Международная федерация актеров встала на защиту российских коллег

0
04 июля 2013

фото:fia-actors.com

Международная федерация актеров (ФИА) резко осудила Российскую ассоциацию продюсеров кино и телевидения, возглавляемую режиссером и продюсером Сергеем Сельяновым. В резолюции (есть в распоряжении «Известий»), принятой на собрании исполнительного комитета ФИА в Нью-Йорке, говорится о том, что федерация озабочена проблемой российских артистов, которые вынуждены работать на кинопроизводстве не в статусе наемных сотрудников, а как независимые подрядчики. Из-за этого режиссеры, актеры, каскадеры и другие временные работники на киностудии не могут получать пенсионные отчисления. Ассоциация продюсеров кино и телевидения отказывается вести переговоры с профсоюзами на эту тему, гласит резолюция.
С жалобой на продюсеров в ФИА обратился Независимый профсоюз актеров театра и кино России. По словам руководителя профсоюза Дениса Кириса, проблема тянется уже много лет, с начала перехода страны на рыночные отношения. Трудовые отношения с производителями кино имеют только сотрудники самой кинокомпании, занимающиеся организацией процесса: директора, юристы и т.д.
Режиссеров, постановщиков, актеров, каскадеров, пиротехников и прочих временных сотрудников продюсерам дешевле нанимать по подряду, продолжает Кирис, так как в этом случае ни пенсионные, ни страховые отчисления платить не нужно. В результате, по мнению главы профсоюза, страна имеет армию не обеспеченных в старости актеров.
Не отвечает работодатель и за охрану труда подрядчиков.
— Производственная травма трактуется для подрядчиков как несчастный случай или бытовая травма, а соответственно, не компенсируется работодателем даже в минимальном объеме, — говорит Кирис.
В ответ на претензии профсоюза глава Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов заметил, что подрядные отношения между продюсерами и актерами легитимны.
— Не секрет, что российское кино убыточно. При этом зарплаты актеров в России по сравнению с другими странами очень большие, неадекватные рынку. Это от 60 тыс. до 120 тыс. рублей за съемочный день, — рассказывает Сельянов. — Мне кажется, что профсоюзы действительно могли бы оказать своим членам существенную помощь, размещая часть этих высоких доходов во внебюджетных пенсионных фондах, чтобы обеспечить актерам достойное существование в пенсионном возрасте.
Актер театра и кино Игорь Петренко («Водитель для Веры», «Тарас Бульба») в разговоре с «Известиями» отметил, что разброс актерских гонораров велик: кто-то получает много, кто-то мало.
— У профсоюза нет цели рассорить представителей киноиндустрии. Есть стремление как минимум наладить конструктивный диалог между актерами и продюсерами, — считает он.
Глава Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис отмечает, что, несмотря на сопротивление со стороны продюсеров, проблемой заинтересовались на государственном уровне.
— По поручению вице-премьера Ольги Голодец была создана рабочая группа Минтруда. На прошлой неделе было первое заседание. Решили, что будем работать над предложениями, — говорит Кирис.
Выходом из сложившейся ситуации может стать и новое межотраслевое соглашение, которое урегулирует противоречия между продюсерами и работниками аудиовизуальной сферы, считают в Федеральной палате культуры. Исполнительный палаты Евгений Потапов заявил, что они готовы приступить к созданию такого закона внутри отрасли. Ранее Потапов разрабатывал действующее отраслевое соглашение для экспертных аудиторских и оценочных организаций.
Трудовые взаимоотношения продюсеров и временных работников Потапов предлагает урегулировать по-голливудски: до съемок актер как физлицо должен подписать договор, в котором будет четко указано, что он не получит отчислений в пенсионный фонд, однако будет претендовать на отчисления от проката и постпроката. Необходимо продумать несколько вариантов контрактов, говорит Потапов.
По его словам, к соглашению уже готовы присоединиться союз каскадеров, профсоюз работников модельного бизнеса и некоторые продюсеры во главе с Любовью Калинской (продюсер фильма «Соловей разбойник» с Иваном Охлобыстиным).
Однако, по убеждению президента палаты культуры, без государственного вмешательства не обойтись. Продюсеры подпишут соглашение только в случае, если для кинокомпаний будут отменены или минимизированы налоги на время съемок.

Авторы: Светлана Поворазнюк, Марина Давыдова

Источник публикации газета Известия
Оставить комментарий