Сообщение на тему искусство византии. Византийская архитектура

Архитектура Византии

После переноса императором Константином столицы из Рима в Византий (в конце IV века), названный позже Константинополем, начался расцвет великой византийской культуры, в том числе архитектуры. После завоевания Греции, стран Передней и Малой Азии, Италии, Средиземноморья, Византия становится огромнейшим государством. Традиции народов новых территорий оказали на ее культуру просто огромнейшее влияние. Разумеется, при этом были соблюдены и древние античные традиции.

Основные особенности византийской архитектуры

. Использование купола в центральной части здания. Хотя подобные конструктивные элементы и применялись ранее в Риме и на Востоке, византийцы первыми придумали размещать их на так называемых парусах, что позволило устраивать менее громоздкие стены, и, следовательно, расширять помещение. Купола ставились на параллелепипед, стены которого в верхней части имели дугообразную форму.
Внутри храма, в подкупольном пространстве, создается галерея, напоминающая хоры. Снизу ее поддерживали колонны. В самом куполе устраивается окно, предназначенное для освещения.
Колонны выполнялись в виде четырехгранной усеченной пирамиды и располагались меньшим основанием вниз. Эти элементы украшались орнаментами, чаще всего растительными.
Минимум архитектурных деталей во внутреннем убранстве и максимум богатого оформления. Стены облицовывались мрамором и покрывались позолотой, мозаиками из смальты и фресками.
Окна устраивались обычно узкие и с закругленным верхом. Зачастую древние зодчие группировали их по два или три. Такие композиции оформлялись поддельной аркой и разделялись небольшой колонной. Часто окна закрывались решеткой или каменной конструкцией с отверстиями.

Все эти основные архитектурные элементы развивались постепенно и не всегда применялись в полной мере. При возведении зданий обычно использовались плинфа, кирпич и камень. Скрепляли их известковым раствором. Часто в него для прочности добавлялся толченый кирпич. Иногда в кладке кирпич и камень перемежались в кладке. В тех районах, где поблизости от городов залегал известняк, для возведения храмов использовался именно он. Влияние византийских архитектурных традиций распространилось практически на всю территорию современной Европы. Храмы, построенные в таком стиле, до сих пор сохранились во многих странах. На Руси, в Киеве, была выстроена София Киевская в византийских традициях зодчества. Наиболее характерной для византийского стиля постройкой можно считать константинопольский Софийский собор. Кроме него, можно вспомнить Сумельский монастырь и церковь Святой Ирины там же, в Константинополе, который нынче носит название Стамбул.

София Константинопольская

Собор Святой Софии в Константинополе можно назвать настоящим архитектурным сокровищем. Построена она была во время правления императора Константина в VI веке. При строительстве были использованы остатки мраморных конструкций древних храмов, привезенные в столицу из многих провинций. Например, колонны были доставлены из Рима, Эфеса и Афин. Святая София часто страдала от землетрясений и пожаров. Подвергалась она и разграблениям во время нашествий. В первый раз это сделали крестоносцы в 1204 году. Во второй раз - турки в 1453 году. Они замазали бесценные фрески штукатуркой, а к самому храму пристроили четыре минарета. София Киевская была переименована в Айя-Софию. В основе композиции этого собора лежит тип трехнефной базилики, сочетающийся с центрированным способом постройки здания. Стены выполнены из кирпича. Главный купол лежит на четырех столбах, разделяющих пространство храма на три нефа.

Собор Святой Ирины

Храм Святой Ирины – одна из самых ранних византийских церквей. Находится она во внутреннем дворе дворца Топкапы, который был возведен на месте когда находившейся здесь резиденции византийских императоров. Очень интересным можно назвать мозаичный притвор этого храма. Церковь была возведена в IV веке также во времена правления императора Константина. Построен храм на месте бывшего языческого культового сооружения, посвященного Афродите. В 532 году церковь сгорела. Восстановлена она была императором Юстинианом. Перестройке храм подвергся и в 740 году, после того, как сильно пострадал во время землетрясения. После завоевания Константинополя турками в 1453 году в помещениях собора долгое время находились оружейные склады. В более поздние времена здесь был устроен сначала Археологический, затем Императорский, а далее – Военный музей. В настоящее время в храме находится концертный зал. Основными отличительными признаками византийской архитектуры можно назвать купола, мозаики и фрески. Культура и, в частности, традиции зодчества этого древнего государства оказали большое влияние на архитектуру Европы и Руси того времени. До наших дней, к счастью, дошло довольно много красивейших памятников византийского зодчества.

Изначально Византия была небольшим городом — центром греческих колоний. Однако в период правления императора Константина влияние Византии многократно возрастает.

В 330 году нашей эры правитель выбирает его в качестве места своего постоянного пребывания. С тех пор город носит название Неа Рома, но чаще его называют Константинополем. Спустя 65 лет город стал постоянной столицей восточного государства.


На тот момент в Византии достигло высокого уровня строительное искусство, в которое органично вплелись мотивы античной архитектуры.

В городе возводятся прекрасные здания, призванные восхвалять величие государства и самого императора, а также постройки религиозно — культового характера — дворцы, , ипподром, храмы, церкви и различные инженерные сооружения.

Уже в VI столетии были заложены основы новой архитектурной традиции, и возникает собственный монументальный стиль. получивший яркое выражение в храмовых сооружениях.


Монастырь Святого Лазаря в Ларнаке — уникальный образец храма с высокой колокольней

Особенности византийской архитектуры

Главной отличительной чертой византийской архитектуры можно назвать монументальность и сложность конструкций. Кроме этого можно выделить следующие особенности архитектурного облика сооружений:

  • Единство материалов — для возведения зданий всех типов используются , соединяемые с помощью раствора. Из них возводили стены и пилоны, делали сводчатые конструкции. Вторым видом строительного материала был природный камень. В процессе кладки стен мастера использовали камень натурального оттенка.

Если в композиции здания сочетались два этих материала, то получался интересный декоративный эффект, в котором слои каменной кладки чередовались с кирпичной.

  • Развитие инженерной мысли — зодчие Византии были хорошими конструкторами, поэтому они изобрели способ равномерного распределения нагрузок от объемных куполов на квадратную в плане основу здания.

С помощью специальных треугольных арок в виде парусов, надстроенных на сторонах квадрата, вся нагрузка распределялась на устойчивые угловые пилоны.

  • Изобретение барабана — так называлась промежуточная вставка в виде цилиндра, размещенная между куполом и стенами. Барабан позволял сделать купол цельным, потому что окна были расположены на его боковых стенах. Именно купол на барабане стал наиболее выразительным элементом архитектуры Византии. В дальнейшем эта система используется зодчими многих стран в разное время.
  • Сводчатые перекрытия — византийские мастера строили центричные сооружения и экспериментировали с различными способами возведения сводов.

Образец здания в византийском стиле

Шедевры византийского стиля

Ярким и наиболее характерным примером развития сводчатой архитектуры в Византии является . По своим размерам и роскошной отделке это сооружение стало одной из жемчужин мировой архитектуры.


Композиция храма является центричной в плане, а квадратное пространство его центра накрыто куполом на парусах. Диаметр купола достигает 33 метров, и нагрузка от него распределяется на четыре мощных 23 — метровых пилона. При этом стабильность свода и погашение горизонтальных усилий достигается за счет двух полукуполов, которых с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

Другим видом византийских построек является тип купольной базилики, примером которой может служить храм Святой Ирины в Константинополе.


В результате слияния обоих типов и возникает знаменитая пятикупольная система, возвышающаяся над постройкой в форме равностороннего креста, которая в дальнейшем широко используется во время строительства церквей и храмов.

Интерьер византийских зданий

Для внутренней отделки зданий в Византии используются следующие виды материалов:

  • Стеклянная смальта — мозаикой из разноцветных кусочков смальты облицовывали своды.
  • Мрамор — мозаикой из кусочков выкладывали удивительно красивые композиции на стенах.
  • Мраморная плитка — использовалась в качестве напольного покрытия.

Благодаря применению материалов высокого качества оформление церквей и храмов было роскошным и богатым.

Влияние на зодчество других стран

Опыт и строительные принципы византийских зодчих охотно заимствуют в Европе и Азии, в греческом мире и в славянских областях.

Начало XIII столетия ознаменовалось возникновением новых культурных центров на Крите, в Македонии, в Сербии и Болгарии. В период с XIII по XV века в Византии возводятся также монастыри в Сербии и Греции.


Однако византийский стиль оказывает влияние не только на развитие православного христианского зодчества в славянских странах, но и на характер исламской архитектуры в Сербии и Турции.

В 998 году во времена правления князя Владимира произошло значительное историческое событие — Крещение Руси. В результате этого христианство стало государственной религией. Вместе с новой верой в Киевскую Русь приходит византийское искусство, которое проникает во все сферы церковной жизни.

София Киевская

В середине XI столетия город Киев становится одним из красивейших и богатейших европейских городов. В 1037 году был построен Софийский собор , который считался главным государственным храмом страны. Для Киевской Руси он имел такое же важное значение, как и храм Святой Софии для Константинополя.

Однако создатели несколько отошли от византийских канонов. Собор имеет значительные отличия в конструкции и особенностях планировки, а также характеризуется большим количеством куполов — их тринадцать, в отличие от традиционных для Византии пяти куполов.


В процессе строительства происходило постепенное расширение плана, который изначально имел форму греческого креста. Далее, в результате многочисленных перестроек и исправлений были сооружены 9 нефов в десятью апсидами и 13 куполами характерной формы.

Церковная архитектура Новгорода

Похожие архитектурные решения нашли воплощение и в Софийском соборе Новгорода, построенном в 1054 году. Однако его венчают всего пять куполов удивительной красоты.


Отличительными особенностями архитектуры новгородских церквей XII века являются следующие:

  • Апсиды имеют овальные очертания.
  • Уровень парусов несколько снижен.
  • Арочный фриз используется в качестве декоративного элемента фасадов.

Спустя столетие церковная архитектура Новгорода несколько меняет свой характер, и в XIII веке среди характерных особенностей сооружений можно выделить следующие:

  • Использование полуцилиндрических сводов.
  • Для конструкции зданий характерно наличие единственного купола с четырьмя пилонами.

Таким образом, в появляются свои собственные черты, отличные от византийского зодчества.


Церковь Спаса на Нередице — яркий пример византийского архитектурного стиля

Историческое и культурное значение Византии трудно переоценить. В России византийское наследие можно обнаружить как в духовной, так и материальной сферах жизни. пережило несколько этапов, и даже в современной культуре и архитектуре есть приметы этого влияния. В глобальном смысле русская культура стала основной преемницей и продолжательницей традиций и духовных канонов Византии.

Истоки византийского стиля

Распад Римской империи в 395 году привел к возникновению новой империи, впоследствии названной Византией. Она по праву считается преемницей античных традиций, культуры и мудрости. Византийский стиль возникает как результат концентрации существующих архитектурных приемов. Зодчие нового государства сразу поставили себе задачу превзойти римские достижения. Поэтому, органично впитав все лучшее, что было изобретено римлянами и греками, создают новые шедевры, принимают вызов времени и находят новые конструктивные и планировочные решения.

Формирование византийской культуры происходило не только на воспроизведении и улучшении античного греко-римского опыта, но и связано с сильным восточным влиянием, которое нашло отражение в стремлении к роскоши, масштабности, украшательству.

В связи с тем, что в Константинополе обосновывается восточная ветвь христианства, стране понадобились новые храмы. Для новой идеологии также необходим собственный антураж. Эти задачи решают лучшие художники мира, которые стекаются в Константинополь и создают уникальные произведения, которые и становятся новым религиозным, культурным, государственным и архитектурным каноном.

Черты византийского стиля

Архитекторам Константинополя предстояло решить несколько важных конструктивных задач, которые преимущественно появлялись в храмовом зодчестве. Собор в православии должен был производить неизгладимое впечатление на зрителя своим масштабом и великолепием, храм ассоциировался с Царствием Божьим и поэтому архитекторам требовались новые выразительные средства, поисками которых они и занимались. За основу планировки византийского храма был взят не греческий собор, а римская базилика. Стены соборов возводились из кирпича с большими прослойками скрепляющего раствора. Это привело к формированию отличительной черты византийских построек - облицовка зданий кирпичом или камнем темного и светлого цвета. Вокруг фасада нередко размещались аркады из колонн с корзинообразными капителями.

Византийский стиль ассоциируется с крестово-купольным типом собора. Зодчим удалось найти простое решение соединения круглого купола и квадратного основания, так появились «паруса», которые создавали ощущение гармоничной цельности. Суженные окна с округленным верхом, размещаемые по два или три рядом, - также важная примета византийских построек.

Внешняя обработка зданий была всегда скромнее, чем внутреннее убранство, - это еще одна особенность византийских строений. Принципами оформления интерьеров являлись утонченность, богатство и изящество, для них использовались очень дорогие, эффектные материалы, которые производили сильное впечатление на людей.

Влияние Византии на средневековую архитектуру

В средние века влияние Византии распространилось на все страны Европы, оно было политическим, экономическим и духовным. Византийский стиль в архитектуре средневековья оказался мощным ресурсом обновления. Италия в большей мере восприняла новшества византийской архитектуры: новый тип храма и технику мозаики. Так, в Равенне, на острове Торчелло, в Палермо стали знаками этого византийского влияния.

Позже тенденции распространяются и на другие страны. Так, собор в Ахене в Германии является примером византийского влияния через призму итальянских мастеров. Однако наиболее мощное воздействие Византия оказала на те страны, которые приняли православие: Болгарию, Сербию, Армению и Древнюю Русь. Здесь происходит настоящий культурный диалог и обмен, который приводит к значительной модернизации существующих архитектурных традиций.

Влияние Византии на зодчество Древней Руси

Всем известна история о том, как русская делегация, посетившая Рим и Константинополь в поисках подходящей религии, была потрясена красотой собора Святой Софии, и это решило исход дела. С этого времени начинается мощное перенесение традиций, текстов, обрядов на русскую землю. Немаловажным аспектом в этом процессе является храмовое зодчество, которое активно начинает развиваться в новом виде. Византийский стиль в появился благодаря тому, что целые бригады мастеров приезжают в Древнюю Русь, чтобы возводить соборы, передавать навыки и формировать новый облик страны. Также немало зодчих посещают Константинополь, обучаясь премудростям и хитростям строительства.

Русские мастера, начиная с 10-го века, не только перенимают византийские традиции, но и обогащают их, дополняя решениями и деталями, необходимыми местным храмам. Традиционный крестово-купольный византийский храм на Руси обрастает дополнительными нефами и галереями для большей вместимости. Для создания построек в новом стиле появляются сопутствующие ремесленные направления: изготовление кирпича, литье колоколов, иконопись, - все это имеет византийские корни, но перерабатывается русскими мастерами в духе национального искусства. Ярчайшим примером такой переработки является Собор Софии Премудрости Божией в Киеве, где трехнефная византийская форма становится пятинефной и еще обстраивается галереями, а пять глав дополняются еще 12 малыми главками.

Византийская модель храма

Византийский стиль в архитектуре, особенности которого мы рассматриваем, базируется на новаторской планировке храма. Его особенности родились из чисто утилитарных потребностей: увеличение пространства храма, простое соединение купола и основания, достаточная освещенность. Все это привело к тому, что сформировался особый тип сооружений, который впоследствии поменял всю храмовую архитектуру мира. Традиционный византийский храм имел квадратное или прямоугольное основание, крестово-купольную конструкцию. К центральной части примыкают апсиды и галереи. Увеличение объема приводило к появлению внутри дополнительных опор в виде колонн, они разделяли собор на три нефа. Чаще всего классический храм имел одну главу, гораздо реже 5. Окна с арочным проемом объединялись по 2-3 под общей аркой.

Черты византийского стиля в русском храмовом зодчестве

Первые постройки храмов новой церкви были по русской традиции, греки не могли повлиять на них, так как свои храмы они возводили из кирпича и камня. Поэтому первое нововведение - это многоглавие, которое активно внедрялось в архитектурные решения. Первая каменная церковь на Руси появляется в конце 9-го века и имеет крестово-купольную конструкцию. До наших дней храм не дожил, поэтому говорить о его специфике невозможно. Для храмов на Руси очень важным был объем, поэтому уже первые зодчие были вынуждены решать проблему увеличения внутреннего пространства храма, достраивая дополнительные нефы и галереи.

Сегодня византийский стиль в России, фото построек которого можно увидеть во многих путеводителях, представлен несколькими главными регионами. Это постройки в Киеве и Чернигове, Новгородский район, Печеры, Владимир, Псковщина. Здесь сохранилось немало храмов, которые имеют явные византийские черты, но являются самостоятельными постройками с уникальными архитектурными решениями. К наиболее известным можно отнести Софийский собор в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, церковь Спаса на Нередице, Троицкую церковь в Печерском монастыре.

Византийский стиль в европейской архитектуре

Государство Византия, просуществовавшее более 10 веков, не могло не оставить свой след в мировой истории. В архитектуре Европы и сегодня можно увидеть зримые черты византийского наследия. Наиболее богат заимствованиями и преемственностью период средневековья, когда зодчие берут на вооружение новаторские идеи коллег и строят храмы, например, в Италии, которая более всего оказалась восприимчивой к византийскому влиянию. Мощное влияние на Венецианскую республику оказали художники, приехавшие из Византии, и огромное количество артефактов, привезенных сюда после захвата Константинополя. Даже собор Сан-Марко в Венеции включает немало византийских мотивов и предметов.

Не менее важную роль сыграла архитектура Византии и в эпоху Возрождения. Господствующий центрально-купольный тип сооружения, который пришел из этой страны, получает повсеместное распространение. Черты византийских храмов можно обнаружить не только в культовых зданиях, но и в светских постройках. Зодчие, от Брунеллески до Браманте и Отчетливо видны элементы и конструктивные решения византийцев в таких знаменитых постройках, как соборы Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Пантеона в Париже.

Византийский стиль в европейской архитектуре как таковой не сложился, если не брать в расчет православные страны, но элементы этой системы зодчества видны до сих пор, они переосмысливаются, модернизируются, но являются той базой, на которой вырастает архитектура Европы. Византия стала местом сохранения античных традиций, которые затем вернулись в Европу и стали восприниматься ею как свои исторические корни.

Формирование русско-византийского стиля

Византийский стиль в русской архитектуре складывается в результате многовекового переосмысления и переработки идей зодчих из Константинополя. Формируется этот стиль, в котором уже на равных сосуществуют восточные и русские идеи, в середине 19-го века. Именно тогда начинается расцвет архитектуры, в которой достижения византийских зодчих творчески переработаны, дополнены и по-новому применены. Поэтому Византийский стиль в России 19-го века - это не копирование достижений Константинополя, а создание построек «по мотивам», с большим включением собственно русских идей.

Периодизация византийского стиля в русской архитектуре

То, что именуется в теории архитектуры не иначе как «византийский стиль», формируется в середине 19-го века. Его идеологом и пропагандистом стал архитектор К. А. Тон. Предвестники стиля появляются в 20-х годах 19-го века, они заметны в таких постройках, как в Киеве, церковь Александра Невского в Потсдаме.

Но первый период формирования стиля приходится на 40-е и 50-е годы, он особенно заметен в сооружениях А. В. Горностаева и Д. Гримма. Второй период - 60-е годы, когда в духе доминирующей эклектики создаются сооружения смело миксующие византийские и русские черты. В этот период стиль особенно виден в зданиях Г. Г. Гагарина, В. А. Косякова и Е. А. Борисова.

70-90-е годы - это время усложнения стиля, архитекторы стремятся к большему декорированию, внесению разностилевых деталей в свои постройки. На рубеже 19-го и 20-го веков и в начале 20-го века византийский стиль в России начинает трактоваться все более вольно, объединяясь в духе наступающего модерна с другими стилями. В 90-е годы 20-го века появляется псевдовизантийский стиль, в котором видны поздние наслоения, но угадываются исконные черты.

Отражение византийского стиля в интерьере

Стиль Константинополя особенно ярко проявлялся в оформлении внутреннего убранства построек. Для интерьеров в византийском стиле характерна богатая декорированность, использование дорогих материалов: золота, бронзы, серебра, дорогого камня, ценных пород дерева. Яркой приметой интерьеров в этом стиле являются мозаики на стенах и на полу.

Отражения византийского стиля в русской архитектуре 19-го века

Самый яркий период в архитектуре, основанной на традициях Константинополя, приходится на середину 19-го века. В это время византийский стиль в архитектуре Петербурга становится ведущим. Ярчайшими примерами сооружений в этом стиле являются в Галерной гавани (Косякова и Пруссака), Греческая церковь Дмитрия Солунского (Р. И. Кузьмина), Торговый дом Штоля и Шмита (В. Шретера). В Москве это, конечно, постройки Тона: Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец.

Византийские мотивы в архитектуре 20-го века

Постсоветский период с его реставрацией православия привел к тому, что византийский стиль в архитектуре России вновь стал актуальным. Появляются постройки в русско-византийском стиле во многих городах России. Ярким примером является Храм на Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших в Екатеринбурге по проекту К. Ефремова.

На рубеже 20-21-го веков складывается так называемый «второй русско-византийский стиль», который появляется в новых храмовых постройках. К нему можно отнести такие соборы, как в Ижевске, Храм Рождества Христова в Рождества Христова в Москве и многочисленные постройки во всех уголках страны. Это свидетельствует о том, что идеи Византии глубоко проникли в русскую культуру и сегодня уже неотделимы от нее.

Современные постройки в византийском стиле

Современные архитекторы, особенно в храмовом зодчестве, вновь и вновь возвращаются к традициям Константинополя как источнику традиционных решений. Они, безусловно, переосмысливаются, решаются с учетом новых технологий, но дух Византии в них ощущается. Можно смело говорить, что сегодня жив византийский стиль в архитектуре России. Примеры тому можно найти во многих городах страны: это Храм Святых жен-мироносиц в Санкт-Петербурге, Никольская церковь в Надыме, Серафимовская церковь в Муроме и др.

17 января 2020 года в Москве на 82-м году жизни скончалась искусствовед, византинист, заслуженный профессор МГУ Ольга Сигизмундовна Попова. “Фома” выражает свои соболезнования родным Ольги Сигизмундовны и вспоминает наш с ней разговор.

«В византийском искусстве мы никогда не встретим размышлений над негативными сторонами жизни. Византия создала искусство торжества, праздника, радости. В нем нет трагического, нет темы страха, ужаса, отчаяния. Византийские художники практически никогда не изображали черта. Даже на иконах Страшный суд или Лествица, где без нечистой силы не обойтись, бесы совсем не страшные. И это, если вдуматься, существенная сторона византийского миросозерцания», - рассказывает Ольга Попова, доктор искусствоведения, один из крупнейших специалистов по Византии. А что еще интересного было в том, как византийские художники видели и чувствовали мир? Об этом наш большой разговор с Ольгой Сигизмундовной.

Что такое Византия?

Византия - государство, которое сформировалось после смерти императора Феодосия I (346–395) в результате раздела Римской империи на две части- восточную и западную. Собственно, Восточная Римская империя и есть Византия. История ее растянулась более чем на тысячу лет (395–1453). Византийцы гордо называли себя «ромеями», единственными наследниками Древнего Рима, и по сути имели на это полное право.

Столетиями Византия определяла политику во всем цивилизованном мире. Многие историки утверждают, что именно отсюда на Русь пришло христианство (988). И древнерусское искусство во многом сформировалось на базе византийского культурного наследия.

Византия подарила миру одну из самых совершенных систем права, множество памятников мировой архитектуры, шедевры пластического и поэтического искусства, богатейшее богословское и философское наследие. Трагическое падение Константинополя под натиском турков-османов (1453) ознаменовало собой не только гибель Византийской империи, но и символический закат эпохи - Средних веков.

Чего не найти в византийском искусстве?

- Ольга Сигизмундовна, но ведь на средневековых западно-европейских иконах и картинах мы постоянно встречаем изображения нечистой силы…

Конечно, и в этом смысле средневековое искусство Западной Европы разительно отличается от византийского: здесь черти и вообще демоническая сила играют огромную роль в художественном сценарии и построении композиции. Человек, подходящий к романскому собору, должен увидеть такое , от чего он точно придет в трепет. И этот страх должен натолкнуть его на какие-то очень важные размышления. Перед ним разворачивается сцена Страшного суда, где дьявольские силы изображены предельно натуралистично и производят неизгладимое впечатление: у бесов огромные пасти, клыки - сожрут не задумываясь!

Ничего подобного в Византии нет. Здесь в сюжете Страшного суда доминирующую роль играет райская композиция, а адские мучения - вторичны и не оказывают такого устрашающего воздействия на человека.

- Помимо темы страха и отчаяния, чего еще мы никогда не встретим в византийском искусстве?

Реализма. Натуральным, природным, естественным здесь никогда не интересовались. Все свои образы византийские художники создавали над натурой, как бы минуя материальное и прорываясь к вечному. Можно сказать, что они изображали не сами материальные предметы, а божественные «идеи» о них. Нет в византийском искусстве и резкости движений, динамики - здесь все упорядоченно, гармонизированно, созерцательно.

Тайная вечеря. Фрагмент эпистилия темлона; XII в.; Византия.

- С чем связаны такие различия искусства западно-европейского и восточного, византийского? Ведь это же одна и та же эпоха…

Чтобы ответить на этот вопрос понадобится не одна и даже не две лекции - настолько это огромная тема. Поэтому ограничусь лишь несколькими замечаниями. Во-первых, в западном и восточном христианстве сложились свои специфические мировоззренческие оттенки. В том числе и из-за этого постепенно наметились и различия в искусстве.

Византийское искусство насквозь пропитано классическими, античными образами. Для Византии античность была родным домом, который она никогда не покидала. Здесь не случилось той катастрофы, которая произошла на Западе: древние традиции не пресекались, ремесло развивалось, города продолжали расцветать. Европа же пошла иным путем. После завоевания ее территории варварами она утратила свое средиземноморское культурное наследие и потом столетиями напряженно пыталась его себе вернуть. И этот поиск классических форм в конце концов увенчался блестящей эпохой итальянского Ренессанса.

Мозаика. Византия. XI век. Греция. Фокида. Осиос Лукас

Для православного мира самый главный, центральный праздник - это Пасха. Она - вершина церковной жизни, пик человеческого бытия. На Западе же играет более скромную роль. Там центральным торжеством является . Даже сегодня, если вы в святочные дни попадете в любую европейскую страну, то увидите, с каким размахом отмечается этот праздник: сказочно украшенные улицы, ломящиеся от подарков магазины, праздничная суета, гуляния. Конечно, и у православных Рождество - очень важный и любимый праздник, но все же наивысшее, предельное торжество - это Пасха.

Кроме того, на Западе был сделан акцент на человеческой судьбе Спасителя. Внешний, человеческий образ Христа, перипетии Его жизни здесь, на земле - вот что интересовало каждого западноевропейского художника. Выделяется даже особый иконописный (а позднее и художественный) цикл - страстной, сфокусированный на событиях последних дней земной жизни Иисуса Христа. Нельзя сказать, что подобного цикла нет в православной культуре, тем более, что в Византии он также был очень важен, но все-таки главное в византийском искусстве - это Сам образ, лик Христа, Его внутренняя глубина.

- Разве латинское искусство лишено глубины?

Нет. Я вовсе не хочу, чтобы ваши читатели воспринимали меня как противницу латинского искусства. Это совсем не так. Я лишь пытаюсь передать различие оттенков, не более. Моя французская коллега, профессор Сюзи Дюфрен однажды сказала: «Для вас, православных, самое главное - образ. А у нас главное - это слово, текст. Поэтому у нас не получается так вникать в византийское искусство, как это делаете вы».

Христианская античность: возможно ли?

- Что было для византийцев источником вдохновения?

В Византии было и светское искусство. И, по-видимому, чрезвычайно развитое и богатое. Но, увы, от него до нас практически ничего не дошло. Если же говорить о религиозном искусстве, то оно выстраивалось вокруг догмата о Боговоплощении: Бог стал человеком, Он стал видим и, следовательно, может быть изображен.

Когда отцы Церкви сформулировали догмат о Боговоплощении, антропоморфное искусство (ориентированное на изображение человека. - Прим. ред. ), на котором стояла античность, стало допустимым и в христианском мире. И произошел удивительный сплав, в котором античная форма наполнилась абсолютно новым, христианским содержанием.

Деисус; XIII в.; Византия

Но самое удивительное в другом. История Византии полна убийствами, переворотами, подлостями. В этом смысле она ничем не отличается от западной средневековой истории. Это был период, отмеченный приматом силы, и идея, что власть может быть получена любой ценой, была одной из главных. И вот в таком византийском обществе, мягко говоря, не отличающемся высокой нравственностью, создается искусство, которое способно размышлять о Божественном на такой головокружительной высоте.

- А Вы считаете, что такие размышления - удел аскетов?

Нет, мне важно показать, что даже несмотря на мрачность и жестокости той эпохи, у византийских художников сохранялась великая устремленность к святости. Они выработали поразительный стилистический язык, с помощью которого создавали глубочайшие образы.

Язык, на котором говорит византийское искусство, безусловно наполнен символами, которые нужно уметь расшифровывать. Но иначе нельзя было решить такую грандиозную задачу: изобразить то, во что человек верит, то есть нечто принципиально невидимое, нематериальное.

Фрагмент византийской иконы, на котором видны высветленные элементы. Снятие со креста; XIV в.; Византия

- То, что Спаситель или святые на иконах и фресках изображались на золотом фоне - одно из проявлений подобного символизма?

Конечно. Дело в том, что в сознании византийцев золото символизировало Божественный свет. Вообще-то природа света передавалась не только золотом, но и белилами. К примеру, на фресках Феофана Грека на ликах и одежде святых большие белые «движки» света. И фигуры людей расчерчены световыми линиями. Это так называемые пробела (высветление одежд, зданий, горок и пр.)- свет, который насыщает всякую художественную форму. А золотой цвет всегда символизировал присутствие Божественного света.

Можно вспомнить икону Богородицы, которая называется «Ярославская Оранта» («оранта» переводится как «молящаяся». - Прим. ред .). Она хранится в Третьяковской галерее. На этой иконе вся одежда Богородицы расчерчена массивными золотыми штрихами - так называемыми ассистами, - которые наполняют ее фигуру Божественным светом.

Скучное искусство?

- Художественное наследие Византии представлено главным образом иконописью. Но икона консервативна, подчиняется строгим канонам. Значит ли это, что византийское искусство просто застыло?

То, что византийское искусство застывшее и занудное - миф.

Оно не знало стагнации. У него тысячелетняя биография (с IV по XV век. - Прим. ред. ), со своими взлетами и падениями. И иконописные образы не всегда были одинаковыми: они перерабатывались, дополнялись новыми деталями, реагируя на те или иные исторические события. Икона впитывала в себя и постоянно шедшие в империи богословские споры.

Сретение Господне; Византия.; XIV в.

- А как же канон?

Конечно, иконографическая «догма» всегда была устойчивой и неизменной. Но к XIV веку, в период поздней Византии, иконография становится чрезвычайно разветвленной - умножается количество сюжетных деталей - и все более «разговорчивой», литературной, повествовательной. Но парадокс в том, что вместе с приобретением этого творческого многообразия она утрачивает свою целостность, свой внутренний духовный стержень: он как бы заслоняется этой внешней детальной пестротой.

А вот классический византийский образ не обладает такой «литературностью», и в этом его величайшее значение: в своей предельной простоте византийская икона достигала глубочайшей степени выразительности.

Фрагмент мозаики с изображением архангела Гавриила. Храм Святой Софии. IX век

- И как удавалось сохранять такое единообразие на территории огромной империи?

А в разных регионах империи иконописные школы двигались своими путями, вырабатывая собственную стилистику. Вот например: после IX века, когда с ересью иконоборчества было покончено, византийское искусство пережило взлет. В Константинополе для Софийского собора создается образ Богородицы с Младенцем, сидящей на троне, а по бокам два архангела - Михаил и Гавриил. Это утонченный образ, с прекрасными, аристократическими ликами. Он буквально пронизан тончайшей внутренней поэтичностью. Такой мог появиться только в столице и, видимо, создавался какими-то высокородными, знатными художниками.

Примерно в это же время в Салониках (территория современной Греции. - Прим. ред. ) существует другой художественный центр, создавший мозаики местного Софийского собора. В куполе этого храма - композиция «Вознесение Христово»: Господь в окружении ангелов поднимается на небо. Христос находится в круге - это сияние Божественной славы, а вокруг расположены фигуры Его учеников и Богородица. В этом образе нет константинопольской утончённости, он выполнен мощно, ударно, экспрессивно.

Византия знала разных мастеров, разные художественные школы, подходы, стили. Поэтому искусство здесь постоянно находилось в развитии.

Собор святой Софии в Константинополе

- А храм для византийцев был только центром религиозной жизни?

Нет, это был еще и своеобразный информационный центр, настоящая энциклопедия. Попадая в него, человек оказывался в пространстве, наполненном различными изображениями. Здесь были и образы святых, и некоторые моменты их жития, и сюжеты библейской истории, и порой важнейшие события истории государственной -все это формировало специфику мировоззрения, фундаментальный набор представлений о мире и о человеке.

Кроме того, священник почти за каждым богослужением читал проповедь, которая нередко касалась каких-то злободневных проблем в империи. В некоторых храмах имелась своя библиотека. Одна из самых крупных находилась в Софийском соборе в Константинополе.

Вообще, о соборе Святой Софии стоит сказать отдельно, потому что он стал своеобразным символом византийского искусства. В нем представлены все наивысшие творческие достижения империи. Это был самый большой собор в Византии. Внутри него - колоссальное пространство, с огромным количеством окон, от чего весь храм буквально залит потоками света. И эти потоки в определенное время дня имеют определенное направление - так искусно они спланированы.

Безусловно, Софийский собор - пример инженерного гения. Взять хотя бы знаменитый купол, который считается самым большим в мире. Он очень тяжелый. И во время строительства, чтобы нейтрализовать распор (ту силу, которая стремится обвалить купол. - Прим. ред. ), пришлось по бокам главного купола достроить еще два полукупола, а к ним с каждой стороны - еще по три. Только так удалось нейтрализовать нагрузку на центральный купол.

«Сто тысяч полутонов»

Архитектура Византии — термин, введённый современными историками, чтобы обозначить Восточную Римскую империю. К сожалению, многие из самых впечатляющих зданий и памятников были снесены или разрушены. Большинство конструкций, переживших падение Византийской империи, претерпело многочисленные изменения и модификации. Сохранились лишь некоторые чистые примеры, о которых мы расскажем в этой статье.

Византийский стиль в архитектуре

Сосредоточенная на новой столице Константинополе (современный Стамбул), а не городе Риме и его окрестностях, Византия развивалась как отдельная художественная и культурная единица. Хотя на ранних этапах византийская архитектура стилистически и структурно неотличима от римской.

Можно наблюдать лишь стремление превзойти старый Рим в отношении роскоши и изящества. Мы видим:

  • усложнение геометрии зданий;
  • более свободное использование классических элементов;
  • использование кирпича и штукатурки для декора строений;
  • бросающуюся в глаза контраст в убранстве интерьеров и экстерьеров сооружений.

Этот стиль распространялся между 4-м и 15-м веками не только на удерживаемых византийцами территориях, но и далеко за пределами имперских границ.

Периоды развития архитектуры Византии

Византийское архитектура и искусство обычно делятся на три исторических периода:

  • ранний с 330 г. до 730 г.,
  • средний ок. 843-1204 гг и
  • поздний от 1261 г. до 1453.г.

Надо учитывать, что художественная преемственность империи (так же как политическая и социальная) была нарушена

  • сначала иконоборческим спором 730-843 годов,
  • а затем, периодом латинской оккупации (завоевание крестоносцами) 1204-1261 годов.

Особенности византийского стиля в архитектуре

  1. Византийский стиль в архитектуре храмов характеризует план равномерного креста, иногда называемого греческим.
  2. Отличительной чертой религиозных структур стала комбинация базилики и симметричных центральных объёмов (круговых или многоугольных).
  3. Особенностью является куполообразная крыша.

Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки. Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России, она сохранилась после падения Константинополя (1453 г.).

Ранний период (330-730 г)

Создавая фрески, мозаики и панно, раннехристианское или византийское искусство опиралось на стили и мотивы римского искусства, перенося их на христианские сюжеты. Расцвет византийской архитектуры и искусства произошел во времена правления императора Юстиниана I в 527-565 годах.

В этот период он начал строительную кампанию в Константинополе, а затем в Равенне, Италия. Его наиболее заметным памятником был собор Святой Софии (537 г), название которого означает «Божественная Премудрость».

Ипподром Константинополя, Стамбул, Турция

Сегодня это площадь под названием Султанахмет Мейданы (Площадь Султана Ахмета) в турецком городе Стамбул, с несколькими сохранившимися фрагментами оригинальной структуры.

Хотя Ипподром обычно ассоциируется со днями славы Константинополя как имперской столицы, он, в реальности, предшествует этой эпохе. Изначально построен в провинциальном городе Римской империи — Византии, ставшим только в 324 году столицей.

Император Константин Великий решил перенести резиденцию правительства из Рима в город Византий, который он переименовал в Новый Рим. Это имя не прижилось, и вскоре город стал известен как Константинополь. Император значительно расширил границы города, и одним из его главных начинаний была реконструкция ипподрома.

Руины ипподрома, из гравюры Онофрио Панвинио в его работе «De Ludis Circensibus» (Венеция, 1600). Гравюра, датированная 1580 годом, может быть основана на рисунке конца 15 века. Вy nieznani, rycina z XVI/XVII w — internet, Public Domain, Link

Предполагается, что Константинский ипподром имел длину около 450 м (1476 футов) и ширину 130 м (427 футов). Его трибуны могли вместить около 100 000 зрителей. Он был местом проведения гонок на колесницах и связанных с ними мероприятий.

К сожалению, большая часть некогда богато украшенного ипподрома давно исчезла, но несколько статуй, обелисков и других элементов украшения, частично сохранились: Змеиная колонна, Обелиск-крепость, Обелиск Тутмоса III и статуи Порфириоса.

Квадрига с константинопольского ипподрома. By Tteske — Own work , CC BY 3.0 , Link

Некогда украшавшую ипподром знаменитую квадригу, венеты вывезли в 1204 году в Венецию. Сейчас она выставлена в музее собора Сан-Марко, выполненного в византийском стиле. А её копия украшает лоджию базилики.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия

Король остготов Теодорих Великий, (475-526) в начале 6-го века построил арианскую церковь. Когда византийцы завоевали Италию во время готической войны 535-554 годов, Юстиниан I преобразовал ее в православный храм и посвятил его святому Мартину Турскому, одному из активных борцов с арианами.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, Италия Di Pufui Pc Pifpef I — Opera propria, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15351464

Настоящее имя базилика получила в середине 9-го века, когда стала домом для мощей Святого Аполлинария. Великолепная ранняя византийская мозаика, украшающая храм, стала причиной включения базилики в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.

Эксперты обращают внимание: «…как экстерьер, так и интерьер базилики наглядно иллюстрируют слияние между западным и восточным стилями, характерными для конца 5-го — начала 6-го века”.
Некоторые историки искусства утверждают, что одна из мозаик содержит первое изображение сатаны в западном искусстве.

Мозаичный портрет Юстиниана (по другой гипотезе, Теодориха) в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово Автор: © José Luiz Bernardes Ribeiro, CC BY-SA 4.0 , Ссылка

Базилика Сан-Витале, Равена, Италия

Один из наиболее важных сохранившихся примеров раннехристианского византийской архитектуры и искусства в Европе. Католическая церковь присвоила этому зданию почётное звание «базилики», хотя оно не имеет нужной архитектурной формы. Этот титул присваивают церковным зданиям исключительного исторического и церковного значения.

Базилика Сан Витале, Равенна, Италия

Как и Сант-Аполлинаре-Нуово, её построили остготы, но завершили уже византийцы. Несложный план правильного восьмиугольника ещё не представляет элементов центрально-купольной системы.

Она украшена впечатляющими мозаиками, которые считаются лучшим и наиболее сохранившимся образцом византийского мозаичного искусства за пределами Константинополя. Предположительно базилику построили на месте мученичества святого Виталиса.

Однако существует некоторая путаница в отношении того, является ли этот святой Виталисом Миланским или святым Витале, чье тело было обнаружено вместе с телом святого Агриколы в Болонье в 393 году. Освятили базилику в 547 году.

Здание это имеет огромное значение в византийском искусстве, как единственная крупная церковь периода императора Юстиниана I, которая практически без изменений сохранилась до наших дней. Кроме того, считается, что она отражает дизайн зала аудиенций Византийского императорского дворца, от которого вообще ничего не осталось.

Церковь св. Ирины или Айя-Ирина (Айя-Айрен, Агия-Ирэна), Стамбул, Турция

Одна из самых первых церквей, построенных в византийской столице. Её заказал основатель Константинополя, римский император Константин Великий (р. 324-337). Но, к сожалению, первоначальную церковь разрушили во время восстания Ника в 532 году. Император Юстиниан I восстановил ее в середине 6-го века, но два столетия спустя, она серьёзно пострадала во время землетрясения.

Церковь Святой Ирины в Стамбуле (Hagia Eirene) Автор: Gryffindor — собственная работа , Общественное достояние, Ссылка

Некоторые реставрации того времени сохранились до наших дней. Таким образом её датируют 8-м веком. Собор Святой Ирины имеет типичную форму римской базилики, состоящей из нефа и двух проходов, которые разделены тремя парами опор.

Церковь св. Ирины в настоящее время является музеем, но здесь также проводятся различные музыкальные мероприятия. Одна из немногих церквей в Стамбуле, которая не была превращена в мечеть.

Собор Святой Софии (Айя София, Санта София, Божьей Премудрости)

Самый известный и самый впечатляющий пример ранней византийской архитектуры был построен в удивительно короткое время, между 532 и 537 годами на месте сгоревшей базилики начала 5-го века. Хорошо известны имена архитекторов здания — Трамлского Антемия и Исидора Милетского — два крупных математика своего времени.

Собор Святой Софии сочетает в себе продольную базилику и центральный неф совершенно оригинальным образом с огромным 32-метровым главным куполом. Его поддерживают сферические треугольники, называемые парусами и подпружные арки. Два колоссальных полу-купола, по одному с каждой стороны от продольной оси, на востоке — над алтарём и на западе — над главным входом, воплотили гениальное решение зодчих, благодаря которому было создано впечатление расширяющегося пространства.

Основной объем собора Св. Софии имеет три нефа: широкий средний и боковые — более узкие. Равносторонний крест, образуемый главным и дополнительным залами, стал обязательным для возведения христианских храмов. Стены над галереями и основание купола пронизаны окнами, которые при ярком солнечном свете затемняют опоры и создают впечатление парящего в воздухе купола.

По завершении церковь была самым крупным и внушительным религиозным зданием в христианском мире вплоть до османского завоевания византийской столицы. После падения Константинополя в 1453 году базилика была превращена в мечеть и использовалась для богослужений до 1931 года. Собор Святой Софии открыт для посещения как музей с 1935 года.


Собор Святой Софии в Стамбуле (константинополь)

Но у многих посетителей экстерьер собора Святой Софии в Стамбуле вызывает разочарование. .

Средний период развития византийской архитектуры (843-1204)

Осиос Лукас (монастырь преподобного Луки), Греция

Монастырь 10-го века в греческом городе Дистомо (недалеко от Дельфи) и один из лучших примеров византийской архитектуры из так называемого второго золотого века или среднего византийского периода. Это примерно соответствует правлению македонской династии, с середины 9 до начала 11 века.

Вид на алтарную часть храмов монастыря преподобного Луки. — собственная работа , transferred from el.wikipedia ; transferred to Commons by User:MARKELLOS using CommonsHelper ., Attribution, Ссылка

Этот монастырь, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году, прославился по всей империи своим великолепным убранством, включая роскошные мозаики, фрески и мраморные работы. Они, как и план церкви в виде креста в квадрате, были типичны для среднего византийского периода, переживших иконоборчество.

Монастырь Дафни, Греция

Один из шедевров византийской архитектуры монастырь Дафни также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основная церковь является еще одним ярким примером плана «креста». Нынешний монастырь и церковь построили в 11-м веке на месте более раннего монастыря, заброшенного в 7-м и 8-м веках из-за нашествия славян.

Автор: Dimkoa — собственная работа , Общественное достояние, Ссылка

А тот, в свою очередь, построили на месте древнегреческого храма, посвящённого Аполлону, который был разрушен в конце 4 в.. Монастырский комплекс в настоящее время находится на реконструкции и закрыт для посетителей.

Крестово-купольный храм монастыря является одним из хорошо сохранившихся образцов зодчества эпохи Македонской династии и средневизантийского периода в целом.

Крепость Ангелокастро, Греция

Расположенный на вершине холма высотой 305 метров на острове Корфу, Греция, замок Ангелокастро был одной из самых важных византийских цитаделей в Ионическом море. Он сыграл ключевую роль в обороне острова и успешно выдержал три осады турок-османов.

Вид на Ангелокастро, возникающий по дороге из деревни Крини. Можно видеть остатки зубчатых стен (на правой стороне) замка, церковь Архангела Михаила на Акрополе (левый верхний угол замка), круглую защитную башню перед главными воротами. By Dr.K. — Own work , CC BY-SA 3.0 , Link

Когда его построили, пока точно неизвестно. Но называют 13 век. Вероятно, во времена правления Михаила I Комнина Дукаса, основателя и первого правителя Эпирского деспотата от 1205 г.. Хотя некоторые датируют его концом 12 века.

Поздний период развития архитектуры Византии (1261-1453)

Церковь св. Екатерины, Греция

Церковь св. Екатерины в старом городе Салоники, является одной из самых прекрасно сохранившихся византийских церквей позднего периода. Точное время строительства и освящения неизвестно. Но приурочили к периоду правления династии Палеологов с 1261 года до распада Византийской империи в 1453 году.

Храм Святой Екатерины. Автор: Macedon-40 — собственная работа , CC BY-SA 4.0 , Ссылка

Большую часть времени она действовала, как мечеть. В 1988 году церковь была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть «Палеохристианских и византийских памятников в Салониках».

Византийские бани, Салоники, Греция

Еще один шедевр византийской архитектуры, который был добавлен в список всемирного наследия ЮНЕСКО «Палеохристианские и византийские памятники в Салониках», построили в конце 13-го и начале 14-го века.

Бани перед реставрацией. Оригинальная архитектура соответствует типичным правилам римских бань. By Marijan — Own work , Public Domain, Link

Единственная сохранившаяся византийская баня в Греции использовалась как мужчинами, так и женщинами. Причём она действовала и в византийскую эпоху, и в более поздний османский период. Только османы разделили здание на две отдельные секции: одну для мужчин и одну для женщин. В течение византийского периода мужчины и женщины использовали ванну попеременно.

Нео-византийская архитектура

Нео-византийская архитектура имела небольшое количество последователей после готического возрождения 19-го века, в результате чего появились такие шедевры, как Вестминстерский собор в Лондоне и в Бристоле примерно с 1850 по 1880 год.

Родственный стиль, известный как Бристольский византийский, был популярен для промышленных зданий, объединяющей элементы византийского стиля с мавританской архитектурой.

Русско-византийский стиль в архитектуре

Он был широко разработан в России во времена правления Александра II (1818-1881) Григорием Гагариным и его последователями. Они проектировали

  • Владимирский собор в Киеве,
  • Никольский военно-морской собор в Кронштадте,
  • Александро-Невский собор в Софии,
  • церковь Святого Марка в Белграде и
  • Новоафонский монастырь в Новом Афоне близ Сухуми.
  • Крупнейшим нео-византийским проектом 20-го века был Храм Святого Саввы в Белграде.
Фасад Владимирского собора в Киеве. Автор: Petar Milošević — собственная работа , CC BY-SA 4.0 , Ссылка

Поствизантийская архитектура в православных странах

В Болгарии, России, Румынии, Сербии, Белоруссии, Грузии, Армении, Украине, Македонии и других православных странах архитектура Византии сохранилась и после падения империи. С 16 по 18 века она породила местные поствизантийские архитектурные школы.

В средневековой Болгарии это были Преславская и Тырновская архитектурные школы.
В средневековой Сербии: Рашкинская архитектурная школа, Вардарская архитектурная школа и Моравская архитектурная школа.

Архитектура Византии так же достигла замечательных результатов в возведении мостов, дорог, акведуков, резервуаров и крытых многоярусных подземных цистернах для воды и иных целей.

Заберите статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять.
Ставьте оценку, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Пишите комментарии.
О новаторских идеях зодчих собора Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) читайте на Дзен канале Архитектура.