы)

Католический монашеский орден. Основан бенедиктинцем Робертом Молезмским в 1098 году.

В 1115 году был возглавлен Бернаром Клервоским.

В XII - XIII году мужские и женские монастыри цистерианцев были богаты и влиятельны. К 1300 году существовало 700 монастырей цистерианцев.

С XIV века орден цистерианцев приходит в упадок.

Из цистерианцев выделились бернардинцы, флорцы и трапписты.

В настоящее время насчитывается около 3000 цистерианцев.

2.2. Орден ливонский

Военно-монашеский католический орден. Подразделение Тевтонского ордена, созданное в 1237 г. из остатков ордена меченосцев. Орден, наряду с Рижским архиепископством, Курляндским, Дерптским, Эзельским епископством, должен был управлять Ливонией - территорией, занятой крестоносцами в Прибалтике.

Символика ливонцев напоминала тевтонскую: черный крест на белом поле, однако многие ливонцы носили плащи с символикой меченосцев: красные кресты и мечи.

В 1242 году князь Александр Невский одержал победу над рыцарями Ливонского ордена в сражении у Чудского озера ("Ледовое побоище"), был заключен мир с Ливонией на условиях ее отказа от притязаний на русские земли.

В 1309 г., после захвата Тевтонским орденом у Польши Восточного Поморья с г.Данцигом, столицей Тевтонского и Ливонского орденов стала крепость Мариенбург.

В конце XIII в. Ливонский орден вступил в соперничество с Рижским архиепископством за политическую власть в Ливонии.

После поражения Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве 1410 г. положение Ливонского ордена пошатнулось. В 1444 - 1448 гг. орден принимал участие в войне Ливонии с Новгородом и Псковом.

После поражения в Ливонской войне 1558-1583 со стороны русских войск Ливонский орден распался и в 1562 г. был ликвидирован. На его территории созданы Курляндское герцогство и Задвинское герцогство, остальные территории отошли к Дании и Швеции.

2.3. Орден иезуитов (Иезуиты, Общество Иисуса)

Католический монашеский орден. Основан в 1534 г. в Париже испанцем Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540 г.

Основой ордена является жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение руководству и папе римскому. Орден выведен из-под епископской юрисдикции. Основной принцип ордена: "Цель оправдывает средства". Структура ордена - иерархическая, состоит из четырех ступеней. Во главе ордена стоит генерал, избираемый съездом ордена. Орден делит мир на девять ассистенций, управляющих ассистентами, составляющими Генеральный совет ордена. Ассистенции делятся на провинции и вицепровинции, а они, в свою очередь, на коллегии или резиденции.

Для ордена характерен высокий и разносторонний уровень образованности всех его членов. Благодаря этому с самого момента основания члены ордена составляли значительную часть преподавательского состава в учебных учреждениях Европы, а с конца XVII в. - и в России. В период Реформации орден стал главной опорой католической церкви. К XVII в. орден стал играть значительную роль в политике, идеологии и экономике Европы. К середине XVIII в. орден представлял реальную угрозу уже и для папства. В 1733 г. папа Климент XIV под нажимом королевских дворов Испании, Португалии и Франции, принял решение о распуске ордена.

Де-юре орден был распущен, однако его тайная деятельность не прекратилась. На тех территориях России, где иезуиты имели существенное влияние, императрица Екатерина II запретила распускать орден, предполагая использовать его как политическую силу против католической церкви.

В 1814 г. папа Пий VII восстановил нормальное функционирование ордена в полном объеме.

На конец XX в. орден иезуитов насчитывает 35 тысяч членов. Издается около 1 тысячи газет и журналов на более чем 50 языках мира. Ордену принадлежит 33 университета и 200 школ.

2.4. Орден иоаннитов (Иоанниты, Мальтийский орден, Орден госпитальеров)

Самый древний католический монашеский орден. Основан в 1023 году (по другим данным, в 1070 году) купцом Панталеоном Мауро из Амальфи (Южная Италия) и его сподвижниками, построившими больницу и приют для больных и престарелых паломников, шедших в Иерусалим.

После взятия крестоносцами Иерусалима в 1099 году орден был признан папой римским в качестве независимой религиозной организации. Полное его название звучало: "Рыцарский орден госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского".

Вступившие в орден давали три монашеских обета: целомудрия, послушания и бедности.

Около 1155 года глава ордена французский рыцарь Раймунд де Пюи принял титул великого магистра и издал первые статуты ордена.

Символом ордена стал восьмиконечный белый крест (получивший впоследствии название мальтийского), который, как правило, вышивался на рясах или плащах. К XIII веку наряд госпитальеров принял свой классический вид: красный плащ с вышитым спереди и сзади восьмиконечным крестом.

К XII веку орден достиг серьезного военного могущества.

В 1306 году орден вторгся на о.Родос и более 200 лет господствовал там, до изгнания его турками в 1523 году. После этого в 1530 году орден взял под свое покровительство император Священной Римской империи Карл V и дал ордену в ленное владение о.Мальту.

В XVI - XVII веках орден достиг наивысшего расцвета и превратился в сильную морскую державу Средиземноморья.

В 1798 году войска Наполеона Бонапарта захватили Мальту. После жестокого поражения орден перебрался в Россию под покровительство Павла I, который специальным манифестом принял на себя звание великого магистра ордена, а главной резиденицей госпитальеров объявил Санкт-Петербург.

После убийства Павла I в 1801 году резиденция ордена переносится в Италию.

С 1834 года и до настоящего времени штаб-квартира ордена находится в Риме, где занимает около двух квадратных километров. Владения ордена в Риме пользуются правом экстерриториальности.

Как суверенное государство орден имеет дипломатические отношения на уровне послов с 50 государствами. Орден имеет свою конституцию, правительство, гимн, гражданство, денежные знаки.

В настоящее время орден насчитывает около 10 тысяч рыцарей и около одного миллиона ассоциированных членов ордена, объединенных в 35 национальных секций. Членами ордена преимущественно являются крупные политические деятели и бизнесмены.

Все члены ордена делятся на три основных ранга:

Рыцари справедливости

Рыцари повиновения

Кроме того, существуют почетные рыцари и дамы.

Все нити правления сосредоточены в руках великого магистра, который избирается пожизненно из узкого круга рыцарей и утверждается папой.

В орден не принимаются разведенные или живущие во внебрачной связи, евреи и коммунисты. Членство в ордене разрешается только католикам, однако это правило не распространяется на венценосных особ.

В настоящее время орден занимается преимущественно организацией медицинской помощи и организацией паломничеств. В ведении ордена находится около 200 больниц в разных странах мира. После Армии спасения орден госпитальеров - наиболее крупная благотворительная организация.

2.5. Орден тамплиеров (орден храмовников)

Один из древних католических монашеских орденов. Основан в 1119 году французскими рыцарями в Иерусалиме вскоре после Первого крестового похода. Свое название (франц. templiers, от templ - храм) одрен получил по местонахождению первоначальной резиденции вблизи места, где, по преданию, находился храм Соломона.

"Отцом" ордена считается бургундский рыцарь Хуго де Пэйнс, который в 1118 году, участвуя в крестовом походе, вместе с восемью сподвижниками нашел пристанище во дворце иерусалимского правителя Балдуина I.

Основной задачей ордена была провозглашена защита паломников и завоеванных крестоносцами государств от мусульман.

Тамплиеры давали те же три обета, что и иоанниты, и имели аналогичную организационную структуру. Символом тамплиеров служил красный крест, который носился поверх заимствованного у цистерианцев белого плаща.

В короткий срок, благодаря пожертвованиям, занятиям торговлей и ростовщичеством, орден превратился в крупнейшего феодала и банкира Ближнего Востока и Западной Европы.

В 1128 году были приняты статуты ордена тамплиеров.

В XIII веке численность ордена достигла 15 тысяч рыцарей. Орден неоднократно использовался для борьбы с ересями и восстаниями.

По завершении крестовых походов орден обосновался в Европе, преимущественно во Франции. Опасаясь роста могущества тамплиеров, французский король Филипп IV Красивый в 1307 году добился ареста всех членов ордена и возбудил против них инкцивиторский процесс.

Обвиненные в манихействе рыцари во главе с магистром в 1310 году были сожжены на костре. В 1312 году папа Климент V упразднил орден.

2.6. Орден дома святой Марии Тевтонской (Немецкий орден, Тевтонский орден)

Католический монашеский орден. Основан немецкими крестоносцами в конце XII века на базе госпиталя "Дом святой Марии Тевтонской" в Иерусалиме.

Первоначально орден занимал подчиненное положение по отношению к иоаннитам. Устав и самостоятельность ордена утверждены папой Иннокентием III в 1198 году.

Первым гроссмейстером ордена еще до утверждения статутов стал Генрих Вальпот.

Резиденции и владения ордена располагались, кроме Иерусалима, в Германии, Италии, Испании и Греции.

В начале XIII века орден обосновался в Северо-Восточной Европе, ведя политику экспансиив Прибалтике и северо-западных русских княжествах. На захваченных землях рыцари ордена проводили насильственную германизацию и обращение населения в католицизм.

В 1410 году объединенные польско-литовско-русские войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену.

В XVI веке, когде Реформация охватила Пруссию, владения ордена были секуляризированы. С потерей капиталов и владений орден потерял военное и политическое значение.

Тевтонский орден существует в настоящее время в Германии в форме малочисленной церковной организации.

2.7. Орден августинцев (Августинцы)

Католический монашеский орден. Ведет свое начало от монашеских общин, образованных св.Августином и его сестрой Перпетуей. Следует приписываемому св.Августину уставу, который был составлен в середине V века и требовал монашеское общежитие и полный отказ от собственности. Августинцы заложили истоки практики всех нищенствующих монашеских орденов.

Августинцы практически представляют из себя объединение нескольких родственных орденов. Наиболее известны из них уставные августинские каноники, белые каноники, орден отшельников св.Августина, орден босоногих братьев-отшельников, орден братьев-созерцателей, конгрегация уставных Латеранских каноников, конгрегация Вознесения.

В настоящее время насчитывается около 10 тысяч августинцев.

2.8. Орден меченосцев

Католический духовно-рыцарский монашеский орден. Учрежден в 1202 г. инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом.

Во время второго "Северного" крестового похода рыцари ордена меченосцев предприняли безуспешную попытку взять крепость Изборск.

В 1234 году на р.Эмайыге под г.Юрьевом новгородский князь Ярослав Всеволодович одержал победу над войсками ордена меченосцев, остановив продвижение рыцарей на восток.

В 1236 году литовский князь Миндовг разбил войско ордена меченосцев в битве при Шауляе. В битве был убит магистр ордена Волквин.

В 1237 году остатки ордена меченосцев сливаются с Тевтонским орденом, образуется подразделение Тевтонского ордена, названное Ливонский орден и предназначенное для ведения дел в Ливонии.

Название ордена происходит от изображения на их плащах красного меча с крестом.

2.9. Орден францисканцев (Францисканцы)

Католический нищенствующий монашеский орден. Основан в Италии в 1207 - 1209 гг. Франциском Ассизским.

Наряду с орденом доминиканцев францисканцы занимались проведением судов инквизиции.

В конце XII - начале XIII в. орден раскололся на конвентуалов (сторонников монастырской жизни, отвергавших строгий орденский устав) и спиритуалов (сторонников нищеты и строгого ригоризма). Под влиянием спиритуалов возникли две радикальные еретические секты - фратичелли и фагелланты.

В XIII в. францисканцы были очень популярны в Италии, Испании и Франции.

Заключение

Роль монахов в развитии европейской культуры Раннего Средневековья сегодня уже практически никем не оспаривается и не подвергается сомнению. Более того - это стало своего рода тривиальностью, общим местом. Любопытно, что, по всей вероятности такой же неоспоримой «тривиальностью» это было и для средневековых хронистов. «В делах божественных и человеческих они были прекрасно образованы и передавали другим сокровища духа, которыми владели».

В настоящее время (конец XX века) в Римско-Католической Церкви насчитывается 213.917 монахов (из них 149.176 монахов-священников и 908.158 монахинь), входящих в различные монашеские объединения.

Список литературы

1. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. - М.: Гардарики, 2002.

2. Ткач М. Тайны католических монашеских орденов. - М.: Рипол Классик, 2003.

3. Ваплер А., "История римско-католической Церкви", Одесса, 1899 г.

4. Ковальский И.А., "Международные католические организации", М.,1962 г.

6. Мчедлов М., "Католицизм", Москва, 1974 г.