Где-то когда-то был праздник большой...

0
14 августа 2013

Фото: Михаил Синицын/ РГ

Премьер не выпускают, о творческих планах не спорят - сил набираются перед предстоящим сезоном, да, может, косметический ремонт где доделывают... Отдыхают артисты, стараются забыть о концепциях развития худруки, отпускает головная боль и у начальников по искусству - министерство культуры тоже в отпуске. В общем, ничто не предвещает. Так было и на этот раз. Пока, несмотря на летнее отпускное затишье, не накалились телефоны в Государственном музыкальном театре национального искусства под руководством Владимира Назарова, и уникальный коллектив, двенадцать лет базирующийся на юго-западе Москвы и все эти годы являвшийся настоящим музыкальным украшением как округа, так и всего города, вдруг оказался главным ньюсмейкером, но отнюдь не по творческому поводу. Комментариев просят журналисты. Звонят знаменитые коллеги, многочисленные друзья Владимира Назарова и его благодарные ученики со всех уголков света: "Если надо, мы приедем и выйдем на баррикады у театра". Пока не надо баррикад. Хотя тревожный сигнал уже поступил: здание театра на Юго-Западе выглядит весьма соблазнительной площадкой для использования помещения в коммерческих целях. И довольно проблематичным домом для нужд как высокого, так и народного искусства: только представьте, что вам как зрителю через всю Москву по пробкам к 19.00 надо добраться до юго-запада Москвы, а оттуда - в Олимпийскую деревню, а после представления проделать весь путь обратно, и вы поймете весь масштаб еженедельного творческого подвига театра, собирающего на свои спектакли по пятьсот-шестьсот человек и выпускающего по три премьеры в год.
Сложно спорить с национальным искусством, которым занимается всю свою жизнь композитор Владимир Назаров - автор легендарного "Ах, карнавал", создатель культового ансамбля фольклорной музыки "Жалейка", затем - Государственного ансамбля фольклорной музыки СССР, и руководитель курса в Академии имени Гнесиных, на основе которого впоследствии, фактически по инициативе президента Владимира Путина, в 2002 году родился Театр национального искусства - можно прислать в театр комплексную финансово-хозяйственную проверку. Не смогли найти нарушений - можно поставить перед чиновниками задним числом вопрос о творческом потенциале художественного руководителя - поди проверь, в каких аршинах его надо мерить? А тот факт, что Владимир Назаров как худрук создал театр из своих учеников Гнесинской академии, голосам которых могут позавидовать даже в Большом театре, - так это можно просто замолчать. Как и не заметить уникальную историю создания коллектива, - как сначала он отбирал таланты, в российской глубинке отыскивая новых Фрось Бурлаковых; как потом всех трудоустроил (свободное распределение - это не в правилах его курса), а затем и помог наладить быт в Москве. Обеспечив достойными по театральным меркам зарплатами своих артистов и сотрудников (оклад вокалистов в его театре - 30-40 тысяч, от минкульта на зарплату поступает около 10 тысяч рублей на человека, остальное театр зарабатывает сам; в труппе - 60 артистов, а весь коллектив театра со всеми службами насчитывает более двухсот человек)...
Тут бы справедливо было ждать помощи и веского решающего слова от департамента государственной поддержки искусства и народного творчества министерства культуры РФ - от кого же, в первую очередь, как не от них? Однако, по словам Владимира Назарова, оказалось, что на поддержку с их стороны театру рассчитывать не приходится...
Двенадцать лет Театр Владимира Назарова говорил в своих спектаклях и программах "О любви на всех языках", собирая национальную культуру народов мира в музыкальные "Фрески ХХ века". Посмотреть спектакль "Скрипач на крыше" Владимира Назарова ехали не то что со всей Москвы - со всей России. Постановка "Лесная песня" - "Ведьма по имени Мавка" по мотивам драмы Леси Украинки дважды переживала рождение - сначала собирала аншлаги во МХАТе имени Чехова, куда, надо понимать, далеко не каждый желающий мог зайти поставить спектакль, а затем и на сцене на Юго-Западе. За двенадцать лет выпущено 26 музыкальных спектаклей с полноценными декорациями - и это без вечного театрального "плача Ярославны" об отсутствии постановочных денег. Кроме всего прочего, это единственный в мире такой театр, другого нет, хотя бы в силу того, что и другой такой многонациональной страны, как Россия, нет, с таким запутанным клубком межнациональных проблем, которые надо решать каждый день, ежечасно. Не только средствами политики устанавливая административные границы, а всем вместе - через проникновение культур.
Так что пока в то, что и в национальном искусстве, как в бизнесе, могут происходить рейдерские захваты, верится с трудом. Оправдаются ли надежды? "РГ" будет следить за развитием событий.
Прямая речь
Владимир Назаров, художественный руководитель Государственного музыкального театра национального искусства, народный артист России:
- Говорить о том, что наши проблемы какие-то уникальные, не приходится. Наши проблемы - это проблемы всей культуры. Я не хочу становиться в позу обиженного, кого-то в чем-то обвинять. Мужчина не обижается, мужчина огорчается. Так вот я огорчен той ситуацией, что я всю жизнь проработал на ниве многонационального искусства, считал это огромной важности задачей, которую надо выполнять насколько хватит сил, и всю жизнь делал, мне казалось, нужное дело для страны. А сейчас выдвигаются совершенно другие критерии и оценки твоего труда, естественно, меня это приводит в растерянность, потому что у нас намечено много премьер. Все вопросы, которые нам задавались и продолжают задаваться, в основном это вопросы экономической целесообразности. Мы, получается, экономически невыгодный коллектив. Мы знаем, что надо делать. Да, мы не в силах провести к театру метро. Но мы, например, пригласили к себе, договорились с оркестром имени Олега Лундстрема. Они теперь сидят у нас. Мы предлагали в качестве жеста доброй воли коллективу Касаткиной и Васильева тоже прийти к нам. Они как черт от ладана шарахнулись от нашего зала и сказали: боже упаси, мы лучше будем сидеть в тесноте в центре, чем мы поедем в роскошные условия на юго-запад. Да нет охотников. Как мы могли бы привлечь публику? Наши спектакли в основном семейные, учитывая окружение нашего театра, и что это спальные районы, мы стараемся, чтобы родители могли с детьми прийти, и родители не боялись - ни чернухи, ни порнухи в наших стенах не показывают. У нас спектакли для семейного досуга. Любым же путем нельзя зарабатывать деньги. Наша задача как у театра национального искусства состоит в улучшении климата межнациональных отношений. Почему при всем при этом мы должны зарабатывать деньги, как Филипп Киркоров, я не понимаю. Мы не хотим вставать в позу, не хотим конфронтации ни с кем. Мы готовы сотрудничать с министерством культуры по всем вопросам. Мы не можем позволить себе "роскошь" создать спектакль, где будет два актера, стол и стул, или антрепризу. Мы делаем масштабные музыкальные спектакли. Видимо, в нашей стране настолько все хорошо в области межнациональных отношений, что уже пора такие театры, как мы, просто прикрывать, потому что они экономически нецелесообразны...

Автор: Ирина Корнеева

Источник публикации Российская газета
Оставить комментарий