Все убивает делает меня сильнее. Все что не убивает меня делает меня сильнее значение

Через 11 дней исполняется 112 лет со дня смерти философа, чье творчество вызывает неугасающие споры. 25 августа 1900 года умер Фридрих Ницше. К моменту своей смерти Ницше выглядел глубоким стариком, а ведь ему было только 56 лет, 11 из которых он прожил в беспамятстве умопомешательства.

Фридрих Ницше создал свою собственную самобытную систему, написал более трех десятков произведений, стиль которых носит подчёркнуто неакадемический - афористический, поэтический характер. Поэтому его читают, знают (любят или ненавидят) не только представители науки и философии.

В юности больше всего Фридриха Ницше привлекла поэзия немецкого поэта Гельдерлина, он написал о нем в 1861 году свое первое сочинение. Гельдерлин воспевал единство человека и природы, этот мотив позднее станет одним из главных в творчестве Ницше.

В том же году Ницше знакомится с произведением Артура Шопенгауэра «Мир как представление и воля». Оно настолько поразило Ницше, что он пришел в сильнейшее возбуждение, не мог ни есть, ни спать. Философия Шопенгауэра помогла ему утвердиться в своей крепнущей оппозиции к традициям, религиозным обрядам, господствующим стереотипам семьи и государства.

Ницше рано поступил в университет, рано его закончил и рано стал преподавателем, благодаря своим способностям не только быстро осваивать материал, но и предлагать свои концепции. Правда, довольно скоро он погрузился в скуку, которой на поверку обернулось для него преподавание в университете. Ницше понял: преподавание - не его призвание. Вплотную соприкоснувшись с наукой, он пришел к выводу, что наука разрушает то единство человека с природой , которое существует благодаря искусству. Позже Ницше разовьет эти мысли в исследовании аполлоновского (рассудочного) и дионисийского (природного) начал в человеке. Ницше доказывал, что наука в своих исследованиях однажды натыкается на стену, дальше которой пройти невозможно. Тогда возникает искусство, основанное на образном познании инстинктов жизни. По сути, Ницше вслед за Леонардо да Винчи, поставил искусство выше науки. И поставив - противопоставил. В этом поединке Ницше принимает сторону искусства, особенно искусства, связанного с инстинктами: танца, пения и смеха. Он осуждает расчленяющую роль науки, хотя и признает ее значение в познании природы. В то же время, по Ницше, наука укрепляет государство, а искусство - его разрушает. Тема враждебности государственного устройства человеку впоследствии станет одной из причин его помешательства…

Все произведения Ницше продиктованы любовью к человеку, точнее, к человечеству. Он принимал так близко к сердцу развитие человечества, так хотел разобраться в том, что сделает человечество счастливым, что временами терял покой и сон. Ницше первым понял, что разрыв единства с природой меняет внутренний мир человека, делает его формой без содержания. Тогда человек начинает наполняться извне навязанными ему представлениями о добре и зле. В связи с этим облик человека приобретает уродливые формы - ведь это не истинное его содержание. Ницше был уверен, что природные способности, такие как танец, пение и смех раскрепощают человека, возвращают ему подлинный человеческий облик.

…Почему болезнь оказалась потерей рассудка - отдельный вопрос. Здесь, я думаю, вмешались проблемы души, а нетела (нервы) и психики.

Весь вопрос в том, что радея за человечество, Ницше принял на себя ответственность за человечество - это было ошибкой. Кто он? Господь Бог? Нет. Ни один смертный не может и не должен взваливать на себя такую ношу…

И Ницше дорого поплатился за свою ошибку. Его учение имело успех. Но какой! Вслед за ним его ошибку снова и снова повторяли его последователи. Среди них в ХХ веке был и Адольф Гитлер. Невежественный из-за недостатка воспитания и образования Гитлер принял на себя ответственность за судьбу нации, руководствуясь философией Ницше…

Учение Ницше для человечества имеет особую значимость. Оно словно тест, по которому можно проверять степень духовной развитости человека. В неразвитых душах оно пробуждает желание возвышаться над другими, а развитым душам открывает свое гуманистическое содержание: восхищение божественным совершенством человека, боль за пропадающие зря уникальные способности.

…И сегодня люди, переживающие тяжелейшие испытания, духовно растут, потому что терпят, стоят, борются и побеждают с девизом этого удивительного философа: «Все, что не убивает, то делает меня сильнее ».

Из моей книги: Асия. "Код характера: судьба и свободная воля".

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Фридрих Ницше не был профессиональным философом - скорее, мыслителем, поэтом, филологом. В его подходе практически отсутствовала логика - была только страсть настоящего творчества.

Ницше никогда не призывал толкать слабого, более того, теория сверхчеловека подразумевала не торжество одних над другими, а победу творческого начала над разрушительным, животным. По сути, Ницше полностью отрицал агрессию. В его представлениии человек мог преодолеть только самого себя.

сайт разделяет взгляды мыслителя на жизнь и публикует 25 цитат, которые актуальны до сих пор.

  1. Что не убивает меня, то делает меня сильнее.
  2. Бог умер: теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек.
  3. Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
  4. Если вы решили действовать - закройте двери для сомнений.
  5. И если у тебя нет больше ни одной лестницы, ты должен научиться взбираться на собственную голову: как же иначе хотел бы ты подняться выше?
  6. Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.
  7. Много говорить о себе - тоже способ себя скрывать.
  8. Величайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
  9. То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.
  10. Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.
  11. Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь.
  12. Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь.
  13. Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку.
  14. Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.
  15. «Возлюби ближнего своего» - это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» - И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
  16. Даже у Бога есть свой ад - это любовь его к людям.
  17. Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.
  18. Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».
  19. Что хорошо? Все, что повышает чувство власти, волю к власти, власть в человеке. Что дурно? Все, что происходит из слабости.
  20. Что падает, то нужно ещё толкнуть.
  21. С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, - ко злу.
  22. Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель.
  23. Стыдиться своей безнравственности - это первая ступень лестницы, на вершине которой будешь стыдиться своей нравственности.

Людей вдохновляют нас в трудных ситуациях, ими можно украсить свою речь, употребить в переписке, на своей странице в социальных сетях. Кто-то выбирает особо понравившуюся цитату своим девизом, а кто-то делает с ней тату. Одной из любимых многими таких фраз является "Что не убивает нас, делает нас сильнее". Давайте познакомимся с ее автором, оригиналом, смыслом и прочими интересными подробностями.

Кто сказал: "То, что нас не убивает, делает нас сильнее?". Смысл

Автором крылатой фразы был весьма неоднозначный мыслитель Фридрих Ницше. Цитату понимают в разных смыслах, но суть толкований одна: только преодолев значительные трудности, а то и беды, пережив горе, человек станет поистине духовно сильной личностью.

Фраза, однако, была вырвана из контекста. Ницше не хотел вложить в нее романтический, мотивационный смысл и как-то призвать своих последователей не бояться жизненных невзгод. Эти слова связаны с его учением о сверхчеловеке.

Цитата в оригинале

Фридрих Ницше, как известно, был немцем. Поэтому интересно будет определиться, как "Что не убивает нас, делает нас сильнее" звучит на родном языке автора.

Was mich nicht umbringt, macht mich stärker - так будет выглядеть эта цитата на немецком.

Сверхчеловек Ницше

Фридрих Ницше много времени посвятил исследованию предельных возможностей людей. И он считал, что именно сверхчеловек может зайти за эти границы, чтобы стать тем, кем он есть. Отметим, что Ницше характеризовал сверхлюдей немаленьким списком качеств, где выход за пределы эмоциональных сил являлся всего лишь одним из пунктов.

Подробнее ознакомиться с этой темой вы можете, прочтя труд "Так говорил Заратустра". Сверхчеловек (Übermensch) у Ницше - это образ, которым он обозначал существо, которое духовным могуществом настолько превзойдет современных людей, насколько мы превосходим обезьян. Согласно гипотезе ученого, Übermensch - это следующая эволюционная ступень, которая последует за человеком.

Однако Ф. Ницше при этом отмечал, что сверхлюди уже есть среди нас, более того - они рождались давно. К этой категории он относил Юлия Цезаря, Ч. Борджиа, Наполеона.

Об авторе

Фридрих Вильгельм Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche) - это немецкий философ, мыслитель, филолог, поэт, композитор. К тому же, он известен миру как создатель самобытного философского течения.

Если мы посмотрим на лейтмотив трудов Ницше, отметим его новые критерии оценки всей окружающей действительности. Он подставил под сомнение все существующие в его эпоху принципы и формы морали, культуры, искусства, общественных отношений.

Самыми известными его трудами выступают "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Сумерки идолов", "Антихрист", Ecce Homo.

Ницше и афористичность

Не секрет, что учение мыслителя разобрано на цитаты. Причина в том, что, будучи филологом по образованию, Ницше уделял большое значение стилю изложения своих мыслей и взглядов. Они не представлены у него стройной системой, а выступают в роли афоризмов - лаконичного краткого высказывания, полностью законченной мысли. В этой фразе автор пытается максимально сконцентрировать суть своих суждений и отразить контекст выражения.

Конечно, Ницше выбрал такой стиль изложения не для того, чтобы прославиться цитированием своих слов. Он много времени проводил в длительных прогулках, а также ему было сложно долго сидеть над записями - у мыслителя начинались сильные рези в глазах. В частности поэтому им была выбрана такая короткая и емкая форма повествования и рассуждения.

Как понять фразу?

Каждый из нас волен искать свой смысл во фразе "То, что нас не убивает, делает нас сильнее". Но все же давайте посмотрим, как ее понимают другие люди:

  • "Не нужно бояться трудностей и испытаний, "киснуть", если случилась неудача. Это все нужно нам, чтобы закалить свой характер".
  • "Нельзя пытаться избегать проблем, нужно не бояться встретить их лицом к лицу. Только тогда, преодолев их, мы получим бесценный жизненный опыт".
  • "Если вам сейчас плохо, это временно. Вы обязательно пройдете через испытание, преобразившись, став более сильными".
  • "Чтобы что-то понять, чего-то достичь, необходимо преодолеть препятствия, разочарования, боль. Только это сделает вас духовно сильной личностью".
  • "Человеку нужен отрицательный опыт, чтобы что-то понять, переосмыслить. Только личное переживание какой-либо трудности может оставить отпечаток на личности, характере, мировоззрении".
  • "Есть сложности и препятствия, которые могут раздавить человека морально - смерть близкого, потеря всего, чем дорожил, крах своих идеалов, веры, любви. Но, если он справится с собой, найдет силы идти дальше, жить и радоваться, это и будет его победой. Он стал сильным.".

Ницше не прав?

  • "Чем больше человек переживает трудностей, тем больше он становится равнодушнее, черствее. Но, сильнее ли?".
  • "Когда личность встречается с чем-то, что способно убить ее, духовно или физически, ей нужно стать жестокой, лишь бы победить это, не дать одолеть себя. Так что правильнее сказать: что не убивает нас, делает нас жестокими".
  • "Не все трудности и беды, с которыми встречается человек, обязательно сделают его сильными. Что-то лишит его веры в людей, доброты, доверчивости, веры в счастливое будущее. А некоторые трудности могут фактически свести с ума".
  • "Постоянно повторяющие беды приводят к неврозам, страхам, депрессиям, фобиям. Они делают человека озлобленнее, отчаяннее, но, вряд ли, сильнее".
  • "Фраза применима только к душевным испытаниям. Человека не сделает сильнее раковая опухоль, с которой он сумел справиться, серьезная травма, которая подкосила его здоровье, но не убила".
  • "Из этой фразы следует, что каждый когда-то встретится с таким испытанием, с которым не сможет справиться, и оно убьет его. Не очень-то оптимистичная цитата".

Что не убивает нас, делает нас сильнее?

Авторитет Фридриха Ницше, как и слова его авторства, так убедительны, что многие принимают им сказанное на веру. И продолжают жить по принципу: чем больше трудностей я пройду, тем сильнее буду как личность. Но так ли это?

Наверняка вас заинтересует любопытное исследование, которое провела команда ученых Калифорнийского университета (США) во главе с С. Чарлз. Специалисты, конечно, не пытались проверить именно актуальность гениальной фразы "Что нас не убивает, делает нас сильнее", но решили доказать тот факт, что негативный опыт приводит далеко не к хорошим последствиям.

В 1995 г. психолог Д. Альмейда (США, Пенсильвания) провел обширный опрос, в котором приняли участие 1483 разновозрастных респондента, мужчины и женщины. Им предлагалось оценить по 5-бальной шкале (от "никогда" до "всегда"), как часто за последний месяц они испытывали негативные состояния: чувствовали себя несчастными, ненужными, нервными. Люди должны были отметить также, сколько раз они ощущали состояние депрессии, чувство, что ничего не получается, весь мир против них.

В другой части теста респондент отмечал, находился ли он в состоянии стресса за день до участия в опросе. Последняя часть анкеты включала в себя вопросы о том, лечился ли когда-то участник от эмоциональных расстройств, затянувшейся депрессии и проч.

Через десять лет Д. Альмейда вновь попытался связаться с респондентами. Однако кого-то к тому времени уже не было в живых, кто-то не захотел проходить опрос повторно. В результате второй тест прошли 711 человек. Вопросы в анкете были теми же сами.

Группа ученых во главе с С. Чарлз проанализировала результаты исследований Д. Альмейды. То, что показала эта деятельность, в корне отрицало фразу "Что не убивает нас, делает нас сильнее!". Оказывается, чем чаще человек чувствовал десять лет назад себя ненужным, покинутым, бесполезным, впадал в депрессию и находился в стрессовых ситуациях, тем вероятнее, что в настоящее время он имеет серьезное психическое расстройство.

Конечно, такая тенденция индивидуальна. Кого-то трудности закаляют, а кого-то морально уничтожают. Но нельзя не отрицать тот факт, что жизненные неурядицы, слабые или сильные, могут не только укрепить психику, но и сильно ослабить ее. Поэтому фраза Ницше "Что не убивает нас, делает нас сильнее" актуальна не для всех и каждого.

Другие цитаты автора

Представим вам и менее известные афоризмы Фридриха Ницше, но такие же интересные, вдохновляющие и содержательные:

  • "Поверхностные люди всегда лгут. Ведь они лишены какого-то содержания".
  • "Я не понимаю, зачем злословить? Если хотите насолить кому-то, расскажите о нем какую-то правду".
  • "Победители не верят в случайности".
  • "Стадо ничем не привлекательно. Даже если оно следует за тобой".
  • "Кто беден любовью, тот поскупится даже на вежливость".
  • "Хороший брак строится на дружбе и таланте".
  • "Долг - это право других на нас".
  • "Опасность попасть под экипаж есть у человека, который выскочил из-под другого экипажа".
  • "Человек есть то, что он преодолел".
  • "Чрезмерность - лучший залог успеха".

Вот мы и познакомились поближе как с самой фразой, так и ее автором. Хоть она известна далеко не в том глубоком смысле, что вложил в нее Ницше, цитата весьма распространена, вызывает множество споров и рассуждений.

Эта заметка продолжает блог-сериал «Старые, как мир, истины…», первая часть которого - "В споре рождается истина " - была опубликована 3 декабря.

Что меня не убивает, делает меня сильнее

Год назад на многих наших радиостанциях гремел хит американской певицы Келли Кларксон What Doesn"t Kill You (Stronger) , название которого, как нетрудно догадаться, представляет собой сокращённую форму столь любимого интернет-пользователями выражения What doesn"t kill you makes you stronger (Что не убивает тебя, делает тебя сильнее). Вот о нём-то и хотелось бы поговорить…

В сентябре 1888 года 44-летний Фридрих Ницше завершил написание книги «Сумерки идолов, или Как философствуют молотом» (оригинальное название – Götzen-Dämmerung oder Wie man mit dem Hammer philosophiert). Буквально через несколько месяцев разум покинет философа, и последние 11 лет своей жизни он проведёт в больнице для душевнобольных…

Но это будет потом, а сразу после выхода книги в свет её разобрали на цитаты и цитируют до сих пор, благо она представляет собой сборник коротких эссе и афористичных фраз. Как, например, фраза под номером 8 в открывающей книгу главе «Притчи и стрелы» (Sprüche und Pfeile), полностью звучащая так: "Из военной школы жизни. – Что меня не убивает, делает меня сильнее) (Aus der Kriegsschule des Lebens. – Was mich nicht umbringt, macht mich stärker).

Признаться, я не понимаю, почему к этой фразе относятся с таким пиететом! Подумайте сами, если бы каждое жизненное испытание делало нас сильнее, разве было бы в жизни столько слабых людей? столько сломленных жизнью? да просто боящихся её? Нет, конечно! Скажу больше, в основной своей массе люди слабы, проблемы и страдания ломают их, и только единицы становятся сильнее после всего пережитого! Может, они-то, сверхчеловеки, в трактовке самого Ницше, и имелись в виду в «Сумерках идолов»? А цитирующим эту фразу приятно хоть на словах почувствовать себя сверхчеловеками? ;-)

Под другим углом взглянул на этот вопрос в своей книге «Плетенье чепухи» известный наш писатель и переводчик Герольд Бельгер:

Л.Н. Толстой в «Круге чтения» пишет: «Человек обязан быть счастлив, если он несчастлив, то он виноват». Хлёстко, мудро, но очень сомнительная сентенция. Тьма примеров из жизни её отрицают.

Теперь задаю вопрос любимому Льву Николаевичу Толстому: «В чём вина этих людей, почему они виноваты в своём несчастье? Каким образом можно их обязывать быть счастливыми?» А таких судеб – немецких, казахских, русских – живёт во мне сотни и тысячи. Как можно обвинять их в личном несчастье? Постулат, может, и красивый, мудрый, но абсолютно неверный.
[…]
Вообще я заметил: многие мудрости Льва Толстого – сентенции сытого и благополучного человека.

С другой стороны, как относиться к такой фразе?

Можно быть счастливым при всех жизненных положениях, и в этом мире несчастны только глупцы и скоты.

Тоже ведь сказано резко и категорично! При этом нужно учитывать, что слова эти принадлежат не яснополянскому помещику Толстому, а декабристу Михаилу Лунину, 14 лет своей жизни проведшему в тяжелейших условиях тюрьмы и сибирской каторги (из письма откуда, собственно, и взята эта фраза!)

В заключение, приведу один из вариантов фразы, с которой я и начал этот рассказ: «Что не убивает тебя, делает тебя сильнее. Особенно сильным тебя делает макраме». А что, логично!

Ницше Фридрих Вильгельм.

Подыскивал подходящий эпиграф к одному из постов,и в своей коллекции цитат нашёл интересную подборку цитат из разных работ Ф.Ницше..., которые и предлагаю Вашему вниманию...:

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Ницше Фридрих Вильгельм...


ФридрихВильгельмНицше (Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15.10.1844 - 25.08.1900) - немецкий философ.
Испытал влияние Шопенгауэра.
В своих сочинениях, выступал с нигилистической критикой культуры,
проповедовал имморализм - отказ от морали, отрицательное отношение
ко всяким нравственным принципам.
В работах «Так говорил Заратустра», «Воля к власти» и др., создал теорию «сверхчеловека» - индивидуалистический культ сильной личности, который при этом сочетался с романтическим представлением Ницше о «человеке будущего».
Душевная болезнь прервала работу философа.
Последнюю четверть жизни Ницше провел в психиатрической лечебнице.


Как будто ценности скрыты в вещах и все дело только в том, чтобы овладеть ими!

Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны - что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!

Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада, т.е. суммированных нулей, - где каждый нуль имеет «одинаковые права», где считается добродетелью быть нулем…

Добродетель опровергается, если спрашивать, «зачем?»…

Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!

Если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя

Есть два вида одиночества. Для одного одиночество - это бегство больного, для другого - бегство от больных

Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь

Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений

Критика новейшей философии: ошибочность отправного пункта, будто существуют «факты сознания» - будто в области самонаблюдения нет места феноменализму

Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его - или отстал от него

Мы - наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия.

Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних

Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы…

Ничто не поражает так глубоко, ничто так не разрушает, как «безличный долг», как жертва молоху абстракции…

Познавший самого себя - собственный палач

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу.

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни

Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её

Человек понемногу стал фантастическим животным, которое в большей степени, чем любое другое животное, тщится оправдать условие существования: человеку должно время от времени казаться, что он знает, почему он существует, его порода не в состоянии преуспевать без периодического доверия к жизни, без веры в разум, присущий жизни

Человек предпочитает желать небытие, нежели вообще не желать

Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом

Чтобы моральные ценности могли достигнуть господства, они должны опираться исключительно на силы и аффекты безнравственного характера.

Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество

…Но то, что убеждает, тем самым еще не становится истинным: оно только убедительно. Примечание для ослов.

Факт всегда глуп.

Будь тем, кто ты есть!

Чистый дух - чистая ложь.

Женщина - вторая ошибка Бога.

Идешь к женщине - бери плетку.

Мученики только вредили истине.

Нужны новые уши для новой музыки.

Без музыки, жизнь была бы ошибкой.

Вера спасает, - следовательно, она лжет.

Филолог - это учитель медленного чтения.

Ни один победитель не верит в случайность.

Все что не убивает меня, делает только сильнее.

Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины.

Факты не существуют - есть только интерпретации.

Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.

В каждой религии религиозный человек есть исключение.

В настоящем мужчине скрыто дитя, которое хочет играть.

Смеяться - значит быть злорадным, но с чистой совестью.

Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика.

Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.

Догмат о "непорочном зачатии"?.. Да ведь им опорочено зачатие.

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.

Очень умным людям начинают не доверять, если видят их смущение.

Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.

Величественные натуры страдают от сомнений в собственном величии.

Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».

Для глупого лба по праву необходим, в виде аргумента, сжатый кулак.

Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.

Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп.

Когда благодарность многих к одному отбрасывает всякий стыд, возникает слава.

Буддизм не обещает, а держит слово, христианство обещает все, а слова не держит.

Нечистая совесть - это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.

Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в опасности. О, уж этот язык!

Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мести.

Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.

Стремление к величию выдает с головой: кто обладает величием, тот стремиться к доброте.

Мистические объяснения считаются глубокими. Истина в том, что они даже и не поверхностны.

Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать - вверх.

По ту сторону Севера, по ту сторону льда, по ту сторону сегодня – наша жизнь, наша счастье.

Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.

Каждая церковь - камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.

Верховный тезис: "Бог прощает кающемуся", - то же в переводе: прощает тому, кто покорствует жрецу.

Слово "христианство" основано на недоразумении; в сущности, был один христианин, и тот умер на кресте.

В мире и без того недостаточно любви и благости, чтобы их еще можно было расточать воображаемым существам.

Любите, пожалуй, своего ближнего, как самого себя. Но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя.

Человек забывает свою вину, когда исповедуется в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает ее.

Кровь - самый худший свидетель истины; кровью отравляют самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец.

Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.

Человек, ни разу еще не думавший о деньгах, о чести, о приобретении влиятельных связей, - да разве может он знать людей?

Чья мысль хоть раз переступала мост, ведущий к мистике, тот не возвращается оттуда без мыслей, не отмеченных стигматами.

Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни всегда размышляют о своей защите, другие - о нападении на своих врагов.

И истина требует, подобно всем женщинам, чтобы ее любовник стал ради нее лгуном, но не тщеславие ее требует этого, а ее жестокость.

Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель.

Философия открывает человеку убежище, куда не проникает никакая тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов.

Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус – не грешит ли это против всякого хорошего вкуса?

Совершенное познание необходимости устранило бы всякое "долженствование", - но и постигло бы необходимость "долженствования", как следствие незнания.

В пылу борьбы можно пожертвовать жизнью: но побеждающий снедаем искусом отшвырнуть от себя свою жизнь. Каждой победе присуще презрение к жизни.

Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?

Любовь к жизни – это почти противоположность любви к долгожительству. Всякая любовь думает о мгновении и вечности, - но никогда о продолжительности.

Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная температура, - лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых словах.

Сам Бог не может существовать без мудрых людей", - сказал Лютер, и с полным правом; но "Бог еще менее может существовать без неумных людей" - этого Лютер не сказал!

Героизм - таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он вообще уже не идет в счет. Героизм - это добрая воля к абсолютной само-погибели.

Без догматов веры никто не смог бы прожить и мгновения! Но тем самым догматы эти еще отнюдь не доказаны. Жизнь вовсе не аргумент; в числе условий жизни могло бы оказаться и заблуждение.

Злой бог нужен не менее доброго - ведь и своим собственным существованием ты обязан отнюдь не терпимости и филантропии. Какой прок от бога, которому неведомы гнев, зависть, хитрость, насмешка, мстительность и насилие?

Учение и апостол, который не видит слабости своего учения, своей религии и т.д., ослепленный авторитетом учителя и благоговением к нему, обыкновенно обладает большей силой, чем учитель. Никогда еще влияние человека и его дела не разрастались без слепых учеников.

Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, - стало быть, для большинства: но и для тех вполне редкостных людей, которые способны как на любовь, так и на дружбу.

Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя, тот не может отделаться от ужасного впечатления, которое производят животные, чей глаз медленно, как бы на стержне, вытаращивается из головы и оглядывается вокруг.

Кому свойственно отвращение к возвышенному, тому не только "да", но и "нет" кажется слишком патетическим, - он не принадлежит к отрицающим умам, и, случись ему оказаться на их путях, он внезапно останавливается и бежит прочь - в заросли скепсиса.

В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно - сотворить себе такое право.

Странно! Стоит лишь мне умолчать о какой-то мысли и держаться от нее подальше, как эта самая мысль непременно является мне воплощенной в облике человека, и мне приходится теперь любезничать с этим "ангелом Божьим"!

Причинять боль тому, кого мы любим, - сущая чертовщина. По отношению к нам самим таково состояние героических людей: предельное насилие. Стремление впасть в противоположную крайность относится сюда же.

Добродетель только тем дает счастье и некоторое блаженство, кто твердо верит в свою добродетель, - отнюдь не тем более утонченным душам, чья добродетель состоит в глубоком недоверии к себе и ко всякой добродетели. В конце концов и здесь "вера делает блаженным"! - а не, хорошенько заметьте это, добродетель!

Основатель христианства полагал, что ни от чего не страдали люди сильнее, чем от своих грехов: это было его заблуждением, заблуждением того, кто чувствовал себя без греха, кому здесь недоставало опыта.

Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья" не есть предмет любви.


"ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА..."