Жизнь и деяния иконописца андрея рублева презентация. Презентация по истории на тему: "Андрей Рублёв"

Биографические сведения. Творчество. Андрей Рублёв

Слайд 2

Андре́й Рублёв (около 1375/80- 17 октября 1428 г.г., Москва) - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века, создатель фресок, икон и миниатюр. В XVI веке его работы становятся обязательными образцами для подражания (постановление Стоглавого собора 1551). Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного. Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: родился он в Московском княжестве (по другим сведениям - в Великом Новгороде) вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» - инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском с именем Андрей. Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Слайд 3

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году. Это свидетельствует о том, что Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублёв расписали Благовещенский собор в Московском кремле. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425-27 годах он создал свой шедевр - «Троицу». Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор). Вся последующая за этим древнерусская живопись испытала и продолжает испытывать огромное воздействие творчества Рублева. Второе рождение Рублева произошло уже в XX веке, когда были проведены многочисленные реставрации его произведений, исследования жизни мастера и уточнение его биографии. Постепенно имя Рублева становится легендой, символом потерянной Святой Руси и всего древнерусского искусства.

Слайд 4

В эпоху Андрея Рублева (на рубеже XIV-XV веков) Московское государство переживало годы подъема, что выражалось в его общественно-политическом могуществе и в культурном росте. В Москве уже существовали свои очаги просвещения, богатейшие книгохранилища, были писатели, зодчие, живописцы, мастера прикладного искусства. Строились и украшались живописью великолепные соборы Московского Кремля - Успенский, Благовещенский, Архангельский. Привозили из Византии и городов Руси многочисленные станковые произведения (иконы). Созывались в Москву для работы русские художники и приглашались греческие. Жизнь на Руси после первой победы над татарами (1380 г.) была неспокойной: все еще продолжались татарские набеги. Андрею Рублеву пришлось пережить нашествие Едигея в 1407 году. Летописи того времени отметили страшную болезнь - моровую язву, дважды потрясшую Московское государство. Но русских людей поддерживала надежда на скорый успех в борьбе с татарами и начавшееся объединение разрозненных княжеств во главе с Москвой, в связи с чем на Руси зародилось ожидание предстоящего обновления жизни. Это была эпоха начавшегося расцвета искусства. В эпоху Андрея Рублева в Московии работала целая плеяда талантливейших мастеров. Тогда же создавал свои росписи в Новгороде и Москве прославленный мастер Феофан Грек, старший сотоварищ Рублева.

Слайд 5

Андрей Рублев был человеком Святой Руси, своего государства и выражал чувства и мысли своих современников. Он говорил языком родного искусства, основываясь на традициях московской живописи, получившей в его произведениях блестящее развитие. В его замечательных творениях, проникнутых гуманизмом, звучала сама жизнь. Феофан Грек и Андрей Рублев были совершенно различных темпераментов, разного внутреннего строя. Феофан Грек следовал традициям византийской живописи, Рублев же принадлежал московской школе. Не выходя из рамок предписанных иконографией композиций, они подняли московское искусство на небывалую высоту, преодолев крайнюю ограниченность в трактовке религиозных образов, отразили каждый по-своему духовный мир изображаемых героев. Еще при жизни Андрей Рублев стал легендой. Его приглашали для украшения живописью лучших построек. Расписать храм значило написать фрески на стенах и иконы для иконостаса. Одному все это выполнить было невозможно. Рублев работал в дружинах-артелях с самыми выдающимися мастерами - Феофаном Греком, Прохором с Городца, Даниилом Черным. Художники расписывали главные соборы Москвы: Благовещенский, Успенский, Архангельский. Несомненно, великий живописец встречался со многими образованными и прославленными людьми своего времени. Андрей Рублев, так же как Феофан Грек, был большим мастером цвета и новатором в этой области. Художники разрабатывали сложные сочетания красок, создавали гамму, неведомую до них.

Слайд 6

Архангел Михаил из Деисусного чина, 1414 г. Андрей Первозванный, 1408 г.

Слайд 7

Богоматерь, 1408 г. Архангел Михаил из деисусного чина, 1414 г.

Слайд 8

Архангел Гавриил, 1408 г. Иоанн Златоуст, 1408 г. Андрей Первозванный, 1408 г.

Слайд 9

Архангел Михаил, 1408 г Григорий Богослов, 1408 г. Иоанн Предтеча, 1408 г.


Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть. Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни, об утерянном покое, счастье и гармонии со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней. Его ангелы, Иисус, Богородицы лечат наши души, искалеченные болезнями современности, заставляют хотя бы на миг забыть о всеобщем государственном оболванивании человечества, и окунуться в мир вечного покоя, благости и любви. В творчестве Рублева отчетливее всего выразились мечты русского народа об идеальной человеческой красоте. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких христианских идеалов.






Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло- лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом. Дерево мамврийский дуб - древо жизни, указание на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца, Древо за спиной среднего ангела, Гора за спиной третьего ангела.


В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные, например, «Апостол Павел». Колорит иконы более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; проявляются архаические тенденции. «Апостол Павел»


«Богоматерь Владимирская» Сочетание светлого зелено-голубого средника и более темных оливковых полей характерно для иконописи конца XVII века. Широкие поля отделены от средника красной узкой полосой. Лик Богоматери округлый, взгляд карих глаз направлен на Младенца. Охрение выполнено по серо- зеленому санкирю с легкой подрумянкой. Резкие высветления над левой бровью, по сторонам глаз, гребню носа, над верхней губой, на подбородке, шее. Сохранность личного Младенца неполная. Левая рука Богоматери поднята значительно выше правой. Одежды Богоматери и младенца, коричневые с красным оттенком, близки по цвету плотно прописаны тонкими линиями золота.




Живописное решение иконы отличается исключительной красотой. Преобладающие в личной плави розоватые тона слегка усилены розовым приплеском вдоль линии носа. Нежные, немного пухлые губы, написанные более интенсивно-розовым, как бы концентрируют этот ведущий тон. Золотисто-русые волосы в мягких локонах, обрамляющие лик, придают гамме более теплый оттенок, который согласуется с золотым ассистом ангельских крыльев, написанных яркими охрами, и с золотом фона. Бирюзово- голубая повязка в волосах, как бы пронизанная светом, вплетается в эту золотистую гамму подобно вкраплению благородной эмали. С нею тонально перекликается голубой, более приглушенного оттенка в папортках (крыльях) и в небольших участках хитона с золотым узорным оплечьем.


«Спас в силах» На центральной иконе «Спас в Силах» изображен Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия, восседающий на престоле. Обрамляющие Христа красный ромб, голубовато-зеленый овал и красный четырехугольник символизируют его славу и «силы», небесные (в овале) и земные (символы четырех евангелистов по углам ромба).


«Вознесение» Икона «Вознесение», как никакая другая из многофигурных праздничных икон, обладает особой ритмической организацией композиции. Здесь проявилось свойственное Андрею Рублеву чувство гармонии, пластической уравновешенности. Колорит иконы многообразен за счет нюансированности каждого тона. Живописные плоскости основных тонов оживлены богатством верхнего моделирующего рисунка и лессировок.



Жизнь и творчество

Русского иконописца

Андрея Рублёва

учитель Мировой Художественной Культуры ГБОУ СОШ №84 Петроградского района

Санкт-Петербург


Андрей Рублёв - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть.

Андрей Рублёв - русский иконописец, канонизированный православной церковью в лике преподобных святых, наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века.



«Искусство Андрея Рублёва - это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания»

По мнению искусствоведов, тщательно изучающих жизнь и творчество русского иконописца «Андрей Рублёв возрождает античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию».



Родился, по всей вероятности, иконописец в Московском княжестве (по другим источникам в Новгородском) около 1360 г. Источники смолчат и о настоящем имени иконописца, ведь АНДРЕЙ РУБЛЁВ – имя, принятое в монашестве, вымышленный псевдоним.

Происходил Андрей Рублёв из образованных кругов, отличался необыкновенной глубиной и тонкостью восприятия, о чём свидетельствует всё его творчество.



Самые ранние сведения о художнике восходят к московской «Троицкой летописи». Среди событий 1405 года сообщается, что «тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое благовещенье на князя великого дворе, а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублёв».

Упоминание имени Андрея Рублёва последним, согласно

тогдашней традиции, означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем уже достаточно признанным и уважаемым мастером, чтобы принимать участие в почётном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского.


Второй раз в летописи

Андрей Рублёв упоминается

в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным

в Успенском соборе во

Владимире. Прошло всего

3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у иконописца уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль.


Творчество Андрея Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой православной традиции в иконописи.

В 1420-х годах, как свидетельствуют летописи, Андрей вместе со своим «сопостником» Даниилом Чёрным руководит работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи, как и многое другое, к величайшему сожалению, не сохранились.


В 1411 или 1425-27 годах Рублёв создаёт свой шедевр - «Троицу». Традиционный

библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии,

он поместил в центре композиции единственную чашу,


а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность.

Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к

другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Всё это - указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображён в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора.


На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом.

Дерево - мамврийский дуб - превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы.

Дом воплощает Божие Домостроительство.


На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV - начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам.

В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.



В 1478 году игумен Троицкого Сергиева монастыря старец Спиридон скажет об Андрее «удивительный и прославленный иконописец, инок Андроникова монастыря, отличался такими добродетелями, что удостоился необычных дарований и настолько преуспел в совершенствовании, что не находил времени для мирских дел».

Андрей Рублёв скончался 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора.

Похоронен иконописец возле колокольни в Андрониковом монастыре Спасского собора.


Роспись иконописцем Андреем Рублевым Спасского собора Андроникова монастыря Ок. 1592 г .

Российская государственная библиотека, Москва, Россия

Лицевое Житие

преподобного

[ф. 304, III, № 21 / М.8663

(Троицк. III-21)], л. 230

(л. 227 по изд. 1853 г.)


В 1947 году в Спасо-Андрониковом монастыре учреждён заповедник, с 1985 года - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Перед главным входом находится памятник преподобному Андрею Рублёву работы скульптора Олега Комова.

Во Владимире памятник Андрею Рублёву расположен перед входом в парк имени Пушкина. Это последняя работа скульптора Олега Комова.


Презентация по слайдам

Текст слайда: Андрей Рублев


Текст слайда: Условным годом рождения Рублева принято считать 1360-й (в 1960 г. ЮНЕСКО отметило его 600-летний юбилей). Первое упоминание о нем - в 1405: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван «чернецом», т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т. е. был младшим.


Текст слайда: На мировоззрение художника повлияло: Победа на Куликовом поле; Экономический подъем Московской Руси; Рост самосознания русского народа, атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV - начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. Спас из Звенигородского чина, рубеж XIV-XV веков


Текст слайда: Образы и стиль Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства XIV в., которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы XIV в. с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи XII - нач. XIII вв.


Текст слайда: Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства ок. XIV и первой трети XV в., но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте. Апостол Павел.Конец XIV.Яичная темпера.


Текст слайда: Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Панов И.Г. Андрей Рублев 1996


Текст слайда: Даниил Черный был ближайшим другом Андрея Рублева; вместе с ним он расписывал Успенский собор во Владимире (1408) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1425-1427). Брусилов Станислав. Андрей Рублев и Даниил Черный


Текст слайда: Когда речь идет о многофигурных и многочастных ансамблях, подобных владимирским фрескам, не легко разобраться, где писал Рублев, а где близкие ему художники, такие, как его товарищ и «спостник» Даниил Черный. Черный В. Андрей Рублёв


Текст слайда: В науке не прекращаются споры о принадлежности кисти мастера тех или иных произведений. Коллективный характер стенописных работ, а также их плохая сохранность делают задачу выделения индивидуального стиля мастера трудноразрешимой Круг достоверных произведений (наличие исторических свидетельств) : стенные росписи Успенского собора во Владимире; икона «Троица»; фрагменты орнамента в соборе Андроникова монастыря.

Слайд №10


Текст слайда: Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества (Отца, Сына и Святого духа), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовность принести себя в жертву ради общего блага. Троица, икона из иконостаса Троицкого собора Сергиева монастыря, ныне находящаяся в Государственной Третьяковской галерее.

Слайд №11


Текст слайда: г.Москва. Памятник иконописцу Андрею Рублёву у входа в Спасо-Андроников монастырь. Памятник установлен в 1985 году, скульптор О. Комов В 1947 в Спасо-Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Слайд №12


Текст слайда: Образы этого величайшего иконописца московской школы, овеянные неземными миром и гармонией, оказали огромное влияние на все русское иконописание. Удальцова Ю.А. Андрей Рублев

Слайд №13


Текст слайда: В 1988 году, в тысячелетний юбилей Крещения Руси, Собор Русской Православной Церкви причислил Андрея Рублева к лику святых.

Слайд №14


Текст слайда: Андрей Рублев скончался в ночь на 28 января 1430 года, «на память Игнатия Богоносца» и похоронен под соборной колокольней Спасского собора Андроникова монастыря в Москве, где уже долгие годы монашествовал и входил в число соборных старцев. С именем Рублева связан самый высокий взлет в истории древнерусского изобразительного искусства. Рублев был тем гениальным мастером, который создал собственный оригинальный стиль, бесконечно совершенный, глубоко русский по своей сущности и художественному выражению, но впитавший и многие достижения мировой, в первую очередь византийской, христианской культуры.

Слайд №15


Текст слайда: Список литературы: А.С. Орлов " История России ", Москва 2002 В.А. Плугин "Мировоззрение Андрея Рублева", изд. "Московский Университет", Москва 1974 В.О. Ключевский "Курс русской истории", II том, Москва 1916