Как бороться с ленью - полезный рецепт. Является ли лень грехом Как бороться с ленью по библии

Все люди любят лениться. Человек медлит, тянет, переносит сроки, надеясь по возможности дольше не приступать к выполнению обязанностей. Но как победить лень? Существует ли какое-либо действенное средство, способное бороться с ней?

Оказывается, такое средство действительно существует. Называется оно - молитва против лени.

Сильная молитва против лени произносится после того, как ленивец поймет природу самой лени. Это вовсе не обязательно может оказаться слабость либо распущенность. Иногда лень может являться сигналом организма о наличии более серьезных заболеваниях.

Пониженная трудоспособность, например, наблюдается как симптом при пониженном давлении либо снижении уровня глюкозы в крови.

Это может являться следствием сердечной недостаточности. В таком случае бороться с ней самостоятельно не получится - придется обращаться к специалисту.

Интересно то, что грех лени в церковных источниках может иметь также такое название как грех уныния. Бороться с ним может быть очень сложно, однако возможно.

Общение с Господом

Любая молитва - это диалог человека и Бога. Если Вы желаете, чтобы Господь ответил на вашумолитву, необходимо обратить внимание на следующее:

  • Молитва - это общение с Богом, разговор с ним, потому будьте серьёзны;
  • Необходимо возносить молитву самому;
  • Закрывайте глаза во время произношения слов, чтобы было легче концентрироваться;
  • Молитва должна исходить из сердца.

Только когда Вы поймете это, только тогда начнете бороться с ленью правильно, и Ваши слова будут услышаны Богом.

Верьте в силу молитвы!

Самые сильные молитвы не подействуют, если Вы не будете верить в их силу. Ниже представлены несколько разновидностей молитв, которые помогут Вам бороться с недугом лени.

Православные молитвы от недуга лени. Лень считается происками Лукавого, а потому требует принятия особых мер - молитвы. Только посредством ее возможно излечить наваждение. Православная молитва от лени излечит от праздности и чувства лени. Обращаясь к Господу, человек признает, что он ленив и просит свергнуть с него ленное бремя. Молитва выступает здесь как болезнь, от которой следует избавиться для обретения счастья. Возносится часто своему Ангелу Хранителю.

Молитва Ангелу Хранителю

«Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.»
оставление прегрешений и всякой душе скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбей и болезней свобождение. Подаждь, Госпоже, храму сему и сим людем покровение (и святей обители сей соблюдение), граду сохранение, стране нашей от напастей. избавление и ограждение, да мирное зде поживем житие, и в будущем веце сподобимся видети Тебе, Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего. Ему же слава и держава со Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.»

Православная молитва от лени святому Александру Римскому. Испрашивает благословения святого для исцеления от ленного недуга. Признает слабость духа того, кто возносит молитву. Возносится прошение Александру Римскому свергнуть лень для обретения возможности творить благие дела.

Молитва Александру Римскому «От лени»

«Господи Иисусе Христе, внемли рабу Твоему, страдающему за имя Твое, и подай благодать Твою; пусть там, где будут почитать мою память, чудесно подаются исцелению больныя во славу имени Твоего».
В земной юдоли многими скорбями мучимы, бедами тесными, бурею искушений и соблазнов смущаемые,
многообразными болезнями удручаемые, мы ослабеваем духом и впадаем в уныние и краткие дни нашей жизни и бездействии проводим. не имея за собою никакого приобретения, так как нет у нас добрых дел, при помощи которых мы могли бы в будущей жизни быть оправданными и получить вечное блаженство. Поэтому мы умоляем тебя, святый мученик Александр, помоги нам свергнуть с себя бремя нерадения и ленности, чтобы бодро приступить к подвигам трудолюбия и пребыть твердыми в стремлении и делании духовном при снискании спасения тебе. И о больных услышь мольбу нашу, святый Александр, и нас, страдающих телесными, душевными недугами, исцели, появляясь на помощь нам, потому что ты, пред кончиною своей, молился о тех, кто будет почитать твою память, чтобы были они избавлены от всяких болезней. Итак, о нас, совершающих память твою, яви заботу и от болезней сохрани нас и немощных, призывающих тебя, исцели, да всеми будет прославляемо имя Божие во все времена.
Аминь.»

Вы можете обращаться с молитвенными словами к своему Ангелу Хранителю, чтобы получить помощь от него. При этом, вовсе не обязательно заучивать тексты именно тех молитв - используйте те слова, которые сами пожелаете. Главное, чтобы шли они из сердца.

Чего ожидать после прочтения молитвы

На самом деле, все зависит исключительно от самочувствия и желания молящегося. Молитва Ангелу Хранителю лишь помогает воссоединиться со святостью, признать ошибки и найти их решение. Молящийся аккумулирует внутренние силы, уговаривая себя подняться и начать действовать.

Сила воли поможет обрести желаемое.

Вознося молитвы Ангелу Хранителю, человек концентрируется на результате. Именно благодаря этой концентрации, он начинает верить в его свершение, борясь с ленью. У него начинают появляться идеи, нуждающиеся в срочном воплощении и уже ничто не удержит загоревшегося энтузиазмом на месте.

Практика православия - аскетика.

«Леность как болезнь современного общества»

Бойся плохих привычек больше, нежели врагов

прп. Исаак Сириянин

________________________________________________________

http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=konflikt2

Об основных проявлениях телесной лени

ü У разных людей бывают различные состояния лени

ü Ленивый ждет от других, чтобы его нужды удовлетворялись, и любит перекладывать работу на других, но сам не склонен делать для других

ü Ленивый любит жаловаться и хвалиться мнимыми трудами

ü При лени дела кажутся трудными

ü Лень часто связана с лукавством, оправданиями и ропотом

ü Людям привычнее видеть лень в других, и зачастую в то время, когда им самим лень

ü При лени человек не любит труд и этим нарушает заповеди Божии о труде

ü О трудолюбии и нетрудолюбии

ü Об обольщении своей неленостию

ü При лени человек поступает не по любви к ближнему

ü Христианин должен благотворить ближнему по любви к Богу

ü Лень – одна из главных страстей большинства людей и она наносит большой вред человеку

Советы святых отцов как бороться со своей ленью

ü Сознавай, что тобою правит страсть лени и понуждай себя трудиться

ü Не следует слушать мыслей о трудности дела

ü При противлении своей лени христианин должен понуждать себя с духовным смыслом

ü Христианин должен заботиться о своих телесных нуждах, чтобы не быть в тягость другим

ü Христианин должен, сопротивляясь своей лени, служить ближнему по любви к нему и ради заповедей Божиих

ü О том, что ленивые христиане к домашнему труду не должны прикрываться молитвой и походами в храм

ü О том, что нельзя отчаиваться и малодушествовать, когда понимаешь, что тебе не хочется менять привычный образ жизни



Святые отцы о страсти уныния, или лени и праздности

У страсти уныния есть два основных вида: телесная лень и праздность.

Лень – это не трудолюбие, нежелание трудиться или делать какую-то работу и желание отдыха или нечегонеделания. Праздность же – это бесполезное проведение времени или лень делать какую-то работу, потому что человек желает развлекаться. Так, при лени и праздности не хочется что-то делать, а хочется просто расслабиться, проведя время не в труде, а в развлечениях, например: смотреть телевизор или играть на компьютере.

Лень и праздность как две неразлучные сестры. Иногда, даже трудно сразу понять, что изначально движет человеком – лень или праздность, т.к. как от нежелания трудиться появляется желание провести время в развлечениях. А от желания развлечься или приятно провести время человек будет лениться делать что-то полезное и нужное. Но все же их можно определить. Так, действие праздности можно увидеть, когда человек решает что-то сделать, но ему очень хочется или посмотреть телевизор, или пообщаться в интернете или по телефону, и он не делает того, что собирался, а выбирает развлечение, как другой вид деятельности. При этом человек испытывает явное стремление к развлечению. Действие же лени будет, когда человек вначале подумает типа: «ой, не хочется, надоело, устал» и т.п., т.е. человек вначале чувствует желание не начинать или прекратить какую-то деятельность. И потом уже может возникнуть желание развлечься, и это вступает в силу праздность. Заметим, что в естестве человека испытывать некую потерю энергии после трудов; но в случае с ленью человек испытывает некий упадок сил до совершения какого-либо дела.

Напомним, что страсть уныния также является одной из страстей самолюбия и относится к пороку плотоугодие.

Леность есть жестокий сон, узилище душ, собеседница, сожительница и наставница изнеженных (свт. Иоанн Златоуст).

Душа ленивого... делается жилищем всякой постыдной страсти (прп. авва Исаия).

Не будем ленивы на добро, но станем гореть духом, чтобы не уснуть мало-помалу в смерть или чтобы, во время нашего сна, враг не посеял худых семян (ибо леность сопряжена со сном)... (свт. Григорий Богослов).

Точно нет ничего легкого, чего бы великая леность не представила нам весьма тяжелым и трудным... (свт. Иоанн Златоуст).

Ленивого и беспечного не пробудят ни благорастворение воздуха, ни досуг и свобода, ни удобство и легкость, - нет, он продолжает спать каким-то сном, достойным всякого осуждения (свт. Иоанн Златоуст).

Как человеку ревностному и с бодрой волей ничто не может воспрепятствовать, так, наоборот, беспечному и ленивому все может послужить препятствием (свт. Иоанн Златоуст).

Приятна леность? Но подумай о ее последствиях. Мы оцениваем вещи не по началу, а по тому, к чему приводят (свт. Иоанн Златоуст).

Разленение и присвоение себе прав на льготы - се начальные враги, губители всего духовного (свт. Феофан Затворник).

__________________________________________________________________

Феофан Затворник (Примеры записывания добрых мыслей…, 44): «…плотоугодие - есть, пить, спать вдоволь; ничегонеделание, леность».

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.1, § 200): «Признак самолюбия - когда кто-нибудь данное ему Богом дарование или скрывает, или не во славу Божию и пользу ближнего употребляет. Таковы те, …кто имеет здоровье и не хочет трудиться».

Ефрем Сирин (О добродетелях и страстях): «Забвение, леность и неведение… рождает сластолюбивая и покойная жизнь, привязанность к людской славе и развлечению. А первоначальная причина и самая негодная матерь всему этому есть самолюбие, то есть неразумная привязанность и страстная приверженность к телу, разлияние и рассеянность ума вместе с острословием и сквернословием, подобно всякой вольности в речах и смеху, приводящие ко многому худому и ко многим падениям».

Почему же самолюбие связано с унынием и человек любит лениться и развлекаться? Потому что это доставляет удовольствие.

Илия Минятий (Слово во вторую неделю Великого поста): «…(некоторые) смертные грехи доставляют какое-нибудь наслаждение, какую-нибудь радость тому, кто их творит; например, … ленивый рад праздности».

Святые отцы говорят, что как лень, так и праздность легко могут погубить душу.

Исаак Сирин (Слова подвижнические, сл.85): «Покой и праздность - гибель душе, и больше демонов могут повредить ей».

Можно быть трудолюбивым, но быть больным гордынею и самомнением о своем трудолюбии и осуждать других. Поэтому святые отцы предупреждают:

Иоанн Лествичник (Лествица, сл. 4): «Ревностные наиболее должны внимать себе, чтобы за осуждение ленивых не подвергнуться самим еще большему осуждению».

Отечник Игнатия Брянчанинова (Об авве Феодоре): «Грешный или ленивый человек, сокрушенный и смиренный сердцем, угоднее Богу человека, делающего много добрых дел и зараженного по причине их самомнением».

Заметим и то, что человек может не желать что-то делать или потому, что устал, или потому что желает развлечься, или потому, что считает, что это не его дело.

Святые отцы обозначают лень, как стремление души к худшему, и говорят, что ленивые люди самовольно порабощаются этой страстью.

Ефрем Сирин (Семь деланий у монаха): «Леность без всякого предлога есть предвестник уклонения в худое, ибо нерадивость воли без какой-либо предшествующей причины, например, иногда телесного недуга или какого неудобства, обнаруживает, что душа стремится к худшему. Не имеющую предлога и настоятельной какой-либо причины леность к деланию добродетелей называю унынием и беспечностью».

Платон, Митроп. Московский (т.5, Слово на день преп. Сергия): «…причина же лености в том, что угождением чувствам (ленивец) расслабил свои члены. Причина же расслабления, что истинное понятие о добре и настоящей пользе в нем помрачено. Для таких всякое дело - бремя, и они тем менее извинительны, что грешат не по неведению, но самовольно себя порабощают, и пренебрегают душевными выгодами».

Лень опасна и потому, что она связана с другими страстями.

Феофан Затворник (Письма, п.210): «А ведь эта сударыня (лень) одна не бывает. Она - запевальщица, и с нею хор».

Феофан Затворник (Толк. на посл. Римл. 12,11): «…леность - одна из главных страстей, злодействующих в человеке».

Паисий Святогорец (Духовное пробуждение, т.1, ч.3, гл.3): «Люди не любят труд. В их жизни появились праздность, желание устроиться потеплее, много покоя. Оскудело любочестие, дух жертвенности. …Сегодня все - и стар и млад - гонятся за легкой жизнью».

Также, к сожалению, ленивые люди не знают, что:

Пролог в поучениях (В. Гурьев, 16 сентября): «… все (жалобы ленивого) говорит в вас враг вашего спасения, чтобы погубить вас; потому что нет для него ничего легче, как ленивого подчинить своей темной власти. Ибо так говорит Пимен Великий: "кто живет в небрежении и лености, того дьявол низлагает без всякого труда" (Чет.-Мин. Авг. 27)».

Известно, что если мы хотим поступать по любви к Богу и жить по Его заповедям, то для этого мы должны противиться страстям и не согрешать. И в случае с ленью мы также должны отвергать ее.

А для этого, во-первых, следует признаться себе, что за всю твою жизнь у тебя собрались многочисленные привычки, связанные с ленью, которые ты даже не расцениваешь как лень. Например, ты привык не делать дела вовремя или откладывать их «на завтра», когда можно сделать сегодня, мотивируя тем, что ничего страшного не произойдет, если я этого не сделаю; привык жалеть себя и не напрягаться, когда почувствовал или простое нежелание «ой, не хочется», или небольшую усталость; привык исполнять работу не тщательно и не по совести; ты не придаешь значения тому, что ты зачастую слоняешься без дела или, начиная одно дело, бросаешь и приступаешь к другому; ты привык спокойно воспринимать, что твой ближний трудится для твоего или общего блага, а ты в этом время, например, смотришь фильм, и тебя не беспокоит совесть, и еще многое и многое другое.

Во-вторых, чтобы сопротивляться своей лени, надо помнить об основных ее проявлениях, о которых мы говорили ранее, например: если человеку не хочется что-то делать, то он ждет, чтобы его дела делали другие, стремится переложить работу на других, жалуется, что ему тяжело и он много делает; если он не будет хотеть что-то делать, то это дело него обязательно будет казаться трудным, и др. И, видя все это в себе при каждом случае, когда возникает любое нежелание к деятельности, следует тут же осознавать, что тобою сейчас руководит самолюбие, саможаление эгоизм и лень в том или ином проявлении. При этом следует приучить себя давать краткую характеристику этим проявлениям, например: при появлении мысли: «пусть это сделает тот-то», сразу произнеси самообличение, например: «лень всегда перекладывает на других». Или, например, возникает возмущение типа: «опять я должен это делать», скажи себе: «лень любит жалеть себя». Так, приучившись видеть в себе проявления лени и обозначать их, человек не только будет сопротивляться ей, но и приобретет духовную мудрость и опытное знание законов действия греха. А это в свою очередь будет удерживать его от осуждения других людей, т.к. будет четко осознание, что не человек плохой, а это его, как и тебя, мучает грех.

Каждый на собственном опыте знает (потому что делал это великое множество раз), что для того, чтобы противостоять лени, нужно сделать усилие над собою (даже просто сказать себе «ну, давай, делай») и начать делать дело.

Авва Исаия (Духовно-нравственные слова, сл.16): «Понудь себя немного, и скоро придут бодрость и сила».

Тихон Задонский (т.5, Письма, п.12): «Как ленивую лошадь люди плетью гонят и побуждают идти и бежать, так нам должно убеждать себя ко всякому делу».

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь…, п. 45): «Придет разленение, желание послабить, даже сомнение, уж нужно ли так делать, - гоните все это и, как положили, нудьте себя на дело сие».

«… благие помышления оставляют неисполненными, отлагают день ото дня. Отлагательство - общий недуг и первая причина неисправимости . Всякий говорит: "Еще успею", - и остается в старых порядках привычной недоброй жизни. Гони отлагательство, сон беспечности… А медлить чего ради? Чем дальше, тем хуже. Блюдись, ведь смерть при дверях».

Саможаление – подруга беспечности и нерадения – заглушает добрые движения. Беспечность наполняет человека легкомыслием, он откладывает важные дела на будущее, не задумываясь о том, какие неприятные сюрпризы и даже катастрофы готовит себе.

Нерадение – это состояние, когда человек делает всё для галочки, кое-как, он не хочет (или не может) как следует потрудиться.

Амвросий Оптинский (Жизнеописание в Бозе почившего … Амвросия, ч.1, с.103): «Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет».

Феофан Затворник (Что потребно кающемуся, гл.2): «Хочется, – все делается быстро; нападет разленение, – и малого не сделаешь. Когда же положено правило, хоти не хоти, а делай, и будешь непрестанно делать».

Василий Великий (О подвижничестве, 4): «Не позволяй другому исполнять дел, на тебе лежащих, чтобы и награда не была отнята у тебя и отдана другому… Дела служения своего исполняй благообразно и тщательно, как служащий Христу. Ибо сказано: «Проклят всяк творяй» дела Господня «с небрежением» (Иер.48, 10)».

Введите себе обязательное правило не оставаться без дела, когда другие что-то делают по дому, а предлагай свою помощь или займись другим трудом, полезным для семьи.

Авва Исаия (Духовно – нравственные слова, сл.3, 23, 24): «Если живете обще друг с другом (во взаимности или общежительно) и есть какое поделие, делай его и ты; приобщитесь ему все; и не щади ты тела своего, совести ради всех».

Феодор Студит (Наставления, гл.175): «Никто не оставайся без дела, слоняясь туда и сюда, и не губи дня попусту, когда другие братия трудятся усиленно, претерпевая зной дня и хлад ночи, в привратницкой ли кто находится или в больнице служит, или в сапожнической, или в столярне, или в другом каком послушании. Страшное это преступление…».

Также следует учиться делать дела не кое-как и нехотя, а с некой энергией.

Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п.53): «На вас нападает леность, приходит желание льгот поблажек, покоя плоти. Вы хорошо делаете, что не уступаете; однако ж ваша неуступчивость неполна. Разумею то, что вы, несмотря на эти соблазнительные нападки, все же делаете, что считаете должным, но делаете неохотно. «Хоть нехотя,- говорите,- но исполняю все». И это хорошо, как сказал я; есть тут борьба и одоление. Но надо бы эту борьбу доводить до конца, чтоб и одоление было полное,- то есть доходить до того, чтоб делать хотя, прогнав безжалостно «нехотя». Ибо это «нехотя» есть уступка лености и питает ее, хоть не жирно. Извольте, когда прогоняете леность, возбуждать себя до ретивости, чтоб живо, с энергиею, делать то, от чего оттягивала леность. И это только будет настоящею победою и одолением лености, а не то, как вы делаете».

Никодим Святогорец (Жизнь Христа, гл.2): «Итак, если раньше ты проводил жизнь в праздности и безделии, то проснись же наконец от этого тяжелого сна лености. Измени твою жизнь и раскайся в том, что ты так долго не следовал за Иисусом Христом и был подобен бесчувственным идолам, которые имеют руки, но никогда ничего не берут в них, имеют ноги, но не ходят ими. Держи всегда в своем уме слова, которые говорил один преподобный при наступлении дня: «Тело, работай, чтобы питаться; душа, трезвись, чтобы спастись».

Вонифатий из Феофании (Ответы на вопросы от разных лиц, в.31): «Если ты нерешительно будешь сражаться с леностью, то никогда не победишь оной; а коль скоро восстанешь против нее с твердым намерением, хотя и не без внутренней болезни, то с Божьей помощью можешь одержать над нею победу. Отражать врага есть знак верного и доброго воина; но обращать хребет свойственно одному ленивому и недостойному оруженосцу. Человек до гроба должен наблюдать за собою относительно сего порока, дабы не услышать в последний день ужасного определения сердцеведца (Бога)».

Сирах 2, 1-3 : «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок»

Нашим страстям и бесам было очень удобно и приятно, что мы преступали заповеди Божии и о труде, о любви, о служении ближним и др., и, обольстившись, считали себя грешниками - но не очень. Греху было удобно, что мы не видели в себе лени, эгоизма и самолюбия; им нравилось, что мы называли только себя грешниками и жили не по заповедям Божиим. Мы считали, что мы – христиане, но не хотели идти за Христом.

Иоанн Максимович (Царский путь…, ч.1, гл.8): «Все хотят радоваться со Христом, но мало желающих хоть немного пострадать за него. Многие следуют за Ним до преломления хлеба, но мало желающих испить чашу страданий. Многие прославляют Его чудеса, но не многие следуют за Ним на поругания и крест. О как мало грядущих за Христом Господом! Однако нет никого, кто бы не желал прийти к Нему. Все хотят наслаждаться с Ним веселием, а последовать Ему никто не хочет; хотят царствовать с Ним, но страдать с Ним не хотят; не хотят следовать за Тем, с Которым желают быть. …Поистине часто сбываются слова Премудрого: «Душа ленивого желает, но тщетно» (Притч. 13, 4), «хочет ленивый и не хочет» (По переводу Блаж. Иеронима. 34). Ты желаешь знать, что это значит? Ленивый хочет царствовать со Христом, но ничего не терпит ради Христа; любит воздаяния, а не подвиг; венца желает без борьбы, славы без трудов, царствия небесного без креста и скорби».

Зная все это, мы не должны отчаиваться, а пусть понемногу, но начинать меняться, потому что тогда мы будем еще более наказаны на Суде по слову Христа:

Евангелие от Луки 12, 47-48: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут».

Часто бывает так, что мы не находим в себе сил заняться тем или иным делом, пытаемся принуждать себя, находить какие-то стимулы, или чем-то припугивать, а воз все стоит на одном месте. И никакие наши самообвинения в лени не помогают с проблемой справиться. Откуда берется лень? Что ждет ленивого в будущем? Как избавиться от этого порока? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин.

- Батюшка, грешен, лень одолевает.

Так борись с ней.

Не могу, отче, ленюсь.

Знакомое многим утверждение «у меня Бог в душе» - всего лишь повседневное оправдание обыкновенной лени. Только не той, которая происходит от принципа «и так сойдет!», а иной - нежелания уйти от неги и ублажения собственного тела.

Для того чтобы внешне выглядеть «эффектно», чтобы пахло Диором, сверкали украшения, а одежда была от модных фирм, лень обычно отсутствует. Хватает сил и находятся средства. Но как только священник посоветует купить молитвослов и ежедневно молиться, в храм почаще заходить, то тут же выясняется, что нет ни времени, ни средств, ни здоровья.

Привычка говорить о том, что Бог у меня в душе, что посредники в лице священника не нужны, развращает не только душу, но и тело. Да и не может быть иначе! Ведь молитва усилий требует, и немалых. В народе нашем по этому поводу есть хорошее утверждение, с которым трудно не согласиться — «Существует три самых тяжелых в жизни дела: долги отдавать, за престарелыми родителями ухаживать, и Богу молиться.»

По сути, невыполнение этих трёх вещей - серьезные грехи, которые становятся «смертными», если в них не покаяться и от них не избавиться.

Духовная лень - распространяется повсеместно. В семье, где понятия Бог и вера ограничиваются лишь рассуждениями о морали и нравственности, Библия - только красивая книга на полке, а икона - украшение квартиры, в самое ближайшее время произойдет заражение детей этим пороком. Дети данного семейства обязательно заменят слово Божие на популярное его изложение с картинками, а икона там станет соседствовать с шаманской маской или очередной голубой лошадью следующего календарного года.

Духовной лени пытаются дать заумные объяснения. Такие понятия, как толерантность, синкретизм, космополитизм, глобализация - отнюдь не научные определения. Отнюдь. Каждое из этих слов произошло от примитивного желания оправдать свою собственную духовную лень.

Сама лень, как таковая, есть проявление вялости и бездействия. От нее советами и примерами избавиться можно. Например, мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (Прит. 6:6–9).

От лени и хорошее вразумление помогает, когда наглядно объяснишь, что ты обуза и ненужность для окружающих. Неплохо лень излечивается, когда внушишь ленивцу, что он просто глуп и скудоумен: Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок (Прит. 24:30–32).

Хуже тогда, когда лень пороком становится. Она, как и пьянство, часто - симптом более тяжелого уже духовного заболевания, которое перед лицом других всеми правдами и неправдами пытаются скрыть или оправдать. Скрывать долго не получится, а оправдание лишь к распространению греха произведет, и другие поступки предопределит. Все негаразды дней нынешних, все те негативные перипетии, которые сегодня нас преследуют в жизни, и есть следствия попыток оправдания духовной лени.

В конце концов, лень приводит к страшному желанию: избавиться от необходимости думать, принимать решения и нести за них ответственность.

Итог печален:

Лень, отвори, сгоришь!

Сгорю, но не отворю…

«Праздность, или удаление от трудов, - пишет святитель Тихон, - есть сама собою грех, ибо противна есть заповеди Божией, которая велит нам в поте лица нашего ясти хлеб наш (Быт. 3, 19). Следственно, в праздности живущие и чужими трудами питающиеся дотоле грешить не перестанут, доколе в благословенные труды не отдадут себя» (3, 172; 27, 759).

Праздность греховна не только сама по себе, но и «многих зол причиной бывает», ибо «к праздному сердцу, не иначе как к дому праздному, пометенному и украшенному, удобно приступает враг диавол. Отсюда пьянство, блудные дела, злые беседы, осуждения, насмеяния, злословия, хуления, картежные игры, обманы, ссоры, драки, излишняя роскошь, как и Соломон глаголет: в похотех есть всяк праздный (Притч. 13, 4)» (27, 759). Праздность причиняет вред не только душе, но и телу. «В праздности живущие всяким недугам и немощам подлежат, как бо вода растлевается, которая течения не имеет. Не трудящийся не может в сладость пищи принимать, и сон без трудов беспокоен бывает». Не желающие же трудиться из низших слоев «подлежат посмеянию и порицанию людей» и «понуждаются в бедности и нищете жить (Притч. 6, 11)» (3, 173). «От сего порока выключаются немощные, престарелые и содержащиеся в узах, которых одолжаются христиане сообща питать» (4, 226).

Чтобы избежать праздности и ее последствий, должно помнить, что время дороже всякого сокровища, особенно для христианина, как дающее возможность (иногда последнюю) покаяния, которое по окончании земной жизни принести будет невозможно. «Тогда время будет суда, а не покаяния, строгости, а не помилования. Следует непременно ответ дать и за самое время, туне потерянное. Ибо настоящее время есть торг (Мф. 26, 14-30)» (3, 173).

«Как не всякий труд полезен, так не всякая праздность порочна», - говорит святитель. Не спасительны и прямо греховны труды делающих неправду: похищающих и отнимающих чужое, коварных и завистливых льстецов, немилосердных ростовщиков. Напротив, «коль блаженный покой есть, когда ум от злых и душевредных мыслей, сердце от похотей лукавых упокоевается, очи не смотрят ничего, уши не слушают ничего, язык и уста не глаголят ничего, руки не делают ничего, что святому Божию закону противно» (3, 174; 27, 758). Но такой покой в действительности есть труд, к которому и призывает святитель. «Всегда будь в трудах добрых, то есть: или книги читай, или молись, или будь в богомыслии, или ручное какое дело делай. Ни к кому так враг не приступает удобнее, как к живущему в праздности» (27, 759).

Праздности неизбежно последует уныние. «Люта есть страсть сия, - пишет святитель. - Она и тех людей борет, которые хлеб и прочее все готовое имеют, а наипаче тех, которые живут в уединении» (2, 237). Как «наносимое» врагом нашего спасения с целью обратить христианина опять к «миру», уныние препятствует молитве, закрывает сердце, не давая ему принять слово Божие, и тогда Бог особенно ожидает от человека подвига (27, 1057). В борьбе с этой страстью «советую убо тебе чинить следующее, - пишет святитель одному иноку. - 1. Убеждать себя и нудить к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. 2. Усердие подаст переменность: то молись, то руками что-нибудь делай, то книгу почитывай, то рассуждай о душе твоей и о вечном спасении, и о прочем. 3. Память о смерти, нечаянно приходящей, память Суда Христова, вечной муки и вечного блаженства отгоняет уныние. 4. Молись и воздыхай ко Господу. Помогает Он трудящимся, а не лежащим и дремлющим» (2, 237). «Когда унынию и скуке поддаваться будешь, - пишет святитель в другом месте, - то большее уныние еще на тебя восстанет и со стыдом выженет тебя из монастыря. А когда будешь против него стоять и побеждать предписанным образом, то всегда после победы последует радость, утешение и большая духовная крепость; и всегда подвизающимся бывает переменно то печаль, то радость» (27, 1057-1058).

Унынию родственна печаль, и в творениях святителя они употребляются как синонимы. Христиане не должны печалиться «о том, что не имеют в мире сем благополучия, не имеют богатства, славы, почитания, что мир ненавидит, гонит и озлобляет их. Сей печали они противиться и не давать ей места в сердце своем должны. Паче же радоваться о том, яко познаются не мира сего быть чада, но Божии». «Печаль мирская» и бесполезна, ибо не может возвратить или дать ничего из того, о чем скорбит .

Как с праздностью, так и с унынием святитель отождествляет леность . К первой она примыкает как неделание того, что должно делать (трудиться как внешне, так и в душе); ко второму - как расслабление, усиливающее уныние. Чтобы показать пагубность лености, святитель использует следующий пример. «Земледельцы ленивые и в праздности живущие, - пишет он, - увидевши братию свою трудов своих плоды собирающих и радующихся, скорбят, тужат, печалуют и окаевают себя, что в лето не трудились, и так плодов не имеют: так христиане небрежливые, увидевше прочих за подвиг веры и труды, в благочестии подъятые, ублажаемых и прославляемых от Господа, восплачутся и возрыдают неутешно, и будут себя окаевать, что не хотели трудиться во временном житии». Происходя от нераскаянных грехов и диавола, расслабление души врачуется противостоянием искушениям, попускаемым Богом впадающим в леность (27, 792, 447).

Неуврачеванные своевременно, печаль и уныние могут привести к отчаянию, о котором святитель говорит как о неизбежном следствии греховной жизни и о тяжелом грехе против милосердия Божия (27, 639). Но именно надеждой на милосердие Божие святитель увещает в первую очередь противостоять помыслам отчаяния, этому «тяжкому и последнему удару диавольскому». Христианское упование подобно якорю, удерживающему корабль в бурю и сохраняющему его от потопления. «Когда о грехах твоих помышляешь, - говорит святитель, - помышляй и о милосердии Божием, которое, когда ты во грехах жил и грехами Бога прогневлял, на покаяние тебя вело; ныне ли восхощет погубить тебя, когда ты престал от грехов? Во множестве мест Святого Писания ободряется тщащийся на покаяние грешник: прииде бо Сын человечь взыскати и спасти погибшаго (Лк. 19, 10); не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир (Ин. 3, 17)». Сам «Бог научает нас, как нам и каяться подобает, - продолжает святитель, вспоминая покаянные места Псалтири. - Како убо не услышит кающихся, Который образ подал, как каяться, просить и молиться?» Наоборот, Иуда, «познав величество греха, но не познав величество милосердия Божия, удавился» (27, 640).

Зная опытно, сколь опасно искушение отчаянием, святитель еще и еще раз призывает противостоять ему. «Отчаяния страх, - говорит он, - хотя и от диавола бывает, однакож Божиим советом и соизволением» попускается для пользы самого человека, да «познает силу греха, гнев Божий против греха и видит, коль сильное есть мучительство диавольское». Далее, подобное «частое диавольское искушение опаснейшим и искуснейшим (более осторожным и опытным - и. Н.) творит христианина», ему противостоящего. Не следует отчаиваться и потому, что «таковые помыслы не по воле, но против воли нашей бывают; того ради в грех нам они не вменяются» и вредить душе не могут. Они «смиряют и сокрушают сердце, отвращают от мира, суеты и прелести его, подвигают к сердечной и усердной молитве», побуждают «от Бога помощи и избавления просить». Почему «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет» (2, 196-197; 4, 284-285; 6, 325).

Не только не унывать, но радоваться и благодарить Бога должен тот, кто чувствует помыслы отчаяния в спасении и борется против них. «Знамение есть, - пишет святитель, - что таковой в вере и благодати находится. Ибо враг не борет того, кто ему повинуется и работает». «Подлинно все жалуются на сии помыслы, которые ищут спасения. Горе грешникам некающимся. А кающимся и ищущим спасения своего молитвой и верой надобно ожидать милости Божией» (4, 276-284; 6, 319-320; 27, 638-644).

Является ли лень грехом, и где в Священном Писании подробно освещён вопрос о труде и лени? Лень есть проявление вялости и бездействия. Мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (Прит.6:6-9). Ленивый человек является обузой для других людей. Поэтому Священное Писание определяет лень как нравственный порок: Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его (Прит.10:26). Лень, согласно Библии, считается также проявлением скудоумия: Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок (Прит.24:30-32). В новозаветных священных текстах также обличается лень. Ленивый человек не радеет о данном ему Богом таланте, и за это подвергнется суду: Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал (Мф.25:26). ☦ Откуда берется лень? Что ждет ленивого в будущем? Как избавиться от этого порока? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин. Лень - Батюшка, грешен, лень одолевает. - Так борись с ней. - Не могу, отче, ленюсь. Знакомое многим утверждение «у меня Бог в душе» - всего лишь повседневное оправдание обыкновенной лени. Только не той, которая происходит от принципа «и так сойдет!», а иной - нежелания уйти от неги и ублажения собственного тела. Для того чтобы внешне выглядеть «эффектно», чтобы пахло Диором, ненавязчиво сверкали украшения, а в складках одежды обязательно проглядывали лейблы ведущих фирм, лень обычно отсутствует. Все будет сделано для очередного «ах!» подружки или «круто!» сослуживца. Хватает сил, находятся средства, и в сутках не надобно добавлять лишнего часа. Но как только священник посоветует купить молитвослов и неукоснительно ежедневно молиться, да и в храм иногда заходить, то тут же выясняется, что нет ни времени, ни средств, и здоровья не хватает. Интеллигентно-толстовская привычка говорить о том, что Бог у меня в душе, что нам, цивилизованным людям, посредники в лице священника не нужны, развращает не только душу, но и тело. Да и не может быть иначе! Ведь молитва усилий требует, и немалых. В народе нашем по этому поводу есть хорошее утверждение, с которым трудно не согласиться. Вот оно: - Существует три самых тяжелых в жизни дела. Первое - долги отдавать. Второе - за престарелыми родителями ухаживать. Третье же - Богу молиться. По сути, невыполнение этих трёх вещей - серьезные грехи, которые становятся «смертными», если в них не покаяться и от них не избавиться. Духовная лень - вещь заразительная, распространяется повсеместно, и темпы ее распространения отнюдь не уступают всяким свиным и птичьим гриппам. В семье, где понятия Бог и вера ограничиваются лишь рассуждениями о морали и нравственности, Библия - только красивая книга на полке, а икона - украшение квартиры, в самое ближайшее время произойдет заражение тех, кого мы считаем своими наследниками. Следующее поколение данного семейства обязательно заменит слово Божие на популярное его изложение с картинками, а икона там станет соседствовать с шаманской маской или очередной голубой лошадью следующего календарного года. Духовной лени пытаются дать заумные объяснения, привнести в нее философский, социальный и даже политический смысл. Такие понятия, как толерантность, синкретизм, космополитизм, глобализация (можно еще подыскать дюжину) - отнюдь не научные определения, подвластные лишь современному образованному уму и характеризующие человека и общество. Отнюдь. Каждое из этих слов произошло от элементарного и примитивного желания оправдать свою собственную духовную лень. Сама лень, как таковая, есть проявление вялости и бездействия. С ней бороться проще. От нее советами и примерами избавиться можно. Например, мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (Прит. 6:6–9). От лени и хорошее вразумление помогает, когда наглядно объяснишь, что ты обуза и ненужность для окружающих. Неплохо лень излечивается, когда внушишь ленивцу, что он просто глуп и скудоумен: Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок (Прит. 24:30–32). Можно отыскать, конечно, и более радикальные, своего рода хирургические методы избавления от данного порока, но в связи с расцветом от духовной лени произошедшей ювенальной юстиции я их здесь подробно приводить не буду. Кто желает рецепты узнать, отсылаю к хорошей книге с очень добрым и практическим названием: «Домострой». Есть еще действенное средство: расспросите своих бабушек и дедушек, как и кто помог им от грехов лености избавиться… Хуже тогда, когда лень пороком становится. Она, как и пьянство, часто - симптом более тяжелого уже духовного заболевания, которое перед лицом других всеми правдами и неправдами пытаются скрыть или оправдать. Скрывать долго не получится, нет ничего тайного, что не станет явным, говорит Писание, а оправдание лишь к распространению греха произведет и другие, отнюдь не Божьего происхождения, поступки предопределит. Все негаразды дней нынешних, все те негативные перипетии, которые сегодня нас преследуют в жизни личной и общественной, и есть следствия попыток оправдания духовной лени. В конце концов, лень приводит к страшному желанию: избавиться от необходимости думать, принимать решения и нести за них ответственность. Итог печален: - Лень, отвори, сгоришь! - Сгорю, но не отворю…

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ.