Тысячи паломников посетили духовные учения далай-ламы в монголии. Китай призвал монголию отменить визит далай-ламы Визит далай ламы в монголию

Китай категорически призвал Монголию отменить визит Далай-ламы XIV, который должен начаться в пятницу, 18 ноября. В Пекине отметили, что посещение духовным лидером тибетского буддизма страны, более половины населения которой являются буддистами, может негативно отразиться на добрососедских отношениях.

Китай считает Далай-ламу сепаратистом после его бегства из Тибета в 1959 году в ходе неудачного тибетского восстания, которое было подавлено войсками Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК), оккупировавшими Тибет за девять лет до этого. И хотя всё это время Далай-лама пытался находить общий язык с китайской администрацией и непосредственного участия в восстании не принимал, в китайской пропаганде его традиционно описывают как предателя, пытающего расколоть единство страны. Сам он настаивает на том, что лишь ратует за большую автономию Тибета в составе Китая.

"Мы настоятельно призываем Монголию действовать, держа в голове более широкую картину стабильного развития двухсторонних отношений, и придерживаться своих обещаний в этой области, - заявил пресс-секретарь китайского МИДа Генг Шуань. - Не позволяйте Далай-ламе приезжать. Не содействуйте ему и не поддерживайте сепаратистские действия его клики".

В Пекине не уточнили, какие именно последствия последуют в случае, если визит тибетского лидера в Монголию всё-таки состоится. После его последнего визита в эту страну, который состоялся в 2006 году, власти Китая прервали воздушное сообщение между Пекином и Улан-Батором, однако позднее восстановили его.

Заявление Китайского МИДа не является чем-то экстраординарным: китайские власти регулярно выражают протест против визита 81-летнего лауреата Нобелевской премии, резиденция которого в настоящий момент находится в индийском городе Дарамсала, в другие страны. Буддистский лидер несколько раз бывал и в России - в ходе своего последнего визита в 2004 году он освятил место под строительство Золотого храма Будды Шакьямуни в Элисте, который после своего открытия в 2005 году стал крупнейшим буддийским храмом России. С тех пор российский МИД неоднократно отказывал буддийской общине в организации пастырского визита Далай-ламы, объясняя это политическими заявлениями духовного лидера .

Согласно учению школы тибетского буддизма, Далай-лама является 14-м по счёту воплощением бодхисатвы сострадания Авалокитешвары, который, достигнув просветления, вернулся на Землю для спасения оставшихся там живых существо из бесконечного круга перерождений - сансары. Долгое время Далай-лама также исполнял обязанности руководителя Тибетского правительства в изгнании, однако в 2012 году отказался от всех политических функций, оставив себе лишь духовную. Тем не менее, у него сохраняются противоречия с китайским правительством относительно нарушения прав человека в Тибете, а также дискуссии вокруг того, после его смерти.

По тибетской традиции, после смерти душа Далай-ламы переживает реинкарнацию и перерождается в теле ребенка, которого другие ламы могут вычислить по совокупности особых признаков. Однако сам Далай-лама неоднократно заявлял, что вопрос о реинкарнации будет решать лишь он сам и его соратники, причем, его душа может вселиться в ребенка, родившегося за пределами Тибета. Такой подход вызывает недовольство у китайских руководителей, которые требуют его проявить уважение к древней традиции и указывают на то, что следующий Далай-лама не сможет считаться лидером тибетцев без согласия Пекина.

Его Святейшество Далай-лама во время дневной сессии учений по сочинениям Чже Цонкапы в спортивном комплексе «Буянт Ухаа». Улан-Батор, Монголия. 20 ноября 2016 г. Фото: Игорь Янчеглов (фонд «Сохраним Тибет»)

Его Святейшество подтвердил, что Богдо-гэгэн переродился

На сайте savetibet.ru почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче рассказал об итогах пастырского визита главы буддистов всего мира.

Значительное число российских буддистов приняли участие в визите Его Святейшества Далай-ламы в Монголию. Как выразился сам Тэло Тулку Ринпоче, «несмотря на то, что решение о поездке духовного лидера в Монголию было принято в последнюю минуту, и визит не был анонсирован заблаговременно, из сопредельных республик Бурятии и Тувы приехало довольно много паломников».

В программах масштабного визита, в частности, приняли участие верховный лама (камбы-лама) Тывы Лопсан Чамзы, заместитель хамбо-ламы Иволгинского дацана Дагба Очиров, кенсур Чойдоржи Будаев, досточтимый Буян Башкы и другие представители российского буддийского духовенства.

«Вне всякого сомнения, россияне искренне радуются за Монголию, которая «твердо отстаивает основы своей веры», - отметил Тэло Тулку Ринпоче, добавив, что «на пути осуществления визита было немало препятствий и трудностей».

«Визит планировался давно, но в силу целого ряда обстоятельств он постоянно откладывался. В результате он состоялся в очень холодное время года, когда температура опустилась ниже минус 20 градусов по Цельсию», - рассказал почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ.

По его мнению, «Далай-лама внутренне готов к встрече с трудностями - его согревала вера людей, их преданность и почтение. Погода холодная, но прием был оказан очень теплый».

Коротко о программе пребывания

Его Святейшество Далай-лама прилетел в Монголию 18 ноября из Японии. Духовный лидер начал свой визит с посещения многочисленных храмов главного монастыря Монголии. 19 ноября он посетил Храм Ваджрадхары, Храм Гаден и Дедонг Подранг. Хамбо-лама Монголии Дэмбэрлийн Чойджамцо совершил традиционное подношение мандалы (чистой вселенной) от имени всех собравшихся совершил Далай-ламе подношение мандалы и трех символических изображений просветленных тела, речи и ума. Затем прочли молитвы и совершили подношение яств (цог), после чего Его Святейшество дал устную передачу своей молитвы «О зажжении трех видов веры» (“Обращение к семнадцати пандитам славной Наланды”).

В тот же день он посетил Гаден Лабранг главы монгольских буддистов Его Святейшества Богдо-гегена Джецуна Дампы IX в монастыре Гандан Тегченлинг и встретился с верующими у входа в дацан Ченрезига, Будды Сострадания. Духовный лидер благословил храм Калачакры, после чего отправился в Йига Чолинг, где выступил перед духовенством.

20 ноября состоялись учения духовного лидера для широкой публики: Его Святейшество даровал учения по сочинениям Чже цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения» и «Три основы пути», а также разрешение на практику Чже Цонкапы в контексте божеств трех семейств.


Его Святейшество Далай-лама приветствует более 12,000 верующих по прибытии в спортивный
комплекс «Буянт Ухаа». Улан-Батор, Монголия. 20 ноября 2016 г. Фото: Тензин Такла (офис ЕСДЛ)

По словам Тэло Тулку Ринпоче, «дарование буддийских учений и общение с широкой общественностью было главной целью визита Его Святейшества Далай-ламы в Монголию».

«В Монголии нет возможностей для размещения значительного числа зрителей, но спорткомплекс «Буянт Ухаа», вмещающий 10 тысяч зрителей, был заполнен до отказа. Многие желающие не сумели попасть внутрь и оставались на улице», - рассказал он.

21 ноября Его Святейшество Далай-лама принял участие в конференции «Буддизм и наука» в отеле «Корпорат хоутел», организованной Фондом «Тритья Дхарма Чакра» и центром Джецун Дампы.

По словам Тулку Ринпоче, Его Святейшество Далай-лама «был очень рад тому, что диалог между представителями буддийской и современной научной мысли, который был инициирован им более 30 лет назад и с большим успехом осуществляется в Индии, Японии, странах Европы и США, теперь происходит и в Монголии. Он охватывает четыре основные области: нейробилогию, квантовую физику, космологию и психологию».

22 ноября Далай-лама выступил перед молодежью в Центральном дворце культуры. 23 ноября духовный лидер завершил визит короткой пресс-конференцией.

Вопрос с Богдо-гэгэном

Журналистов больше всего волновал вопрос о том, правда ли что одна из причин приезда Далай ламы явилась почетная миссия выбора X Богдо-Гэгэна. Сам Его Святейшество подтвердил, что общался с последним IX Богдо-Гэгэном накануне его смерти. Тогда он уверил духовного лидера буддистов Монголии, о том что место его перерождения - несомненно, Монголия.

Также Далай лама, отвечая на вопрос о перерожденце-хубилгане сказал, что Богдо-гэгэн действительно переродился, но пока преждевременно говорить об этом. Как утверждает Его Святейшество, перерожденец еще слишком мал и необходимо подождать 2-3 года, пока ему не исполнится 4-5 лет. Тогда уже можно будет говорить об этом в открытую и возвести на трон. Также он добавил, что считает своим долгом определение перерожденца Богдо-гэгэна.

По словам Тэло Тулку Ринпоче, «Монголия и Далай-лама связаны многовековыми узами, которые ежегодно продолжают развиваться и укрепляться, и мы вправе надеяться на новые визиты в будущем, в которых смогут принять участие и российские буддисты».

«Мы стараемся служить всем буддийским сообществам, где бы они ни жили, - подчеркнул почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, - на севере, юге, востоке или западе. Люди, живущие в Сибири и на Дальнем Востоке, имеют возможность увидеться с Далай-ламой здесь, в Монголии. Те, кто живет севернее и западнее, могут отправиться в Латвию или другие страны Европы. Учения Его Святейшества доступны для всех».

Тэло Тулку Ринпоче убежден, что однажды Его Святейшество Далай-лама посетит и буддийские регионы России, в некоторых из них (Бурятии и Туве) духовный лидер не был уже свыше двадцати лет.

«Далай-лама не может приехать в Россию по многим причинам, но я убежден, что рано или поздно этот визит все-таки состоится. Нужно лишь молиться и не терять надежды и тогда однажды визит в Россию произойдет», - подытожил Тэло Тулку Ринпоче.

Нынешний визит далай-ламы в Монголию девятый по счету. В последний раз Его Святейшество Далай-лама посещал эту страну в ноябре 2011 года. Помимо посещения монастыря Гандантэгченлин и кратких учений для монгольского духовенства в программу тогда были включены две лекции по теме «Этика для нового тысячелетия» для студентов высших учебных заведений Монголии. Духовный лидер также даровал учения и посвящение Авалокитешвары, Будды Сострадания, земным воплощением которого буддисты считают Его Святейшества Далай-ламу.

Негативные последствия

Для самой Монголии визит Далай ламы в политическом плане уже начал иметь негативные последствия. Речь идет о критике китайских властей в адрес Монголии. Так, 23 ноября пресс-секретарь китайского МИДа Генг Шуань заявил о том, что неправильные действия Монголии по вопросу приезда Далай ламы оказали на китайско-монгольские двусторонние отношения негативную окраску. Так, монгольские СМИ пишут о том, что Китай перенес на неопределенный срок заранее запланированные встречи и межправительственные заседания. Власти КНР требуют у соседей вернуть на путь стабильного и здорового развития китайско-монгольские отношения.

Его Святейшество Далай-лама в пятницу, 18 ноября, прибыл в столицу Монголии, Улан-Батор, по приглашению главного буддийского монастыря страны Гандан Тегченлинг (Гандантэгченлин).

Как сообщил сегодня почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче, «несмотря на плохие погодные условия и связанные с этим опасения, самолет духовного лидера благополучно приземлился в Улан-Баторе».

По словам Тэло Тулку Ринпоче, «Его Святейшество Далай-лама пребывает прекрасном расположении духа и завтра приступит к осуществлению обширной программы пастырского визита в Монголию, где его с нетерпением ожидало монгольское духовенство и верующие буддисты».

Его Святейшество Далай-лама прибыл в Монголию. 18 ноября 2016 г. Улан-Батор, Монголия. Фото: dalailama.com

Духовный лидер начнет свой визит с посещения многочисленных храмов монастыря Гандан Тегченлинг (Гандантэгченлин). 19 ноября он посетит Храм Ваджрадхары, Храм Гаден и Дедонг Подранг. Духовенство главного монастыря Монголии совершит традиционное подношение мандалы (чистой вселенной) и ритуальное подношение яств (цог), свидетельствующие об отношениях «Учитель–ученик», на протяжении веков связывающих различные воплощения Далай-лам с жителями Монголии.

В тот же день он посетит Гаден Лабранг Его Святейшества Богдо-гегена Джецуна Дампы IX в монастыре Гандан Тегченлинг и встретится с верующими у входа в дацан Ченрезига, Будды Сострадания. Духовный лидер благословит храм Калачакры, после чего отправится в Йига Чолинг, где выступит перед духовенством.

20 ноября запланированы учения духовного лидера для широкой публики: 20 ноября запланированы учения духовного лидера для широкой публики: Его Святейшество дарует учения по сочинениям Чже цонкапы "Восхваление взаимозависимого происхождения" и "Три основы пути", а также разрешение на практику Чже Цонкапы в контексте божеств трех семейств.

21 ноября Его Святейшество Далай-лама примет участие в конференции «Буддизм и наука», первой подобной конференции на территории Монголии, а 22 ноября выступит перед молодежью в Центральном дворце культуры.

По словам Тэло Тулку Ринпоче, основные события предстоящего визита будут транслироваться по монгольскому телевидению в прямом эфире, что позволит жителям отдаленных районов страны, не успевших добраться до Улан-Батора, послушать наставления духовного лидера и получить его благословения.

Хотя информация о предстоящем визите Его Святейшества Далай-ламы в Монголию попала в прессу за день до его начала, ожидается значительное число российских паломников, в особенности из сопредельных республик Бурятии и Тувы, где духовный лидер не был уже свыше двух десятилетий, и где его ожидают тысячи российских буддистов.

Нынешний визит девятый по счету. В последний раз Его Святейшество Далай-лама посещал Монголию в ноябре 2011 года. Помимо посещения монастыря Гандантэгченлин и кратких учений для монгольского духовенства в программу тогда были включены две лекции по теме «Этика для нового тысячелетия» для студентов высших учебных заведений Монголии. Его Святейшество Далай-лама также встретился с широкой общественностью. В спорткомплексе «Буянт Ухаа» состоялись его учения по двум основополагающим текстам Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» и «Три основы пути». Учения завершились посвящением Авалокитешвары, Будды Сострадания, земным воплощением которого буддисты считают Его Святейшества Далай-ламу.

Расписание визита:

19 ноября
9:30–11:30 Посещение главного буддийского монастыря Монголии Гандан Тегченлинг (Гандантэгченлин). (Храм Ваджрадхары, Храм Гаден и Дедонг Подранг).
12:40–13:00 Посещение Гаден Лабранга Его Святейшества Богдо-гегена Джецуна Дампы IX в монастыре Гандан Тегченлинг.
13:05–13:15 Встреча с верующими у входа в дацан Ченрезига, Будды Сострадания.
13:20–13:25 Краткий визит в храм Калачакры
13:40–14:50 Выступление перед духовенством в дацане Йига Чолинг

20 ноября
9:30–11:00 Цеванг Желтого Ямантаки и ванг Чже Ринпоче
13:00–15:00 Цеванг Желтого Ямантаки и ванг Чже Ринпоче

Место проведения: спорткомплекс у аэропорта (информация будет подтверждена позже).

21 ноября
9:00–11:00 Участие в конференции «Буддизм и наука»
13:00–15:00 Участие в конференции «Буддизм и наука»

Место проведения: Corporate Hotel

Место проведения: Центральный дворец культуры

12:19 — REGNUM 23 ноября завершился визит Духовного лидера буддистов Далай-ламы в Улан-Батор. По итогам визита состоялась пресс-конференция, где Далай лама ответил на вопросы журналистов монгольских СМИ.

Напомним, накануне визита Далай-ламы монгольские СМИ сообщали, что одна из целей приезда Духовного лидера — нового Богдо-гэгэна. Богдо-гэгэн — исторический глава буддийской сангхи Монголии, третье, послеДалай-ламыиПанчен-ламы, лицо втибетском буддизме. В 1991 годудевятым Богдо-гэгэномофициально провозгласили тибетского ламу Джампэл Намдрола, объявленного перерождением восьмого Богдо-гэгэна Джебцзундамбы, известного также как Богдо-хан. Гражданство Монголии девятыйБогдо-гэгэн получил только в 2010 году, поселился при монастыреГандантэгченлинв Улан-Баторе, где и прожил до своей смерти в 2012 году. ДесятыйБогдо-гэгэн до сих пор не избран. Вопрос о Богдо-гэгэне прозвучал и на пресс-конференции. По словам Далай-ламы, есть признаки рождения нового Богдо-гэгэна в Монголии. Но до достижения ребенком возраста 3−5 лет дать более подробную информацию нельзя.

Также журналистам монгольских СМИ было интересно, как реагирует тибетский духовный лидер на .

Как ранее сообщало ИА REGNUM , власти КНР предупредили Монголию , что визит тибетского духовного лидера может навредить отношениям двух стран. В ответ министр иностранных дел Монголии Мунх-Оргил заявил, что поездка Далай-ламы организована Центром буддистов Монголии, а не правительством.

Об этом напомнил хамбо-лама монастыря Гандантэгчинлэн Чойжамц в начале пресс-конференции. «Нынешний визит Далай-ламы в Монголию стал девятым визитом. Этот визит не имеет политических причин. Монгольские верующие, ламы и монастыри Монголии пригласили его. Народ Монголии сделал все это ради блага человечества», — отметил хамбо-лама Чойжамц.

Далай-лама также подтвердил, что его визит не имел политических целей. «Куда бы я ни ехал, Китай всегда протестует. Сегодня у меня есть возможность посещать только Монголию и Японию среди стран с буддийской религией. В Китае живут более 400 млн буддистов, и они всегда приглашают меня, но у меня нет возможности. Китайские власти называют меня сепаратистом, но на самом деле с 1974 года я не говорил о провозглашении Тибета», — ответил он на вопрос журналиста по поводу заявлений КНР.

Отметим, власти КНР считают Далай-ламу XIV сепаратистом, который не раз высказывался о том, что нужно стремиться к подлинной автономии Тибета. Далай-лама XIV ТэнцзинГьямцхо после провала вооруженного выступления против властей КНР, в 1959 году бежал из Тибета. Вместе со своими сторонниками Далай-лама живет в индийском городе Дхармсала.

После визита Далай-ламы в Монголию в 2006 году Китай отменил авиарейсы между Пекином и Улан-Батором. Позже авиасообщение было восстановлено.

Китай подал официальный протест, призвав жителей соседнего государства «не поддерживать сепаратистских действий». В это время паломники из Бурятии проходили через таможенные посты, стремясь увидеть духовного лидера буддистов, невзирая на снежные метели и морозы.

Между тем, по словам сотрудников пограничного контроля, большого ажиотажа на российско-монгольской границе не было.

За прошедшую неделю через границу с российской стороны проходило в среднем 1900 человек в сутки. Это стандартные показатели, - отметила Евгения Курбатова, пресс-секретарь Бурятской таможни.

Однако руководитель постоянного представительства Бурятии в Монголии Сергей Будажапов отметил, что на встрече с Далай-ламой были и жители республики. Буддисты стремились во что бы то ни стало воочию увидеть своего духовного лидера.

Здесь были очень сильные морозы и снег, и мы предупреждали об этом. Но люди все-таки ехали. Естественно, приезжали и ламы из Бурятии. Но в основном сейчас все уже вернулись в республику, - говорит Сергей Пурбуевич.

По словам руководителя представительства, Далай-лама уже не первый год пытается получить российскую визу, но пока все его попытки остаются безрезультатными.

Ему просто не дают визу, и все. Сам он уже очень давно готов приехать. Но даже сейчас в связи с его приездом в Монголию Китай заявил протест и сделал серьезное заявление о том, что нельзя допускать сепаратистских поползновений. Хотя он приезжал с простым пасторским визитом, - объяснил Сергей Будажапов.

Действительно, Китай на визит Далай- ламы XIV отреагировал весьма неоднозначно. В Пекине отметили, что «посещение Монголии духовным лидером тибетского буддизма может негативно отразиться на добрососедских отношениях».

Мы настоятельно призываем Монголию действовать, держа в голове более широкую картину стабильного развития двусторонних отношений и придерживаться своих обещаний в этой области. Не позволяйте Далай-ламе приезжать. Не содействуйте ему и не поддерживайте сепаратистские действия его клики, - заявил пресс-секретарь китайского МИДа Генг Шуань.

Поднебесная считает Далай-ламу сепаратистом после его бегства из Тибета в 1959 году в ходе неудачного тибетского восстания, которое подавили войска Народно-освободительной армии Китая, оккупировавшие Тибет за девять лет до этого.

Все это время Далай-лама пытался находить общий язык с китайской администрацией. Более того, непосредственного участия в восстании он не принимал. Однако в Китае его считают предателем, который пытается расколоть единство страны. Сам он настаивает на том, что лишь ратует за большую автономию Тибета в составе Китая, сообщают «Вести».

Служба информации «Номер один».