Конспект на тему храмовый синтез искусств. Храмовый синтез искусств

Общечеловеческие законы искусства, воплощённые в верованиях, обрядах, религиозных ритуалах, канонах архитектуры, монументального и декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, художественного слова и музыки в слиянии одного художественного целого, - вот неполный список того, что преподносит человечеству синтез храмового искусства. Причём и возникновение, и развитие, и само существование этого феномена отличаются у разных народов редкостным сходством. Здесь отражается мироощущение эпох, все представления человечества о мире.

Единство земного и небесного

Основная ценность абсолютно любой религии, будь то христианство, буддизм или ислам, - храмы, воплощающие образ мироустройства. Такие культовые постройки - жилища вездесущего неземного Бога на Земле. Это места, где происходит обретение Бога через молитву, единение с Ним через таинство и спасение души.

Идея божественного содержится в самом образе Храма Вышнего, которая живёт за пределами человеческого сознания и соединяет в себе представления людей о мироустройстве. Там убежище от суеты мирской, там осознание единства небесного и земного. Так же работает синтез искусств в эстетическом воспитании.

Высокая музыкальность слова, древние иконы со строгими ликами, торжественная архитектура храмов, монументальные фрески, полная достоинства пластика скульптур, красивые и точнейшим образом взвешенные мелодии церковной музыки - всё это рождает возвышенные нравственные чувства, когда приходят мысли о жизни и смерти, о грехе и о раскаянии, когда душа стремится к идеалу и истине. Синтез храмового искусства обращается к состраданию и сочувствию, покою и умилению, одухотворению и просветлённой радости.

Обустройство православного храма

Православный храм отводит для молящихся всё подкупольное пространство, алтарное же помещение предназначено для божественной сверхреальности. Напоминают о Боге и призывают к Нему иконы. До восемнадцатого века вся церковная музыка была строго одноголосой, перекликаясь с аскетизмом икон, фресок, мозаик. После музыкальные композиции, сопровождавшие службы, стали многоголосыми и более концертными, часто композиторскими. Этому послужили храмовый синтез искусств и слияние церковного и светского начал.

Художественное оформление храмов тоже стало богаче по форме и ярче по палитре. Золото, киноварь, пурпур, смальта - образы святых стали выразительнее, интенсивнее и разнообразнее, пение - более профессиональным, даже искусным. Всё это настраивает паству на торжественный молитвенный лад, и сама служба прирастает благолепием.

Синтез храмового искусства в католичестве

Грандиозен и величественен в архитектурном плане, интерьер светел, пространство наполнено воздухом и полётом. Все части декора устремлены вверх: столбы и колонны тонкие и изящные, окна витражные, ажурные, преграды между внутренней территорией собора и внешним миром кажутся эфемерными.

В отличие от хора без инструментального сопровождения в православном храме, в католическом звучат и хор, и орган. Архитектура, живопись, скульптура, как и таинство службы, - все виды синтеза искусств тоже коренным образом отличаются.

Постижение истины в мусульманстве

Огромный купол - мечети - является символом единого Бога (Аллаха), а башня около него - минарет - символизирует пророка его Магомета. Мечеть состоит из двух соразмерных пространств - открытого двора и затенённого молитвенного зала. Все архитектурные части мусульманского храма отображают понятия мусульман о красоте: купол словно парит над мечетью, ниши нависают друг над другом, словно ступени в бесконечное небо, минарет устремлён ввысь к божественному величию.

На стенах мечети можно увидеть только красиво оформленные изречения из священной книги мусульман - Корана, поскольку тут храмовый синтез искусств вобрал в себя только архитектуру и поэтическое слово под аккомпанемент струнных. Изображать богов или любое живое существо категорически запрещено и считается святотатством. Здесь присутствует только орнамент как явление мусульманского мироощущения - символ бесконечности в ритмических повторах основных мотивов. В свою очередь, повторы - это самый надёжный способ выразить преданность Аллаху и постичь его истину.

Проблема в буддизме

Буддисты организуют празднества на свежем воздухе. Их шествия очень красочно театрализованы, сопровождаются музыкой и танцами. Особенно впечатляет буддийское Эти нечеловеческие звуки словно связывают молящихся с далёкой непредсказуемой древностью, одновременно уносят сознание в космос, в музыку сфер.

Старинный сооружён из огромных плит и камней как основа для тяжёлого и пышного скульптурного и орнаментального декора, который охватывал практически всю его поверхность. Арок и сводов в буддийском храме нет. На кровлях обычно звенят многочисленные колокольчики, раскачиваясь от малейшего порыва ветра, мелодично позванивая и отгоняя злых духов. Колокольчики - предмет ритуальный, который используется в богослужениях. Тем не менее, храмовый синтез искусств в буддизме и мусульманстве не столь полон, как в христианстве.

Флоренский о Троице-Сергиевой лавре

Лавра не может быть просто музеем именно потому, что предмет искусства не есть вещь - он не может быть неподвижной, стоячей, мёртвой мумией художественной деятельности. Нужно сделать его никогда не иссякающей, вечно бьющей струёй творчества. Предмет искусства является живой, пульсирующей деятельностью самого Творца, пусть отодвинутой от Него через время и пространство, но неотделимой и переливающейся всеми цветами жизни, всегда волнующегося духа.

Искусство должно быть жизненным, и это зависит от степени объединённости впечатлений и способа их выражения. Единством содержания нас привлекает истинное искусство. Удаляя какую-либо одну грань из полносодержательной функции, получим фикцию реального содержания.

Лавра должна рассматриваться как синтез храмового искусства, как единое целое в культурном и художественном плане, как центр и памятник высокой культуры. Нужно ценить каждую малость: её быт, её своеобразную, отошедшую в область далёкого прошлого жизнь.

Синтетические виды искусства

Различные виды искусств активно объединяются в театре, кино и на телевидении. Здесь чаще всего взаимодействуют музыкальное, драматическое, изобразительное искусство и литература.

Прежде всего, слушатель или зритель воспринимает именно литературную основу спектакля или фильма. Зрительному восприятию образа помогают костюмы и декорации для создания атмосферы реальности, которую преподносит сюжет. Музыка же создаёт и усиливает эмоциональные переживания.

Уникальный жанр на сцене - мюзикл, где потребовался и особый синтез искусств. Примеры раскрытия серьёзного материала самыми доступными для зрительского восприятия средствами следующие: мюзикл "Собор Парижской Богоматери" по Гюго, где воедино слились искусства музыкальное, драматическое, хореографическое, вокальное, пластическое и художественное. Мюзикл имеет черты водевиля, оперетты, варьете, эстрадного шоу, за счёт чего отличается яркостью материала.

Синтез искусств на телевидении включает не только художественные телевизионные фильмы и сериалы, но и множество шоу, которые проводятся по определённым сценариям. Здесь к оформлению и декорированию студий подключаются цветомузыкальные осветительные приборы, которые помогают создать предусмотренную сценарием атмосферу, пространство и определённую звуковую среду. Синтез искусств на телевидении включает особенно много компонентов.

Философия как синтез

Наука открывает человечеству общее, а искусство - частное. Философия и является тем мостиком, который связывает одно с другим. Наука - оплот разума. Искусство - территория чувств. Философия, как шутят писатели, - уже не искусство, но ещё не наука. Она - синтез науки и искусства, поскольку совмещает два подхода - всеобщий и индивидуальный, соединяя разум и чувства, объективизм и абстракцию науки и конкретный субъективизм искусства.

Философии способна познать экстаз в научных понятиях, ей необходим и холод научного рационализма, и эмоциональность искусства, и откровения религии. Она способна отвечать на вопросы не только о вселенском бытии как целом, но и о месте человека в нём. Синтезируя разум, чувство и веру, на первое место философия выводит всё-таки разум.

Синтез искусств в ДОУ

Для дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) разработаны специальные программы, помогающие развитию детского восприятия, за основу которых взят синтез искусств. Здесь взаимодействуют три вида деятельности: музыка, изобразительное искусство и художественная литература.

Взаимообогащённые в синтезе искусства элементы усиливают познавательность и благотворно влияют на гармоничное развитие личности ребёнка. Литература, живопись и музыка всесторонне заполняют духовную сущность, снабжают новыми знаниями, обогащают внутренний мир, дарят новые возможности.

Литература, музыка и живопись охватывают духовную жизнь ребенка всесторонне и полно, а их взаимодействие обогащает каждое из них новыми чертами и возможностями. На занятиях в ДОУ план предусматривает включение в работу художественной деятельности детей в самых различных видах: чтение стихов и прозы, прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов, рисование, танцы.

Интегрированные занятия

Направлением образовательной программы ДОУ стала эмоциональная сфера восприятия воспитанников. Богатый художественный опыт даёт ребёнку точность суждений, логику, делает выразительным его творчество.

Дети получили возможность узнать, что одно явление отражается в различных видах искусства. Круг музыкальных впечатлений расширяется, обогащается словарный запас, появляется представление о костюмах и декорациях, о причёсках и гриме, о различных предметах старины.

Торжество музыки души

Произведения архитектуры, скульптуры, живописи помогают развитию речи и полезны для восприятия музыкального образа. Хорошо для такой работы запастись образцами прикладного искусства, народного промысла, среди которых следующие: городецкая роспись, вышивки, разнообразные валяные поделки, дымковская игрушка. Литература, прочитанная одновременно с изучением художественного промысла, должна быть соответствующей - фольклор или стилизации. И прежде всего это должно работать на восприятие музыкального произведения, которое запланировано программой для прослушивания в данный момент. Музыка в этом синтезе искусств обычно главенствует.

Детей необходимо знакомить и с оперой, и с балетом. Сначала есть смысл показать эскизы костюмов и декораций либо программную живопись по данной тематике, попутно проводя знакомство с сюжетом. Тогда при первом же прослушивании или просмотре музыкальное зерно будет падать на уже подготовленную почву. Дети не будут отвлекаться от музыки, и она останется в приоритете.


Синтез искусств- это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.Синтез искусств- это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез архитектуры, декоративно- прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.Синтез архитектуры, декоративно- прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.


Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладают удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят своё воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах.Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладают удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят своё воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах. В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.


Храмы- это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), её основные ценности.Храмы- это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), её основные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.


Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога.Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. В храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознаёт единство небесного и земного.В храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознаёт единство небесного и земного.


Певучесть Слова Божия, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с её строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно- прикладного искусства- всё это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу.Певучесть Слова Божия, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с её строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно- прикладного искусства- всё это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу.


Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветлённая радость и одухотворение.Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветлённая радость и одухотворение.


Православный храм Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках. В 18 веке эти напевы сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал как основы государственности России. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках. В 18 веке эти напевы сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал как основы государственности России.


Золотой фон, красочные пятна в мозаиках, сияние лампад и свечей, пение певцов усиливают благолепие службы.Золотой фон, красочные пятна в мозаиках, сияние лампад и свечей, пение певцов усиливают благолепие службы. Внутреннее, душевно- духовное наполнение обряда молитвой есть дело находящихся в храме людей.Внутреннее, душевно- духовное наполнение обряда молитвой есть дело находящихся в храме людей.










Католический собор Грандиозность и величественность архитектурного образа звучат особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки; ажурные окна с цветными стёклами- витражами.Грандиозность и величественность архитектурного образа звучат особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки; ажурные окна с цветными стёклами- витражами.





Архитектура, живопись, скульптура, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (а капелла), в католическом- с пением, со звучанием органа.Архитектура, живопись, скульптура, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (а капелла), в католическом- с пением, со звучанием органа.




Мусульманский храм (мечеть) Великий купол мечети символизирует единого Бога (Аллаха), а минарет (башня около мечети)- его пророка (Магомета).Великий купол мечети символизирует единого Бога (Аллаха), а минарет (башня около мечети)- его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмеренных пространства- открытый двор и затенённый молитвенный зал.Мусульманская мечеть включает в себя два соразмеренных пространства- открытый двор и затенённый молитвенный зал.


Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте.Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте. Огромный купол, архитектурные «сталактиты»- ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную красоту, а минарет- божественное величие.Огромный купол, архитектурные «сталактиты»- ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную красоту, а минарет- божественное величие. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.


В религиозной культуре ислама – архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов.В религиозной культуре ислама – архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама- декоративный, орнаментальный.Изображение божества и любого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама- декоративный, орнаментальный. Орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А повторение в мусульманстве считается одним из способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.Орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А повторение в мусульманстве считается одним из способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.













Буддийский храм Сооружён из мощных обтёсанных камней и плит, был основой для пышного и тяжёлого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Следствием этого является отсутствие свода и арки.Сооружён из мощных обтёсанных камней и плит, был основой для пышного и тяжёлого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Следствием этого является отсутствие свода и арки. На кровлях висят многочисленные колокольчики, наполняя пространство нежным мелодичным звоном.На кровлях висят многочисленные колокольчики, наполняя пространство нежным мелодичным звоном.


Колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов.Колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой, ритуальными танцами на открытом воздухе.Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой, ритуальными танцами на открытом воздухе.







Храм Махабодхи знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая (штат Бихар, Индия), расположенный в том месте, где Гаутама Сидхартха достиг просветления и стал Буддой. Бодх-Гая находится в индийском штате Бихар, в 96 километрах от Патны. В храмовый комплекс входит также святое дерево Бодхи. Это дерево было выращено из семени дерева Шри Маха Бодхи на Шри-Ланке, которое, в свою очередь, произошло от оригинального дерева Махабодхи, под которым нашёл просветление Будда.буддийский Бодх-Гая Гаутама Сидхартха просветления Бодх-Гая БихарПатныдерево Бодхи Шри Маха Бодхи Шри-Ланке



Буддийский храм в Санкт-Петербурге (современное официальное название: Санкт- Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй») самый северный в мире буддийский храм. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник святого учения Всесострадающего Владыки- отшельника».Буддийский храм в Санкт-Петербурге (современное официальное название: Санкт- Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй») самый северный в мире буддийский храм. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник святого учения Всесострадающего Владыки- отшельника».Дацан


Вопросы: Рассмотрите фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (православие и католицизм), буддийскую и мусульманскую. Опешите специфику каждого из них. Есть ли между ними что-либо общее? В чём специфика каждого?Рассмотрите фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (православие и католицизм), буддийскую и мусульманскую. Опешите специфику каждого из них. Есть ли между ними что-либо общее? В чём специфика каждого? Какие искусства объединяются в религиозных ритуалах?Какие искусства объединяются в религиозных ритуалах? Послушайте музыку, сопровождающую богослужение в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер её звучания с особенностями того или иного храма.Послушайте музыку, сопровождающую богослужение в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер её звучания с особенностями того или иного храма.


Если верить летописи города, то первые буддисты появились в Северной столице достаточно давно, еще во времена строительства Петропавловской крепости, а ведь это здание считается самым первым сооружением Санкт- Петербурга. Нужно сказать, что эти люди являлись подданными Калмыцкого ханства, которое в ту пору еще не входило в состав России. Волжские калмыки помогали возводить крепостные каменные валы. Но позже приблизительно с 18 до самой середины 19 веков ни в одном источнике не встречается упоминаний о том, что в городе появлялись люди, исповедовавшие какую-то другую религию. Первая буддистская община возникает в городе только в конце 19 века. Согласно статистическим данным переписи населения города в 1897 года, в городе на тот момент проживали только 75 буддистов. Хотя буквально через 13 лет, а именно в 1910 их количество увеличивалось до 200 человек. Большую часть из них составляли забайкальские буряты и волжско- донские калмыки. Представителям этой новой для города конфессии удалось получить разрешение на строительство храма. Посланник Далай- ламы обратился к императору Николаю II, и после его согласия в достаточно уединенном месте на берегу Большой Невки в течение шести лет продолжалось возведение этого внушающего трепет строения. Здесь же соорудили и общежитие, предназначенное как для приезжих буддистов, так и для монахов. Одновременно со всем этим строится еще и служебный флигель, который, к сожалению, не сохранился до наших времен.Если верить летописи города, то первые буддисты появились в Северной столице достаточно давно, еще во времена строительства Петропавловской крепости, а ведь это здание считается самым первым сооружением Санкт- Петербурга. Нужно сказать, что эти люди являлись подданными Калмыцкого ханства, которое в ту пору еще не входило в состав России. Волжские калмыки помогали возводить крепостные каменные валы. Но позже приблизительно с 18 до самой середины 19 веков ни в одном источнике не встречается упоминаний о том, что в городе появлялись люди, исповедовавшие какую-то другую религию. Первая буддистская община возникает в городе только в конце 19 века. Согласно статистическим данным переписи населения города в 1897 года, в городе на тот момент проживали только 75 буддистов. Хотя буквально через 13 лет, а именно в 1910 их количество увеличивалось до 200 человек. Большую часть из них составляли забайкальские буряты и волжско- донские калмыки. Представителям этой новой для города конфессии удалось получить разрешение на строительство храма. Посланник Далай- ламы обратился к императору Николаю II, и после его согласия в достаточно уединенном месте на берегу Большой Невки в течение шести лет продолжалось возведение этого внушающего трепет строения. Здесь же соорудили и общежитие, предназначенное как для приезжих буддистов, так и для монахов. Одновременно со всем этим строится еще и служебный флигель, который, к сожалению, не сохранился до наших времен.


Проектом храма занимались два человека архитектор Барановский и некто Березовский, будучи студентом Института гражданских инженеров. В своей работе они предпочли использовать в качестве образца элементы средневековой архитектуры Тибета, предварительно подвергнув ее модернизации и европеизации. Здание напоминает собой параллелограмм, который сужается кверху. Красивый портик украшает храм на южной стороне главного фасада. – Четыре величественные колоны с квадратным сечением декорированы бронзовыми капителями. Если вы захотите подняться наверх, то сделать это можно по широкой гранитной лестнице. Для облицовки стен храма специально был выбран гранит в красно фиолетовых тонах. Верхняя же часть сооружения выложена из красного кирпича, который украсили синими поясами и сочетающимися с ними белыми кругами. С северной стороны здание храма, состоящее из трех этажей, граничит с четырехэтажной башней, увенчанной так называемым «ганчжиром», представляющим собой позолоченное медное завершение. По сторонам храм как бы охраняется восьмиградусным кругом «хардэ» с медными фигурами газелей, что является символом буддизма. Печатные молитвенные тексты располагаются в позолоченных конусах по углам главного фасада. Внутри храм заботливо украсили цветными витражами, а пол выложен многоцветной плиткой. В Санкт-Петербурге это место хорошо известно не только, как буддистская молельня, но и в каком-то роде музей центр духовности и культуры индийской части Тибета. а в данный момент здесь еще и образована так называемая монастырская школа, в которой можно получить одно из самых лучших буддийских образований в нашей стране.Проектом храма занимались два человека архитектор Барановский и некто Березовский, будучи студентом Института гражданских инженеров. В своей работе они предпочли использовать в качестве образца элементы средневековой архитектуры Тибета, предварительно подвергнув ее модернизации и европеизации. Здание напоминает собой параллелограмм, который сужается кверху. Красивый портик украшает храм на южной стороне главного фасада. – Четыре величественные колоны с квадратным сечением декорированы бронзовыми капителями. Если вы захотите подняться наверх, то сделать это можно по широкой гранитной лестнице. Для облицовки стен храма специально был выбран гранит в красно фиолетовых тонах. Верхняя же часть сооружения выложена из красного кирпича, который украсили синими поясами и сочетающимися с ними белыми кругами. С северной стороны здание храма, состоящее из трех этажей, граничит с четырехэтажной башней, увенчанной так называемым «ганчжиром», представляющим собой позолоченное медное завершение. По сторонам храм как бы охраняется восьмиградусным кругом «хардэ» с медными фигурами газелей, что является символом буддизма. Печатные молитвенные тексты располагаются в позолоченных конусах по углам главного фасада. Внутри храм заботливо украсили цветными витражами, а пол выложен многоцветной плиткой. В Санкт-Петербурге это место хорошо известно не только, как буддистская молельня, но и в каком-то роде музей центр духовности и культуры индийской части Тибета. а в данный момент здесь еще и образована так называемая монастырская школа, в которой можно получить одно из самых лучших буддийских образований в нашей стране.
















    Храмы — это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. . . Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Религия вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

    В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть — для божественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России. Пение а капелла (без сопровождения).

    Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана. В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама — декоративный, орнаментальный. Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Именно орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из надежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.

    Су?ра (араб. ????‎‎ с?ра) — это арабское слово для обозначения одной из 114 глав Корана.

    сура Аль-Фатиха (араб. Открывающая) — первая сура Корана.

    Та?нтра (санскр. ??????, букв. «хитросплетение», «ткань», «сокровенный текст», «магия») — тайная наука о ритуале, изложенная в текстах-тантрах.

    Д/з - знать особенности храмового синтеза искусств в разных религиях.

Просмотр содержимого документа
«Храмовый синтез искусств »

Тема урока: Храмовый синтез искусств

Цели и задачи:

    Создание атмосферы восприятия "собственно искусства" в современном его понимании как самостоятельной формы творческого выражения состояния художника и воплощаемого им образа, явления. Состояния, связанного с эстетическим наслаждением, а не культовым мироощущением.

2. Закрепление знаний ряда произведений искусства, их характерных особенностей.

3. Развитие способностей к анализу выразительных средств: фресок, икон, архитектурных форм, духовной музыки эпохи русского средневековья.

Ход урока:

    Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла.

Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности.

Храмы - это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. . . Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Религия вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

Синтез искусств в православном храме.

В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть - для божественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России. Пение а капелла (без сопровождения).

Синтез искусств в католическом храме.

Грандиозность и величественность архитектурного сооружения. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки, витражи. Грандиозность подчеркивает и звучание органа.

Синтез искусств в мусульманском храме (мечети).

Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) - его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства - открытый двор и затененный молитвенный зал. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана. В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама - декоративный, орнаментальный. Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Именно орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из надежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.

Су́ра (араб. سورة‎‎ сӯра) - это арабское слово для обозначения одной из 114 глав Корана.

сура Аль-Фатиха (араб. Открывающая) - первая сура Корана.

В этой суре говорится о совокупности идей и общем значении Корана, который подтверждает единобожие, является благой вестью для верующих, предупреждает о наказании неверующих и грешников, указывает на необходимость поклонения Аллаху, на путь к счастью в настоящей и будущей жизни и рассказывает о тех, которые повиновались Аллаху и обрели блаженство, и о тех, которые не повиновались Ему и оказались в убытке, и поэтому эта сура называется «Мать Книги»

Синтез искусств в буддийском храме.

Древний буддийский храм, сооружен из мощных обтесанных камней и плит. Почти всю его поверхность украшает орнаментальный скульптурный декор. Поэтому отсутствуют арка и свод. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.

Та́нтра (санскр. तन्त्र, букв. «хитросплетение», «ткань», «сокровенный текст», «магия») - тайная наука о ритуале, изложенная в текстах-тантрах.

Д/з – знать особенности храмового синтеза искусств в разных религиях.

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Искусства обходят кругом весь мир и циркулируют, как кровь в наших жилах»
Вольтер

На протяжении всего периода существования человечества существует и искусство. В масштабах всего общества, искусство – особый способ познания и отражения действительности, часть духовной культуры человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и души человека, о комичности и трагичности жизни. Различные виды искусства взаимно обогащаются, постоянно взаимодействуя друг с другом. Такое единение и взаимосвязь называют синтезом искусств.

Синтез таких видов искусств как архитектура, музыка, декоративно-прикладное искусство, монументальное искусство, скульптура, религиозная живопись находит свое воплощение в культовых постройка – Храмах. Издавна образ Храма содержал в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирал все представления о мироустройстве в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам, иудаизм). Храм для верующего человека является земным жилищем неземного и вездесущего Бога, местом общения с Богом через молитву, местом единения с Богом через таинство, местом спасения души.

Огромный и сложный мир Православного Храма открывается каждому из нас по-своему. Одному – глубиной святоотеческой мысли, другому – возвышенной красотой фресковой росписи и иконописи, а кому-то – торжественностью и величием обрядов.

Каждый Православный Храм неповторим. Вспомним о величественном Храме Христа Спасителя – самом крупном Кафедральном Соборе России. Он относится к числу так называемых обетных Храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Этот необыкновенный Храм был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России, как памятник мужеству русского народа в борьбе с Наполеоновским нашествием 1812 г.

Автором проекта был русский архитектор К. А. Тон, который посвятил Храму Христа Спасителя почти полвека. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, Храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Над созданием Храма под руководством К. А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени.

Свой вклад внесли архитекторы Н. В. Дмитриев, И. С. Каминский, И. И. Свизяев, К. К. Рахау, А. И. Резанов. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур были П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский, Н. Пименов, П. Ставассер. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого. Известны имена каменных дел мастеров, которые вели работы: К. Анисимов, М. Филиппов, Рябков.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные молитвами праведников на Россию. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников, кто потрудился для утверждения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Имена доблестных героев были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

В Храме Христа Спасителя был собственный хор – один из лучших в Москве. В Храме звучали голоса Ф. Шаляпина и К. Розова. Исполнялись произведения П. Чайковского, А. Архангельского, П. Чеснокова, А. Кастальского.

В 1931г. Храм Христа Спасителя по решению ЦИК СССР был уничтожен.

«Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
Венчанных славою героев
Россия отдала векам,
Христу Спасителю построив
В сердцах нерукотворный храм…»

Считалось, что эти строки, ходившие в 1931 г. в списках, написал академик Н. В. Арнольди.

В 1999г. новый Храм Христа Спасителя был восстановлен как условная внешняя копия первоначального архитектурного шедевра.

Полное единение архитектуры, скульптуры, религиозной живописи, декоративно-прикладного искусства, религиозного пения, звуков органа присутствует в величественном образе католического Храма.

Обратимся к конкретному образу – Римско-католическому собору непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Это самый большой католический Храм России, один из двух действующих Храмов Москвы. Собор был построен в начале 20 столетия на средства польской общины Москвы и католиков других городов России. Проект архитектора Ф. О. Богдановича - Дворжецкого был выполнен в неоготическом стиле. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере, а прообразом купола явился купол кафедрального собора в Милане. Планировка собора крестообразная.

На шпиле центральной башенки Храма установлен крест. В притворе собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Стрельчатые оконные проемы украшены витражами, которые делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром.

Под оконными проемами, на внутренних поверхностях стен находятся 14 барельефов – 14 «стояний» Крестного пути. За первой стрельчатой аркой потолка находятся хоры для певчих и орган. В Храме находятся частицы мощей святых, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии.

В пресвитерии собора, на стене апсиды находится Распятие. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры – Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором С. Захлебиным. В 2005 г. в соборе установлен новый орган, подаренный лютеранским собором швейцарского города Базель.

Примечателен образ древнего буддийского Храма. Древние Храмы в виде пагод (ступ) возникли в древней Индии. Они имели форму перевернутой чаши. В фундамент таких построек замуровывали буддийские реликвии, священные писания, драгоценности.

В древнем Китае, а впоследствии и в Японии, пагоды трансформировались в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш. На кровлях подвешивали многочисленные колокольчики, которые защищали святилище от проникновения злых духов.

В состав храмового комплекса входили пагоды, колокольня, зал для проповедей, библиотека, зал для медитаций, помещение – жилище монахов и трапезная. Буддийские Храмы были украшены настенной живописью, живописными свитками и скульптурами, отображавшими образы Будды, образы богов-хранителей, гневных и благостных, а также буддийских святых. Буддийская скульптура – деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая – служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения. Древние буддийские Храмы становились произведениями зодчества и центрами многих искусств – архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства.

Обратимся к образу одного из самых крупных буддийских памятников на земле – Храму Боробудур. Храм расположен на острове Ява в Индонезии, построен между 750 и 850 гг. Боробудур выстроен в форме ступы, которая напоминает гигантскую мандалу. Эта мандала отражает схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями. Фундамент ступы квадратный со стороной 118метров. У ступы имеются восемь ярусов, пять нижних – квадратные, а три верхние – круглые. На верхнем ярусе расположено72 малых ступ вокруг большой центральной ступы. Каждая ступа в форме колокола с большим количеством украшений. Внутри ступ помещены статуи Будды.

Сотни лет Храм лежал под слоем вулканического пепла. В 1984г. Боробудур был восстановлен при содействии ЮНЕСКО. В настоящее время Храм является местом паломничества и молитв. По мере совершения ритуального обхода каждого яруса, паломники знакомятся с жизнью Будды и с элементами его учения. А прикосновение к каждому Будде из ступ на верхнем ярусе, через выемки в ступе, согласно поверьям, приносит счастье.

В религиозной культуре ислама главным священным сооружением является мечеть. Мечеть – это мусульманское молитвенное архитектурное сооружение. С точки зрения мусульманина мечеть – это модель и символ мира. Архитектура мечети символична. Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства – открытый двор и затененный молитвенный зал. Великий купол мусульманской мечети символизирует единого Бога – Аллаха. Башни, находящиеся рядом с мечетью – минареты – его пророка Магомета.

Художественный стиль ислама – декоративный. Мусульмане на протяжении многих веков считали святотатством изображать человеческий облик или образы животных. Мусульманские святыни обильно украшались сложнейшими орнаментальными композициями, в которых гармонично взаимодействовали элементы растительного и геометрического орнамента. Также каллиграфическое искусство в мусульманских странах было доведено до совершенства. Арабская вязь, возникшая в Ираке, первоначально использовалась как способ украшения мечетей. Ею же переписывали священные тексты.

Одной из крупнейших в мире мусульманских святынь является мечеть Джами Масджида (Пятничная или Соборная мечеть), находящаяся в Индии. Это строение поражает величием своей архитектуры и законченностью. Высшая точка мечети находится на высоте 61,3 м. Высота боковых минаретом достигает 41 м. Внутри мечети – просторный молельный двор площадью в 400 кв. м.

Для верующих эта мечеть имеет особое значение. Здесь хранятся бесценные реликвии мусульманского мира: тапок пророка Мухаммеда, отпечаток его ноги на камне, рыжеватый волос из его бороды, глава Корана, начертанная под его диктовку и осколок надгробья, некогда стоявшего над могилой пророка.

Проблема национальной культуры становится сегодня особенно острой. А между тем, возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладают удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят свое воплощение в архитектуре, оформлении храмов, в религиозных обрядах и ритуалах, музыкальном сопровождении богослужения. Храмовый синтез искусств являет нам представление человека о самом себе, о мире, о той роли и мисси, которая предначертана каждому из нас в этом мире.

Слайд 2

Цели и задачи:

  • Знакомство с храмовым синтезом искусств
  • Духовно- нравственное воспитание, православное просвещение
  • Овладение всем богатством родной культуры, характерное всесторонне развитой личности
  • Приобщение к культуре малой Родины
  • Слайд 3

    Синтез искусств - органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.

    Храмовый синтез подчиняет единому замыслу элементы архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия и выступает как организующее начало.

    В эпоху мрачного средневековья главными очагами культуры были монастыри и храмы. Там писали летописи, творили иконы, пели богослужебную музыку, создавали шедевры зодчества.

    На примере Свято – Георгиевского женского монастыря, мы попытаемся наглядно доказать, что храм является синтезом всех видов искусства.

    Слайд 4

    История создания Свято – Георгиевского женского монастыря

  • Слайд 5

    Вид из храма на Эльбрус

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    11 апреля 2006 года Священным Синодом Русской Православной Церкви на Кавказских Минеральных Водах (на КМВ) был официально открыт Свято-Георгиевский женский монастырь с назначением монахини Варвары (Шурыгиной) настоятельницей монастыря.

    Слайд 9

    Архитектура и оформление храма

    Общий вид на центральный марш, ведущий к соборной площади, и на соборный ансамбль с его Георгиевским храмом, колокольней и водосвятной часовней.

    Слайд 10

    Паперть – это главный вход в собор

    Устройство купольного храма

    Основание - кубическое

    Главный купол

    • Барабан
    • Портал

    Боковые двери

    Слайд 11

    На его острие – круглое «яблочко» с которого возвышается крест.

    Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия.

    Красой он чудною сияет,

    Где жизни цель, конец пути, -

    То крест Христов; он озаряет,

    Чтоб не во мраке нам идти

    • Яблочко
    • Крест

    Главным украшением собора являются купола.

    Каждый купол стоит на барабане.

    Главную роль в композиции храма играет центральный купол.

    Слайд 12

    Слайд 13

    • Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви
    • Три главы знаменуют Святую Троицу
    • Одна глава знаменует единство Бога.
    • Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.
    • Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.
  • Слайд 14

    • Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.
    • Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.
    • Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
    • Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.
  • Слайд 15

    Цвет купола тоже символичен: золотой - символ небесной славы, храм посвящен Христу

    Голубые и синие – Пресвятой Богородице

    Слайд 16

    Зеленые купола посвящались Троице и символизировали Святой Дух

    Серебряные купола - посвящались святым

    Слайд 17

    Храм в честь Святого Георгия Победоносца

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Молитва Федоровской Божией Матери

    О Пресвятая Владычице Богородице и ПриснодевоМарие, единая надежно нам грешным, к Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велиеимаши дерзновение пред родшимсяот Тебе по плоти Господом Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молениями Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас грешных и недостойных свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и житии Ему единому во вся дни живота нашего.

    Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй, и ограждай, и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печалех, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злостраданиетелесное, и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, все страны и грады, и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшном судищи Христовом стати одесную и соделай нас снаследники вечных благ, да славим во веки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    По преданию, Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Кем и когда она принесена в Россию – неизвестно, но уже в XII веке икона находилась в часовне недалеко от города Городца и считалась чудотворною.

    Слайд 21

    Молитва Георгию Победоносцу

    Святый, славный и всехвалъныйвеликомучениче Христов Георгие! Собраннииво храме твоем и перед иконою твоею святою покланяющиисялюдие, молим тя, известный желания нашего ходатаю: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и да укрепит же данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разрушит силы возстающих враг, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имамы Божественную помощь; и всем в скорби и обстоянии сущим многомощное яви твоезаступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Слайд 22

    Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла)

    Слайд 23

    Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства - все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии,рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

    Посмотреть все слайды