Реформа театру нужна, но вопросы остаются

0
26 июня 2013


Министерство культуры разработало законопроект, согласно которому каждый деятель культуры раз в пять лет должен проходить конкурс, чтобы подтвердить свою профессиональную состоятельность. Что принесёт новый закон творческим работникам?
Гость в студии – председатель Независимого профсоюза актёров театра и кино Денис Александрович Кирис.
Кто такие эти творческие работники? И что предлагает новый закон с ними сделать? Как пояснил Д. Кирис, когда имеются в виду "творческие работники", то речь идёт о работниках театров, киносъёмочных коллективов и журналистах. Так определялось понятие "творческие работники" в старой редакции Трудового кодекса.
Но сейчас будут вноситься конкретные изменения для работников театра. Что касается музыкантов, то они в эту категорию не попадают. Те новшества, которые предлагаются, коснутся актёров театра, работающих на бессрочном трудовом договоре. То есть, когда человек может работать долго-долго и может уйти тогда, когда либо пенсия придёт, либо ещё что-то в виде старухи с косой. Остальных категорий творческих работников эта новация никак не касается. И в этом заключается проблема. Потому что реформирование Трудового кодекса в отношении творческих работников уже давно назрело. Это нужно делать. Это всё очень серьёзно. И этого очень сегодня не хватает. Из-за этого очень много проблем как у работников, так и у работодателей.
Какие это проблемы? Д. Кирис объяснил, каким образом касаются эти новшества театров. В театрах сегодня обычно с артистами заключаются срочные трудовые договоры сроком либо на полгода, либо на год. Соответственно, под новую редакцию, какая предлагается, эти артисты вроде как не подпадают. Потому что в законопроекте написано, что переаттестация будет проводиться раз в пять лет и в отношении тех, кто работает на бессрочном трудовом договоре. Возникает вопрос, что делать с теми, кто работает по полгода или году, как с ними будут регулироваться трудовые отношения? Независимый профсоюз профсоюза актёров театра и кино совместно с Министерством культуры инициировал создание рабочей группы, которая все подобные моменты должна чётко проработать.
Самое главное заключается в том, чтобы переаттестация не стала инструментом узаконенного увольнения людей. Актёры – люди очень зависимые. А многие директора театров могут воспользоваться этой процедурой как инструментом увольнения неугодных им людей.
Что-то подсказывает, что воспользуются, потому что особых критериев конкурса пока не выработано. Потом не очень понятно, как можно оценить творческого работника? Его труд ведь нельзя ни взвесить, ни измерить. Такая оценка – субъективизм чистой воды.
Д. Кирис пояснил, что любой актёр и так всю свою жизнь проходит своеобразные конкурсы, кастинги, всё время доказывает, что он лучший, что он может, что он имеет право. В принципе, это нормально. Такие условия и диктует современный рынок. Но переаттестация не должна стать инструментом узаконенного увольнения. Поэтому должны быть чётко проработаны все процедуры того, как всё будет происходить. Обязательно в этой комиссии, которая будет заниматься конкурсом, должен присутствовать представитель профсоюза. Если в театре этого представителя нет или вообще нет профсоюза, значит, такого человека должны приглашать, и он обязательно должен быть. И решение должно приниматься обязательно с учётом его мнения. В этом случае это не даст возможности убрать человека как неугодного, сказав ему, что тот очень плохо душит Дездомону, что у него эта сцена не получается.
Или можно сказать человеку, что он не задействован в спектаклях, уже полгода не играет ни одной роли. Но не актёр же назначает себя на роль? На роль его назначает главный режиссёр. Если у актёра есть конфликт с главным режиссёром, последний никогда не назначит актёра на роль. Соответственно, у такого актёра прямая дорога не пройти конкурс.
На пресс-конференции, на которой презентовался данный законопроект с участием представителей Министерства культуры и Союза театральных деятелей, бросилось в глаза, что очень яро за законопроект ратовали как раз руководители театров. Они говорили, что им без этого закона совсем никак не выжить. В чём заключается их проблема? Д. Кирис пояснил, что проблема руководителей театров заключается в том, что у них есть, как они это называют, "балласт" артистов, которые действительно не заняты в спектаклях, не участвуют в репертуаре, но директора обязаны этих артистов содержать, то есть, выплачивать им заработную плату и т.д. Конечно, любой нормальный руководитель понимает, что лучше ему взять молодого и талантливого, который более активен, чем держать людей, которые уже фактически дисквалифицировались в чём-то в своей профессии. Потому что, если артист не выходит на сцену, то он фактически через какое-то время дисквалифицируется. Творческий состав должен постоянно работать. Соответственно, это нормально, когда человек, который не работает, не принимает участия в спектаклях, уходит.
Но тут опять встаёт социальный вопрос. Надо чётко понимать и прорабатывать процедуру, куда же такую толпу этих людей деть. Эти люди ничего, кроме актёрства, делать не умеют. Для артиста уйти со сцены – подобно смерти. И таких случаев много. Актёр, который отслужил в театре, перестаёт выходить на сцену, через какое-то время как человек начинает чахнуть. Минкульт предлагает, но этот вопрос нуждается в дополнительной проработке, этих людей как-то занимать, трудоустраивать, потому что такая огромная армия людей может просто оказаться на улице.
Не очень понятно, где находится страна: или в рыночной экономике, или не в рыночной? Если в рыночной, то тогда творческий человек оказывается в ситуации свободной конкуренции, с ним заключается срочный трудовой договор, и его с ним либо продлевают, либо не продлевают. Если срочный трудовой договор с человеком не продлевается, то тогда он выходит на рынок рабочей силы и снова предлагает свои услуги тому или иному работодателю. Если страна находится не в рыночной, а в советской, социалистической экономике, тогда начинаются разговоры, что если человека уволить отсюда, то тогда надо его где-то трудоустроить. Если этот человек в данном учреждении никому не нужен, то кому он будет нужен где-либо ещё?
Д. Кирис с этим доводом ведущего согласился. По его мнению, та система, по которой до сегодняшнего дня существовали все российские театры, была советской, которая с той поры осталась. Нормальных рыночных отношений там не было. Даже те коллективные трудовые договоры, которые заключаются в театрах, все они пришли из советской эпохи.
Поэтому эта реформа нужна, её нужно проводить, но её проводить надо комплексно. Обязательно должен быть выработан, как считает Независимый профсоюз актёров театра и кино, единый коллективный договор или единый эффективный контракт, в котором будет чётко всё прописано. И когда все чётко будут понимать – и артист, и работодатель, кто из них что может делать, тогда не будет двойных стандартов, когда каждый театр будет выступать в роли законотворца. Когда всё будет чётко определено и прописано в подзаконных актах, которые издаст то же Министерство культуры, вот тогда возникнет регулируемый механизм. А сейчас законопроект в том виде, в котором он ушёл в Госдуму на слушания, остаётся сырым, его нужно дорабатывать.

Источник публикации Радио России
Оставить комментарий